контроль по русскому языку в 5-6 классах
тест по русскому языку по теме


Предварительный просмотр:

«Великое  русское слово»

(внеклассное мероприятие для 5-6 класса)

авторская  разработка

Шарова М.О. ,

учитель русского языка и литературы

г. Слюдянка, МБОУ СОШ №50

Цель:  Продолжить знакомство учащихся с духовным наследием России, красотой и образностью русского слова.

Задачи:

  1. Создать условия для исследования русского слова как лексической единицы;
  2. Обеспечить теоретическую  базу для систематизации знаний учащихся по темам «Лексикология» и «Лексикография»;
  3. Обеспечить условия для дальнейшего знакомства учащихся с лингвистическими словарями;

4. Создать условия для расширения кругозора учащихся в области литературоведения и теории литературы.

Оборудование к уроку:  тематическая презентация, лирика поэтов серебряного века, толковый словарь Ожегова.

Ход  мероприятия:

Вступительное  слово  учителя. Слайд 1.

                                               «Словом можно убить,

                                                 Словом можно спасти,

                                                Слово можно  полки за собой повести…»

                                                                             Вадим  Шефнер

Работа с эпиграфом:

Прочтите с доски эпиграф.  Как понимаете его смысл? В чём же сила слова? Согласны ли вы с мнением, что слово сильнее физической силы? Как нужно обращаться со словом?       

Слайд2   (портрет и текст  А.Ахматовой )                          

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается  ныне.

     Час мужества пробил на  наших  часах,

     И мужество нас не покинет.

     Не страшно  под пулями мёртвыми лечь,

     Не страшно остаться  без крова,

     И мы сохраним тебя,  русская речь,

     Великое русское слово.

     Свободным и чистым тебя пронесём,

     И внукам дадим, и от плена спасём.

     НАВЕКИ!!!   (1941 г.)

В какое время поэтесса написала это стихотворение? Что она считает самым большим горем? Найдите подтверждение этому в тексте стихотворения (Лучше умереть, остаться без крова, чем лишиться дара великого русского слова).

Слайд 3 (лексическое значение слова «кров»)

Как называет Анна  Ахматова  русское слово? Почему? От кого собирается поэтесса беречь русское слово? От какого плена хочет она спасти русское слово? Как понимаете смысл слов «свободным и чистым тебя пронесём»?

Русская  речь, русское слово было, есть и  останется  русским. В этих словах Ахматовой огромный смысл. Она говорит о том, что русский народ лучше лишится жизни, чем отдаст свою речь, свой язык на поругание немецким захватчикам. Чужой, иностранной речи не место на нашей земле. В России всегда будет звучать только родная русская  речь.

Слайд 4 (Продолжение слов из стихотвор В.Шефнера)                      

  Словом можно предать, и продать, и купить,

  Слово  можно в разящий свинец перелить.

Работа с фразой:

«Разящий свинец»: подберите однокоренные  слова к слову «разящий» (сразить, отразить, поразить, выразить, поражение, сражение, отражение).  Какой  фонетический  процесс  происходит в корне? (чередование согласных). Объясните основное лексическое значение корня (раз/раж).

Несколько учащихся выступают с  сообщениями о значении данных корней с опорой на различные информационные источники (новый толково-словообразовательный словарь Т.Ф.Ефремова; толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова и  Н.Ю.Шведовой;  толковый словарь В.И.Даля; толковый словарь под  ред. Д.Н.Ушакова)

   Работа со словом: «Свинец».

Свинец - металл, пуля из свинца. Какой это художественный приём? (метафора).                                      

Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова». Что это значит?

О каких людях так говорят? ( о людях, которым можно верить, на которых можно положиться, у них слова не расходятся с делом, сказал - сделал)

Слайд 5 (стихотворение М Дудина «Берегите  Землю!» – читает ученик)

               

Берегите Землю! Берегите!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий…

Берегите землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю. И всё от вас приемлю!

Только берегите эту землю!

Какое слово в стихотворении поэта главное? Назовите  предметы, которые автор просит сберечь?

Всё, что перечисляет поэт, можно назвать одним словом, каким? (жизнь) Какое слово главное в этом тексте? Как оно звучит? (как призыв, побуждение к действию) - опора на текст

Слайд 6-7: (высказывания о языке) Чтение и обсуждение с учителем.

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (Вл. Луговской)

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно- бойкий и живой. (Л.Толстой)

«Без языка и колокол нем»,- говорит народная пословица. Русский  язык начинается со слова… В языке обретает бессмертие весь опыт народа, вся его история.  (Н.Рылеев)

Не употребляйте иностранных слов, русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.  (Л.Толстой)

В языке все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.                                                                    (М.Горький)

Высокий и прекрасный огненный цветок, расцвётший на заре и поднявшийся над утренним туманом, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим горячим блеском над остальными языками мира.                                                                   (К.Г.Паустовский)

Язык – это душа нации.   (А.Н.Толстой)

Русский язык – это и  личность, и весь народ, и вся его культура, всё наше наследие, достояние.  (В.Белинский)

Наш дар бесценный – речь.   (И.Бунин)

Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык.  (К.Ушинский)

Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и  будущему своего народа.                                                              (Л.Толстой)

Слайд 8 (стихотворение В.Солоухина)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Объясните смысл подчёркнутых сочетаний. Какие это тропы? О каком значении слова говорит писатель? В чём могущество русского слова? Чем опасны необдуманные слова? В чем смысл фразы «покуда слово сам не взвесишь»?

Учитель: читает текст Успенского «Слово, которому 2000 лет»

В 3 веке до нашей эры Птоломей, царь Египта, приказал соорудить маяк у входа в гавань города Александрии, на маленьком острове, который по-гречески назывался «Фарос», потому что с берега он казался парусом идущей в море галеры/по-гречески парус звучит как фарос/. Слава о Фаросском маяке, одном из семи чудес света, разнеслась по всей земле, и в языках разных народов слово «фарос» стало обозначать всякий маяк, световой сигнал. Из века в век, из языка в язык путешествовало оно, постепенно меняя облик и значение. В наши дни, в современном русском языке есть слово «фара», обозначающее «яркий электрический фонарь, снабжённый отражающим зеркалом».

Как только я слышу это слово, мне мерещится там, за туманом времени, за длинным рядом веков, над далёким морем дымный факел Фаросского маяка.

Представьте себе, как давно это было! Пламя Фароса давным-давно погасло. Рухнула его гордая башня. А самая, казалось бы, хрупкая вещь – человеческое слово, называвшее её,- живёт. Таково могущество языка.

Выступления учащихся с пословицами о русском языке, стихотворениями и высказываниями о языке (домашнее задание)

Рефлексия: 

Что же такое речь, русская речь, русское слово? Важно ли смысловое значение слов, их смысловая нагрузка. А своевременность слов, нужность и необходимость имеют значение?

Объяснить смысл фразеологизмов: «Язык до Киева доведёт», «Найти общий язык», «Язык проглотил», «Держать язык за зубами», «Тянуть за язык», «Прикусить язык», «Язык не поворачивается сказать», «Сорвалось с языка».

Слайд 9-10 (портрет Эзопа и иллюстрации к его басне о языке - рассказывает ученик)  

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».     Такое  рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. 
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. 
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. 
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» 
    Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

  • Какой же вывод можем сделать из всего сказанного о языке?

                     Язык  есть одежда мыслей. (работа с фразой)



Предварительный просмотр:

  1. Укажите слово(или слова), образованные приставочным способом:

а) приключение     б)  потемнеть     в) уехать      г) здание

2. Укажите слова, образованные суффиксальным способом:

а) пригородный   б) ветерок   в) подосиновик    г) пригород

3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) прик.саться, прик.снуться, заг.реть

б) к.сательная, неук.снительно, выг.реть

в) к.сой(дождь), г.реть, подг.реть

4.  Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) пр.ключение, пр.зидент, пр.милый

б) оз.рить, дог.реть, сом.лёт

в) пр.увеличить, зап.реть, пр.спокойный

5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) подп.рать, ст.рать, пр.мчаться

б) пр.интересный, сверх.нтересный, пр.сутствовать

в) пр.украсить, пр.лестный, пр.восходный

6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) в резерв., на стремен., на лошад.

б) на перекрёстк., вдоль дорог., на дорог.

в) в постановк., в пьес., в рощ.

7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:

а) карма.ые, безветре.ый, тума.ый

б) стекля.ый, ути.ый, лошади.ый

в) дорога дли.а, ветре.ый, песча.ый

8. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис:

а) (судо)ремонтный, (сельско)хозяйственный, (юго)восточный

б) (серебристо)белый, (тёмно)русый, (выпукло)вогнутый

в) (шестнадцати)этажный, (двух)комнатная, (право)бережный

9. Какое из этих предложений сложное?(знаки не стоят)

а) Лес река озеро радовали глаз путника.

б) Исчезают последние клочки снега и на свет появляется первая тропинка.

в) Он привязал лошадь взобрался на угол сруба.

10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

  • Чтобы вполне насладиться этой картиной(1)я вышел в поле.
  • В воде беспрестанно металась мелкая рыба(2) и вода рябила от рыбьих стай.
  • В озере водились окуни(3) и лещи.

       а) 1,2,3

       б) 1,2

       в) 2,3

     11. Укажите предложения с однородными членами:

       а) В начале осени на яблоне висели крупные и сочные плоды.

       б) Волны пенились и с шумом бились о берег.

       в) Растворились в темноте  рощи, исчезли поля.

   

 12. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются относительными:

    а) деревянная, мрачная, жёлтая

    б) красивая, золотая, кожаная

    в) здешний, вчерашний, городской



Предварительный просмотр:

                      Вопросы к зачёту по теме  «Имя прилагательное»

  1. Дайте определение имени прилагательного: Имя  прилагательное – это…
  2. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении, зависит от этой части речи.
  3. Впишите нужные окончания имён прилагательных и обозначьте  их род, число и падеж
  • возле огромн… горы
  • около  мелк… ручья
  • у светл… окна
  • с добр… сестрой
  • о маленьк… мальчике
  1. Прилагательные имеют 2 степени сравнения. Как они называются? Чем отличаются друг от друга?
  2. Каждая степень имени прилагательного имеет 2 формы сравнения (простую и сложную)
  • Образуйте простую форму сравнительной степени имён прилагательных
  • хороший, плохой, маленький
  • образуйте сложную форму сравнительной степени
  • красивый, интересный, белый
  • образуйте  простую и сложную форму превосходной степени
  • острый, великий, крупный, широкий
  1. Выберите отличительные признаки качественных прилагательных

а) не имеют краткой формы

б) образуют степени сравнения(признак в предмете выражается в большей или меньшей степени)

в) сочетается с наречием «очень»

г) не образует антонимичные пары

д) образовывают наречия на –О/-Е

е) обозначают признаки предмета через отношение к другому предмету или  признаку

ж) обозначают качества предмета без отношения к другим предметам

з) обозначают цвет, время, вкусовые качества

к) обозначают отношение к признаку, ко времени, к действию

л) имеют краткую форму

м) краткой формы не имеют, степеней сравнения не образуют, с наречием «очень» не сочетаются

6. Какой разряд прилагательных указывает на принадлежность предмета лицу или животному? На какие вопросы они отвечают? Образуйте  от существительных такие прилагательные

  • медведь-…  берлога
  • заяц - … шапка
  • дедушка - … очки
  • бабушка- … шаль
  • Выделите суффиксы этих прилагательных
  1. Распределите прилагательные по значению и докажите, что они действительно относятся к тому или иному разряду
  • Одесский, близкий, скользкий, сибирский, синие, папины(брюки), сестрина (косынка), сонный, рыбацкий, пассажирский, тётина (картина), школьный, свежий.
  1. Подчеркните как члены предложения прилагательные в форме сравнительной  и превосходной  степени
  1. Характер у него сложнее, чем у его брата.
  2. Этим летом удастся собрать богатейший урожай.
  3. Самый короткий путь проходил через горную реку.
  4. Свет от этой лампочки менее яркий.
  1. Когда Не с именами прилагательными пишется слитно, а когда раздельно?
  1. (Не) глубокая, но широкая река.
  2. (Не) быстрый, а медленный темп.
  3. Гора была (не) приступной.
  4. Удар был (не) сильным.
  5. Ситуация была отнюдь (не) приступной.
  6. Ребёнок был (не) ряшливым.
  7. (Не)чаянным движением он уронил вазу.
  1. Когда в суффиксах имён прилагательных пишется О, а когда Ё? Исправьте ошибки, выделите суффиксы.
  •  Плюшовый, кумачовый, кольцовая,свинцёвый, холщёвый, ситцевый, глянцовый, песцёвый, камышовый.
  1. Когда в суффиксах прилагательных пишется  одна – Н, а когда две –НН?
  •  Камен…ый, соломе…ый, окон…ый, станцио…ый, лебеди…ый, ледя…ой, оловя…ый, травя…ой, кожа…ый, исти…ый, серебря…ый, карти…ый.
  1. Когда в именах прилагательных пишется  суффикс –К-, а когда –СК-?

Белорус…кий, июнь…ий, скольз…ий, матрос…ий, город…ой, комендант…ий, турец…ий, кавказ…ий, немец…ий.

  1. Когда в сложных прилагательных пишется дефис, а когда нет?
  • Бледно  сиреневый, светло  коричневый, изжелта  красный, прошло годний, станко  строительный, светло  волосый, научно популярный, коротко шерстный, низко  рослый, весенне  летний,  двух этажный, древне римский, юго  восточный, кисло  молочный, красно  лицый.
  1. Найдите в предложении прилагательное и выполните его морфологический  разбор
  • От яркого солнца все жмурили глаза.
  • Образец морфологического разбора имени прилагательного

Ι.Часть речи. Общее значение.

ΙΙ. М.п.

  1. Н.ф.(И.п., ед.ч., м.р.)
  2. П.П.:качеств.

             относит.   доказать

             притяж.

    Н.п.падеж, число, род(в ед.ч.)

ΙΙΙ. С.роль(роль в предложении)



Предварительный просмотр:

                                                Тест

  1. вариант
  1. Продолжите  предложение:

Порядковые  числительные изменяются по ___________________

  1. Продолжите  предложение:

Порядковые числительные отвечают на вопросы____________________

  1. Найдите  ошибку:

а) к десятому декабря

б) к десятому декабрю

в) к восьмому марта

4. В предложении

На территории России проживает свыше ста народностей

имя числительное:

а) употреблено в Р.п.

б) употреблено в В.п.

в) употреблено в Т.п.

5. Укажите слово, не являющееся именем числительным:

а) пять

б) пятеро

в) пятак

  1. Выполните  морфологический  разбор числительных из предложения

                    33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года.

7. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, числительные поставьте в нужном падеже и запишите словами.

  • Не хвата.т (10) книг.
  • Библиотека  пополнилась (500) книгами.
  • Ограничиться (40) рублями.
  • Город с (39000) ж.телей.
  • Серия пособий с (2456) чертежами.

8. Запишите примеры словами

а) 4 целых 2/5 + 5 целых ¾

б) 0 целых 2/10 + 3 целых 4/8

в) 7 целых 3/5 + 2 целых 1/3

9. Решите примеры и запишите их словами, определите падеж числительных.

а) к 13 +6=

б) из 19 – 7=

в) к 300+250=

10. Распределите  словосочетания  на группы: словосочетания с количественными числительными, с собирательными числительными, с порядковыми числительными:

Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое  ребят.

                                               

                                              Тест

  1. вариант
  1. Найдите  верный вариант написания имён числительных в Т.п.

а) с  девятьюстами рублями

б) с девятьсот рублями

в) с девятьюсот рублями

2. Продолжите предложение:

Порядковые числительные отвечают на вопросы__________________________

3. Укажите  собирательное числительное:

а) стотысячный

б) шестьдесят

в) десятеро

4. Укажите простые(или простое) числительное:

а) двадцатый

б) пять

в) пятьдесят  пять

5. Укажите  пример с ошибкой:

а)   с  обоих сторон

б)  с обеих сторон

6. Выполните морфологический разбор числительных из предложения

                             Масса Луны в 81  раз меньше массы  Земли.

7. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, числительные поставьте в нужном падеже и запишите словами.

  • Обратиться к (50) делегатам.
  • Приехать с (300) рублями.
  • Посёлок с (17000) жителей.
  • Работа с (3654) схемами.
  • Книга рецептов со (100) блюдами.

     8. Запишите примеры словами

       а) 5 целых 2/8 + 3 целых  ½

       б) 3 целых 2/4 + 4 целых 3/5

       в) 6 целых 2/3  + 2 целых  ¼

     9. Решите примеры и запишите их словами, определите падеж числительных

а) от 200 -100=

б) от 115 – 60=

в) из 800 – 400=

 10. Распределите  словосочетания  на группы: словосочетания с количественными числительными, с собирательными числительными, с порядковыми числительными:

На четыре стороны, семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая   голова, три поросёнка, третий лишний, первое свидание,



Предварительный просмотр:

 Итоговый тест  по русскому языку в 5  классе  за  2006 -2007 уч.год

Учитель: Шарова М.О.

1. Отметить словосочетания, которые правильно согласованы  в  роде, числе, падеже:

а) уходить(от кого?) от друга    б) высказывание (кого?) поэт  

в) помощь (чему?) окружающему среду     г) готовиться (как?) ответственно

2. Предложения по цели высказывания бывают:

а) вопросительные    б) восклицательные     в) невосклицательные      г) повествовательные          д) побудительные

3. Выбери  и отметь  побудительное  предложение:

  а) Уже наступила долгожданная весна.

  б) Ура! Я занял первое место в школьной олимпиаде  по математике!

  в) Пожалуйста, не спеши, подумай над задачей.

  г) Бежим скорее домой, скоро начнётся гроза !

4. Выбери и отметь предложения, где правильно выделена грамматическая основа:

  а) Весна в этом году выдалась ранняя и тёплая.

  б) Шиповник – дикая роза.

  в) Ночь  чиста, свежа и прохладна.

  г) Небо  над  головой голубое.

5.  I. Какой   знак  препинания нужно поставить в данных предложениях?

 а) Моя  сестра   парикмахер. б) Народ  имя существительное. в) Клевер  луговая трава.

    1) запятую     2) восклицательный знак      3) тире

6. Соедините  стрелочками  правильные  ответы:

а) обстоятельство           а) главный член предложения, отвечающий  на   вопросы

                                         «кто? что?», называет того, кто действует в  предложении,

                                          в предложении  может быть  выражен именем существите-

                                         льным  в И.п., а также полным или кратким прилагательным.

б) дополнение                б) второстепенный член предложения, который отвечает на

                                          вопросы «когда? где? откуда? куда? почему? зачем?» и т.д.,

                                          в предложении  выражен существительным в косвенном

                                          падеже  или  наречием.

в) определение               в) второстепенный член предложения, который отвечает на

                                            вопросы «какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?»,

                                           в предложении   выражен   именем  прилагательным.

г) подлежащее               г) второстепенный  член  предложения, который отвечает на

                                             вопросы  косвенных падежей, в предложении  выражен

                                            существительным   или  местоимением  в косвенных

                                             падежах.

7. Выберите предложения, у которых неверно выделены  главные и   второстепенные  члены   предложения:

а) С шелестом падали с тополей сухие листья.

б) В облаках  уже  звенят жаворонки, а  над полями  льётся щедрое солнце.

в) Вчера я возвращался домой поздно.

8.  Выделите предложение, в котором верно стоят знаки препинания:  

 1) Ароматно  пахло травами  цветами,  и  сосновой  корой.

 2) Осенью солнце  не греет,  но блестит ярче летнего.

 3) На ярмарке мы купили необходимые вещи:  палатку,  сапоги,  резиновую лодку,  

     рюкзаки.

9. Выберите предложения с обращениями, в которых верно расставлены знаки  препинания:

а) Уходи, зима седая!

б) Вейте, вейте ветры  в поле, чтобы мельницы мололи!

в) Доктор,  доктор,  как нам быть?

г) Ветер  ветер  ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

10. Соотнесите  стрелочками   верные  высказывания:

а) Прошло жаркое лето, и наступила осень.                  а) простое  предложение

б) Море бушует, волнуется, пенится.                             б) сложное предложение

в) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.      в) простое с однородными

                                                                                                 членами

11. 1) Найдите и выделите сложные предложения:

 а) Стояли ясные дни, и птицы готовились к отлёту.

 б) Гроза окончилась к вечеру.

 в) Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны.

 г) Учитель объявил, что завтра мы идём на экскурсию.

12.  Найдите  предложения,  в которых верно стоят знаки препинания  при   прямой  речи. 

 а) Цапли  сказали  здесь  наша  Родина

 б) – Давай сыграем, - сказал папа.

     -  Что-то не хочется,-  ответил я.

 в)  Ешьте, ребята, яблоки   сказал нам лесник.

 г)  - Урока не будет,- сказал  учитель.

     - Почему? – удивились ученики.

     - Мы  идём  на  экскурсию  в лес.

     - Здорово! – обрадовались ученики.

13) Выделите  слова, которые имеют переносное значение:

а) железное   здоровье       б) богатырская сила        в) холодный взгляд

14) Подберите  к  словам  синонимы, соедините их стрелочками:

1) бежать                                           а) тревожный                                          

2) еда                                                 б) огромный

3) беспокойный                                в) мчаться

4) громадный                                    г) пища

15) Подберите к словам  антонимы, соедините их стрелочками:

1) холодный                               а) нагреть

2) длинный                                 б) вверх

3) вниз                                         в) короткий

4) остудить                                 г) горячий

16) Выберите слова,  в  которых   верно   произведён  морфемный разбор:

а) горочка     б) кисловатый    в) бескрайний      г) вывезут     д) паркетный

17. Укажите однокоренные слова к слову «белый»

а) беленький   б)бельчонок   в) беловатый    г) белочка

18. Выберите  столбик  с  нужными  приставками  к данным словам:

                                                 а)                 б)              в)            г)

      ра…толкать                       з                 с                с              с

       …жечь                              з                  с                с             с

      ра…ширить                      с                  з                 з             с  

      бе…чувственный             з                  с                 з             с

      во…наградить                  з                  с                 з             з

 19. Выделите самостоятельные части речи:

а) бежать    б) Ах!     в) свечка      г) лёгкий      д) под     е) рассвет      ж) входит

20.  Выделите  грамматические   признаки, которые есть только у имён   существительных:

а) лицо    б) разряд    в)число    г) время    д)падеж     е) склонение    ж)род

21. Согласуйте  имена  прилагательные  с  именами  существительными в роде, числе и падеже:

   а) ранн…   посев      б) весёл…  песней       в) громк…  голоса    г) смешн….   людей

22. Выберите   столбик   с   нужными    орфограммами   к  данным  словам:

                                           а)           б)             в)                г)

      распол…житься         а             о              а                  а

     сл..гаемое                     а            а              о                  о

     прозр…стать               о             а              о                  а

     р…сточек                    а             о              а                   а

     расч…т                        о             ё              о                  ё

     деш…вый                    о             ё              о                 ё

     экспедиц…я                ы             и             и                 ы

     ц…ркуль                      и             и             ы                 ы

     ц…плёнок                   ы             ы             и                 и

23.. Выберите  верный  морфологический  разбор  имени   существительного:

а) 1.  (в) лесу – сущ., (в чём? где?), об-ет  предмет

     2. М.п.

    а) н.ф. – лес

    б) П.п. – нариц., неодуш., м.р., 2 скл.

    в) Н.п. – в П.п., в ед.ч.

     3. С.роль: отдыхали(где? в чём?) в лесу, обстоятельство

б) 1. (на) окраине – сущ., (на чём? где?), об-ет  предмет

     2. М.п.

   а) н.ф. – край

      б) П.п. – собств., неодуш., в ж.р., 3 скл., в П.п.

      в) Н.п. – во мн. ч.

     3. С.роль: жили(где? на чём?) на окраине, обстоятельство

24 Выберите  грамматические признаки, которые есть только  у глагола:

а) склонение    б) вид    в) разряд    г) спряжение    д) падеж   е) время   ж) род   з)лицо

25.  Выберите   столбик   с   нужными   личными  окончаниями   глаголов:

                               а)                  б)                          в)                 г)

скач…т                  е                   и                           е                   и                

скаж….т                е                    е                           и                  и    

пиш…шь               е                   и                           и                   е

паш…т                  е                    и                           и                  и

въезжа…т             е                    и                            е                  и  

дар…т                   и                    е                            я                  и

дыш…т                 и                    а                            е                  и

вечере…т              е                    и                           и                  ю

стел…т                  е                    и                           и                  и



Предварительный просмотр:

                             Контрольный   диктант  по теме «Лексика»

Солнце выглянуло в  последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение  и освещает нас.  Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать. Но вот молния освещает местность шире и бледнее.  Туча разделяется   на  волнистые  облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется  ясная  лазурь.

  • Слова  для справок:

                   выглянуло

                         лазурь

  • Грамматическое задание:

 1)           1  В                                                              2  В

* подобрать синонимы                        * подобрать  антонимы к слову:

 к слову: большой                                                  ясная

2) выписать по 3 слова с безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова

3) Найти предложение с союзом  И, составить его схему

                        Контрольный  диктант  по теме

            «Сложное предложение, пунктуация в нём»

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. Нина сказала, что пойдёт дождь.

  Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде  появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

  Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

  • Грамматическое задание:

             1  В                                                              2  В

а) Ветер налетает с новой  силой,                а) Зашуршал камыш,

   морщит гладь реки, а потом стихает.         и на воде появились

                                                                           появились кружки от

                                                                           первых капель.  

* составить к предложениям схемы

б) выписать 5 глаголов с безударной гласной в корне слова, выделить корень, подобрать проверочные слова

 

                  Контрольный тест на  тему

             « Прямая речь, диалог. Пунктуация»

  1. Найдите предложения, в которых есть прямая речь:

а) Петя закричал: «Ура!»

б) Наташа сказала, что ей нездоровится.

в) И её зеркальце в ответ:

  - Ты, конечно, спору нет; ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

2. Найдите предложения, в которых знаки препинания при прямой речи расставлены неверно:

а) Отец серьёзно спросил: «Где ты был так долго»?

б) «Какой красивый лес!»- воскликнул мальчик.

в) «Принесите ей что-нибудь поесть»: сказала барыня.

3. Выберите правильный ответ:

а) Прямая речь – это разговор двух или нескольких лиц.

Б) Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от 1-го лица.

в) Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

4. Найдите верные схемы предложений с прямой речью:

а) А: «П.»               г) «П»,-а              ж) А: «П?»     л) «П?»- а

б) А: «П».               д) А: «П»!           з) «П!»,- а      м) «П!»-а

в) «П»,- А               е) А: «П!»           к) «П?»-а

5. Прямая речь сопровождается:

 а) диалогом     б) цитатами      в)словами автора

6. Расставьте  знаки  препинания в предложениях с прямой речью:

а) Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал Первый снег очень к лицу земле

б) Куда ты держишь путь, скажи на милость,  спросил я у речушки луговой

в) Что ты наделал закричал шофёр

7. Найдите диалог:

а) Утро было необыкновенное. Алые облака, округлые, туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей. Белые свежие цветы водяных лилий были похожи на розы в свете горящего утра.

б) – Подымай!  - крикнул я товарищу.

    -  Я боюсь, тихо ответил он.

    -  Не бойся, не бойся, - успокаивал я его.

    -  А ну, взяли!- громко и весело закричал Андрюшка

в) Гаврила подошёл к двери, стукнул в неё кулаком, крикнул: «Отвори! Говорят, отвори!»  - повторил он.

8. Что такое диалог:

а) это разговор 3-х и более лиц

б  это речь одного человека

в) это речь 2 – х  или   нескольких   лиц

9. Оформите правильно диалог:

  Зачем ты ловишь птиц спрашивал младший.

  Они хорошо поют

  Нет, ты не лови, пускай лучше они  летают

  Ну, ладно, не  буду соглашался подросток

  Только ты  прежде поймай одну и подари мне

  Тебе – какую

  Весёлую. И в клетке.

  Значит, это чиж.

10. Запишите данные предложения  в виде диалога,

      расставьте пропущенные знаки препинания:

   а) «Здравствуй Коля  Куда ты  идёшь»  спросила  Вера

   б) « В школу»  сказал Коля.   в) «Но ты же учишься в первую   смену»  возразила  Вера.  г) « У нас сегодня занятия кружка «Умелые руки»  сказал Коля.  д) « А кто руководит вашим кружком»  поинтересовалась Вера  

е)  «Студенты  института» сказал Коля



Предварительный просмотр:

                                               Проверочная   работа

           Правописание  падежных окончаний   имён существительных

                         

  1. вариант

Бежал по тропинк…, сидел на ёлк…, стоял около  калитк…, говорил с друг…, пел о Родин…, скакал  с ветк….  на ветк…, от берёзк… к рябинк…, пахал земл…, ел  яблок…,  принёс в  корзин…  .

                                          2 вариант

Говорил с учител…, поехал в гост… к дяд…, у  тёт… в деревн…, на стол… у приятел…, перья  от  подушк…,  отправился  в  путешеств…, около тропк… с корзинк…, грибы  в  лукошк…, блестит   на  ягодк…, у подружк… в комнат… .

                                        3  вариант

Сидел  у  кроват…, наслаждался мечтой,  отдыхал в лагер…, подошли  к  двер…, разговор о дружб…, жили на окраин…, у бабушк…-  старушк…, хрип в голос…, вернулись  к  ноч…, устал от работ… .

  1. вариант

Думали об опасност…, прозвучало  в  песн…,  написано  в  книг…,  просьба  молодёж…, повезёт  в  жизн…, работает на стройк…, не хватило гордост…,  был в поездк…, следить  за речь…, ждать помощ… .

  1. вариант

Бежал по тропинк…, сидел на ёлк…, стоял около  калитк…, говорил с друг…, пел о Родин…, скакал  с ветк….  на ветк…, от берёзк… к рябинк…, пахал земл…, ел  яблок…,  принёс в  корзин…  .

                                          2  вариант

Говорил с учител…, поехал в гост… к дяд…, у  тёт… в деревн…, на стол… у приятел…, перья  от  подушк…,  отправился  в  путешеств…, около тропк… с корзинк…, грибы  в  лукошк…, блестит   на  ягодк…, у подружк… в комнат… .

 

                                         3  вариант

Сидел  у  кроват…, наслаждался мечтой,  отдыхал в лагер…, подошли  к  двер…, разговор о дружб…, жили на окраин…, у бабушк…-  старушк…, хрип в голос…, вернулись  к  ноч…, устал от работ… .

  1. вариант

Думали об опасност…, прозвучало  в  песн…,  написано  в  книг…,  просьба  молодёж…, повезёт  в  жизн…, работает на стройк…, не хватило гордост…,  был в поездк…, следить  за речь…, ждать помощ… .

  1. вариант

Бежал по тропинк…, сидел на ёлк…, стоял около  калитк…, говорил с друг…, пел о Родин…, скакал  с ветк….  на ветк…, от берёзк… к рябинк…, пахал земл…, ел  яблок…,  принёс в  корзин…  .

                                          2 вариант

Говорил с учител…, поехал в гост… к дяд…, у  тёт… в деревн…, на стол… у приятел…, перья  от  подушк…,  отправился  в  путешеств…, около тропк… с корзинк…, грибы  в  лукошк…, блестит   на  ягодк…, у подружк… в комнат… .

 2.

                                      1   вариант

Мой  отец   работает   на строительстве   большого   завода.

                                      2   вариант

Летом  мы  отдыхали  на  берегу  южного  моря.

                                      3   вариант

Туристический   лагерь   расположился  в  старой берёзовой  роще.

  1. вариант

Горная  тропа  привела  нас  к  крутому  обрыву.

2.                                    1   вариант

Мой  отец   работает   на строительстве   большого   завода.

                                      2   вариант

Летом  мы  отдыхали  на  берегу  южного  моря.

                                      3   вариант

Туристический   лагерь   расположился  в  старой берёзовой  роще.

4  вариант

Горная  тропа  привела  нас  к  крутому  обрыву.

2.                                    1   вариант

Мой  отец   работает   на строительстве   большого   завода.

                                      2   вариант

Летом  мы  отдыхали  на  берегу  южного  моря.

                                      3   вариант

Туристический   лагерь   расположился  в  старой берёзовой  роще.

4  вариант

Горная  тропа  привела  нас  к  крутому  обрыву.

2.                                    1   вариант

Мой  отец   работает   на строительстве   большого   завода.

                                      2   вариант

Летом  мы  отдыхали  на  берегу  южного  моря.

                                      3   вариант

Туристический   лагерь   расположился  в  старой берёзовой  роще.

4  вариант

Горная  тропа  привела  нас  к  крутому  обрыву.

2.                                    1   вариант

Мой  отец   работает   на строительстве   большого   завода.

                                      2   вариант

Летом  мы  отдыхали  на  берегу  южного  моря.

                                      3   вариант

Туристический   лагерь   расположился  в  старой берёзовой  роще.

4  вариант

Горная  тропа  привела  нас  к  крутому  обрыву.

                                        Фронтальный       опрос    

                                         Имя    существительное

1. Какие  части речи ты знаешь? Назови их. На какие 2 группы делятся все части речи   в  русском  языке?

* Задание:  подчеркни   только те части  речи, которые  имеют собственные грамматические признакипоставь  к  ним  вопросы.

Лёгкий, ветерок, летящий, скользит, падать, пень, слоняться, слон, видно, слева, в шапке, сказал, сказание, рассказанный.

2. Какие морфологические признаки имён существительных ты знаешь? Сколько их всего?

* Задание: выбери  признаки, которые есть только у имени существительного:

а) род    б) лицо   в) падеж    г) наклонение   д) разряд   е)склонение    ж) вид

3. Имя существительное обозначает: предметы окружающего мира, явления природы, события, людей. Как назвать  одним словом  то, что обозначает имя существительное?

* Задание: Подчеркни  имена существительные, поставь к  ним вопросы в скобках

Ледяной, лёд, дыхание, новость, тёмный, темнота, нежность, прибор, пробираться.

4. Как правильно сказать: имя существительное имеет род или изменяется по родам?

    Какой род существительных ты знаешь?

 * Задание: определить род имён существительных

  Миллион, кресло, подарки, весёлый, кричит, крик, выбрал, колодец, весна, сирень.

5. Как называется изменение имён существительных по падежам?

    Сколько склонений имеет имя существительное? Расскажи о них.

* Задание: Определить  склонение  имён  существительных

 Лень, мать, мама, папа, отец, брат, братишка, плащ, дед, дедушка, коза, козочка.

6. Имена существительные изменяются по числам.

 * Задание:  от  имён  существительных  ед. числа образовать мн.число, а от имён существительных мн.числа – ед. число

Крыло - _______,  директор - ____________, профессор - ____________,

ботинки - ________, деревья -____________, весна - ______________.

7. Какими членами предложения являются имена существительные?

 * Задание:  найти в словосочетании главное слово, подчеркнуть имя существительное как член предложения

  а) пасётся на лугу,   говорить о друзьях,  мыть пол, висит  верёвка

8. О каком  грамматическом  признаке  говорят данные существительные?

* Задание: продолжи ряд существительных, используя данную закономерность

    Веселье, природа, жильё, потребность, нужда, перелом, ____________________

9. О  каком  грамматическом признаке говорят данные существительные?

 * Задание:  продолжи ряд существительных, используя данную закономерность

   Животное, девчонка, силач, миллионер, пчела,_____________________________

10. Какие  имена  существительные относятся к одушевлённым?

* Задание: подчеркнуть  одушевлённые  имена  существительные, поставить к  ним  

    вопросы  

  Зайчишка, вилка, мышка, компьютер, наряд, телефон, букашка, ребёнок, дети,

  зверинец.

11. Какие имена существительные называются собственными?

   * Задание: продолжи  ряд  существительных, используя данную закономерность и исправляя ошибки:

   река  волга,  озеро Байкал, кинотеатр  дружба, поэт  Жуковский, поэма  пушкина Цыганы, ______________________________________________________________

12. Приведите  примеры  нарицательных  имён  существительных

* Задание: подчеркните только нарицательные имена существительные

 Белка,  город  Минск, автомобиль «Жигули», писатель И.С.Тургенев,  чайник, чай «Ахмат», собака-болонка, овчарка  Дина, Смоленская битва, дед Иван, журнал «Лиза».

13. Какая цифра означает морфологический разбор имени существительного?

 * Задание: выпиши из предложения имя существительное и произведи его морфологический  разбор.

  Весело было смотреть на залитую солнцем лесную опушку.

14. От какого признака имени существительного зависит  правописание  окончаний имён прилагательных?

* Задание: определи род существительного и прилагательного, допиши нужные окончания имён прилагательных:

Весенн…   утро, ярк… наряд, продолжительн… праздник, весёл… компания.

15. Какой грамматический  признак  существительного  указывает на  окончание глагола   пр.в.?

* Задание: согласуйте с  существительными  глаголы пр.в., укажите род глагола пр.в.

 Весна наступил…, солнце  сиял…, костюм висел…, речка  протекал…, облако бежал… .

16. Назови несколько имён существительных, которые имеют форму только мн.числа.

* Задание: подчеркни  имена  существительные  всегда  мн.числа:

Молоко, очки, брюки, белизна, досуг, ножницы, студенчество, опилки, чернила.

17. Назови несколько имён существительных, которые имеют только форму ед.числа.

* Задание: подчеркни  имена  существительные  всегда  ед. числа:

Крапива, бензин, часы, ворота, прятки, свёкла, синева, серебро, грабли, тефтели.

18. Какой падеж и число обозначает нач.форму имени существительного?

  * Задание: поставьте имена  существительные в нач.форму.

  В блеске лучей - _______________, сидеть за партой - ________________, говорить с другом - ______________________, писать вы тетради - _________________.

19. Как правильно написать безударное окончание имени существительного?

* Задание: допиши окончание  имени существительного, обозначь падеж:

 Выступали  в цирк…, беседовали о дочер…, купались в бассейн…, писал о жизн… .

20. Сколько  падежей   существительных  вы  знаете? В чём особенность правописания окончаний имён существительных на  -ИЯ, - ИЙ, -ИЕ?

* Задание: поставьте данные имена существительные  в  указанный падеж

И.п. Мария, лекция                                        И.п. выступление, иней, юбилей, соревнование

Р.п._______________                                     П.п._________________________________________

Д.п._______________                                           _________________________________________

П.п._______________                                           _________________________________________



Предварительный просмотр:

               Контрольная  работа по литературе   5  класс

  1. Как переводится слово «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество

б) народное знание, мудрость

в) авторское произведение

2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

а) колыбельная песня

б) сказка

в) рассказ

г) считалка

3. Перечислите, какие эпизоды повторяются трижды в сказке

 «Царевна-лягушка»?

______________________________________________________

______________________________________________________

     4. Какие основные черты характеризуют главных героев сказки

        «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»? Запишите их:

  • Иван _________________________________________

  • братья Ивана___________________________________

  • чудо-юдо______________________________________

     5. Какие слова и выражения характеризуют Ворону, а какие Лисицу в

         басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»?

-  взгромоздясь                                  - говорит так сладко

- на цыпочках подходит                   - вскружилась голова

- собралась позавтракать                 - дыханье спёрло

- призадумалась                                - вертит хвостом

    6. Объясните значение слов, которые встречаются в сказке

        В.А.Жуковского «Спящая царевна»?

     а) пророк_______________________________

     б) хорунжий____________________________

     в) ловчий

    7. Подберите синонимы к словам. Запишите их.

    а) ланиты_________________________

    б) чело___________________________

    в) очи____________________________

    г) стан____________________________

 8. В балладе Жуковского «Кубок»  кубок  был:

а) золотым

б) серебряным

в) бронзовым

9. В каком городе  находился пансион, в котором обучался Алёша из сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Твери

10. Кем была Чернушка в Подземном городе?

а) королём      б)министром      в) монеты

11. Что получил Алёша в подарок от  короля?

а) редкую книгу      б) конопляное семечко      в) монеты

12. Выпишите из стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» несколько эпитетов:

______________________________________________________________

______________________________________________________________                          

13. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

а)  Отечественной войне 1812 года

б) Великой Отечественной войне 1941-45 года

в)Крымской войне

14. Кто из героев стихотворения произносит слова:

                             «Ребята! Не Москва ль за нами?

                               Умрёмте ж под Москвой,

                               Как наши братья умирали!»?

а) солдат-рассказчик

б) полковник

в) француз



Предварительный просмотр:

                                 Итоговый  тест  по  литературе  за  2006-2007 уч.год

  1. класс

      І  вариант

Учитель: Шарова М.О.

1.Миф – это:

а) сказка      б) легенда      в) рассказ, о  том, как древние народы представляли происхождение мира и различные явления природы

2. Найдите   название   былины:

    а) «Марья  Моревна»       б) «Святогор – богатырь»     в) « Руслан и Людмила»

3. Сказка – это:

    а) небольшой  рассказ  правдоподобного содержания

    б) песня-сказание о русских богатырях, народных героях и исторических  событиях  Древней Руси

    в) короткая   история   фантастического   характера

4. Выберите  имя  великого  русского баснописца:

   а) А.С.Пушкин       б) Л.Н.Толстой       в) И.А.Крылов

5. Басня – это:

   а) стихотворение    б) стихотворное произведение, предназначенное для пения

   в) небольшой, стихотворный   рассказ, в котором  в иносказательной форме

      даётся  нравоучительное  и сатирическое изображение жизни

6. Выберите  героев  басен:

   а) медведь    в) свинья       б) осёл           в) Красная  Шапочка    г) мартышка      д) Черномор

7. Выберите героев поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

   а) поп     б) Рогдай     в) царь  Салтан      г) Ратмир     д) золотая рыбка     е) Наина

8. Что  придавало  Черномору  силу  в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

   а) шапка-невидимка     б) волосы      в) борода       г) волшебные  заклинания

9. Кто автор стихотворений  «Зимний вечер»,  «Бесы», «Няне», «Зимняя дорога»?

   а) М.Ю.Лермонтов     б) А.А.Фет     в) С.А.Есенин      г) А.С. Пушкин

10. Кто такой  Герасим?

   а) помещик     б) офицер  царской   армии     в) крепостной   крестьянин

11. Выберите  героев  произведения   И.С.Тургенева «Муму»:

   а)  мельник  Панкрат   б)  Капитон    в) конь Мальчик    г) Гаврила  Андреевич   д) Семён  е) барыня      

12. Кто автор сказки «Тёплый хлеб»?

   а)  М.М.Зощенко     б) Джанни   Родари       в) Марк Твен       г) К.Г.Паустовский

13. Соедините   стрелочками    героя сказки и  качество его характера:

    1) конь  Мальчик                                      а) маленький, несмышлёный

    2) мальчик  Филька                                  б) беззащитный, раненый

    3) мельник  Панкрат                                 в) злой, жестокий, равнодушный к чужой беде

    4) мужик, хозяин избы                             г) нелюдимый, молчаливый, но добрый, отзывчивый

14. Кто из животных  в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо» принёс  Семёну богатство?

   а) собачка        б) кошка       в) змея

15. Куда  собирались   дети из рассказа  М.М.Зощенко «Великие  путешественники»?

   а) в поход     б) на  речку       в) в  кругосветное  путешествие

16. Что служило для  Стёпки  указателем  направления   пути?

   а) руки        б) голова     в) затылок     г) ноги

17. Куда  пришли  путешественники  на  следующий  день?

   а) к Чёрному морю        б) к  Северному полюсу        в)  в свою деревню  Пески

18. Из какого произведения М.Зощенко эти слова: «Выяснилось, что дети не виноваты, а если и

    виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается».

а) «Золотые слова»        б) «Великие путешественники»

19. Как называется в литературе  данный художественный приём?

1) «ветки золотистые, роса медвяная, серебряный ручей, черёмуха душистая, зелень золотистая»

  а) метафора    б) олицетворение     в) сравнение     г) эпитет

20. Соедините   стрелочками   верные   ответы:

   1) «…дремлет лес под сказку сна»                                                              а)  эпитет

   2)  «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку»                               б)  олицетворение

   3) «печальные поляны»                                                                                 в) сравнение                                          

                          Итоговый  тест  по  литературе  за  2006-2007 уч.год

  1. класс

ІІ  вариант

Учитель: Шарова М.О.

1. Выберите  имя  великого  русского баснописца:

   а) А.С.Пушкин       б) Эзоп      в) И.А.Крылов     г)Л.Н. Толстой

2.. Басня – это:

   а) стихотворение    б) краткое изречение, в котором выражены жизненные  наблюдения  и правила

   в) небольшой, стихотворный   рассказ, в котором  в иносказательной форме даётся  поучительное  и    

     сатирическое   изображение жизни

3. Выберите  героев  басен:

   а) медведь    в) свинья       б) осёл     в)  Балда     г) мартышка      д) лебедь, рак и щука

4. Выберите героев поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

   а) поп     б) Черномор     в) царь  Салтан      г) змей  крылатый     д) золотая  рыбка     е) Наина

5. Что  придавало  Черномору  силу  в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

   а) шапка-невидимка     б) молодость      в) борода       г) волшебное  яблоко

6.Из  произведения  какого  русского  поэта  эти  строки:  «Подруга дней моих суровы, голубка дряхлая моя!»?

   а) М.Ю.Лермонтов     б) А.А.Фет     в) С.А.Есенин      г) А.С. Пушкин

7. О ком  эти слова  из рассказа   И.С.Тургенев  «Муму»?

     «…вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж»

   а) Татьяна     б)  кастелянша     в) барыня

8. Соедините  стрелочками   верные ответы:

1) Герасим                                               а) вредная, капризная, мнительная

2) Татьяна                                                б) огромного роста, сильный, добрый, верный, преданный, умный

3 )барыня                                                 в) молчаливая, забитая, покорная, равнодушная

9. В какое время происходят события в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

а) в наше время             б) во  19 веке        в) в годы Великой Отечественной войны/20 век/  

10.Соедините   стрелочками    героя сказки и  качество его характера:

    1) конь  Мальчик                                      а) маленький, несмышлёный

    2) мальчик  Филька                                  б) беззащитный, раненый

    3) мельник  Панкрат                                 в) злой, жестокий, равнодушный к чужой беде

    4) мужик, хозяин избы                             г) нелюдимый, молчаливый, но добрый, отзывчивый

11. Какой  волшебный  предмет  в  сказке А.П.Платонова помогает Семёну?

  а) шапка-невидимка    б) молодильное  яблоко       в) волшебная  палочка     д)золотое  кольцо

12. Выбери предметы, которые ты взял бы с собой  в  кругосветное  путешествие, как дети из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»

а) деньги    б) хлеб   в) сахар   г) тарелки   д)стаканы   е) вилки   ж)ножи   з)цветные карандаши    к)удочку

13. Куда  пришли  путешественники  на  следующий  день?

   а) к Чёрному морю        б) к  Северному полюсу        в)  в свою деревню  Пески

14. Чего не хватало детям для удачного путешествия?

  а) денег    б) продуктов    в)одежды      г)знаний     д) лет

15. Как вёл себя начальник  в гостях из рассказа М.Зощенко «Золотые слова»?

  а) доброжелательно    б) грубо    в) вежливо    г) тактично     г) капризно

16. Как называется в литературе  данный художественный приём?

1) «ветки золотистые, роса медвяная, серебряный ручей, черёмуха душистая, зелень золотистая»

  а) метафора    б) олицетворение     в) сравнение     г) эпитет

17. Соедините   стрелочками   верные   ответы:

   1) «…дремлет лес под сказку сна»                                                              а)  эпитет

   2)  «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку»                               б)  олицетворение

   3) «печальные поляны»                                                                                 в) сравнение                                          

18. Как называется  рассказ  о  том, как древние народы представляли происхождение мира и различные   явления природы:

 а) басня      б) былина      в) сказка      г) миф

19. Найдите   название   былины:

    а) «Марья  Моревна»       б) «Святогор – богатырь»     в) « Руслан и Людмила»

20. Найдите приметы русских народных сказок:

    а) богатыри    б) волшебная сила    в) три  задания    г) «однажды мы пошли в лес»   д) «жили-были»

   е) «в тридесятом царстве, в тридесятом государстве…»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контроль по русскому языку в 5-6 классах

Входные и   текущие тесты  для  для 5-6 классов  по рускому языку и литературе...

Статья «Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах»

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...

Публикация по теме: "Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах"

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...

Публикация по теме: "Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах"

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...

Анализ стартового контроля по русскому языку в 5-11 классах

Анализ  стартового  контроля  по русскому языку  по МО 5-11 классы...

Итоговый контроль по русскому языку в 5-8 классах в форме ОГЭ.

В разработке представлены тестовые задания для итогового контроля в 5-8 классах. Все работы составлены по текстам о Великой Отечественной войне...