Урок русского языка в 7 классе "Простые и составные союзы"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе "Простые и составные союзы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: «Простые и составные союзы»

Продолжительность учебного занятия: 35 минут

Тип учебного занятия: Усвоение нового материала

Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы образования.

Цели урока:

Образовательные:

  1. повторить синтаксический разбор простого предложения,
  2. повторить тему «Предлог»,
  3. Закрепить вводные знания о союзе,
  4. Дать понятие простого и составного союза.

Развивающие:

  1. развить навыки работы с текстом учебника и документа (раздаточный материал)
  2. определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал
  3. формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах

Воспитывающие:

  1. воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое

Оборудование:

  • Информационные карточки
  • Закрепляющий вариант карточек для структуры «ФЭН-Н-ПИК»
  • Карта успеваемости ученика

Дидактические материалы:

Учебники:

Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. – М.: Дрофа, 2009.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, - М.: Дрофа, 2005.

Подготовка к уроку

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» (Приложение 4) куда, ПАРТНЕР ПО ПЛЕЧУ ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки. 11-9 БАЛЛОВ – «5», 8-5 БАЛЛОВ – «4», 4 БАЛЛА – «3»

Этап урока

Содержание

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационная часть

Приветствует учащихся.

Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу»

Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

1 мин

2. Основная часть

 СЛАЙД1 Тема урока: «Простые и составные союзы»

Перед началом урока дает инструктаж: «на столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, номер которого я назову. Работаете по структурам».

Для разминки давайте посмотри на доску и выполним синтаксический разбор данного предложения.

Проверим, что у нас получилось. Обменяйтесь тетрадями с соседом по плечу.

Посмотрите внимательно на первые буквы слов из нашего предложения и скажите, что же будет объектом изучения сегодня?,

На доске написаны слова, скажите к каким частям речи они принадлежат?

Мы с вами уже изучили одну несамостоятельную часть речи, давайте повторим и проведем «ФЭН-Н-ПИК» (Приложение 1)  Переверните свой коврик управления, на ваших столах карточки, вы по очереди отвечаете на вопросы, после окончания работы дайте мне знак.

Отвечаем на вопросы. Называю №стола и участника, задаю вопрос.

Проверка правильности ответов: заполняем таблицу на доске

Вернемся к нашим служебным словам. Назовите мне предлоги.

Оставшиеся слова являются союзами. Посмотрите внимательно, вспомните тему урока и скажите, на какие две группы можно поделить эти союзы?

Да, действительно, союзы, так же как и предлоги, по составу делятся на простые и составные. Что значит простой предлог, что значит – составной?

Изучаем таблицу «Простые и составные союзы» СЛАЙД9-11

Задание. Из предложений, что представлены на доске, выпишите союзы в два столбика: в 1 – простые, во 2 - составные

Проводим «РАУНД РОБИН» в ходе, которого вы по очереди называете союзы, записанные у вас в тетради, ваш партнер по плечу соглашается или вносит свои исправления.

Проверяем себя. СЛАЙД 14

Подведение итогов. Выставление баллов.

Записывают число, тему урока в тетрадь .

Слушают инструкцию

Делают синтаксический разбор в тетрадях.

Проверяют работы соседа

Отвечают: «СОЮЗ»

Отвечают: «Предлоги и союзы»

Берут карточки с вопросами.

1 участник держит карточки веером, второй вытягивает карточку и зачитывает вопрос 3-му участнику, 3 участник отвечает, 4 оценивает: если согласен, карточки переходят ко второму участнику, если нет, корректирует ответ.

Карточки двигаются по кругу.

Отвечают

Ребята слушают, отвечают

НА, ИЗ-ЗА, В, В ТЕЧЕНИЕ

На простые и составные.

Отвечают на вопрос.

Смотрят на доску, слушают

Выписывают союзы в тетрадь

Читают по очереди союзы

Проверяют

30 секунд

1 минута

3 минуты

2 минута

15 секунд

30 секунд

2 минуты

3 минуты

2 минуты

2 минуты

2 минуты

7 минут

4 минуты

2 минуты

1 минута

1 минута

3. Подведение итогов урока.

Таким образом, ребята, сегодня мы с вами  узнали, что союзы, так же как и предлоги могут быть простыми и составными. 

СЛАЙД 15Запишите Д/З: параграф 148. Упр.333

Чир на выбор учащихся.

СЛАЙД 16

Слушают.

Записывают д\з

Повторяют за учителем.

2 минуты

1 минута

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к структуре «ФЭН-Н-ПИК»

Какое лексическое значение имеет предлог? А союз?

Как изменяется предлог? Союз?

Каким членом предложения является предлог? Союз?

Для чего нужен предлог?

Для чего нужен союз?

Дайте определение предлогу.

Дайте определение союзу.

В чем отличие несамостоятельных частей речи от самостоятельных?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

Синтаксический разбор

3 балла за верный ответ

2 балла за ответ с незначительными «минусами»

0 баллов за неправильный разбор

ФЭН-Н-ПИК

1 балл за правильный ответ

МАХ – 2 балла каждому участнику

Рели Робин

1 балл за верный ответ

МАХ – 4 балла

Баллы за ответ на уроке

ВЫСТАВЛЯЕТ УЧИТЕЛЬ

ИТОГО

11-9 – «5»

8-5 – «4»

4 – «3»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Простые и составные союзы» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» Абдуллина Эльвира Дамировна

Слайд 2

Прочитайте предложение и выполните синтаксический разбор. Солнце озарило южный замок . 2 минуты

Слайд 3

Прочитайте предложение и выполните синтаксический разбор. Солнце озарило южный замок . ( Повеств ., невоскл ., распр., простое, двусост .)

Слайд 4

В ТЕЧЕНИЕ В НА ИЗ-ЗА И А НО ЧТОБЫ КОГДА ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ЧТО ТАК КАК

Слайд 5

ФЭН-Н-ПИК 2 минуты

Слайд 6

Сходства союза с предлогом Различие союза с предлогом Не обозначает предметов, действий, признаков, но выражает смысловые отношения. Не изменяется. Не является членом предложения. Предлог выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении. Союз связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Слайд 7

В ТЕЧЕНИЕ В НА ИЗ-ЗА И А НО ЧТОБЫ КОГДА ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ЧТО ТАК КАК

Слайд 8

В ТЕЧЕНИЕ В НА ИЗ-ЗА И А НО ЧТОБЫ КОГДА ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ЧТО ТАК КАК

Слайд 12

Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко. Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Все встали со своих мест, как только затихли звуки музыки. Школьники обязаны упорно и настойчиво овладевать знаниями, чтобы принести больше пользы Родине. Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. Все должны заниматься физкультурой, чтобы укрепить своё здоровье. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что плодородной земли не так уж мало. ВЫПИШИТЕ СОЮЗЫ: 1) ПРОСТЫЕ; 2) СОСТАВНЫЕ 4 минуты

Слайд 13

РАУНД РОБИН 2 минуты

Слайд 14

Простые и составные союзы И НО ЧТОБЫ ЗАТО ЧТО ТО, ТО КАК ТОЛЬКО ЕСЛИ, ТО

Слайд 15

Домашнее задание: параграф 148 чит . Упр.333 (НАЙТИ СОЮЗЫ, ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ ИЗ НИХ СОЕДИНЯЮТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КАКИЕ – ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А КАКИЕ – ЧАСТИ ТЕКСТА)

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Союз.Олимпийские игры"

Тема: Союз. Повторение, обобщение.Цель – обобщить и систематизировать знания, полученные в разделе «Союз»....

Презентация к уроку русского языка по теме "Предлог, союз, наречие", 5 класс

Цели:•научить опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, различать предлоги и приставки, писать предлоги отдельно от самостоятельных слов....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...

конспект по русскому языку "Простые и составные союзы" 7 класс

Объяснение нового материала по  теме "Простые и составные союзы" в 7 классе...