: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Малышева Людмила Николаевна

Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе: повторение темы "Деепричастие. деепричастный оборот"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по разноуровневой дифференциации в 7 классе

Тема: Закрепление изученного о деепричастии. Деепричастный оборот.

Цель урока: Организовать учебную деятельность по закреплению сведений о деепричастии, полученных на первом уроке, по формированию умения отличать деепричастия от причастий, по овладению умением находить деепричастный оборот и правильно ставить знаки препинания, обособляя одиночное деепричастие и деепричастный оборот; продолжить работу над монологическим высказыванием на лингвистическую тему.

Оборудование: учебник, тесты, таблицы, дидактический материал

Тип урока: комбинированный

Метод: проблемно-поисковой

Ход урока

I Организационный момент

Учебно-воспитательная задача: подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

IIПроверкадомашнего задания

Учебно-воспитательная задача: проверить правильность выполнения домашнего задания, выяснить причины невыполнения, устранить в ходе проверки обнаруженный проблемы в знаниях.

На доске один ученик составляет опорный конспект. Второй, ученик делает орфографический разбор с лова «сверкала светло-зеленые»

Морфологически разбор слова – «щебетаньем»

Третий ученик готовит устное сообщение на тему: «Деепричастия как особая форма глагола»

Класс слушает и рецензирует ответ ученика.

Понятен ли опорный конспект?

IIIАктуализация опорных знаний. Мотивация

Вы уже знаете, что деепричастия произошли от причастий. Значит, уних много общего,но, конечно же, есть и отличия. Перед вами таблица, заполните ее недостающими сведениями.

                                     Различайте особые формы глагола

      Причастия                                                                                               Деепричастие

1.относятся к сущ.                                                                1.относятся к глаголам                                                                                                  

2.обозначают(признак предмета по                               2.обозначают(добавочное действие)          

действию)                                                                            3.в предложении бывают

3.в предложении    (обстоятельствами)

бывают…(определениями или                                          4.неизменная форма

 частью сказуемого)                                                           5.имеют суффиксы а,я.в,вши,ши.

4.согласуются с сущ. в

Роде,числе,падеже

5.имеют суффиксы ущ,ющ,ащ,ящ,

ем,им,ом ,вш ,нн ,ш ,т.

С помощью таблицы мы отметили различие ,но у этих глагольных форм есть и общее


IVОрганизация поиска новых знаний

Какую синтаксическую конструкцию образуют причастия с зависимыми словами?

А деепричастие может быть иметь при себе зависимые слова?

Ученик на доске показывает схемы обособления причастного оборота

1)опр.слово,п.о. ,…

    2п.о.опр.слово

Составление таблицы

1)На письме деепричастный оборот,

   а также одиночное деепричастие …,Д,….

   выделяется запятыми,если                                           Д, ….

   находится внутри предложения,                                …,Д

иодной запятой-если стоят в                                      …,ДО,…

   начале или в конце предложения                             ДО,…

2)В составе фразеологизма                                            …,ДО

   деепричастия на письме запятыми

   не выделяются                                                                …Д=Ф

3)Два деепричастия,связанные

    союзом и                                                                        …,Д и Д

4)Не выделяются деепричастные                               …,ДО и ДО

   обороты,тесно связанные со

   сказуемым                                                                     …=ДО

V Закрепление новых знаний

Расставьте знаки препинания

1.Дождь барабанил по крыше точно негодуя на кого-то

2.В саду не умолкая ни на минуту пели птицы

3.Он натянул ворча башмаки

4.Нельзя жить сложа руки

5.Гримасничая и урча она протянула в дверь лапу и попыталась поймать меня

6.Близкому человеку помогают не задумываясь

Упр.299 (первый уровень)

Упр.300 (второй уровень)

Упр.301 с помощью словаря (третий уровень)

Вопрос учащегося 1 уровня

Каким членом предложения является деепричастный оборот?

Значение слов

Амфитеатр-место за партером или в верхнем ярусе,расположенные возмущающимся

полукругом

Бельэтаж-первый над бенуароле,ярус в театре;

Партер-нижний этаж зрительного зала с местами для публики;

Балкон-место в театре в верхних и средних ярусах;

Ложа-место в зрительном зале

Бенуар-ложа в театре,на уровне сцены


Работа с текстом

Деепричастия особенно часто употребляются для передачи динамичности,стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

Л.Н.Толстой <После бала>стр. 403-404

Дождавшись начала мазурочного мотива,он бойко топнул одной ногой,выкинул другую,и высокая,грозная фигура его то тихо и плавно . то шумно и бурно .С топотом подошв и ноги. Опять соединил их и ,хотя и несколько тяжело,упал на одно колено,а он ,улыбаясь и поправляя юбку,которую он зацепил,плавно прошлавокруг него,все громко заопладировали.С некоторым усилием приподнявшись,он нежно,мило обхватил дочь руками за уши и,поцеловав в лоб,подвел ее ко мне ,думая, что я танцую с ней

Несколько предложений записать. Объяснить,как деепричастие дополняют действие.

VI Домашнее задание

Подготовить к выступлению <причастие и деепричастие. (сравнительная характеристика для IV уровня)

Выписать из изучаемого произведения 6-8 предложений с деепричастными оборотами и деепричастиями(второй уровень)

Записать  слова с непроверяемыми орфограммами. Помещенные в разделе <Деепричастие>,выучить их.

Упр.302 (первый уровень)

Придумать грамматическую сказку <О том,как деепричастие дочёркивает запятыми свое добавочное значение> (по желанию).

Педмастерская

                                                                   по рассказу Л.Н.Толстого

                                                                             «После бала»

Тема:Л.Н.Толстого. «После бала»

Протест против жесткости и насилия.Стремление к нравственной чистоте.Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу.Прием контраста как средство выражения художественной идеи.Проблема выбора жизненного пути

Цели.Аналитическое вторичное прочтение рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения.Антитеза как средство раскрытия человеческого характера.Умение характеризовать героев и эпоху царствования Николая перового ,в которой они живут.

Форма урока. Педмастерская

Оборудование.

1)Магнитофон,

2)Магнитофонные записи

3)Иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

4)Дружеский шарж «сегодня-понедельник»,»сегодня-воскресенье».

5)Карточки-задания(по группам)

             На доске

1.Тема урока:Л.Н.Толстого. «После бала»

2.Дружеский шарж.

3.Ассоциативный ряд слов

                                               Искренность                                                               Лицемерие

4.Табличка-резюме(краткие выводы о сказанном)

  • Тайна цвета
  • Тайна полковника
  • Тайна заглавии
  • Тайна Ивана Васильевича
  • Тайна выбора

5.Илюсстрация к рассказу

I. ИНДУКЦИЯ.

Индуктор №1:

а) «Вальс Золушки» из оперы А.Прокофьефа:

б)отрывок из сказки Ш.Перро: «Принц усадил свою гостью на самое почетное место,а чуть только заиграла музыка,подошел к ней и пригласил на танец»

в)слово учителя. Сказка всегда заканчивается хорошо.Принц нашел Золушку.Онипоженились.Сказка пронизана добротой и искренностью

Индуктор №2

а)Слово учителя. В жизни не всегда так бывает. В рассказе «После бала» читаем (см.с.405,2-й абзац, учебник по лит-ре 7-го класса) «…и я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»

б)Вопрос: кто или что испортило счастье Ивана Васильевича и Вареньки?(Полковник ,утро,наказание солдата.)

II. САМОКОНСТРУКЦИЯ

                                  ИСКРЕННОСТЬ

                                     ЛИЦЕМЕРИЕ

Доверчивость

Доброта

Откровенность

Честность

Справедливость

Без обмана

Открыто

? «По закону»

Обман

Жестокость

Скрытность

Злоба

? Нарушение закона

III СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

             (работа в группах)

Слово учителя.Высчитаете,чтополковник-лицемер?Он ведет двойной образ жизни?Почему он так поступает?В этом нам придется разобраться

  Задумаемся над философской сутью рассказа.оьратим внимание на то , что это произведение, создано зрелым художником и мыслителем.не так прсто.как кажется на первый взгляд,иметь свои «тайны»,которую предстоит рассказать и осмыслить

  А для этого надо внимательно вчитаться в рассказ, попробовать осознать его как единноецелое.где каждый компонент,каждыая строчка помогает читателю понять лучше основную позицию автора

  Попробуем разгадать «тайны» рассказа

/группа.тайна цвета

Части рассказа резко противопоствлены друг другу.Какие цвета преобладают в первой-е и второй частях?Какими еще элементами,деталями автор передает противопоставление,контрастность этих сцен?

  • Меняется настроение Ивана Васильевича?
  • Меняется настроение полковника?
  • Меняется звуковое оформление?
  • Какую роль в рассказе играет худ. Деталь-перчатка полковника-в первой и второй частях?

С какой целью Толстой строит весь свой рассказ на основе противопоставления,антитезы?(см.опр.антитезы на см.410.)

//группа тайна полковника

  Искренность или лицемерие?

  Какое чувство вызывает полковник на балу?

  Искренна ли его любовь к дочери?

  Какое чувство вызывает он у нас в сцене экзекуции? как вы объясните его жестокость? Что вы знаете о законах действующих в эпоху Николая I.е наказания показал свое истинное лицо?Есть ли у вас другое объяснение,его контрастного поведения?

  Как вы считаете полковник лицемерен на балу , в сцене

Тайна заглавия

Основное содержание рассказа состоит из 2 частей: Описание бала у предводителей и событий после бала.Почемурассказ,большая часть которого посвещена описанию бала,назван «после бала»?ВедьТослстой применил несколько вариантов:рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочка», «дочь и отец» ,а вы говорите …» «после бала» почему он остановился на последенем?если писатель хот ел осудить бесчеловечное отношение к солдатам в николаевской Росссии , то мог ограничиться

одной сценой экзекуции.Она написана так зримо и убедительно,что не может не вызвать негодования у учителя.Зачем же ему понадобилось сцена бала?

IV Тайна Ивана Васильевича

  Дайте краткую характеристику Ивану Васильевичу,чем он похож на Николеньку?Как меняется его настроение на балу и после бала?Почему?Как изменилось жизнь Ивана Васильевича после такого случая?Почему его любовь пошла на убыль?

Почему он отказался от гос. службы?(См. с.408,два посл. абзаца в учебнике лит-ры 7 класса)

IV. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

  Представление результатов работы гркпп, обмен вопросами по представленным результатам.

  Второй ассоциативный ряд слов.

V.   РАЗРЫВ

  1. Работа учителя с классом

Осталась неразгаданной одна тайна- тайна выбора . Попробуем и ее разгадать.

- Вчемосбенность построения рассказа « После бала»? (Рассказ с обрамлением, 2 части.)

- Кто рассказывает историю ? (Иван Васильевич.)

- О чем идет речь с обрамлении? О чем беседует Иван Васильевич с молодежью? В чем суть их спора? ( Сам ли человек управляет своей жизнью, от чего зависит его жизнь, сам ли он выбирает свой жизненный путь?)

- Что жее является решающим в выборе жизненного пути? Случай? Среда, т.е общество? (Иван Васильевич утверждает , что случай; молодежь-среда, общество: Автор- сам человек.)

     2.     Табличка – резюме ( краткие выводы из сказанного выше). Учащиеся раскрывают эти таблички, снимая их с доски, прочитывают. По желанию они могут что –то добавить к прочитанному. Утверждают или опровергают.

           Возможная помощ учителя-мастера при зачитании выводов:

  1. «Тайна цвета» - светлые и радостные краски в сцене бала особенно ярко оттеняют уродливость, бесчеловечность сцены наказания, воздействуют на чувства читателя
  2. «Тайна полковника» - полковник уверен в необходимости жестокой расправы с теми, кто нарушает законЮ закон николаевской России.
  3. «Тайна заглавия» - важнее вторая часть , первая (бал) как вспомогательный элемент.
  4. «Тайна Ивана Васильевича» - в зле, которому был сведетелем Иван Васильевич, виноват не какой-то жестокий чело-иск, а общество с его законами и порядками. Иван Васильевич не понял этого, но ине принял. Совесть не позволила ему служить обществу, тем общественным порядком, которые несут человеку зло. Он сознательно выбирает свой жизненный путь
  5. «Тайна выбора»- мотив нравственного выбора звучит и в рассказе. И в других произведениях Толстого. Человек выбирает сам свой путь в жизни-так утверждает автор

VI. ТВОРЧЕСТВО

Создание проекта «Ваш выбор», «Жизненный выбор».Что вы выбираете в жизни?

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Какие открытия были сделаны сегодня на уроке?

Что узнали нового?

На что посмотрели другими глазами?

Поменялись ли ваши взгляды на героев? А на рассказ вообще?

Стал ли Л.Н.Толстой, как личность, как автор ближе и понятнее?

О.Чухонцев «Слуховое окно» 1983г.

И прожитому я подвел черту,жизньразделив на эту и на ту,иполужизни опыт подытожил:та жизнь была беспечна и легка легка,беспечна,молода,горокы,а в этой жизни я еще не прожил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.

Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...

Русский язык. 7 класс. Тест по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы "Деепричастие"....

Деепричастие. Деепричастный оборот

Урок по русскому языку для 7 класса. Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот. Тип урока: повторительно - обобщающий. Вид урока: урок-путешествие. Технология: элементы технол...

открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс

урок в форме зачета можно провести после изучения  темы Деепричастие...

Разработка урока "Деепричастие. Деепричастный оборот"

- актуализировать опорные знания и умения по теме; - совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; - развивать речевые навыки при построен...