Урок по русскому языку на тему "Частицы. Разряды частиц"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бордиян Андрияна Фёдоровна

Цели данного урока: дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;  познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих частиц.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastitsy.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Частицы. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Цели:

    * дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;

    * познакомить с разрядами частиц;

    * показать роль формообразующих частиц.

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации.

1. Организационный момент.

2. Установка на хорошую, плодотворную работу.

Читаем хором. (Слайд № 4)

3. Но начнем урок с традиционной словарной работы. (Слайд №5)

Чемпион, кросс, масса, автор, классик, светофор, претензия, прекратить, нежданный, силуэт, гирлянда, бассейн, дистанция, сиять.

Грамматическое задание:

    * Назовите слово, в котором все звонкие согласные.

    * Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

    * Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4. Стадия вызова.

    Мы, - промолвили Частицы, -

    Можем с каждым подружиться.

    Выражаем утвержденье,

    Отрицанье и сомненье…

(Слайд №2)

Тема сегодняшнего урока: «Частица как часть речи. Разряды частиц».

Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд №3)

Продолжите фразы.

Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

5. Объяснение нового материала.

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- Какова роль предлогов в предложении?

- Какова роль союзов в предложении?

- Что такое частица? (Слайд №6)

Разряды частиц.

По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные).

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

5. Анализ предложений, записанных под диктовку.

Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

6. Смысловые частицы. Их роль в предложении. (Слайд № 8)

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

7. Задание.

На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами. (Слайд № 9)

1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)

2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)

4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)

5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)

Слова для справок: только, даже, что за, вот, как.

8. Отрицательные частицы. (Слайд №10)

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

9. Развитие речи.

Задание по выбору:

1. Составить текст на тему «На уроке» с использованием модальных частиц.

2. Творческая работа. Диктант по аналогии (Слайд №11)

Опишите снежную бурю.

Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву)

10. Рефлексия. (Слайд №12)

Допишите предложения.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

Литература

1. Сиденко Н.В. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2005.

2. Цой Н.С. Русский язык 6 – 8 Нестандартные уроки. Издательство «Экстремум» Волгоград. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...

Конспект урока по русскому языку 7 класс: "Отрицательные частицы не и ни"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Отрицательные частицы не и ни" 7 класс...

Разработка урока по русскому языку по теме"Разряды наречий."

Урок построен согласно требованиям ФГОС....

Разработка урока по русскому языку по теме"Разряды наречий."

Урок построен согласно требованиям ФГОС....