Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologichekiy_portret_imeni_sushchestvitelnogo.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет имени существительного». 5 класс

  1. Мотивация

Проблемная ситуация – прочитать и понять текст, содержащий пробелы на месте изучаемой части речи.

Текст:

«Последний (…) перед (…) прошел. Зимняя, ясная (…) наступила. Глянули (…). (…) величаво поднялся на (…) посветить добрым (…) и всему (…), чтобы всем было весело колядовать и славить (…). Морозило сильнее, чем с (…); но зато так было тихо, что (…) (…) под (…) слышался за (…). Еще ни одна (…) (…) не показывалась под (…) (…); (…) один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся (…) выбежать скорее на скрипучий (…). Тут через (…) одной (…) (…) повалился (…) и пошел (…) по (…), и вместе с (…) поднялась (…) верхом на (…). (Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»)

Вопрос: «На какие вопросы отвечают слова, пропущенные в данном тексте?»

      Гипотеза -  эти слова отвечают на вопросы «кто?»/ «что?» 

Вопрос: «Какой части речи не хватает в данном тексте? Легко ли вам было понять, о чем идёт речь в этом тексте?»

Гипотеза – без имён существительных смысл и логику текста определить затруднительно.

Вопрос: «Какова языковая роль/функция данной части речи?»

Гипотеза – обозначение предметов, о которых идёт речь.

Данное задание выводится на слайд, так как требует привлечения внимания всего класса с целью определения роли и значимости данной части речи.

Вывод – грамматическое значение и предназначение имён существительных.

  1. Исследовательская работа

Работа в парах, малых группах.

Задание:

  1. Подобрать подходящие по грамматической форме слова, чтобы заполнить в тексте существующие пробелы (каждой паре/группе – свой фрагмент).

1 группа (2 человека):

 «Последний (1) перед (2) прошел. Зимняя, ясная (3) наступила.»

Языковой материал:

1 – день/дни/дня

2 – рождество/ рождеством

3- ночи/ночь/ночами

2 группа (3-4 человека):

 «Глянули (1). (2) величаво поднялся на (3) посветить добрым (4) и всему (5), чтобы всем было весело колядовать и славить (6).»

Языковой материал:

1 – звезда/звёзды/звезду

2 – месяц/месяцы/ месяцем

3 – небо/небе

4 – люди/людям/людях

5 – мир/ миру/мире

6 – Христа/ Христу

3 группа (3-4 человека):

«Морозило сильнее, чем с (1); но зато так было тихо, что (2) (3) под (4) слышался за (5).»

Языковой материал:

1 – утро/ утра/утру

2- скрип/скрипы/скрипе

3 – мороз/морозы/мороза

4 – сапог/ сапоги/сапогом

5 – полверсты/полверсте/полверсту

4 группа (3-4 человека):

«Еще ни одна (1) (2) не показывалась под (3) (4); (5) один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся (6) выбежать скорее на скрипучий (7).»

Языковой материал:

1 – толпа/толпы/толпами

2 – парубок/парубки/парубков (парубок – юноша, парень с укр.)

3 – окно/окна/окнами

4 – хата/хаты/хат

5 - месяц/месяцы/ месяцем

6 – девушка/девушки/ девушек

7 – снег/ снега/ снегами

5 группа (4-5 человека):

«Тут через (1) одной (2) (3) повалился (4) и пошел (5) по (6), и вместе с (7) поднялась (8) верхом на (9).»

Языковой материал:

1 – трубы/трубы/трубу

2 - хата/хаты/хатами

3 – клуб/клубы/клубами

4 – дым/ дыма/дымом

5 – туча/тучи/тучею

6 – небо/небу/небе

7 - дым/ дыму/дымом

8 – ведьма/ведьмы/ведьмой

9 – метла/мётлы/метле

  1. Аргументировать свой выбор, основываясь на синтаксических и грамматических взаимосвязях слов.
  2. Создать список морфологических признаков данной части речи.
  3. Презентовать/озвучить результат исследования перед одноклассниками.

Оригинал текста для сравнения и корректировки:

«Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

  1.  Обсуждение и организация информации.

Создание «морфологического портрета» части речи – результата урока. «Портрет» создается общими усилиями по общей для всех частей речи схеме, соответствующей плану морфологического разбора:

  1. Грамматический вопрос, грамматическое значение/функция – имя существительное - самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос «кто?»/ «что?», обозначающая предмет.
  2. Начальная форма – форма ед. числа именительного падежа (в данной форме является подлежащим в предложении)
  3. Морфологические признаки:

- постоянные морфологические признаки – одушевленное («кто?»)/неодушевленное («что?»), собственное/нарицательное, род, склонение

- непостоянные морфологические признаки – число, падеж

  1. Синтаксическая роль в предложении – подлежащее, дополнение, обстоятельство (чаще всего)
  1. Оценивание/взаимооценивание.
  2. Творческое применение (задание домашней работы) – упражнение учебника/ морфологический портрет 2-3 существительных из текста.

Данный алгоритм позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения русскому языку, технологичен, не требует больших затрат времени и усилий при подготовке, интересен для учащихся и эффективен, так как позволяет охватить большой по объему материал во временных рамках 40 - 45-минутного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока изо в 6 классе "Портрет в скульптуре"

конспект урока  по теме "Портрет в скульптуре"  для 6 класса...

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"

Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...

Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи"....

Морфологический портрет имени существительного

 Конспект урока в 5 классе по теме «Морфологический портрет имени существительного»  способствует  повторению сведений об имени существительном, полученных учащимися в начальной ...

Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».

Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....

урок «Портрет имени прилагательного»

Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс Ведущими  формами,  методами  и  приемами  работы  явдяются вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, ...