Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Мукомолова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление.

5 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся по данной теме.

Задачи урока:

образовательные:

1) углублять знания учащихся об имени существительном как части речи;

2) отрабатывать умение правописания падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе;

коррекционно-развивающие:

1) способствовать развитию речи, орфографической зоркости, фонематического слуха учащихся;

2) способствовать повышению познавательной активности обучающихся через игровые формы;

3) способствовать развитию творческих способностей детей через творческую деятельность;

воспитательные:

1) воспитывать у обучающихся познавательный интерес при изучении русского языка;

2) воспитывать у учащихся познавательный интерес к различным явлениям окружающего мира через изучение русского языка.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, в том числе и индивидуальные, «Ромашка» с вопросами об имени существительном, учебник Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык». 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2012.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Садитесь!

- Руки? (- На месте.)

- Ноги? (- На месте.)

- Локти? (- У края.)

- Спина? (- Прямая.)

- Сегодня на уроке нам необходимо

Быть – внимательными, активными, старательными;

Знать – лексическое и грамматическое значение имен существительных;

Уметь – распознавать тип склонения, падеж существительных;

Будем – продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Будем правильно писать.

- Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет  частицу

          мудрости».

- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

2. Проверка домашнего задания.

- Начнем с домашнего задания – упр.325

В тайге – окончание –е, им.сущ. 1-го скл. в предл.падеже, в океане – окончание –е, им.сущ. 2-го скл. в предл.падеже, в кормане – окончание –е, им.сущ. 2-го скл. в предл.падеже.

- Какое же окончание имеют существительные 1-го и 2-го склонения в предложном падеже?

- О чем эта загадка?

3. Словарная работа.

 - А теперь вспомним написание словарных слов.

КРОССВОРД

1. Кто укажет парой рук
   Путь на Север и на Юг. (Компас)

2. Год учебный кончился, отдохнуть пора!
   Ранец, книжки школьные – в шкаф до сентября.
   Здравствуй, лето красное! Здорово! Ура! (Каникулы)

3. Зелен кочан, а не капуста. Куснёшь листок – не слышно хруста. (Салат)

4. Главный город любого государства. (Столица)

5. Линия раздела между территориями. (Граница)

6. Спокойный разговор нескольких людей. (Беседа)

7. Заклеили клеем прочно
   И ко мне прислали срочно.
   Я его не пожалею:
   Получу и вмиг расклею. (Конверт)

8. Слово, противоположное слову «нападение».

9. Человек, совершающий подвиги.

к

о

к

м

а

г

з

п

н

с

с

р

к

а

а

и

а

т

а

б

о

щ

г

с

к

л

о

н

е

н

и

е

у

а

л

и

с

в

т

р

л

т

и

ц

е

е

а

о

ы

ц

а

д

р

й

а

а

т

- А что такое «склонение»? Именно это слово получилось у нас выделенным в кроссворде. (Склонение - это изменение слова по падежам).

- Мы разгадали кроссворд – мы одержали победу и должны теперь запомнить, как пишется это слово. Давайте определим, какого оно склонения? (1-го)

- Давайте запишем предложение.

На доске.

Мы гордимся побед… русских войск в Великой Отечественной войн….

- Вставим окончание, определим, род, склонение и падеж имен существительных. Обратим внимание на правописание заглавной буквы. Это имя существительное собственное, поэтому пишем с заглавной буквы.

- Теперь мы и определим, хорошо ли вы знаете склонения имен существительных?

4. Зарядка для глаз «Семицветик»

5. Игра «Во всех падежах». 

Стихотворение Ю.Карасева «Приключения зеленого листа».

- К какому склонению относится существительное «лист»?

- Прочитаем стихотворение, повторим падежные окончания имен существительных 2-го склонения?

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа, ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг — к зеленому листу,

Лапой - хвать зеленый лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу»,  -  парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

- Определим падеж сущ. «лист», назовём окончания.

6. Игра «Четвёртый лишний».

Упражнения на формирование операций обобщения.

                         На доске написаны слова.

берёза        рысь                  карандаш

осина                  мышь                  линейка

рябина        медведь        портфель

сирень        лошадь        пенал

- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.

- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

7. Работа с деформированными предложениями.

Развитие анализа и синтеза.

- Что надо сделать в этом задании?

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сугробы, лежали, снег, пушистые.

3) Здесь, в, дни, стояла, зимние, тишина.

 (Устное составление предложений с последующей самостоятельной записью и проверкой)

- В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения, определить склонение и падеж имен существительных, выделите окончание.

8. Физкультминутка.

Я буду называть и показывать слова (написаны на доске). Если услышите существительное, относящееся к 1 скл. – приседайте, если 2скл. – хлопки над головой.

(Весна, час, улица, минута, дерево, город, бумага, озеро, столица, перо, дрозд)

9. Правописание окончаний.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании падежных окончаний? (Проверить словом с ударным окончанием. Например, 1-е склонение – ВОДА, ЗЕМЛЯ, 2-е склонение – ОКНО, КОНЬ)

- Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные окончания существительных.

Как назвать по-другому?

Нос у Вовки, нос у Светк…,

Нос у зяблик… на ветк…,

У слона, у поросёнк…,

У пчелы и у котёнк…,

И у чайник… нос тоже,

Только нюхать он не может.

По-другому как сказать,

Нос по-разному назвать?

Думай над вопрос…м,

А не клюй носом.

- Как ответить на вопрос стихотворения?

10. Работа с карточкой

  1. Вставить окончание.
  2. Написать начальную форму (именительный падеж единственного числа).
  3. Определить род имени существительного.
  4. Определить склонение имени существительного.
  5. Проверить окончание.

Подумай

Начальная форма

(им.пад.ед.ч.)

Род

Склонение

Падеж

Окончание

салфетк…й

салфетка

Ж.р.

1-е скл.

Тв.пад.

-ой

из тарелк…

на стул…

с брат…м

к подружк…

под дерев…м

в класс…

под парт…й

Индивидуальные задания (для учащихся 3 группы во классификации Воронковой В.В.)

Списать текст, в скобках указать род и склонение имен существительных.

Соломинка.

     Лежала на полу соломинка (…), а потом её ветром (…) унесло. Подняло, закружило и на болото опустило.

     Обидно стало соломинке (…): ведь в поле (…) светло, а на болоте (…) темно. Так грустно! И она уже заплакать собралась соломенными слезами.

     Да вдруг из-за кочки (…) выглянул маленький лягушонок. Посмотрел на соломинку да как закричит:

     - Смотрите, это у жёлтого солнышка (…) лучик отвалился, ура!

                                                         (По Г.Цыферову)

11. Развитие речи.  Упр.329 стр. 207.

12. Проверка усвоения материала.

- У нас на доске ромашка с семью лепестками. Как называется такой цветок?

- Он и поможет нам проверить, как хорошо вы знаете склонение имен существительных.

Вопросы на лепестках:

- Что такое имя существительное?

- Как изменяется имя существительное?

- Что значит склонение?

- Какие существительные относятся к 1склонению?

- Какие существительные относятся ко 2склонению?

- Какие существительные относятся к 3склонению?

- Как проверить безударное окончание имён существительных?

- Как определить падеж имён существительных в предложении?

13. Рефлексия.

- Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке? Какую частицу мудрости положили в свой сундучок знаний? Что нового узнали?

- Почему важно правильно писать окончания существительных 1-го и 2-го склонений?

- Постарались всё понять?

- Будем правильно писать?

- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали нам класс светлым и красивым, а мне подарили радость.

Закончите предложения:

Я узнал –

Я научился –

Было легко –

Было трудно –

14. Домашнее задание.

Стр.208-209, упр. 331, Кожевников Ю., Волков Н. – упр.332.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.        Вставить окончание.

2.        Написать начальную форму (именительный падеж единственного числа).

3.        Определить род имени существительного.

4.        Определить склонение имени существительного.

5.        Проверить окончание.

Подумай

Начальная форма

(им.пад.ед.ч.)

Род

Склонение

Падеж

Окончание

салфетк…й

салфетка

Ж.р.

1-е скл.

Тв.пад.

-ой

из тарелк…

на стул…

с брат…м

к подружк…

под дерев…м

в класс…

под парт…й

Индивидуальные задания

Списать текст, в скобках указать род и склонение имен существительных.

Соломинка.

     Лежала на полу соломинка (…), а потом её ветром (…) унесло. Подняло, закружило и на болото опустило.

     Обидно стало соломинке (…): ведь в поле (…) светло, а на болоте (…) темно. Так грустно! И она уже заплакать собралась соломенными слезами.

     Да вдруг из-за кочки (…) выглянул маленький лягушонок. Посмотрел на соломинку да как закричит:

     - Смотрите, это у жёлтого солнышка (…) лучик отвалился, ура!

                                                         (По Г.Цыферову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Корова - домашнее и сельскохозяйственное животное"

Представлена презентация, которая используется при проведении урока биологии в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В презентации 17 слайдов, множество иллюстраций....

Презентация к уроку географии в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему: "Кенгуру - сумчатое животное Австралии"

Представлена учебная презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира, уроках биологии и природоведения, а также на уроках географии при изучении живлтного мира Австралии....

Урок-игра "Интеллектуальное казино" по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Тема - "Институт президентства".

Тема урока входит в программу специальной (коррекционной) школы  по обществознанию. Изучают тему в блоке изучения Конституции РФ. На  уроке использованы игровые методы, в частности, урок пер...

Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3"

Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3".Урок содержит игровой и занимательный материал....

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

Опорные конспекты для учащихся по ряду тем Истории Отечества в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида . Авторская разработка Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 8 кл.специальной (коррекционной) школы VIII вида. Выделены ключевые понятия, даты по изучаемой теме, сформулированы выводы. Использование опорных конспе...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....