интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме

  Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 14.12.10г                   Русский   язык и литература                  Ур. №  75

  • Тема  урока:
  • Правописание  НЕ с именами существительными.
  • Проблема добра и зла в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака» и в моём понимании.
  • Пропедевтика: правописание  НЕ  с прилагательными
  • Повторение: Правописание НЕ с глаголами, орфография, синтаксический разбор простого и сложного предложения, совершенствование орфографических умений и навыков)

  • Тип  урока: интегрированный (русский язык и литература)

  • Учитель словесности:  Шарова М.О.

  • Цели и задачи  урока:
  • О.: 1. Познакомить учащихся  с правописанием НЕ  с существительными  и прилагательными;

          -  обучать умению писать НЕ с разными частями речи, мотивировать свой выбор, умению рассуждать, доказывать своё мнение

          - развивать  умение  отличать  частицу НЕ и приставку НЕ в словах, слова, где НЕ является частью корня  и  разграничивать её смысловое значение;

        - развивать  умение отличать части речи друг от друга по их грамматическим, морфологическим и морфемным  признакам

        -  познакомить с текстом рассказа Л.Андреева и проанализировать его содержание

       - учить видеть и различать «добро» и «зло»

  • Р.:

- развивать  навык грамотного осознанного письма

- развивать  умение мотивировать  выбранный  тип  орфограммы, в частности отличие частицы НЕ от приставки и от части корня

- развивать речь учащихся на основе литературного текста, рассуждения на лингвистическую тему, мотивации выбора той или иной орфограммы

- расширять активный словарный запас учащихся, объясняя значение этических терминов

- развивать умение  рефлектировать  полученную    информацию

  • В.:

    - воспитывать положительную. мотивацию к учёбе

    - способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви и благодарности  как составляющих понятие «добро»

- способствовать формированию интереса к данной проблеме

  • Оборудование  к  уроку

  • презентация в виде слайдов
  • текст рассказа Л.Н.Андреева «Кусака»
  • толковый словарь Ожегова
  • рабочие  материалы к уроку русского языка
  • электронные учебные пособия  по русскому языку «Фраза», дидактический и раздаточный материал 5-7 класс изд-во «Учитель»
  • мультимедиа устройство для работы с языковыми единицами

                                  Ход   урока:

  1. Орг.момент
  2.  Приветствие детей, выступление дежурных
  3. Учитель комментирует  цели и задачи урока
  4. Орфографическая минутка по вариантам(правописание НЕ с глаголами)
  • 1 в- (те, кто в обычном классе 1 вариант) на ПК с Фразой)
  • 2 в- с учителем(распределительный диктант)

- выписать цифры  слов(учитель называет глаголы с НЕ, называя их  номера, а уч-ся распределяют их по 2-м столбикам)

слитно                                        раздельно

  • Не говорил, не будет, не учится, нездоровится, негодует, не работает, не глядят, неволят, не цвела, не  угонишься, не забывай, невзлюбила.

  1. Учитель:

 - В каких случаях НЕ с глаголами пишется слитно, а в каких раздельно?

- Приведите примеры, где НЕ частица, а где часть корня(опираясь на текст «Фразы»

- Зачем мы повторяем «Правописание НЕ с глаголами»? Тема нашего урока какова?

           УЧИТЕЛЬ:

  • Портрет Л.Андреева и факты биографии(коротко)
  • Вы прочитали рассказ  Л.Н.Андреева «Кусака».
  • При чтении вы не могли не заметить слова с НЕ, их там много, найдите и прочитайте их
  • Какое смысловое значение имеет частица НЕ в рассказе? Она отрицает или утверждает?
  • Борьба между чем и чем  красной чертой проходит  в рассказе Андреева? Какие два качества  человеческого характера борются в этом произведении?
  •  Работа со словами  слайд № 9

- Прочитайте  слова со слайда (выразительно читает слова  Утепкалиев)

          - На какой вопрос мы с вами будем сегодня на уроке искать ответ?

          - Сегодня мы попробуем с вами разобраться и понять, где же тот порог, предел, за которым кончается добро и начинается зло.

- Как вы сами  понимаете  понятия «добро» и «зло»?(рисунки)

- Это ваши личные представления о добре и зле. Сформировать эти понятия вам помогли ваши родители, друзья, учителя.

- А помогает ли вам в этом литература, книги? Приведите примеры, в каких произведениях мы встречали противостояние добра и зла, их вечную и непримиримую борьбу?

- Всегда ли Добро выигрывает Зло? В каких произведениях вопрос Д. и З. всегда решается однозначно?(в русских народных сказках)

- А в литературе и в жизни эта проблема проста или вовсе нет?

- Давайте посмотрим, как эта проблема решается в рассказе Л.Андреева

                                       «Кусака»

  • -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  • О ком он? (о судьбе собаки)
  • Откройте произведение. С какой части речи начинается повествование?( с м-я ОНА)
  • Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром?(устный ответ +опора на текст)
  • Нуждается ли она в том, чтобы быть кому-то нужной? Она свободна и вольна как ветер, может быть, ей по душе такая жизнь?
  • У неё есть инстинктивная потребность в общении. Как понимаете смысл «инстинктивная потребность»?
  • Один раз её пожалели и приласкали. Кто это сделал, как это произошло?
  • Он добрый человек или злой?

        - У него есть доброе начало: он всех любит, жалеет, размышляет о добрых людях, надеется на них. НО: в нём живёт и зло. Он вдруг почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подаренный  жене платок, бил жену долго и больно.

  • Если мы расстояние между добром и злом представим условно представим себе в виде прямой, то где-то должна быть та грань, перейдя через которую, человек из доброго превращается в злого(дети отвечают, на слайде 10 постепенно выходят эти понятия)- в тетради по литературе
  • Слайд  № 10

- Расшифруйте эти  понятия, как вы их понимаете?

  • Собаку и потом пытались приласкать, но в ответ на содеянное зло и в её сердце тоже поселилась злоба. Как она перешла грань м/д Д. и З? Что послужило причиной?

                                        НЕДОВЕРИЕ

- Смысл этого термина? (термин появляется в презентации слайд 9)

- Как пишется слово недоверие? Определите часть речи.(сущ-е). Докажите.

***   Схема   чертится в тетради, постепенно дополняется

- А почему пишется слитно попробуем сами найти этому обоснование в учебнике русского языка стр.100, п.43 и стр.128, п.54

- Подберите к  сущ-му «недоверие» однокоренное прилагательное

                                     недоверчивый

- Синоним или близкое по значению выражение( сомнительный, потерявший доверие)

Подберите синоним или близкое по значению выражение

                        - отсутствие доверия, сомнение

  • Но всё же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка была довольна собой и даже испытывала чувство гордости. Как это получалось? Что делала собака?(сторожила пустую дачу)

  • Но вот на дачу, которую сторожила собака приехали дачники. Какие это были люди?(добрые) Как вы это поняли?

  • Автор утверждает, что это были добрые люди. (текст)

Какова первая реакция добрых людей  на злую собаку, оторвавшую подол от платья Лёли? (стр.64)

  • Но именно они и приручили собаку. Как? Какую кличку они ей дали?

  • Найдите в тексте эпизод, когда люди хотели отомстить собаке, но потом привыкли к ней.(стр.64) – чтение

  • «Словно это был не хлеб, а камень» - какой это троп? – сравнение

  • Как пишется НЕ с суш-ым хлеб. Почему найдём в учебнике, стр.100
  • Подберите однокоренное прилагательное к слову «хлеб» и «камень» с частицей НЕ( НЕ хлебный, а каменный)
  • А как у прилагательных? – стр.128.

  • Тренинг  по вариантам

             - 1 в –  с доски, списать, если знаки стоят верно, ничего не изменять, а если нет, то исправить ошибки, а потом исправить их на доске (+ -слитно, - раздельно)

                  - 2 в- с  диском   «Фраза»

                              ДОСКА

  • Если слитно, то +, раздельно –

1) (не) ученье                     -

2) (не) воля                         +

3) (не) правда, а ложь        +

4) (не) сладкий                    +

5) (не) высокий, а низкий   -

6) (не) внимательное отношение      

  • Как написали? Почему? Найдём обоснование в учебнике, стр.100, 128
  • Найдите  эпизод, как вела себя собака после того, как порвала Леле платье.(стр.64 Найдите слова с НЕ)
  •  люди были не страшны – кр.прилагательное(его всегда можно заменить полным прилагательным), замените
  • голова с двумя неподвижными огоньками светящихся глаз- метафора, прилагательное
  • что-то невидимое – прилагательное

- Какая это часть речи?

- Разберёмся в том, как пишутся  эти слова: слитно или раздельно

  • не страшны – не вызывают страха, кр.прилаг.
  • неподвижными – отсутствие движения
  • невидимые -  отсутствие  видимости

  • Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы?  Какое качество чел-го характера сыграло свою роль? (ласка), слайд № 15
  • Душу собаки переполняют высокие чувства, чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться.(сл.16-17)
  •  Найдите этот эпизод в тексте(стр.66), какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия? Наречия «нелепо, неуклюже»
  • Как выглядела собака в этой ситуации, какие определения подбирает автор?(неповоротливое, смешное и жалкое тело )
  • Когда вы видите, что кто-то в проявлении своих чувств смешон, жалок, неповоротлив; когда вы видите, что то, что он делает – нелепо и неуклюже.
  • Что нужно сделать? (остановить, прекратить унижение)
  • Что делают наши  «добрые» люди? (смеются)
  • Чего они не замечают? (странной мольбы в собачьих глазах)
  • А дальше следует более чем странная фраза: «Как прежде на собаку кричали и улюлюкали…»(стр.66)
  • Почему появляется эта странная параллель: «как раньше» - «так и теперь»?(раньше люди не задумывались, что на душе у собаки, так и теперь до неё нет никому дела, им безразлично, что чувствует собака)
  • Какое главное слово характеризует поведение людей?(безразличие)
  • Человек и собака привыкают как к плохому, так и к хорошему. К чему привыкла Кусака за  это лето? (стр.66)
  • Состояние счастья стало для собаки нормой, привычкой, но мир живёт по своим законам. Л.Андреев рисует нам потрясающий образ осени(ЗАЧИТЫВАЮ САМА), тср.66, 67, 68

    *** жёлтыми огнями загорелась осень – метафора

   *** непрерывный дождь и ветер гасили дачи как свечи – сравнение, почему дачи сравниваются со свечами

   *** дачи – это свечи – метафора

   *** НЕИЗЛИЧИМО БОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ, АНЕМИЧНОЕ

- На что настраивает нас это описание? (от этой картины веет холодом, пустотой, тоской, несчастьем, одиночеством)

Мы понимаем, что лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки?( людям жалко Кусаку)

- Лёля трижды повторяет слово «жалко» и с каждой фразой меняется её внутреннее состояние. Как?

  • 1 раз- чтобы разжалобить мать
  • 2 раз- готова была заплакать
  • 3 раз – после обещания матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала

- Мы видим, как на наших глазах  происходит внутренняя борьба  добра со злом в душе Лели. Какое чувство направляет девочку в сторону добра? (жалость)

- А  что тянет в сторону зла?(эгоизм: думает прежде всего не о собаке, а о своих  интересах: будет вместо Кусаки другая, лучшая, породистая собака), сл.19

- Судьба собаки решена. Лёля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания, такой нужной и естественной, автор даёт нас совсем другую сцену. Почему? (проводится параллель между тем, что с Кусакой сделали добрые люди, и теми злыми людьми, которые мучают и смеются над деревенским дурачком) – сцену  зачитать в ролях

Базаров – Илюша

Дробяцкий – люди

Кожевников – автор

- И те и другие несут зло. Что породило это зло? (безответственность)

                                         Учитель

Писатель Де Сент Экзюпери  в «Маленьком принце» писал, что « люди в ответе за тех, кого приручили». Те добрые люди из рассказа Андреева не знакомы с этой истиной. Что привело их ко злу?

                   безответственность

                    неумение

                   нежелание принять на себя ответственность  за тех, кого они приручили

- Как пишутся слова «нежелание, неумение»?  Почему?

- Посмотрите на нашу «дорогу» Добра» ко «Злу». Эти понятия полностью противоположны, но резкой границы между ними нет. Есть хорошие или плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые или  злые  слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы  испытываем. Всё это вместе составляет суть, основу понятий «добро» и «зло».  Мы с вами, благодаря рассказу Л.Андреева  увидели лишь часть этих понятий.

  • Моё пожелание : пусть обиды, скука, злоба уйдут из вашего сердца, пусть в нём не будет места страху, безразличию и безответственности, и тогда будет гарантия того, что вы в любых ситуациях останетесь добрыми людьми.

  • Итак, давайте обобщим всё то, о чём мы говорили.  Можно ли однозначно ответить на вопрос: добры или нет были люди, приехавшие на дачу?( в них, как и во многих других людях живёт добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации, повернётся в сторону добра или подчинится злу)
  • Что  же порождает Зло, почему иногда бессильно Добро? Каковы составляющие этих понятий?    (по схеме)
  • Мы перечислили все составляющие Д. и З.? (допишите схему дома)
  • Тренинг(списать, раскрыть скобки: НЕ слитно или раздельно, мотивация выбора орфограммы)
  1. Холодное рассудочное отношение ко злу, (не) справедливости может сделать из тебя равнодушного, бессердечного человека.
  2. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.
  3. Добро по указу – (не)добро.
  4. Собака  выглядела бесконечно смешной в своих (не)лепых и (не)уклюжих проявлениях.
  5. И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
  • НЕ с сущ-ми пишется слитно при каких условиях? А раздельно? А с прилагательными? (также) Приведите примеры.
  • Д/з:

- дополните схему    дома самостоятельно, опираясь на факты, известные вам из литературы или из собственного опыта

-   написать сочинение-рассуждение, что такое Д. и З.(схема сочинения-рассуждения)

Почему Л.Андреев назвал своих героев добрыми людьми?

упр.237, стр.100, упр.307, стр.129        

 

Списать, раскрывая скобки. Слитно или раздельно с НЕ пишутся

                                        данные слова?

  • (Не)доумение-   ________________
  • (не)обходимость,-  ______________
  • (не)приятель- __________________
  • (не)счастье)- ___________________
  • (не) друг, а просто знакомый- _________________
  • (не)людимый характер- _______________________
  • (не)правильный вывод- _______________________
  • (не) глупый, а умный -_________________________
  • (не)вежественный-____________________________
  • (не)ясное изображение- ________________________

                     Списать, раскрывая скобки. Слитно или раздельно с НЕ пишутся

                                        данные слова?

  • (Не)доумение-   ________________
  • (не)обходимость,-  ______________
  • (не)приятель- __________________
  • (не)счастье)- ___________________
  • (не) друг, а просто знакомый- _________________
  • (не)людимый характер- _______________________
  • (не)правильный вывод- _______________________
  • (не) глупый, а умный -_________________________
  • (не)вежественный-____________________________
  • (не)ясное изображение- ________________________

                 Списать, раскрывая скобки. Слитно или раздельно с НЕ пишутся

                                        данные слова?

  • (Не)доумение-   ________________
  • (не)обходимость,-  ______________
  • (не)приятель- __________________
  • (не)счастье)- ___________________
  • (не) друг, а просто знакомый- _________________
  • (не)людимый характер- _______________________
  • (не)правильный вывод- _______________________
  • (не) глупый, а умный -_________________________
  • (не)вежественный-____________________________
  • (не)ясное изображение- ________________________

                         

         

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Урок по русскому языку на тему "Частицы. Разряды частиц"

Цели данного урока: дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;  познакомить с разрядами частиц; показать роль формообр...

Тест по русскому языку по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Тест содержит три вопроса по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц" . Тест в двух вариантах....

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...