Имена числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ушиярова Гульсум Фаритовна

Разработка урока в 6 классе. Имена числительные + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ena_chislitelnie.rar23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имена числительные. (6 класс)

Цель: повторить правописание имен числительных, повторить и закрепить склонение имен числительных, употребление имен числительных в речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  1. словарный диктант

Пять, семь, пятнадцать, девятнадцать, пятьдесят, пятьсот, тридцать, семьдесят, шестьдесят восемь, семьсот тридцать два, девятьсот пятьдесят девять.

                  2)Проверьте и поставьте себе оценку.

                  3)Сделай вывод.

  1. Основная часть:

- Скажите, пожалуйста,

  • В котором часу ты сегодня проснулся?
  • Сколько у тебя завтра уроков?
  • Сколько лет Учалинскому району?
  • Сколько лет Великой Победе?
  • Сколько лет суверенному Башкортостану?
  • Сколько цветов у радуги?

- Итак, когда же мы употребляем числа ? (ответы учащихся)

- Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры мы употребляем везде. А между тем имя числительная сама немногочисленная часть речи , она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Я хочу вам сказать, что неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности пишущего. Необходимо во что бы то ни стало научиться имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными. (и еще плюс ЕГЭ).

- Чем же мы будем заниматься на уроке ? (ответы учащихся: цель урока)

- Повторим, вспомним и закрепим уже имеющиеся у вас знания.

Задание №1

Из данного текста выпишите числительные, распределив их по значению и составу.

Волны могут быть огромной величины. В океане наблюдались волны шириной в 13-14 метров и длиной 400 метров. Максимальную длину ветровой волны наблюдали в 824 метра, она распространялась со  скоростью более ста километров. Так, в 1883 году во время извержения вулкана Кракатау образовалась волн, достигшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину. Эта волна смыла все, даже почву, с ближайших островов.

Ответ:

Задание №2

Определите лексико-грамматический разряд числительных (колич., поряд., собир.)

Пять седьмых; восьмидесятый; пятнадцать,  два, две целых пять десятых; двое; два с четвертью; двадцать второй; оба; две третьих; один; обе.

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

- Проверим:

- Обратите внимание на слово ОДИН.

- Что мы знаем ?

1) Числительное один согласуется с существительными в роде, числе и падеже:

                       один школьник                                  

Род                 одна школьница

число             одно окно

                       одни туфли и т.д.

Падеж: во всех падежах как прилагательное:

Один стол                          Одна тетрадь

Одного стола                     Одной тетради

Одному столу

Одним столом

Об одном столе

2) Числительное ДВА имеет форму мужского и женского рода (два журнала, две книги).

Задание №3

В каком ряду все числительные – количественные?

1) Из десяти книг, восемь с половиной страниц, семьюдесятью тремя тоннами, обоих студентов, с трехметрового столба;

2) Сто тысяч лет; одна шестая суши; двести семьдесят первая квартира; десятка два яблок; первоклассный шофер.

3) четырехсот пятнадцати рублей, к восемнадцати миллионам граждан, в трех томах стихов, девятьюстами гектарами, двести пятьдесят лет.

4) У семи учениц, в первой тысячи билетов, до восьми раз, обеими бригадами, аттестат с пятерками.

Подвести итог.

Задание №4

Поразмышляйте! В чем особенности изменения числительных сорок, девяносто, сто?

(обратитесь к опорному материалу, табл. в тетр.)

Вывод: Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют лишь две формы:

В Им. и Вин. падежах – 40, 90, 100, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

Это интересно !   Слово сорок в Др. Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок  (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или) белками, и, наконец, числительное сорок.

Задание №5

Просклоняйте числительные полтора, полтораста.

Вывод: Числительные полтора , полтораста в им. и вин. п. имеют формы: полтора, полтораста, а в остальных – полутора, полутораста.

Числительные полтора, полтораста в им. и вин. п. имеют формы полтора, полтораста, в остальных – полутора, полутораста :

 

Им. п.

полтора; полтораста

Род. п.

полутора, полутораста

Дат. п.

полутора, полутораста

Вин. п.

полтора; полтораста

Тв. п.

полутора, полутораста

Пр. п.

(о) полутора, полутораста

 

Задание №6

В место точек вставьте  числитекльные оба, обе.

По … сторонам дороги тянулись поля. Город раскинулся по … берегам реки. Ребенок держал игрушку … руками. … братьевприняли в секцию. У … сестер разряды по гимнастике. Склоны … оврагов размыты ливнями. Русла … рек песчаные.

Задание №7

Просклоняйте дробное числительное ВОСЕМЬ СЕДЬМЫХ.

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Вывод: Дробное числительное состоит из 2-х частей: первая часть называет числитель дроби, вторая часть – знаменатель дроби и представляет с собой порядковое числительное. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – как  порядковое во множественном числе.

При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных:

Им. п.

Три пятых (класса)

 Род. п.

Трех пятых (класса)

Дат. п.

Трем пятым (класса)

Вин. п.

Три пятых (класса)

Тв. п.

Тремя пятыми (класса)

Пр. п.

(о) трех пятых (класса)

Задание №8

Просклоняйте словосочетание.

Семеро суток, трое ножниц, двое медвежат, четверо детей.

Вывод:

Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн. числе.  

Собирательные числительные изменяются по падежам (склоняются), но рода не имеют, за исключением числительных оба (мужской и средний) и обе (женский).

Им. п.

Оба (мальчика)

Обе (девчонки)

Двое (друзей)

Род. П.

Обоих (мальчиков)

Обеих (девочек)

Двоих (друзей)

Дат. П.

Обоим (мальчикам)

Обеим (девочкам)

Двоим (друзьям)

Вин. п.

Обоих (мальчиков)

Обеих (девочек)

Двоих (друзей)

Тв. п.

Обоими (мальчиками)

Обеими (девочками)

Двоими (друзьями)

Пр. п.

(об) обоих (мальчиках)

(об) обеих (девочках)

(о) двоих (друзьях)

Задание №9

Исправьте ошибки в морфологическом разборе.

Если бы двое химиков, свободно владеющих тридцатью языками, начали с первого января тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года читать все входящие в этом году публикации, представляющие для них профессиональный интерес, и читали бы их по сорок часов в неделю со скоростью четыре публикации в час, то к тридцать первому  декабря тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года они прочитали бы лишь одну десятую часть этих публикаций.

Двое (химиков) – числ., двое, колич., собират., простое, в форме и.п. мн. ч. Подлежащее.

Тридцатью (языками) – числ., тридцать, колич., простое, в форме т.п., мн. ч. Дополнение.  

(С) первого (января) – числ., первое, порядк., простое, в форме в.п., ср.р., ед. ч. Обстоят.

Тысяча девятьсот шестьдесят четвертого (года) – числ., тысяча девятьсот шестьдесят четвертый, колич., сосавн., в форме р.п., мн. ч., м.р. Обстоят.

(По) сорок (часов) – числ., сорок, колич., простое, в форме в.п. Обстоят.

(К) тридцать первому (декабря) – числ., тридцать первый, порядк., составн., в форме д.п., м.р., ед. ч. Дополн.

Одну десятую (часть) – числ., одна десятая, порядк., дробное, в форме п.п., ж.р., ед. ч. Определение.  

Вывод: проверить морфологический разбор.

III. Вывод, итог, оценка.

  1. Какая часть речи называется числительным ?
  2. Какими бывают числительные по составу?
  3. На какие разряды делятся числительные ?
  4. В каких числительных Ь пишется в середине слова? В каких в конце ?
  5. Сравнительные числительные в русском и башкирском языках?  

Презентация: Вывод учителя (на компьютере) 

IV. Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 16.
  2. Упр. 209 – прочитать и отгадать загадки. Списать заменяя цифры словами. Числительные разберите как часть речи.
  3. Гольцова. Упр. 224 просклонять словосочетания
  4. Закирьянов. Упр. 228. Спишите образуя от данных количественных числительных порядковые и согласуя их с существительными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Сложные имена числительные"

Урок по изучению сложных числительных...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"

Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...

Тестирование по русскому языку по теме," Имена числительные". 6 класс.

Итоговый тест по русскому языку для учащихся шестого класса по теме"Имена числительные"....

Урок " Без грамматики нет и математики..."( Простые и составные имена числительные)

  На уроке открытия новых знаний в 6-м классе на тему " Простые и составные имена числительные" ребята знакомятся с интересной историей происхождения некоторых имен числительных ...

Порядковые имена числительные

Порядковые имена числительные...