Урок русского языка в 5 классе по теме "Склонение имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хорлуу Алена Александровна

Склонение существительных по падежам иногда вызывает трудности  у учащихся национальных школ. В этом уроке в форме игры-соревнования  дети усваивают типы склонений имен существительных, повторяют категорию рода, падежи существительных. Использование ИКТ технологий делают урок более ярким, интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_sklonenie_imen_sushchesvitelnykh.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Склонение имен существительных.

 Цели:

  1. Формировать понятие о типах склонения имен существительных.
  2. Развивать умение склонять слова по падежам;  привить умения определять типы склонения существительных в начальной форме по роду и окончанию; различать типы склонения существительных из текста.
  3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод.
  4. Познакомить с историей олимпийских игр.
  5. Воспитать интерес к предмету, активность, взаимопомощь.
  6. Воспитать любовь к спорту, профилактика здорового образа жизни.  

Оборудование:

  • проектор, жетоны, медали (золотая, серебряная, бронзовая),
  • сигнальные карточки с цифрами (1,2,3),
  • карточки с заданием, сигнальные карточки для рефлексии,
  • макет факела Олимпиады.

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 2)

А) Рефлексия в начале урока.

        -Встали дружно! Повернулись!

        И друг другу улыбнулись!

        Настроенье каково?

        -Во!

        -Все такого мнения!

        -Все без исключения!        

        Б) Вводная беседа.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА. Мы все знаем, что зимние Олимпийские игры 2014 года проходили у нас в России в городе Сочи. И все мы гордимся спортсменами нашей страны, которые завоевали победу в 22-х Зимних олимпийских играх. Кто знает, сколько золотых медалей завоевала команда России?

В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ тоже решили провести свою зимнюю олимпиаду, а помогать существительным в этом будете вы. Давайте вспомним, а какие виды спорта относятся к зимним? (фигурное катание, санный спорт, хоккей, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, скелетон, керлинг, шорт-трек).  

В конце урока вас ждут награды, как на олимпиаде (за каждый правильный ответ или выполненное задание будете получать жетон, а кто наберет их много, тот будет награжден медалями).

В) Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи (слайд 3).

Но, наша главная цель на сегодняшний урок, узнать  новое об имени существительном, а именно – о  типах склонения. Нам также предстоит научиться  без ошибок определять тип склонения имен существительных.

II. Проверка домашнего задания.

        Об истории возникновения олимпийских игр нам расскажет ….

А)Сообщение учащейся об истории олимпиады. (слайд 4 ).

 Олимпиада – это международное спортивное соревнование, впервые ее провели в Греции ( 1 раз в 4 года), она была посвящена богу ЗевсуНа время олимпиады прекращались все войны, в них имели право участвовать только мужчины, звали их “олимпиониками”. Длились игры 5 дней. Долгое время олимпийские игры не проводились, и только в конце 19 века (1896 г.) французский спортивный деятель Пьер де Кубертен убедил возродить олимпийские игры, он их и возглавил.

III. Речевая пятиминутка. Игра «Эстафета олимпийского огня».

Ребята, а что нужно сделать для начала Олимпиады?

         - Да, правильно, нужно зажечь Олимпийский огонь! А для этого проведем эстафету олимпийского огня. Представьте себя спотсменами, несущими факел. (Каждый учащийся берет макет факела и говорит 2-3 предложения по следующему образцу: Я (Фамилия, имя). Я увлекаюсь лыжными гонками. Я – будущий чемпион!

 IV. Повторение пройденной темы.

Итак, Огонь олимпиады зажжен! Теперь, перед участием в соревнованиях проведем разминку.

а)Фронтальный опрос: 

1)Какая часть речи называется именем существительным? 
2) Сколько падежей в русском языке?

3)Сколько падежей в нашем родном языке?

4)Перечислите падежи и вопросы, на которые они отвечают.

 б) Изменение слов по падежам.

Начинаем соревнования. Первое – конькобежный спорт (слайд 5). Соревнуются три команды. Каждая команда изменяет по падежам одно слово. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и  тему урока.  Вы должны писать быстро, но красиво.

Слова игра, факел, место.  Дети поочередно выходят к доске и склоняют  слова по падежам.  

Команда, быстрее других сделавшая задание, получает жетоны.

V. Изучение новой темы.

А) Объяснение темы учителем.

  Изменение существительного по падежам называется склонением. В русском языке три типа склонения. Что такое тип склонения? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как изменяются по падежам существительные. Слово игра имеет следующие окончания, слово факел – такие, а слово место – такие (слайды 6,7).

Если падежные окончания существительных одинаковы, то эти существительные относят к одному склонению, а если различаются – к разным склонениям. Так, слово игра – существительное 1-ого склонения, а слово факел – 2-ого склонения. А какие существительные относятся к 3-му склонению?

Б) Работа с учебником.

  Рассмотрим таблицу на странице 164 ваших учебников. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием  на мягкий согласный. Но существительные с –Ь на конце мужского рода относятся ко второму склонению.

Склонение существительного определяют по именительному падежу единственного числа. Например: в предложении Каждые четыре года на стадионах то одной страны, то другой проходят спортивные игры слово страны (чего?) стоит в родительном падеже. Для того, чтобы определить, к какому типу склонения относится данное слово, нужно поставить его в именительном падеже единственного числа: (что?) страна – ж.р. 1-ое скл.

VI. Закрепление полученных знаний.

А) Вывод.

- Существительные какого рода встречаются только во 2 склонении? (Среднего, они бывают только во 2 склонении)
- Можно ошибиться в определении типа склонения существительных среднего рода? 
(Нет, они относятся только ко 2 склонению)
- Что скажете о существительных женского рода? 
(Они относятся и к 1, и к 3 склонению)
- О существительных мужского рода? 
(Бывают и 1, и 2 склонения)
- Что же нужно знать, чтобы не смешивать тип склонения имени существительного мужского и женского рода? 
(Какие существительные, к какому склонению относятся)
- Как определяется тип склонения существительных в именительном падеже? 
(По роду и окончанию)
- Повторим, как определить склонение имени существительного (слайд 8):
1) определить род имени существительного
2) выделить окончание имени существительного
3) по роду и окончанию определить склонение имени существительного

Б) Выполнение заданий:

1. Распределить слова по типам склонения.

  Второе соревнование (слайд 9) – лыжные гонки.  Разбейте данные существительные на 3 группы, чтобы соревнования прошли справедливо. (Слайд 10) 

Слова: спортсмен, огонь, стадион, медаль, дружба, солнце, спорт, награда, чемпион, сила, отвага,  зима, гимн, радость, трибуна.

(Победителям раздаются жетоны) 

VII. Физкультминутка (дидактическая игра). 
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова, которые вы записали. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение- присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко. 
- Вы готовы? Тогда начнём. 
        Слова: спортсмен (приседание), огонь (приседание), отвага (хлопок),  медаль (топот), дружба (хлопок),  спорт (приседание), награда (хлопок), чемпион (приседание), сила(хлопок),   зима (хлопок), гимн (приседание), радость (топот), трибуна (хлопок).

Выполнение заданий.

2. Определение типа склонения существительных на картинках.

Третье соревнование – БИАТЛОН (слайд 11)  (раздаются карточки с цифрами 1, 2, 3.) Если ученик правильно назовет тип склонения существительного, изображенного на картинке, то считается “попал” и ему выдается жетон, если называет неправильно – “мимо”.

Картинки: (слайды 12-23) тарелка, арбуз, платье, книга, утка, помидор, бабушка, полотенце, лев, дерево, портфель, сердце, люстра. Дети, карточками (1,2,3.) контролируют отвечающих.

VIII. Проверочная работа (Карточки раздаются всем). И в заключении – керлинг (слайд 24). Из выделенных слов данного текста вы должны выбрать существительные только 1-ого склонения. Помните, что склонение существительного определяют по именительному падежу единственного числа.  

Текст:

        …Из Олимпии – в Афины, затем через границы многих государств, через реки и моря, горы и равнины путешествует негаснущий солнечный факел.

        Гори, олимпийский огонь, огонь дружбы людей всей земли!

                                                                                                              (М. Юргин)

         Слова (слайд 25): Олимпия, Афина, граница, река, гора, равнина.

      (Победителям раздаются жетоны)

VIII. Домашнее задание (слайд 26).

  1. Упражнение 335 на стр. 165 учебника.
  2. Составить синквейн к слову ОЛИМПИАДА.

IX. Итог урока. 

– Подведем итог урока. 
– Что нового узнали об имени существительном? 
– Зачем нужно знать типы склонения имен существительных? 
– Как можно определить тип склонения имен существительных? Понравился ли вам урок? 
– А теперь, оцените свою работу на уроке, поднимите сигнальную карточку (если вы, все поняли и даже можете помочь другим – “красный”; если вы все поняли, но иногда все–таки вам нужна помощь–“зеленый”; и поднимите–“желтый”, если вы еще не поняли данную тему).

Вот и завершилась ОЛИМПИАДА в стране существительных, вы все были хорошими помощниками и сейчас давайте подведем ее итоги и выясним, кто все–таки заслужил “олимпийские медали”. Подсчитываются жетоны и по их количеству детям вручаются медали.

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! (Слайд 27)

Использованная литература:

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е.Е. Семенова и др.; под ред Е. А. Быстровой. – М. : Дрофа, 2013
  2. Дейкина А.Д.

Раздаточные материалы по русскому языку. 5 кл. – М. : Дрофа, 2004.

  1. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  2. Волина В.В.

Веселая грамматика. – М. Знание, 1995.


Карточка №1

Выпишите  слова 1-ого склонения.

…Из Олимпии – в Афины, затем через границы многих государств, через реки и моря, горы и равнины путешествует негаснущий солнечный факел.

        Гори, олимпийский огонь, огонь дружбы людей всей земли!

                                                                                              (М. Юргин)                                                                    

Карточка №1

Выпишите  слова 1-ого склонения.

…Из Олимпии – в Афины, затем через границы многих государств, через реки и моря, горы и равнины путешествует негаснущий солнечный факел.

        Гори, олимпийский огонь, огонь дружбы людей всей земли!

                                                                                              (М. Юргин)                                                                    

Карточка №1

Выпишите  слова 1-ого склонения.

…Из Олимпии – в Афины, затем через границы многих государств, через реки и моря, горы и равнины путешествует негаснущий солнечный факел.

        Гори, олимпийский огонь, огонь дружбы людей всей земли!

                                                                                              (М. Юргин)                                                                    

Карточка №1

Выпишите  слова 1-ого склонения.

…Из Олимпии – в Афины, затем через границы многих государств, через реки и моря, горы и равнины путешествует негаснущий солнечный факел.

        Гори, олимпийский огонь, огонь дружбы людей всей земли!

                                                                                              (М. Юргин)                                                                    

1

1

1

2

2

2

3

3

3

1

2

3

           

                                                       http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=413319647-02-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=413319647-02-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=413319647-02-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=413319647-02-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=413319647-02-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=413319647-02-72&n=21

        

МБОУ СОШ с. Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

«ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА В СТРАНЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»

(Урок изучения нового материала по теме «Склонение имен существительных»)

                                  Составила:

                                        учитель русского языка и литерату

                                                       МБОУ СОШ с. Бай-Даг

                                                                  Хорлуу Алена Александровна

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....