Урок " Без грамматики нет и математики..."( Простые и составные имена числительные)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Елисеева Ольга Николаевна

    На уроке открытия новых знаний в 6-м классе на тему " Простые и составные имена числительные" ребята знакомятся с интересной историей происхождения некоторых имен числительных и на полученных новых знаниях , анализируя происхождение предложенных имен числительных  и сравнивая их состав , формулируют новую тему.

    На уроке  использованы различные приемы и методы: фронтальный метод,  работа в парах, метод проблемно- диалогического обучения

 Предложенные виды работ обучают умению различать простые и составные числительные, учат обозначению числительных одним и несколькими словами, правильному употреблению имен числительных в речи, 

развивают внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

УМК:  Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016г.

Тема: " Без грамматики нет и математики".   ( Простые и составные имена числительные).

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы: фронтальная,  работа в парах, метод проблемно- диалогического обучения

Цель: образовательная: обучить умению различать простые и составные числительные, учить обозначению числительных одним и несколькими словами, правильному употреблению имен числительных в речи;

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 

Воспитывающая цель:

вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Оборудование: учебник, ИКТ, таблица, карточки

Планируемые результаты:

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или причин неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля, планирование сотрудничества.

Коммуникативная: умение обосновывать свою точку зрения, полное и точное выражение своих мыслей.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I.Организационный момент.

Настрой на работу.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Работа с эпиграфом урока: " Без грамматики нет математики" ( Пословица). - Так ли это?

Приветствие учителя, настрой на работу

II. Актуализация знаний. Грамматическая разминка.

Создание проблемных ситуаций.

Повторение изученного ранее учебного материала.

Организация работы на развитие мыслительных процессов обучающихся (памяти и внимания)

Организация    работы  у доски с последующей фронтальной проверкой.

Выполнение заданий на повторение.

Задание 1: В каждом ряду находим только числительные и определяем их разряд.

1)Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.

2) Два,  двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.

3) Тройной, три, третий, тройка, утроить.

4) Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.

5) Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Задание 2. Выбрать предложения с именами числительными и определить, каким членом предложения они являются?

1) Кто сегодня получит пятерку?

2) Двоек нам не надо.

3) Пять да пять – десять.

4) Лена сидит на второй парте у окна.

5) Позвони мне между шестью и семью часами.

6) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

7) Четвёртый день идёт снег.

8) Встретимся у седьмого вагона.

3.  Информация об имени числительном как части речи. Заполнение таблицы.

Вопрос

Имя числительное

Что обозначает?

На какой вопрос отвечает?

На какие разряды делится?

Как изменяется?

Каким членом предложения является?

Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

Осознанное устных  речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля

Выделение,  осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить и закрепить; осуществление самоконтроля

IV.  Подготовка к "открытию новых знаний".

Вызвать интерес к историческим фактам.

Создание проблемной ситуации

- Задумывались ли вы ребята, когда -нибудь откуда произошли имена числительные?

 О словах, обозначающих количество в древнерусском языке. Происхождение имени числительного " пять".

  Информация из " Краткого этимологического словаря" Н.М. Шанского.

- Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Н. М. Шанский. Краткий этимологический словарь.)

- А остальные числительные в русском языке образованы по одинаковому принципу. Можете ли вы,  объяснить происхождение числительного, которое содержится в сегодняшней дате? Разберите по составу имя числительное " пятнадцать". А какое число будет через неделю? "(Двадцать второе)( Из скольких корней состоит каждое числительное? Из каких? Что означает каждый корень?  Из скольких слов состоит в целом это числительное?)

Анализ языкового материала под руководством учителя, сравнение анализа состава двух разных числительных, обобщение, высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Исследование условий проблемной задачи, осуществление самоконтроля

V. Открытие новых знаний.

Создание проблемной ситуации.

- Начертите таблицу из двух колонок, распределите данные имена числительные, на основе проведенного анализа имен числительных " пятнадцать" и "двадцать два". Как вы назовете эти колонки? По каким признакам разделите числительные? ...

- Два, пятьдесят, тридцать три, двадцать девять, шесть, восемь, пятнадцать, пятьсот, сто семьдесят три, пятисот тысячный, семьдесят, сто двадцать пятый.

( Запишите новую тему: Простые и составные имена числительные).

Анализ состава имен числительных. Заполнение таблицы. Формулировка правила обучающимися.

Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Исследование условий проблемной задачи, осуществление самоконтроля

VI. Усвоение новой темы.

Контроль за выполнением способа определения разряда числительного по составу, правильного употребления простых и составных имен числительных в речи.

- Как вы думаете , что сложного в изучении этой темы? ( Употребление в речи)

Прочитайте следующие примеры:

13+6= 19                                       252: 3= 84                      

156 - 56=    100                               62+13=75

38*10=   380                                    29 - 21=  8  

- Как  изменяются имена числительные? ( По падежам.) Как склоняются сложные и составные числительные?

Запишите один пример прописью. Разберите числительные по составу, определите простое или составное. Сделайте вывод о склонении числительных сложных и составных.

 Анализ новой информации, подведение итогов, демонстрация примеров.

Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля

VII. Закрепление новой темы.

Отработка способа действия по распознаванию разряда числительного по составу, употребления простых и составных имен числительных в речи.  

Прочитайте текст. Выпишите числительные, определите их вид ( простое или составное).

Решите задачу. Ответ запишите словами.

1. В субботу в музее побывало 26 учеников из 2  класса, а в воскресенье — на 8 человек больше из 3  класса. Чему равно количество учеников , побывавших в музее за субботу и воскресенье?

2. К первому сентября учащимся раздавали учебники. После того как 7 ребятам выдали по 6 учебников, осталось ещё  13 учебников. Сколько было учебников первоначально?

Работа в парах. Чтение текста математической задачи с именами числительными, распознавание их видов по составу. Решение математической задачи.

Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Употребление имен числительных при объяснении решения задач.

Навыки сотрудничества. Осуществление самоконтроля

VIII. Вывод по уроку.

Обобщение изученного. Связь эпиграфа с полученными знаниями и умениями.

- Склонению числительных мы посвятим еще несколько уроков. А сегодня что вы узнали?

- Вернемся к эпиграфу...

Вывод по эпиграфу урока.

Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

IX. Рефлексия.

Анализ работы на уроке.

Создание проблемной ситуации.

- Предлагаю дополнить следующее предложение с целью оценить свою работу на сегодняшнем уроке: "Я сегодня поставил бы себе оценку..., так как .........."

Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Самоанализ работы на уроке.

Самооценка.

X. Проставление оценок.

Совместный анализ работы на уроке.

Проставление оценок учителем с учетом самооценок учащихся.

XI. Домашнее задание.

Организация самостоятельной работы по учебнику.

Объяснение домашней работы.

- Упр. 398. с. 46( письм.) , упр 400 ( подготовить к чтению текст с именами числительными.)

Запись домашней работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятнадцатое февраля. Классная работа. " Без грамматики нет и математики " (Пословица).

Слайд 2

Грамматическая разминка. 1. Н айдите в каждом ряду только числительные и определите их разряд. А) Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство. Б) Два, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный. В) Тройной, три, третий, тройка, утроить. Г) Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый. Д) Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Слайд 3

2. Выбрать предложения с именами числительными и определить, каким членом предложения они являются? А) Кто сегодня получит пятерку? Б) Двоек нам не надо. В) Пять да пять – десять. Г) Лена сидит на второй парте у окна. Д) Две подружки заблудились в лесу. Е ) Позвони мне между шестью и семью часами. Ж ) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. З ) Разделите шесть на три. И ) Встретимся у седьмого вагона.

Слайд 4

Имя числительное как часть речи. Вопрос Имя числительное Что обозначает? На какой вопрос отвечает? На какие разряды делится? Как изменяется? Каким членом предложения является?

Слайд 5

Вопрос Имя числительное Что обозначает? Количество предметов, число, порядок прдеметов при счете На какой вопрос отвечает? Сколько? Какой? На какие разряды делится? Количественные и порядковые Как изменяется? Изменяется по падежам Каким членом предложения является? Имена числительные могут быть разными членами предложения. Имя числительное как часть речи.

Слайд 6

Откуда произошли имена числительные? В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,обозначающих количество: одинъ , два, три, четыре, пять, шесть,семь , осемь , девять, десять, съто , тысяча. С XIII в. появляется слово сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов.

Слайд 8

(Н. М. Шанский . Краткий этимологический словарь.)

Слайд 9

Начертите таблицу из трех колонок, распределите данные имена числительные. Как вы назовете эти колонки? По каким признакам разделите числительные? Два, пятьдесят, сорок,тридцать три, двадцать девять, шесть, восемь, пятнадцать, десять, пятьсот, сто семьдесят три, пятисот тысячный, семьдесят, одиннадцать, сто двадцать пятый. Двадцать шестое февраля.

Слайд 10

Два пятьдесят тридцать три шесть пятнадцать двадцать девять восемь пятьсот сто семьдесят три Сорок семьдесят пятисот тысячный десять одиннадцать сто двадцать пятый

Слайд 11

Простые, сложные и составные имена числительные. Прочитайте следующие примеры: 13+6= 252: 3= 156 - 56= 62+13= 38*10= 29 - 21=

Слайд 12

К первому сентября учащимся раздавали учебники. После того как 7 ребятам выдали по 6 учебников, осталось ещё 13 учебников. Сколько было учебников первоначально? В субботу в музее побывало 26 учеников из 2 класса, а в воскресенье — на 8 человек больше из 3 класса. Чему равно количество учеников , побывавших в музее за субботу и воскресенье?

Слайд 13

Рефлексия. Какую оценку поставил бы я себе сегодня? Я поставил бы себе оценку……, так как …………

Слайд 14

Домашнее задание. С . 46. У пр. 398. ( П исьм .) У пр. 400. ( Подготовить к чтению текст с именами числительными.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Простые и составные союзы"

Урок русского языка в 7 классе "Простые и составные союзы"...

6 класс. Математика. Простые и составные числа

Урок-изучение нового материала по теме "Простые и составные числа"...

Урок в 6 классе по теме: "Простые и составные числа"

Урок в 6 классе: "Простые и составные числа"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Простые и составные числительные»

Конспект урока с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока русского языка для 6 класса "Простые и составные числительные"

Данный урок проводился в 6 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Т.А.Ладыженской....

Разработка урока по математике "Простые и составные числа"

Тема урока   «Простые и составные числа»Задачами урока являются – развитие логического мышления, навыков устного счета, математической любознательности, познавательног...

Презентация к уроку математики "Простые и составные числа"

Материал содержит презентацию к уроку математики в 6 классе по теме: "Простые и составные числа"...