Пунктуация простого осложненного предложения. 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Бацина Елена Александровна

Конспект и презентация. Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока46 КБ
Файл презентация к уроку279.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБ ОУ Дивеев-Усадской СОШ Бацина Е.А

20014г.

Грамматика повелевает даже царями

Ж. Мольер

Цель: повторение пунктуации простого осложненного предложения.

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале  побеседуем. (Слайд 1)

     Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите таблицу. (Слайд 2)

- Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся? (ответы учеников)

     Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания? (ответ ученика)

Учитель. Да, верно, всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смысловую функцию.

      Перед вами известная шутка: (Слайд 3 )

     А чтобы у нас не получился «кисель из резины», будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

     Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность? (ответы учеников)

 Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений. (Слайд 4)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений. (ответы учеников)

     Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временами молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)  (проверка по слайду 5)

Учитель. Ребята, в части А есть задание № 21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том , что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. (Слайд 6)

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд  7

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

(М. Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению. Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

ОиОиО

иОиОи О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю вам более художественный вариант (устно):

Куда столь быстро, и легко,

И гордо, и прелестно

 Ты пролетаешь, облачко,

Скиталец поднебесный?

А. Бестужев-Марлинский. «К облаку»

Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все-таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд  8

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить — «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд  9

1.        Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?

Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.

2.        Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)

Слайд  10

Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам или на компьютере. 

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по рядам или группам).


Текст к заданию:

Краски и звуки осени

(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Учитель. И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

Слайд 11

  1. Среди предложений 1—5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер. (№ 5)
  2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер. (№ 6, 10)
  3. Среди предложений 11-14 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер. (№ 11)

Учитель. Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен. Ответы учеников.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

Слайд  12


  1. Чувствую ли я себя готовым к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть ли необходимость еще раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание. Упр. 333 из учебника А.Д. Дейкиной

Литература:

Петрова В.В. ЕГЭ. Русский язык. — М., 2007.

Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык. –М., 2004.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пунктуация простого осложненного предложения Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе Подготовила : учитель русского языка и литературы МБ ОУ Дивеев-Усадской СОШ Бацина Е. А

Слайд 2

Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения

Слайд 3

1.Каковы признаки простого предложения? 2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Слайд 4

Простое предложение может быть распространено при помощи осложнено при помощи второстепенных членов предложения однородных членов предложения обособленных оборотов слов, не являющихся членами предложения определений дополнений обстоятельств главных второстепенных причастных деепричастных сравнительных обращений Вводных слов и предложений

Слайд 5

Кисель там варят из резины, Галоши делают из глины, Кувшины лепят пирожки…

Слайд 6

Определения характеризуют предмет с одной стороны с разных сторон Можно ли найти для них объединяющий признак ? Да Нет Неоднородные О О Однородные О , О , О 1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… ( И.Бунин ) 2. Все серые, карие, синие глазки- смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов) 3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)

Слайд 7

Тяжелые , холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. ( М.Лермонтов ) Скучные , глухие времена дедушки сменились временами молодых господ. ( И.Бунин ) Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)

Слайд 8

Перед одиночным союзом И, который соединяет два однородных члена две части сложноподчиненного предложения О и О --------- , и ---------

Слайд 9

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов . (М. Лермонтов) Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин) Ветер пришел на помощь березе и своим голым вени­ком она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Слайд 10

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Слайд 11

1. Но, может быть, вы хотите знать окончание ис­тории Бэлы ? 2 . Ветер здесь может быть очень сильным.

Слайд 12

Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче ста­новятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих худож­ников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Слайд 13

Краски и звуки осени ( 1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, что­бы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреть­ся в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах. ( 6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба. ( 7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позо­лотой. (12) Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Слайд 14

Домашнее задание. Упр. 333 из учебника А.Д. Дейкиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пунктуация простого осложненного предложения в системе подготовки к ЕГЭ

Разработка урока русского языка в 11 классе (теория и практика)...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"

Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простое осложненное предложение"

Данный урок по теме "Простое осложненное предложение" проводится в 7 классе в ходе изучения раздела "Синтаксис" (учебник 7 класса, авторы: С.И.львова, В.В.Львов ФГОС). Обучающиеся повторяют сведения о...

Пунктуация в осложненном предложении

Презентация представляет собой проверочные задания....

Самостоятельная работа по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение".

Данная разработка может быть использована в качестве как самостоятельной работе по теме, так и материала для самоподготовки к проверочной работе по данной теме. Ответы к тесту прилагаются...

Проверочный тест по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"

Данная разработка может быть использована в качестве контроля знаний учащихся по темам "Словосочетание. Простое и простое осложненное предложение"....