Рабочая программа предпрофильного курса "Грамматическая стилистика"(9 класс)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Программа «Грамматическая стилистика» рассчитана на один учебный год(34 часа). Цель курса: знакомство с объектом языкознания, его терминологическим аппаратом и повышение интереса к языку. Задачи курса: познакомить учащихся со стилистическими различиями вариантных грамматических форм склонения имён существительных, колебаниями в роде существительных, особенностями вариативности употребления качественных и притяжательных прилагательных, с особенностями употребления числительных, местоимений, видовых форм глаголов, согласования сказуемого с подлежащим, особенностями употребления  параллельных синтаксических конструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования у школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей его роли. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни история, ни общество. Знание основных положений языкознания необходимо, так как  одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владеть основными нормами русского литературного языка.

Программа «Грамматическая стилистика» рассчитана на один учебный год(34 часа). Цель курса: знакомство с объектом языкознания, его терминологическим аппаратом и повышение интереса к языку. Задачи курса: познакомить учащихся со стилистическими различиями вариантных грамматических форм склонения имён существительных, колебаниями в роде существительных, особенностями вариативности употребления качественных и притяжательных прилагательных, с особенностями употребления числительных, местоимений, видовых форм глаголов, согласования сказуемого с подлежащим, особенностями употребления  параллельных синтаксических конструкций.

Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции

В ходе изучения курса «Грамматическая стилистика» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-знать основы науки о языке;

-знать основные лингвистические термины;

-уметь работать со словарями и справочной литературой;

-уметь использовать ресурсы Интернета;

-уметь систематизировать полученные знания;

-уметь применять на практике теоретические знания.

Таким образом, предпрофильный курс «Грамматическая стилистика» совершенствует умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления,   но и оценивать их с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. Неоспоримо, что данный курс поможет выдержать учащимся как ГИА, так и ЕГЭ.

Предпрофильный курс «Грамматическая стилистика» (9 класс)

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

     1

 Стилистическая  грамматика.

    1

Предмет изучения стилистической грамматики.

2

Колебания в роде имён существительных.

1

Параллельные формы муж. и жен. рода. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний.

3

Род названий лиц женского пола по профессии, должности.

1

Слова без парных образований. Парные образования в нейтральных стилях речи, используемые в разговорной речи.

4

Род несклоняемых  существительных.

1

Род существительных, обозначающих неодушевлённые предметы, род субстантивированных слов, несклоняемых существительных. Род аббревиатур.  

5

Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний.

1

Склонение существительных типа «домишко»,  сложных существительных с пол-, сложносоставных слов, сложных географических названий, сочетаний типа пятое марта.

6

Склонение некоторых имён и фамилий.

1

Особенности склонения некоторых имён и фамилий.

7-8

Вариативность окончаний существительных Р.п. ед.ч. м.р.; И.п. одушевл.-неодушевл. существительных. П.п. ед.ч. м.р., И.п. мн.ч. м.р., Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Варианты суффиксов им. существительных.

2

Особенности вариативности  различных форм окончаний им. существительных. Вариативность суффиксов имён существительных.

9-10

Употребление полной и краткой форм качественных имён прилагательных.

2

Смысловое, грамматическое и стилистическое различие полной и краткой форм прилагательных.

11

Употребление форм степеней сравнения имён прилагательных.

1

Грамматико-стилистическая вариативность степеней сравнения имён прилагательных.

12

Употребление притяжательных имён прилагательных.

1

Особенности вариативности употребления притяжательных имён прилагательных.

13-14

Сочетание числительных с существительными.

2

Особенности сочетания числительных с существительными.

15-16

Употребление собирательных числительных.

2

Особенности употребления собирательных числительных.

17-18

Числительные в составе сложных слов.

2

Вариативность употребления числительных в составе сложных слов.

19-20

Употребление личных местоимений.

2

Вариативность употребления личных местоимений в различных стилях речи.

21

Употребление возвратных и притяжательных местоимений в речи.

1

Условия устранения неясности или неточного выбора  возвратных и притяжательных местоимений

22-23

Особенности образования некоторых личных форм глаголов.

2

Вариативность образования некоторых личных форм глаголов. Смысловое и стилистическое разграничение параллельных форм.

24-25

Варианты видовых форм глаголов.

2

Стилистическая и смысловая вариативность употребления в речи глаголов совершенного и несовершенного вида.

26-28

Согласование сказуемого с подлежащим.

3

Сказуемое при подлежащем, собирательном существительном, счётном обороте, при подлежащем типа «брат с сестрой», несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов, при однородных подлежащих.

29-30

Выбор предлога.

2

Условия выбора предлога в синонимических конструкциях. Употребление предлога «в» в пространственном значении.

31-33

Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове.

3

Влияние разных смысловых или стилистических оттенков на некоторые глаголы, которые могут иметь при себе управляемое слово в различной предложно-падежной форме.

34

Параллельные синтаксические конструкции.

1

Особенности употребления причастных и деепричастных оборотов.

Литература

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для изучения законов русского словообразования. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке- слова, оказываются вне поля зрения школьников. Элективный курс даст ключ к анализу многих сложных явлений языка, которые поддаются объяснению с точки зрения  образования слова.

Курс послужит сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка , помогает осознанию его законов. Ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах, пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу.

В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.

Элективный курс «Как образуются слова» (8-9 класс)

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие.

1

Распределение заданий по словообразованию.

2

Пути пополнения словарного состава русского языка.

1

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка.

3-4

Морфемно-словообразовательная модель пополнения словарного состава русского языка.

2

Морфемно-словообразовательная модель  как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей.

5-6

Детское словотворчество.

2

Особенности детского словотворчества.

7-8

Механизмы образования новых слов.

2

Добавление словообразующей морфемы к производящей основе как один из механизмов образования новых слов.

9-10

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов.

2

Рассмотрение синонимичности и многозначности приставок и суффиксов.

11-12

Основные способы образования слов в русском языке.

2

Углубление знаний по основным способам словообразования в русском языке.

13-14

Сложение один из основных способов словообразования.

2

Сложение как продуктивный способ образования слов в двадцатом веке. Типы сложных слов и их написание.

15-16

Сложносокращенные слова.

2

Употребление сложносокращенных слов в речи. Справка о возникновении  и истории наиболее употребительных аббревиатур.

17-18

Производное и производящее однокоренные слова в словообразовательной паре.

2

Отношение производного и производящего слов в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов.

19-20

Лингвистические словари.

2

Словообразовательные словари, построенные по гнездовому принципу.

21-22

Корень как значимая часть слова.

2

Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов.

23-24

Слова-паронимы.

2

Сходство и различие слов-паронимов. Разграничение омонимичных корней.

25-26

Связные корни.

2

Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.

27-28

Неморфологические способы образования слов.

2

Углубление знаний по неморфологическим способам образования слов.

29-30

Процессы современного словопроизводства.

2

Активные процессы современного словопроизводства.

31-32

Разные типы морфемно-словообразовательных словарей.

2

Работа с разными типами морфемно-словообразовательных словарей.  

33-34

Итоговое занятие.

2

Презентация работ по словообразованию.

Литература

  1. Жуковская О.Н., Шаповалова Т.А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.
  2. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. – М., 1977.
  3. Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие учителя. – М., 2000.
  4. Львова С.И. Русский язык: обучение морфемике и словообразованию в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

Рабочая программа предпрофильного курса по экологии для 9 класса "Земля - наш общий дом"

Программа курса «Земля-наш общий дом» предназначена для учащихся 9 классов.Содержание курса создает базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями необ...

Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с и...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с ин...

Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"

Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 10 класса «Практическая стилистика»

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов. Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает вс...