рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Жигулина Олеся Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.), государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г. и  учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

МКОУ «ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Принято»                                                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель МО_______ Васильева О.А.                                                               Директор школы

Протокол №____________                                                                                           __________Н.Н.Галдак

От «___»_________20____года                                                                                   Приказ №_________

                                                                                                                                        От «___» сентября 20___года              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на

2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

 программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной .- Москва: Просвещение, 2010.

Составитель программы: Жигулина Олеся Валерьевна,

 учитель русского языка и литературы, 9 разряд

 

с.Луговое – 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2010 г.), государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г. и  учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

Цели изучения литературы в школе:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

     Задача курса литературы 8 класса:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
  •  овладение теоретико-литературными понятиями;
  •  формирование способности к анализу художественных произведений и умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

На изучение курса отводится 68  часов из расчета 2 часа в неделю.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Формы и методы, технологии обучения: фронтальная, парная, групповая работа; методы словесной передачи информации и слухового ее восприятия, методы наглядной передачи информации и зрительного ее восприятия, практические, проблемно-поисковые методы, здоровьесберегающие технологии и технология проблемного обучения.

В тематическом планировании в соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: контрольные работы, сочинения, анализ лирического текста, письменные работы, проверяющие начитанность учащегося, теоретико–литературные знания; задания на установление соответствия, ответы на вопросы, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление сравнительной характеристики по заданным критериям; сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, устные и письменные сочинения-характеристики героев, прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях, придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий, зачет.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1. «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

2.  Поурочное планирование по литературе 8 класс. С.Б.Шадрина.- Волгоград. «Учитель». – 2011г.

3. Поурочные разработки по литературе 8 класс. И.В.Золотарева.-М.: Вако. – 2005г.

4.  Я.В.Темиз. Русская литература 19 века в вопросах и ответах. – М.: Мегатрон.-2003г.

5. С.Ф.Дмитриенко. Я иду на урок литературы.М.: 1 сентября. – 2004г.

6. О.Е.Гайбарян. Тесты по литературе. М.: Март.-2004г.

7. Сайт Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   festival.1september.ru/

Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» в 8 классе  

68 часов (2 часа в неделю)

  Тема

Кол-во уроков

Развитие речи

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Примечание

1

1

Введение. Литература и история

1

Ι

Устное народное творчество

2

2

1.1

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни

1

3

1.2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

ΙΙ

Древнерусская литература

2

4

2.1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

5

2.2

В/ч «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1

1

ΙΙΙ

Русская литература 18 века

3

6

3.1

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены)

1

7

3.2

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

8

3.3

Р/р Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»

1

сочинение

ΙÝ

Русская литература 19 века

36

9

4.1

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1

10

4.2

В/ч И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца

1

1

11

4.3

К.Ф.Рылеев Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака»

1

12

4.4

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября»

1

13

4.5

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

1

14

4.6

А.С.Пушкин «История Пугачева» (отрывки)

1

15

4.7

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания, герои и их исторические прототипы

1

16

4.8

Гринев: жизненный путь героя

1

17

4.9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

18

4.10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина

1

19

4.11

Р/р Гуманизм и историзм в романе. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

сочинение

20

4.12

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

1

21

4.13

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Урок контроля

22

4.14

М.Ю.Лермонтов Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве

1

23

4.15

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой

1

24

4.16

Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

25

4.17

Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

сочинение

26

4.18

Н.В.Гоголь Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве

1

27

4.19

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия

1

28

4.20

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

1

29

4.21

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»

1

30

4.22

Р/р Особенности композиции комедии. Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

Сочинение

31

4.23

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

1

32

4.24

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

1

33

4.25

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок)

1

34

4.26

Р/р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

35

4.27

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Урок контроля

36

4.28

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

37

4.29

Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»

1

38

4.30

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции

1

39

4.31

В/ч Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

1

40

4.32

В/ч Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1

1

41

4.33

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

42

4.34

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ»

1

43

4.35

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

44

4.36

Р/р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

Ý

Русская литература 20 века

17

45

5.1

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия»

1

46

5.2

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему

1

47-48

5.3-5.4

Р/р Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

2

Сочинение

49

5.5

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

50

5.6

В/ч Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки)

1

1

51

5.7

М.А.Осоргин Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

52

5.8

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

Урок контроля

53

5.9

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

1

54

5.10

Василий Теркин – защитник родной страны

1

55

5.11

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

1

56

5.12

В/ч А.П.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

1

57

5.13

Р/р Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной Войне

1

Урок концерт

58

5.14

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

59

5.15

Р/р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

1

сочинение

60-61

5.16-5.17

В/ч Русские поэты о Родине. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

2

2

ÝΙ

Зарубежная литература

7

62

6.1

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1

63

6.2

Сонеты У.Шекспира

1

64-65

6.3-6.4

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа

2

66

6.5

В/ч Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

1

67

6.6

В/ч В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

1

68

6.7

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1

зачет

ВСЕГО

68

Сочинений – 8

Контрольных работ – 3

Зачет - 1

10

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIIΙ класса.

                           Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

                        Учащиеся должны уметь:

  1. Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  2. Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  1. Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  2. Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними
  3. Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
  4. Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
  5. Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
  6. Выделять общие свойства произведений
  7. Осмысливать роль художественной детали
  8. Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
  9. Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
  10. Выявлять конфликт и этапы его развития
  11. Сравнивать авторские позиции

Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...