Способы сжатия текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Субарнова Маргарита Петровна

Десятый класс ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_dlya_szhatiya.pptx67.32 КБ
Файл samostoyatelnaya_rabota_._priemy_szhatiya.pptx46.32 КБ
Office presentation icon szhatie_teksta.ppt708.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тексты для сжатия

Слайд 2

№1 Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне, красавчик ».

Слайд 3

№1 – вариант сжатия → Вот она подошла к дереву и стала петуха хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Слайд 4

№2 Архитекторы Древней Греции шли на хитрость – делали колонны своих построек разной толщины. Примером тому служит знаменитый Парфенон – главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э. его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат , учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных – темный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими. Благодаря этой «поправке» издалека все колонны кажутся совершенно одинаковыми, хотя диаметр угловых существенно больше.

Слайд 5

№2 – вариант сжатия Создатели знаменитого Парфенона шли на хитрость – делали колонны своих построек разной толщины. Благодаря этому издалека все колонны казались совершенно одинаковыми, хотя диаметр угловых существенно больше.

Слайд 6

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРИЁМ ИСКЛЮЧЕНИЯ 1. Прочитайте текст. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати) Выделите второстепенную информацию.

Слайд 7

1 Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Слайд 8

2 2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину) Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Слайд 9

2 Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

Слайд 10

3 3. Прочитайте текст. Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська , коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) (43 слова) Сократите текст вдвое.

Слайд 11

3 Внезапно откуда-то выскочила Буська , бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки. (24 слова)

Слайд 12

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ 1.Прочитайте текст. Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву ) Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Слайд 13

1 Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.

Слайд 14

2 2. Прочитайте текст. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину) Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Слайд 15

2 Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

Слайд 16

3 3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву) Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Слайд 17

3 Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

Слайд 18

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕН ПРИЁМ УПРОЩЕНИЯ 1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)

Слайд 19

1 Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.

Слайд 20

2 2. Прочитайте текст. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор ! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова) Сократить текст вдвое.

Слайд 21

2 Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

Слайд 22

3 3. Прочитайте текст. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника. Изложите содержание текста простым предложением.

Слайд 23

3 Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

Слайд 24

Прием исключения ИСКЛЮЧЕНИЕ - исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, - исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, - исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, - исключение одного или нескольких предложений.

Слайд 25

Прием обобщения ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ ) - замена однородных членов обобщающим понятием, - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением , - обобщение содержания.

Слайд 26

Прием упрощения УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - слияние нескольких предложений в одно, - замена предложения или его части указательным местоимением, - замена сложноподчинённого предложения простым, - замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением), - замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРИЕМЫ СЖАТИЯ

Слайд 2

ПРИЁМ ИСКЛЮЧЕНИЯ Прочитайте текст. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв) Сократите текст Д. С. Лихачёва.

Слайд 3

ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ?..(По И. Милославскому) Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).

Слайд 4

ПРИЁМ УПРОЩЕНИЯ Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв) Постройте сложное предложение с разными видами связи.

Слайд 5

Проверка! Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям. Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?.. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...

способы сжатия текста

Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с...

Основные способы сжатия текста

Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....

Способы сжатия текста

Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....