Морфологический портрет имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Миронова Валентина Геннадиевна

   Конспект урока в 5 классе по теме «Морфологический портрет имени существительного»  способствует  повторению сведений об имени существительном, полученных учащимися в начальной школе; позволяет сосредоточить внимание учащихся на характерных для данной части речи орфограммах; учит узнавать имя существительное по его  морфологическим признакам.             

Конспект урока разработан Мироновой Валентиной Геннадиевной, учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfologicheskiy_portret_imeni_sushchestvitelnogo.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект урока в 5 классе по теме «Морфологический портрет имени существительного»  способствует  повторению сведений об имени существительном, полученных учащимися в начальной школе; позволяет сосредоточить внимание учащихся на характерных для данной части речи орфограммах; учит узнавать имя существительное по его  морфологическим признакам.              

Конспект урока разработан Мироновой Валентиной Геннадиевной, учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края        

Морфологический портрет имени существительного

Цели: закрепить знания о существительном как части речи; обратить внимание на орфограммы, характерные для существительных; развивать мотивацию к обучению; прививать навык работы с тестами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять существительное по его морфологическим признакам; склонение и падеж существительного; узнают падежные окончания; узнают имена собственные; научатся применять правило написания Ь на конце сущ. 3 склонения.

                                 Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

                    Начинается урок.

                       Он пойдёт ребятам впрок.

                       Будем грамотно писать,

                       На вопросы отвечать.

  1. Проверка домашнего задания. Теоретический материал.

Учитель: Французский философ Монтескье сказал: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».  Я предлагаю от каждого ряда выбрать своего представителя, хорошо усвоившего знания о существительном. Они объединятся и составят вопросы, которые хотели бы задать своим одноклассникам по теме «Существительное». А пока они работают над вопросами, мы не будем терять времени даром и напишем выборочный диктант.

    Задание: из данного текста выпишите 5 имен существительных, определите их род и число.

               Я в понедельник или в среду,

            А может, в пятницу чуть свет

            В деревню к бабушке поеду,

            Которой в письмах шлю привет.

            Поеду к бабушке в деревню,

            Там ждут меня друзья – луга,

            Там меня друзья – деревья,

            Друзья – цветы, друзья – стога.

            Поеду в гости я к туманам,

            Воды колодезной напьюсь.

            И по мосточкам деревянным

            Со скрипом медленно пройдусь.

            Поеду к бабушке в деревню –

            Она не очень далеко.

            Там ждёт клубничное варенье,

            Там ждёт парное молоко.    

                                       (М. Пляцковский)

- Окунулись в атмосферу лета? С хорошим настроением работаем дальше.

     3.  Работа выбранной группы ребят с классом. Прием «Толстые и тонкие вопросы».

              Учитель: Молодцы, ребята, вы задавали правильные вопросы. Вам нравится задавать вопросы? Почему? Есть такая мудрость: «Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится». (Оценка работы учащихся).

  1. Беседа с введением в тему урока.

- Ребята, что такое портрет? (картина, на которой изображен какой-либо человек).

- Что в портрете является главной задачей для художника? (передать верно внешность героя).

- Как вы считаете, можно ли создать портрет части речи?

- Что для этого необходимо знать?

    5.  Морфологический портрет СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

                           ЧИСЛО      ПАДЕЖ

                                         

                                                  Р

                                                  О

                                                  Д

                                       

                                склонение

     6.  Работа по учебнику.

            Упр. 66 Орфографический разбор (тропинка, бежала)

        Вывод: чтобы написать верное окончание существительного, нужно знать его склонение и падеж.

           Упр.66 (2) : разные окончания, так как разное склонение.

           Упр. 67  (собственные сущ.)

           Упр. 69 (орфограмма «Ь на конце сущ. после шип.)

 7. Итог урока. Рефлексия.

     Звезды появляются – небо украшают, знания появляются  - ум украшают.

          - Как вы считаете, удалось вам украсить сегодня свой ум? Чем?

          - Трудно ли создавать портрет части речи? Что для этого нужно?

8.  Задание на дом. Теория – параграф 4 (УМК под ред. В.В.Бабайцевой)

                                   Практика – Упр.71

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи"....

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...