Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Кузнецова Фарида Фаритовна

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 В самом задании уже есть подсказка, например: назовите  троп в предложении№_,,, А тропов всего основных 4: метафора - развернутая метафора; эпитет, сравнение, олицетворение(«одушевленная метафора»), а также   гипербола, литота, аллегория, метонимия, синекдоха. Другие средства, которые предложены в КИМе(в задании)- это либо стилистические, либо синтаксические приемы, либо лексические средства. 

Итак, все приемы делим на четыре группы:1. Тропы; 2. Стилистические средства.3. Синтаксические средства(приемы)4. Лексика - лексические средства. 5. Фонетические возможности. Звуковые средства.

ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка( это и есть тропы, или художественные приемы)

 Изобразительно-выразительными средствами языка называются приемы, при помощи которых воспроизводится в воображении наглядный облик явления, рассчитанный на чувственно-эмоциональное восприятие.

  1. ТРОПЫ  (  Изобразительно-выразительными средствами языка )        

 Тропы ( греч. tropos – оборот ) – употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле.

 Важнейшие виды тропов:

 Сравнение -  сопоставление явлений и понятий с другими явлениями Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. Радость ползет улиткой

Эпитет (греч. epitheton – приложение) – художественное определение. Мармеладное настроение А. Чехов. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.(С. Есенин):

  а ) эпитеты, выраженные существительными ( матушка-Волга, батюшка-Дон, ветер-бродяга );

 б ) эпитеты, выраженные прилагательными ( очи светлые, брови собольи, зелено вино, сыра земля);

  в ) эпитеты, выраженные наречиями:

                               Ты любишь горестно и трудно.

                                А сердце женское – шутя А.С.Пушкин  

Постоянный эпитет- устоявшееся определение героев, образов в фольклоре: горючие слезы, красно солнышко, добрый молодец ,путь –дороженька, лютый враг                      

 Метафора ( греч.metaphora – перенос) – скрытое сравнение, основанное на скрытом уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту( шумит лес, опустел сад,взыгралась непогода) :

 а) олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. Иными словами, олицетворение – это приписывание неодушевлённым предметам свойств живых существ:

                                    Над омраченным Петроградом

                                    Дышал ноябрь осенним хладом А.С.Пушкин

  Терек воет, дик и злобен. М.Ю.Лермонтов;

               Утешится безмолвная печаль… А.С.Пушкин                                                              

б) развернутая метафора:

                          Но церковь на крутой вершине

                               Видна меж туч еще поныне,

                                И у ворот ее стоят

                             На страже черные граниты,

                       Плащами снежными прикрыты,                        И на груди их, вместо лат                            Льды вековечные горят.  М.Лермонтов

                                                           

 Метафорический эпитет – сочетание функции эпитета и метафоры: туманная юность, золотые сны, седое утро, железная воля, шелковые ресницы, каменное сердце, железная воля (это устоявшиеся фразы, напоминают фразеологизмы по  форме прил+сущ)

 Символ ( греч. symbolon – условный знак) – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления:

                                         Да здравствует солнце, да скроется тьма! А.С.Пушкин

 Здесь солнце – символ разума, счастья и знания.

 Примером развернутого символа может служить стихотворение М.Лермонтова «Парус». Символ – понятее, более глубокое, чем метафора.

 Аллегория  – вид иносказания; отвлеченная идея, понятие, воплощенное в конкретном образе. Или развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. Так, богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами. Весами мерились человеческие грехи, завязанные глаза аллегорически указывали на беспристрастность и объективность богини-судьи. Отсюда пошли такие выражения, как весы правосудия, слепое правосудие. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств выступают животные, предметы, явления природы.

 Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать).

Это такой прием, при котором замена слов производится не на основе сходства ( как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений. Эта связь может быть нескольких видов:

  а ) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа, выкушал бокалов семь);

  б ) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе; есть на золоте );

  в ) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили ( ликует буйный Рим; это его Ватерлоо);

  г ) связь вещей с их свойством, назначением или характером ( лукавый кинжал, кровавый урок);

  д ) связь общих понятий с конкретными ( смелость города берет, окровавленное злодейство);

  е ) связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления. (Сравните: грустить, тосковать – вздыхать; подвергать себя из-за своей глупости опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук).

 Синекдоха  (особый вид метонимии) – (греч. synecdoche – понимание посредством чего-либо) – замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот.        «Все флаги в гости будут к нам». «Мы всё глядим в Наполеоны».- А.С.Пушкин

«Все спит – и человек, и зверь, и птица»- Н.Гоголь. « Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин»                                                  

   Градация постепенность(Усиление или послабление )– обычно предполагает расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы или убывающей (« Я говорил, убеждал, требовал, приказывал».)              

Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, Мертвые души).

Перифраз(а)- троп, указывающий на признак (царь зверей –лев; хозяин тайги – тигр, Северная Пальмира, Северная Венеция – все С-Петербург, златоглавая столица – Москва, мать всех городов русских –Киев)

          2.  Стилистические фигуры.

 Стилистические фигуры – постоянные по смыслу и по конструкции выражения, обладающие определенными художественными возможностями.

  анафора, или единоначатие:

                    Клянусь я первым днем творенья,

                    Клянусь его последним днем,

                   Клянусь позором преступленья  

                   И вечной правды торжеством

                                               М.Ю.Лермонтов;

 эпифора, или концовка, крайне редка в российском стихе, характерна для восточной поэзии:

              Я наперсницы, кроме души своей, - не нашел,

             Бескорыстней, чем сердце свое, - не нашел…      

             И сердечного плена нигде страшней не нашел.                                                                                

плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:

                   Друг мой, друг мой,

                   Я очень и очень болен.

                  Сам не знаю, откуда взялась эта боль… С.Есенин.                                                                  

градация. Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие  по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий обычно последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие: В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться (Н.В.Гоголь);

                   Сгорели в танках мои товарищи

                    До пепла, до золы, дотла.                                                         (Слуцкий) Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин» 

Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, Мертвые души).

Ирония ( греч.eironeia – притворство) – может принимать вид любого другого тропа. Это такой оборот речи, в котором слова, характеризующие явление, употребляются в целях достижения комического эффекта в противоположном значении ( философ в осьмнадцать лет, А.С.Пушкин.Откуда, умная, бредешь ты голова? И. Крылов.)

 гипербола – художественное преувеличение (пир – на весь мир; редкая птица долетит до середины Днепра, Н.В.Гоголь);

 литота –  стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении (мальчик с пальчик; мужичок с ноготок, Некрасов, он не блещет умом).

алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. ( Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов);      

3. Лексические средства.  Изобразительные возможности лексики.

 а) лексические повторы- намеренное повторение слова для обращения внимания читателя ( Береги копейку, копейка не выдаст, все прошибешь на свете копейкой. Н.В.Гоголь);

плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:

                   Друг мой, друг мой,

                   Я очень и очень болен.

                  Сам не знаю, откуда взялась эта боль… С.Есенин.  

Фразеологизмы  (крылатые слова)– устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре. Кривить душой, на скорую руку, ни пуха ни пера, Рыцарь без страха и упрека

синонимы – слова, близкие по значению. Контекстные синонимы именно в контексте являются близкими.

антитеза – сопоставление противоположных по смыслу и значению явлений. ( Сравните: первый день творенья – последний день, М.Ю.Лермонтов);

Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными. Вне контекста значение меняется ( Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень – А. Пушкин)

Оценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, содержащие оценку: простофиля, егоза, умниц, голосище.

Омонимы слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения пассаж в пении птиц, торговля в пассаже

Паронимы – близкие по звучанию, но различные по значению слова геройский- героический, действенный- действительный

Просторечия( просторечная лексика, или сниженная, или разговорная) – слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью болван, вертихвостка, вихлять.

Диалектизмы – слова, бытующие в определенной местности. Драники, мшары, Буряки.

Заимствованные слова  - слова, перенесенные из других языков. Пиар, парламент, консенсус, миллениум.

Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать

Жаргонизмы – слова, находящиеся за пределами литературной нормы./Арго/- Голова- арбуз, глобус, тыква…

Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий. Прозаседавшиеся, шопинг, клипмейкер, маркетинг.

Профессионализмы( специальная лексика) – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз.

Термины – специальные понятия в науке, технике…Оптика, кататар.

Устаревшие слова.(архаизмы)  – слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Рачительный – заботливый, утеха – радость, отрок –юноша, око- глаз, выя- шея

Экспрессивная разговорная лексика – эмоционально окрашенные слова, имеющую несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску. Грязнуля, крикун, бородач.

Окказионализмы – авторские неологизмы, созданные по необычным моделям Хилософия- М. Горький, стрекозел- В. Маяковский

Палиндром - слово, фраза, строка, одинаково читающиеся  слева направо и справа налево  (кабак)

4. Синтаксические средства

пропуск – форма лаконического, «лозунгового» стиля. Его сила – в краткости, а краткость зависит от того, насколько умело отобраны и оставлены в фразе наиболее полновесные по значению и картинности слова. ( Мы села – в пепел! Града – в прах!   В мечи – серпы и плуги. В.А.Жуковский);

                                                           

    Неполные предложения см. пропуск ( часто в диалоге, лозунге)

Умолчание, или многоточие – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к пропуску:

                 Отец… Мазепа… казнь – с мольбою

                  Здесь, в этом замке мать моя … /Фигура предоставляет слушателю самому догадаться, о чем пойдет речь/.

риторический вопрос, восклицание,  обращение – для усиления выразительности речи, не требуют ответа:

                   Куда ты скачешь, гордый конь,

                   И где опустишь ты копыта? А.С.Пушкин

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Н.В.Гоголь.

Ряд однородных членов- это группы  однородных членов, которые осложняют структуру предложения. Однородными могут быть любые члены предложения, с помощью которых более содержательно и полно передается смысл  предложения  

бессоюзие – перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы. Эффект быстроты сменяющихся образов, чувств, эмоциональная надрывность, волнение:                                      

                 Мелькают мимо будки, бабы,

                   Мальчишки, лавки, фонари,

                   Дворцы, сады, монастыри,

                  Бухарцы, сани, огороды,

                  Купцы, лачужки, мужики,

                  Аптеки, магазины, моды.

                 Балконы, львы на воротах,

                 И стаи галок на крестах.

                                        А.С.Пушкин

  Многосоюзие (полисиндетон) – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:

                              И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.

                              Щадят победителя годы…

                                                                        А.С.Пушкин

Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения

Это была «Волга». Пепельная. С московским номером. (Обычно при парцелляции указывают 2 предложения. Чтобы верно определить этот прием, нужно перечитать предыдущее предложение и последующее).

Неполные предложения – в которых пропущен член предложения, который мог быть восстановлен из контекста. Впереди еще поворот, за ним ещё.

Вопросно – ответная форма изложения – Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопрос.

 

 синтаксический параллелизм – образное сопоставление двух сходных явлений, композиционно выраженное в виде параллельно расположенных фраз:

                           Черный ворон в сумраке нежном,

                           Черный бархат на смуглых плечах

                                                                         А.Блок;

                            Травой зарастают могилы-

                             Давностью зарастает боль.

                                                                    М.Шолохов.

    Отрицательный параллелизм: подчеркнуть совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

                            То не ветер ветку клонит,

                            Не дубравушка шуршит,-

                            То мое сердечко стонет,

                            Как осенний лист дрожит.

                                                          С.Стромилов

Параллелизм служит для сравнения явлений природы с настроением человека.

     Полно, белая березка, над водою бушевать,

Полно, глупая девчонка, надо мной озоровать – сходная синтаксическая конструкция.                        

алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. ( Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов);      

  инверсия – нарушение стандартного порядка слов, обратный: Белеет парус одинокий

                    Она стройна, ее движенья

                    То лебедя пустынных вод

                    Напоминают плавный ход,

                    То лани быстрое стремленье.  А.С.Пушкин.

Курсив – выделенное слово, ключевое

Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения Мужики – за топоры. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский

!!!

5.Звуковые средства выразительности. Фонетические средства ( Встречается редко)

Аллитерация- прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков Подобна лилии крылатой,/ Колеблясь, входит Лала –Рук

Ассонанс- прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен…А.Пушкин

Звукопись- прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался»И.Крылов

Звукоподражание -  подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром …А.Пушкин

  • Некоторые приемы могут быть  в стилистике  и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.

Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)

Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....

"Изобразительно-выразительные средства языка" (подготовка к ЕГЭ)

Материал урока включает разные виды упражнений по отработке тестового задания №24 (часть 1)...

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка.

Таблица "Изобразительно-выразительные средства языка" поможет учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку....