Исследовательская работа
занимательные факты по русскому языку по теме

Здобнякова Светлана Дмитриевна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protivorechie.docx139.14 КБ

Предварительный просмотр:

Противоречие

 Способность мыслить самостоятельно, умение рассуждать, аргументировать, выявлять причинно-следственные связи не даются человеку от рождения. Этому надо кропотливо учить, учить человека мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию. При таком подходе кардинально меняется и роль учителя, потому что задача педагога не в том, чтобы решить проблему за ученика, а в том, чтобы научить его, как это сделать самому, указав, какими средствами, способами, приемами достигнуть поставленной цели. Как показывает практика, одним из наиболее эффективных средств развития навыков самостоятельного мышления является обучение написанию сочинений.  

Сочинения для учащихся представляют наиболее сложный вид творческой деятельности. Работы, как правило, страдают отсутствием четко выраженной композиционно-логической стройности. Проблемы в этих сочинениях раскрываются в образах, картинах, действует принцип пересказа, а не анализа. Отсутствие прямого ответа на тему толкает детей писать обо всем, что лучше запомнили, иногда дети "тонут" в необязательном для данной темы материале, не умея отбирать нужное, порой сбиваются на пересказ чужих произведений. В результате из-за отсутствия продуманности в подаче материала, письменные работы детей страдают дисгармонией частей: растянутостью вступления, «скомканностью» и схематичностью основной части, логической  незавершенностью.  

       Таким образом, с одной стороны, дети, поступающие в гимназию и ориентированные на гуманитарное образование, имеют потенциал и желание реализоваться в различных видах творчества.  С другой стороны, не обладая определенными умениями, им сложно создать свой собственный творческий авторский продукт.  Передо мной как перед учителем словесности встала  проблема  - как научить детей создавать грамотно выстроенный  оригинальный текст.  

   Традиционные подходы к формированию данного умения подходят к проблеме написания сочинений довольно односторонне, рассматривая учащихся как объект обучения, поэтому и методика работы с ними сводится к простому научению. Отсюда – большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. И только после этого учащиеся приступают к работе над сочинением в тетради. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное. Такие подходы не могут  удовлетворить    учителя, работающего в гимназии, не приводят к желаемым результатам, не соответствуют ожиданиям родителей и гимназистов.

На мой взгляд,  гимназическое содержание образования  должно включать в себя  инновационные способы, методы и технологии обучения, которые активизируют творческое воображение и помогают осмыслить сюжетные, композиционные отношения эпизодов, образов и реализовать замысел сочинения.

Теоретическая  интерпретация опыта

Возникла проблема, требующая поиска новых подходов, основанных на представлении об учащемся как субъекте собственной деятельности.

Такой подход может быть реализован на основе  текстуально-диалогической модели обучения, разработанной учеными антропологической  школы В.И.Слободчиковым и д.п.н. С.В.Беловой.

 Данная модель позволяет осуществлять образовательный процесс с учетом субъективного компонента, на основе целостного представления о субъекте образования.  Реализация текстуально-диалогической  модели в педагогической практике - прорыв в образовании. Она позволяет преодолеть фрагментарность, односторонность, излишний рационализм и обеспечить целостное становление  личности в образовании. Она предполагает нового учителя, которого отличают: а) гуманитарная компетентность как способность конструктивного решения проблем, связанных с "человеческим потенциалом"; б) гуманитарная культура как свидетельство "человеческого" уровня бытия в профессии; в) авторская позиция; г) диалогичность. Учитель в данной модели  не просто знает о гуманитарных законах, но и является носителем гуманитарной культуры, умеет "слышать" и "видеть" внутренний мир ребенка, способен создавать свою педагогическую систему как своеобразный текст культуры и брать ответственность за собственное профессионально-личностное саморазвитие.

Текстуально-диалогическая модель представляет собой систему диалогических ситуаций, последовательно разворачиваемых и обеспечивающих накопление опыта субъектно-субъектных отношений на эмоциональном, сознательном и духовном уровнях. Это означает, что образовательный процесс строится вокруг диалогической работы с текстом, несущим авторские смыслы и обращенным к адресату, и предполагает решение педагогических задач по созданию ситуаций внутри- и межличностного диалога в условиях познания субъективной реальности. Алгоритм формирования диалогического отношения включает три этапа: презентационно-ориентировочный, коллективно-творческий, рефлексивно-проектировочный.  Цель первого этапа - приобретение опыта смыслопоискового диалога. Учащиеся ищут индивидуально и совместно смыслы изучения предмета, межличностного общения, индивидуально-личностного саморазвития. Результатом такого рода деятельности является принятие Другого (образовательной ситуации, себя, собеседника) и открытость к изменению. Предмет педагогического общения здесь - пространство межсубъектных отношений как Встречи. Педагогическое средство - ситуация "со-бытийной общности" как среды психологического комфорта, доверия и открытости. Педагогу необходимо создать условия, стимулирующие доверие ребенка, обеспечивающие возможность рефлексии им содержания своей субъективной реальности.

Проблема, которая возникает на втором этапе, коллективно-творческом, - понимание разных культурных смыслов, субъективных языков самовыражения. Цель здесь - формирование диалогического отношения как способа постижения смысла (опыт смыслопостигающего диалога). В центре внимания учителя и учеников на данном этапе - интерпретация и понимание субъективных смыслов (языков), выстраивание ценностно-смысловых, вопросно-ответных отношений между субъектами образовательного процесса. Результатом деятельности на втором этапе признается адекватное понимание текстов культуры, их смысла и языка, а также собственных способов их восприятия.

Третий этап условно назван  рефлексивно-проектировочным. Здесь решается проблема смыслотворчества и реального личностного самоизменения. Цель третьего этапа - формирование диалогического отношения как способа продуцирования смысла (опыт смыслотворческого диалога).
          Предвидение и планирование лежит в основе творчества. Ребёнок может прогнозировать новые неожиданные эффекты и последствия. Так, к примеру, рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок, придумываются продолжения сказок, раскрываются тайны неизведанного.

Новизна и особенность данного  педагогического опыта – в реализации текстуально-диалогической модели обучения в собственной педагогической деятельности на основе интеграции инновационных технологий, способствующих формированию языковой, речевой и филологической компетентности учащихся и становлению его субъектной позиции.

Разработанные в ходе работы  уроки систематизировали  мою деятельность  и деятельность учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные алгоритмы анализа художественного текста и написания собственных сочинений, давали  необходимый материал для наиболее эффективной работы как с классом, так и с группой учащихся, и для индивидуальной работы в рамках одного урока.

Основные принципы педагогической деятельности

  • Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей,
  •  предоставлять ученику свободу выбора приложения творческих сил и методов достижения учебных целей
  •  поощрять инициативу, уважать идеи детей.

Моя главная  педагогическая  цель – формирование учащегося как языковой личности на основе  развития его  творческого потенциала и способностей создавать свой авторский продукт.

Задачи:

  1. Выявить особенности и уровень творческого потенциала и продуктивных способностей учащихся;
  2.  Создать условия  для их развития на основе текстуально-диалогической модели обучении, реализованной на основе инновационных технологий.
  3.  Апробировать и внедрить инновационные технологии обучения «Образ и мысль», «Французская мастерская»,  и др.

4) Обобщить опыт работы через разработку системы тематических блоков уроков на основе данных технологий.

Система работы педагога

             Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к отбору и предъявлению материала. Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и  творческими.  

  В течение нескольких лет я  знакомилась со многими методиками и технологиями, но самыми эффективными для реализации цели являются, на мой взгляд, на сегодняшний день технологии «Образ  и мысль»,  «Французская мастерская», «Проектная технология», « ИКТ на уроках словесности». Именно эти  технологии  развивают творческий потенциал и учителя и ученика, создают условия для формирования субъектных качеств личности и языковой компетентности.

Инновационные технологии, позволяющие решить проблему создания учеником  грамотно выстроенного, оригинального текста.

 Детское творчество на уроках русского языка состоит в умении готовить устное или письменное высказывание на заданную или выбранную самим учеником тему. Научить детей строить текст – одна из главных задач, которая стоит перед учителем. В первую очередь, эту задачу решают специальные уроки развития речи.

Технология «Образ и мысль», российский вариант которой разработан педагогами и психологами Петербургского педагогического мастерства Ванюшкиной Л.М. и Копыловым Л.Ю., ориентирована на рассматривание и обсуждение произведений мирового искусства, в процессе которых дети учатся понимать своеобразие эстетического, постигать смысл художественных образов. Художественные образы изобразительного искусства есть зрительные образы, при этом следует отметить, что  «смотреть» и  «видеть» это не одно и то же. Технология средствами произведений искусства помогает развивать способности учащихся к глубокому личностному восприятию художественных ценностей, развитию потребности всматриваться и вдумываться, осознавать и интегрировать информацию, представленную в визуальных образах. Разобраться в том, что хотел сказать художник своим полотном зрителю далеко не просто. Сделать устное или письменное высказывания учащихся по картине логичными, разнообразными и творческими помогают вопросы и задания. Их последовательное выполнение может вылиться в сочинение, которое представляет собой письменный разбор картины с оценкой её содержания и достоинств.

Метод  фасилитированной  дискуссии, на котором основана эта технология, представляет собой коллективное обсуждение произведения, позволяющий реализовать те цели, которые ставит перед собой учитель-словесник, раскрывая творческий потенциал учащихся. В коллективном обсуждении дети помогают друг другу глубже вглядеться в картину, которая обогащается в их глазах содержанием и смыслом, мысль одного ребёнка служит стимулом для мыслей другого. Здесь все позиции равны, и дети свободно спорят  или объясняют друг другу свою точку зрения. Для того чтобы «запустить» ход такой работы, необходимо следующее:

1.Группа учащихся (класс)

2.Ведущий (учитель, умеющий расположить детей и настроить их на активную работу)

3.Стимул (тема – произведение живописи)

4.Порядок работы – стратегия (возможность вынести на обсуждение мысль каждого)

5.Результат (открытие, находка, творческая устная или письменная работа).

Обсуждение картины строиться на строго продуманной системе вопросов, которая соответствует закономерностям визуального мышления. Ответы на эти вопросы предполагают высокую степень вдумчивого, осмысленного восприятия образов, побуждают находить связь между предметами, персонажами, помогают выявить уровень ассоциативного мышления.

Особенности стратегии фасилитированной дискуссии

№ п/п

Вопросы, составляющие основу фасилитированной дискуссии

Комментарий к вопросам

1.

Что вы видите на этой картине? А что еще вы видите на картине? А что вы видите, кроме этого?

Побуждают   рассматривать   картину детально,  стимулируют  учащихся  к обсуждению.

2.

Что происходит на этой картине? А что еще здесь происходит? Кто может еще что-нибудь добавить?

Постепенно   вопросы   усложняются, требуют   углубленного,   вдумчивого рассматривания.

3

А что еще тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать?

4

Если дети прочитают название картины: «Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия?»

Побуждают   детей   выражать   собственное мнение.

5

Кто этот человек? Что мы можем сказать об этом человеке, вглядываясь в эту картину? Что позволяет тебе так думать?

думать?

Побуждают детей не просто наблюдать, а находить связь между изображенными предметами, персонажами.

6

Где это происходит? Когда это происходит? Что ты видишь в произведении такого, что позволяет тебе это определить?

Уровень ассоциативного мышления.

7

Какое настроение вызывает у вас эта картина? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

Позволяют давать интерпретации на основе личных ассоциаций.

8

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

Вопросы предполагают наличие у детей хорошо развитой образной креативности, умения понимать смысловую ткань зрительного образа.

9

Где, по вашему мнению, находился художник, когда создавал это произведение?

Ответы на эти вопросы предполагают высокую степень вдумчивого, осмысленного восприятия, поскольку ориентируют детей на определение ракурса изображения, на размышления о намерениях автора; идее произведения.

10.

Какую задачу ставил перед собой художник? Что хотел сказать художник?

11.

Что позволяет тебе так сказать? Что дает тебе право так считать?

Данные вопросы возвращают внимание ученика к картине, побуждают его оценить меру обоснованности своего мнения.

12.

Что мы не видим на картине, а только можем догадываться (понимание замысла художника, значение отбора деталей художественного произведения)

13.

Что бы вы рассказали об этой картине человеку, который ее никогда не видел?

На основе данного алгоритма составляются уроки в рамках данной технологии. Ярким примером является урок развития речи на основе технологии «Образ и мысль» 8 класс.

 Цель урока: создание устного (письменного) высказывания по картине, которое представляет собой разбор полотна с оценкой ее содержания и художественных достоинств

Задачи урока:

  1. Развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности учащихся через художественное слово.

Фасилитированная дискуссия по картине И.И. Левитана «Одуванчики

Вопросы, составляющие основу дискуссии

Комментарий к вопросам

1 .Что вы видите на этой картине? А что еще вы видите на этой картине? А что вы видите кроме этого?

   Побуждают   рассматривать картину детально,стимулируют учащихся к обсуждению.

2.Какие средства художественной выразительности вы отобрали для своей работы? Чего мы не видим на картине, а можем только догадываться?

    Понимание замысла художника; значение отбора деталей художественного произведения.

З.Левитан создал холсты, полные мелодии весны и лета, счастья и надежды. Это картины-песни. Что воспевает данный натюрморт?

     Высшая степень вдумчивого, осмысленного восприятия. Размышление об идее произведения.

4.Какое настроение вызывает у вас эта картина? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

     Позволяют давать интерпретации на основе личных ассоциаций.

5.Что бы вы рассказали об этой картине человеку, который ее никогда не видел?

    Устное высказывание.

Помнить об уточняющем вопросе: А что вы видите такого, что позволяет вам так думать?

Помимо вопросов, в стратегию фасилитированной дискуссии входит техника парафраза, которая заключается в перефразировании ответа ребенка (выделение основных ключевых моментов) без привнесения в него дополнительного смысла.

Функции парафраза:

  • конкретизирует и уточняет мысль ребенка;
  • демонстрирует принятие любого мнения;
  • направляет дискуссию (уводит от «зацикливания» на отдельных деталях картины);
  • обобщает несколько точек зрения при интерпретации одного и того же зрительного образа;
  • повторяя ответ ученика красиво и грамотно, учитель как бы исподволь учит детей правильной речи;
  • задает определенный ритм восприятия;
  • облегчает восприятие.

            Учитель содействует развитию дискуссии, активизирует её, но не принимает в ней участия. Находясь в роли фасилитатора, педагог  никак не оценивает ответы детей, он также вовлечён в процесс рассматривания произведения. Таким образом, ученик находится в активной позиции обучающегося, то есть обучающего себя, других и взрослого.

Тематические  блоки уроков на основе технологии «Образ и мысль»в 8 классе

Пейзажная живопись

Натюрморт

1.К.Ф.Юон «Русская зима»

1.Ю.И.Пименов «Ожидание»

2.И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

2.Н.Н.Смирнов «Пушкинские страницы»

3.И.И.Левитан «Одуванчики»

3.У.М.Харнет «Музыка и удача»

4.И.И.Левитан «Март. Большая вода»

5.В.Д.Поленнов «Московский дворик»

Ставя перед собой задачи расширения и обогащения эмоционального словаря детей, развития их творческих способностей, умения использовать образное слово в устной речи, в словесных опытах, я пришла к выводу, что детям необходимы уроки-мастерские, так как такая форма организации урока помогает им выразить себя через слово. Работая со Словом, ребенок начинает лучше понимать себя, друзей, окружающих людей. У него исчезает страх перед чистым листом бумаги. Мастерская как технология проведения урока побуждает к ассоциативному мышлению, "открывает" канал воображения, содействует творчеству каждого.

Мастерская, как и урок, начинается со «Слова», слова Мастера. Но цель этого слова не в передаче информации, а в подключении личного опыта ребёнка. Образы, понятия, объекты должны быть значимы для ребёнка. Важно, чтобы каждый мысленно истолковал  их для себя, испытал радость, удивление, восторг или, наоборот, неприятное отрицание, гнев, раздражение. Первое задание в мастерской - первый этап - мотивирует дальнейшую деятельность всех её участников.

Создание творческого продукта – второй этап урока-мастерской - основан на разъединении избранных для работы материалов или, наоборот, на реконструкции разрозненных частей, единиц с целью создания нового знания, явления, которое необходимо представить всем участникам мастерской. Поэтому третьим этапом становится социализация – афиширование и чтение текстов. Здесь эффективнее всего проходит критический анализ первых текстов. Вера в то, что всё сделано правильно, возникнет после внесения корректив – этап промежуточной рефлексии и самокоррекции. Постановка новых вопросов наметит путь новых исследований, покажет, что нет предела совершенству. На данном этапе возможна индивидуальная и коллективная работа, в результате которой появятся новые проблемы, требующие решения и новой информации (шестой этап). Мастер, организуя работу, может тихо формулировать задачи для отдельных пар, групп, не вмешиваясь в детали поиска. Обязательным этапом, последним, является общая рефлексия. Он связывает воедино работу всех участников мастерской психологическим комфортом и перечислением новых проблем.

Примером такого урока может быть мастерская «Портрет»

Этапы мастерской

Вопросы и задания

1

Индуктор.

Вспомните, когда вы работали с портретами? Какого типа были эти портреты? Какой запомнился больше? Что в них, в тех портретах, которые не ушли, а остались в нас? Чья эта тайна: героя, автора или дело в нас самих? Задайте вопросы художнику.

2

Создание творческого продукта.

Выделите компоненты внешности человека в группе, обобщите материал и запишите его на отдельный лист. Определите для себя один компонент и отберите «портретную лексику» к нему. Выберите из портретов, которые висят на доске, один, опишите яркие элементы внешности.

3

Социализация

В группе прочтите сделанные вами описания и выберите одно, которое прочтете одноклассникам.

4

Промежуточная рефлексия

Как вы думаете, что вам удалось, а что нет?

5

Постановка новых задач

Выберите одну из ролей: художник, детектив, писатель, кинорежиссер. Посмотрите их глазами на модель (вам позирует ваша одноклассница (к), создайте его портрет, запишите.

6

Общая рефлексия

Чтение работ. Как вы чувствовали себя в той или иной роли?

Тематические  блоки уроков- мастерских

Русский язык

Литература

«Имя»

«Скука» (по творчеству А.Ахматовой)

«Рука»

«А вы могли бы?» (по творчеству В.Маяковского)

«Портрет»

«Любовь…» (сопоставление лирики поэтов 19 и 20 вв.)

«Цветомузыка»

«От слова к зрелищу» (по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»)

«Осень»

«Я россиянин»

Систематическое использование технологий «Образ и мысль» и «Французская мастерская» на уроках в основной школе, а затем на старшей ступени обучения  в результате дает каждому ученику инструмент для аналитического чтения художественного текста, его самостоятельной интерпретации и развития  его речевой  культуры. Об этом свидетельствует  процент роста качества творческих работ учащихся. Если на начальной стадии апробирования технологий  процент  качества написания творческих работ учащимися диагностируемой параллели  составлял 40%, то к выпускному классу - 80%

Формированию субъектной позиции учащихся в овладении словом  способствует метод проектов.  Метод проектов можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы. Это самостоятельный путь познания и способ организации процесса познания. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания  и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется  широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребёнка – темп работы, его интерес. Возможность выбора темы проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.

Данную технологию я применяю на уроках риторики и литературы. Риторика  - это предмет гимназического компонента; поддерживающий курс, который учит гуманитарному мышлению, развивает аналитические навыки, формирует позитивное отношение к происходящему вокруг и учит быть внимательным к своему слову. Проекты учащиеся разрабатывают и на уроках литературы в 5 – 11-х  классах, где на уроки-проекты отводятся специальные часы. 

Примерами  такой работы стал проект «Деловая автобиография» (в курсе риторики 9 кл.), занявший на городском конкурсе 1место и проект «Создание словаря писателя. Лингвокультурологическое поле «Питер» в произведениях И. Бродского и Ю.Зыкиной»,  прошедший успешную защиту и презентацию в рамках предметной недели в районе. (См. Приложения)

Тематические  блоки уроков-проектов

Русский язык

Литература

Лингвистические сказки

Создание лингвокультурологического словаря писателя.

Учимся  писать сочинение

Читаем древнерусскую литературу

Деловая автобиография

Я полагаю, что  процесс проектирования  является наиболее благоприятной учебно-образовательной средой для формирования универсальных учебных  умений (регулятивных, коммуникативных и познавательных). Данные метапредметные умения включают в себя целеполагание,  организацию информации и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям  их  собственной деятельности. К таким умениям относятся умения вести  грамотно записи, умение планировать свою деятельность, рефлексия.

В представленных ниже графиках видна динамика роста данных умений учащихся третьей ступени обучения.

Планирование 2

Данная диаграмма показывает значительную динамику развития умения планировать свою деятельность учащимися параллели в течение трёх лет.

Рефлексия

1

Данная диаграмма показывает, как увеличился процент детей с высоким уровнем развития рефлексии, которая способствует большей осознанности учебной деятельности и возможности её коррекции на любом из этапов.

           Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов  является формирование универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные, информационные). «ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для  доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного  общества»

 ( ФГОС) 

         Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения  школьников. (ФГОС)

В преподавании русского  языка и литературы  ИКТ способствуют формированию информационных умений, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

             Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету. Ему интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения? Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

           Технические возможности кабинета русского языка и литературы: наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые очень нравятся учащимся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

          В своей работе я использую интернет – ресурсы, интерактивные курсы подготовки к ЕГЭ,  мультимедийные диски Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия», мультимедийные путешествия по стране Речь, мультимедийные презентации, созданные работниками кафедры словесности НГПУ, мной и моими учениками. ИКТ делают работу более интересной, продуктивной.

Уроки написания сочинений по картине сопровождаются презентациями, которые  знакомят учащихся с картинами художника и определяют место конкретной  картины в его творчестве, что расширяет  кругозор учащихся, развивает любовь  к искусству. В них включена работа по обогащению словарного запаса, словарно-стилистическая работа. Предложенный в презентации текст для редактирования служит моделью написания сочинения и базой для классификации ошибок. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями, развивать творческое  мышление учащихся и  коммуникативные  умения.

Владение технологиями организации проектной и  исследовательской деятельности, использование информационных технологий и электронных дидактических материалов, практическое освоение учащимися умений, составляющих основу коммуникативной компетентности  - всё это отвечает требованиям новых ФГОС.

      Таким образом, сложившаяся в моей педагогической практике инновационная система включала в себя внедрение инновационных технологий  на основе реализации текстуально-диалогической модели обучения:

  • в основной школе – 5-9 кл. – через  разработку всех уроков по подготовке к сочинению по картине – на основе технологии «Образ и мысль»;
  • в основной и старшей школе 10-11 кл. – через систему уроков по созданию собственного оригинального авторского продукта (текста) на основе технологии французских мастерских;
  • разработанная тематика проектов по риторике, литературе и русскому языку;
  • разработанная система уроков на основе ИКТ технологий.

Диагностика

В ходе работы в рамках представленных технологий совместно с педагогом-психологом гимназии проводилась диагностика результативности  и эффективности их применения, в течение трёх последних лет (2009-2011 г.) в одном из классов гимназии (9А-10А-11А класс.)

Мною были определены в соответствии с целями и задачами следующие параметры для исследования:

  • уровень вербальной и невербальной креативности (гибкость, беглость и оригинальность мышления)
  • глубина понимания на основе анализа текстов сочинений
  • качественные результаты экзаменов и результативность выступлений на олимпиадах и научно-практических конференциях
  • мотивация к изучению предмета

Исследование вербальной креативности у учащихся  9, 10 и 11 классов

Креативность понимается как нестандартность мышления, умение выдвигать необычные идеи, рассматривать предмет или явление под другим углом зрения. Креативность необходима для исследовательской и творческой деятельности: умение увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, посмотреть на объект исследования с разных сторон, изменить собственную точку зрения и принять другие точки зрения.Обычно креативность рассматривают по нескольким параметрам:

  • беглость – количество идей, которое выдвигает испытуемый
  • гибкость – разнообразие идей,
  • оригинальность – неповторяемость идей в выборке.

         Большое значение для проявления креативности имеет    доброжелательная атмосфера, отсутствие критики и возможность тренировки на аналогичных упражнениях.

Средние показатели по невербальной  креативности

     На графике видно, что у большей части учащихся уровень невербальной креативности (параметр оригинальности мышления) выше среднего и по сравнению с 9-м и 10-ым классом показатели  11-классников гораздо выше.

Сравнение вербальной креативности по  показателю  беглость мышления

     Беглость – количество идей, которые выдвигают учащиеся. На графике видно, что большая часть учащихся показывало в 9классе средние и низкие показатели. Работая в системе по новой модели обучения и развивающим технологиям, уровень стал высоким.

Сравнение вербальной креативности по  показателю  гибкость мышления  

      В 9 классе чуть более трети учащихся демонстрировало средний уровень креативности, большая часть низкий. К выпускному классу ситуация меняется.

Сравнение вербальной креативности по  показателю  глубины понимания

        Глубина и проработанность образов определялись по тому, насколько разнообразно представлены в текстах сочинений детали и характеристики образов.

Сравнение вербальной креативности по  показателю выразительности (речевые творческие способности)

          Большая часть учащихся в 11 классе достаточно быстро может подобрать слова, использовать яркие интересные образы, привлекающие внимание и вызывающие эмоциональные реакции. Если в 9 классе лишь 28% показывали высокий уровень владения словом, тов 10-ом и 11классе уровень значительно вырос.

 Диаграмма роста познавательной мотивации к предмету

         

Повышение внутренней познавательной мотивации учащихся при работе в данных технологиях (устойчивое желание заниматься предметом).  

  Необходимо отметить, что креативное мышление демонстрирует на выпуске большое количество учащихся во многом благодаря созданию на уроках особых условий для его проявления, работе в рамках описанных технологий. . В целом за 3 года проблема создания грамотных с точки зрения построения  и выражения собственных мыслей текстов была решена. Свободная и непринуждённая атмосфера, отсутствие критики и использование качественной, а не количественной оценки (это предусмотрено технологиями) позволили достичь желаемых результатов – это победы в городских конкурсах сочинений и успешное написание сочинения в формате ЕГЭ часть С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...