Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Хатмуллина Айгель Мажитовна

Презентация. ЕГЭ. Выполнение задания 26.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_ege.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хочу могу умею делаю текст

Слайд 2

Изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 4

Рецензия «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует(А)__(«разъединяет»- «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)__(в предложениях 4,13), троп – (В)__(«они-две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)__(«делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Слайд 5

Ищем средства выразительности в тексте

Слайд 6

Алгоритм выполнения задания 1.Внимательно прочитайте рецензию. Обратите внимание на такие слова, как ТРОП, ЛЕКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, СИНТАКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, т.к. они являются подсказкой. 2. Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их. ТРОПЫ - Т ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – Л СИНТАКСИЧЕСКИЕ - С 3. Вспомните определения этих понятий. Сопоставьте с примерами. 4. Расположите термины в нужном порядке.

Слайд 7

Изобразительно-выразительные средства языка тропы стилистические фигуры, приёмы лексические -антонимы -диалектизм -неологизм -разговорная лексика -синонимы -термины -фразеологизмы -эмоционально- окрашенная лексика -гипербола -ирония -литота -метафора -метонимия -олицетворение -перефраза -синекдоха -сравнение -эпитет -анафора -антитеза -градация -инверсия -параллелизм -парцелляция, -риторический вопрос -эпифора

Слайд 8

1. анафора – с 2. метафора – т 3.гипербола – т 4. профессиональные слова – л 5.парцелляция – с 6. лексический повтор – с 7. синекдоха – т 8. контекстные синонимы – л Т.о., область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.

Слайд 9

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропами являются: эпитет сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота

Слайд 10

Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков: По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы По цвету: золото волос, шоколадный загар По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи По форме: луковка церквей, лента дороги

Слайд 11

Наша Земля – космический корабль , летящий во Вселенной. Сопоставляемый предмет или явление То, с чем сопоставляется На основании чего сопоставляется Наша Земля космический корабль летит во Вселенной Как рождается метафора?

Слайд 12

Метафора делает образ неожиданным,запоминающимся. Найдите метафору: Бродячая толпа облаков… Барка жизни встала. (А.Блок) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток.

Слайд 13

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет). Могут переноситься: Название помещения , территории на людей , живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра . Название сосуда , емкости на его содержимое : Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится : она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название орудия на действия, производимые им : Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Слайд 14

Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность. Найдите метонимию: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Витрины были уставлены старинной бронзой. Театр уж блещет… Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Слайд 15

Сравнения могут быть выражены: — формой творительного падежа существительных: Медуза висела прозрачным абажуром… Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой… Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. … Рогами расставив страшные клешни… — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.: обжигающей, как крапива; увеличенные, как в лупу; бледного, как месяц; — при помощи слов подобный, похожий : Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой , подобно краям парашюта. В Н И М А Н И Е! Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому

Слайд 16

Эпитет – художественное, образное определение, цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей» В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Слайд 17

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков ( царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным: Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Парнасская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

Слайд 18

Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Парнасская богиня Седая чародейка Прикованный к скале Титан Потомок викингов отважных Блистающая сталь Спаситель Капитолия Солнце русской поэзии Бессмертный творец «Илиады» Волшебный прибор Левенгука Весна человеческой жизни

Слайд 19

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Определите, гипербола или литота перед вами: Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мальчик с пальчик. В сто сорок солнц закат пылал. Я живу в двух шагах от метро. У него ни капли таланта. Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте.. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.

Слайд 20

Стилистические фигуры: риторический вопрос риторическое восклицание инверсия парцелляция антитеза анафора эпифора градация эллипсис…

Слайд 21

Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Найдите антитезу в каждом из данных предложений . 1 ) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. 2) Смотрю в века, живу в минутах 3) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала .

Слайд 22

Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления Найдите градацию в предложениях Я победил его, разгромил, уничтожил. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым… При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

Слайд 23

Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок Найдите инверсию в предложениях. Сижу за решёткой в темнице сырой. Белеет парус одинокой... Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Твоих оград узор чугунный

Слайд 24

Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Слайд 25

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.) Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) Анадиплосис ( подхват ) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».)

Слайд 26

В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо. Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

Слайд 27

В каком случае дано неправильное определение фигуры? A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

Слайд 28

Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки». А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота

Слайд 29

Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия). А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение

Слайд 30

Определите, какое средство выразительности использовано Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! Шепот, робкое дыханье, трели соловья… А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет 1 в 2 а 3 б 4 д

Слайд 31

Определите, какое средство выразительности использовано Вывели лошадей, не понравились они мне. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм 1 б 2 а 3 д 4 г

Слайд 32

парцелляция антонимы сравнение ряды однородных членов предложений олицетворение риторический вопрос литота градация инверсия метафора

Слайд 33

Творческих озарений от прикосновения к слову!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)

Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....

"Изобразительно-выразительные средства языка" (подготовка к ЕГЭ)

Материал урока включает разные виды упражнений по отработке тестового задания №24 (часть 1)...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка" в рамках подготовки к ЕГЭ

Урок комплексного применения знаний.Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях....

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития знаний...