программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Битюцкая Наталья Михайловна

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие культуры речевого поведения, овладение нормами русского речевого этикета. Содержание программы выходит за рамки изучения предмета "Русский язык", расширяет представления обучающихся  о речевом этикете, дает возможности для развития творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_bityutskoy_n.m.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6

 г. Алексеевки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

___________Ю.Н. Иваненко

Протокол № ___

от «____»_________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МОУ ООШ № 6  

____________Шкуренко И.Н

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ № 6

________Полухина Л.А.

Приказ № ______

от «__»____________2013 г.

 ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«В мире вежливых слов и выражений»

Возраст детей – 10-11 лет

Срок реализации программы – 1 год

Битюцкая Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ №6 г. Алексеевки

 Белгородской области

2013 – 2014 учебный год

Оглавление

I

Пояснительная записка…………………………………………..

3

II

Учебно-тематический план………………………………………

7

III

Содержание программы………………………………………….

9

IV

Методическое обеспечение.…………………………………….

11

V

Список литературы………………………………………………

14

I . Пояснительная записка

Программа «В мире вежливых слов и выражений» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в 5 классе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на развитие культуры речевого поведения, овладение нормами русского речевого этикета. При изучении курса  учащиеся овладеют понятиями культуры речевого общения, усвоят основные правила русского речевого этикета, обогатят свою речь разнообразными этикетными формулами, осознают этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

            Новизна курса состоит в том, что  в процессе обучения учащиеся получают знания, приобретаемые школьниками, выходят за рамки,  учебного предмета «Русский язык», таким образом, расширяют и углубляют представления школьников о нормах речевого этикета. Дополнительная программа создает широкие возможности для развития творческих способностей, навыков проектной деятельности, формирования исследовательских умений. Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического  целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. В процессе решения коммуникативных задач ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления. 

        Актуальность программы «В мире вежливых слов и выражений» заключается в том, что ее содержание соответствует требованиям Федерального государственного стандарта в осмыслении учащимися родного языка как основном средстве общения, средстве получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в   обществе.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность-галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет  воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Цель программы дополнительного образования: помочь учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить речь разнообразными этикетными формулами.

  Задачи:

  • познакомиться с историей русского речевого этикета;
  • уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику,  приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.;
  • научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми;
  • выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
  • на основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера;
  • уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
  • составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;
  • использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Программа «В мире вежливых слов и выражений» предназначена для детей 10-11 лет (5 класс). Срок реализации – 1 год.

Формы проведения занятий носят деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навык эффективного речевого поведения. Такими формами являются практикум, тренинги, дидактические и ролевые игры, поисковые исследования, моделированные речевые ситуации, практикум, проектная деятельность.

Режим работы:

Занятия с учащимися 5 класса проводятся один раз в неделю по одному академическому часу во второй половине дня (35 часов в год).

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • осознание эстетической ценности родного языка;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

Говорение

  • готовность и умение переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации;
  • овладение нормами речевого поведения в учебном диалоге;
  • умение передать содержание чужого высказывания разными способами (дословное воспроизведение, пересказ);
  • умение выступить с устным сообщением на лингвистическую тему, изложить результаты собственных наблюдений.


Слушание

  • умение определять цель высказывания собеседника;
  • умение различать завершенное и незавершенное высказывание;
  • умение слушать и задавать вопросы, проясняющие позицию собеседника;
  • умение различать слова говорящего (рассказчика) и передаваемые им слова третьего лица.


Чтение

  • умение определять границы реплики по формальным признакам (знакам препинания), по чередованию обращений, по речевым особенностям говорящих, по смыслу высказываний;
  • умение различать слова автора (рассказчика) и героя, записанные разными способами, в том числе в виде косвенной речи;
  • умение обнаружить смысловые лакуны в тексте (незнакомые слова, фрагменты текста, где возможно непонимание или неоднозначное понимание); найти способы заполнения смысловых лакун (контекст, словари, другие источники информации, др.);
  • умение объяснить использование языковых средств с точки зрения замысла текста, выражаемого в нем смысла;
  • умение извлекать информацию из лингвистических словарей и преобразовывать полученную информацию в развернутое устное или письменное высказывание.


Письмо

  • умение передать содержание чужого высказывания с комментариями и без них: нормативное использование знаков препинания для передачи диалога или отдельных реплик, включение чужой речи в собственную с использованием разных способов разграничения чужой и собственной речи;
  • участие в письменном обсуждении: умение сформулировать вопрос, создать развернутое письменное сообщение в форуме;
  • умение создавать тексты разных типов и жанров: письмо, описание предмета или явления, рассуждение на лингвистическую тему.
  • умение записать текст под диктовку, самостоятельно определяя границы реплик, предложений;
  • умение редактировать текст, исправляя ошибки;
  • умение расставлять знаки препинания в тексте несколькими способами и объяснять, как при этом изменяется смысл;
  • соблюдение в практике устной и письменной речи  основных  правил речевого этикета с использованием;
  • умение предотвращать ошибки в употреблении слов и выражений (видеть возможность ошибки);
  • умение преобразовывать тексты.

Способы проверки ожидаемых результатов: отслеживание сформированности УУД в ходе каждого учебного занятия при выполнении практических упражнений, речевых игр, конкурсов, выполнении индивидуальных заданий; контроль по окончании  изучения тем (творческие задания и проекты).

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является фестиваль «Учись искусству спорить, думать, обсуждать!».  При этом учащиеся должны продемонстрировать умение участвовать в учебной дискуссии, соблюдая правила речевого этикета, подготовить выставку творческих работ «С чего начинается вежливость?».

II . Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов на изучение темы

Вводное занятие

Что такое этикет?

1

Зачем нужны правила речевого этикета?

(7 часов)

Формы общения (устные и письменные)

1

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

1

Как правильно построить свою речь?

1

Вербальные и невербальные средства общения в разнообразных речевых ситуациях

1

Этикет - правила поведения, регулирующие внешние проявления человеческих взаимоотношений

1

Культура  поведения, культура речи и речевой этикет. Нормы речевого этикета.

1

Деловая  игра «Что значит быть культурным человеком?»

1

Речевая ситуация

(7 часов)

Речевая ситуация; ее основные характеристики. Формулы вежливости.

1

Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

1

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета

1

Русские народные пословицы, отражающие основные правила речевого поведения.

1

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

Как ты понимаешь слово «вежливость»? Какие языковые и речевые средства помогут решить конфликтную  ситуацию?

1

Защита проекта «Роль речевого этикета в общении»

1

Знаем ли мы формулы речевого этикета?

 (13 часов)

Этикетные выражения помогут поддержать доброжелательное отношение и взаимное уважение в ходе речевого общения

1

Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

1

Как обратиться к собеседнику? Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы.

1

Использование в речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств, фамилий.

1

Творческая лаборатория «Хорошо и там и тут, где по имени зовут»

1

Этикетное употребление местоимений ты и Вы  в русской речи.

1

Речевая ситуация выражения просьбы.  

1

Грамматические способы выражения просьбы: нам помогает глагол.

2

Как вежливо отказать в просьбе?

1

Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

1

Виды комплимента

1

Защита творческого проекта «В гостях у гнома Этикета»

1

Мы общаемся, пишем, дискутируем!

(7 часов)

Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения.

1

Мы участвуем в виртуальных дискуссиях.

1

Речевые правила общения  по телефону.

1

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов. Наши помощники – словари.

1

Почему возникают трудности в общении из-за нарушений правил речевого этикета?

1

Фестиваль «Учись искусству спорить, думать, обсуждать!».

2


III. Содержание  программы  курса

Вводное занятие.  «Что такое этикет?». (1 час)

Раздел 1. Зачем нужны правила речевого этикета?

(7 часов)

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные).

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Культура речевого общения как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание. Культура речевого общения как владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура  поведения, культура речи и речевой этикет.

Раздел 2. Речевая ситуация

(7 часов)

Общая характеристика норм речевого этикета, которые предписывают употребление этикетных знаков, запрещают употребление определенных слов и выражений. Речевая ситуация; ее основные характеристики. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы, отражающие основные правила речевого поведения. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Раздел 3. Знаем ли мы формулы речевого этикета?

(13 часов)

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. Речевые ситуации обращения и ее разновидности.

 Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы. Использование в речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств, фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения.

Правильное произношение русских отчеств Этикетное употребление местоимений ты и Вы  в русской речи. Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме сослагательного наклонения, глагол в форме инфинитива. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе. Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.

 Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.)

Раздел 4. Мы общаемся, пишем, дискутируем!

(7 часов)

 Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона во время спора.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях в тематических чатах Интернета. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного. Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг и отношение к нему. Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Характеристика  толковых словарей русского речевого этикета.

IV. Методическое обеспечение

Формы занятий

Раздел

№ занятия

Формы занятий

Вводное занятие

1

Поисковое исследование

Зачем нужны правила речевого этикета?

(7 часов)

1

Тренинг

2

Тренинг

3

Практикум

4

Моделированные речевые ситуации

5

Моделированные речевые ситуации

6

Поисковое исследование

7

Ролевая  игра

Речевая ситуация

(7 часов)

1

Тренинг

2

Тренинг

3

Моделированные речевые ситуации

4

Моделированные речевые ситуации

5

Поисковое исследование

6

Проектная деятельность.

7

Проектная деятельность.

Знаем ли мы формулы речевого этикета?

 (13 часов)

1

Тренинг

2

Моделированные речевые ситуации

3

Моделированные речевые ситуации

4

Моделированные речевые ситуации

5

Практикум

6

Моделированные речевые ситуации

7

Тренинг

8

Тренинг

9

Поисковое исследование

10

Практикум

11

Моделированные речевые ситуации

12

Проектная деятельность

13

Проектная деятельность

Мы общаемся, пишем, дискутируем!

(7 часов)

1

Поисковое исследование

2

Поисковое исследование

3

Моделированные речевые ситуации

4

Практикум

5

Практикум

6

Ролевая игра

7

Дидактическая игра

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

        При проведении занятий применяются следующие методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • практический метод;
  • проблемный метод;
  • исследовательский метод;
  • метод деловой игры;
  • метод проекта. 

На разных этапах обучения применяются различные приемы обучения:             

  • толкование слов и выражений;
  • этимологический анализ;
  • использование синонимов, антонимов;
  • догадка по контексту;
  • подбор однокоренных слов;
  • иллюстративная наглядность;
  • объяснение;
  • сопоставление;
  • коллективное наблюдение;
  • самостоятельное наблюдение;
  • готовое правило, языковая модель и т. п.;
  • картинная, предметная наглядность;
  • игровой приём;
  • ситуативность;
  • тренировка;
  • прослушивание рассказа учителя, учащихся;
  • прослушивание речи учителя, учащихся с ответной реакцией;
  • коллективное составление диалогов по речевой ситуации;
  • ответы на вопросы;
  • составление рассказа;
  • инсценировка;
  • выступление;
  • диспут;
  • составление плана;
  • исследовательская работа.

Техническое оснащение учебного процесса: компьютер, проектор.

Дидактические материалы: слайдовые презентации «Сферы речевого общения», «Вербальные и невербальные средства общения», «Формулы вежливости», «Интернациональные и национальные особенности речевого этикета», «Русские народные пословицы, отражающие основные правила речевого поведения».

Формы подведения итогов

Раздел 1. Деловая  игра «Что значит быть культурным человеком?»

Раздел 2. Защита исследовательского проекта «Роль речевого этикета в общении».

Раздел 3. Защита творческого проекта «В гостях у гнома Этикета».

Раздел 4. Фестиваль «Учись искусству спорить, думать, обсуждать!»

Критерии оценивания достижений учащихся по итоговым работам


Критерий


Уровни сформированности навыков проектной деятельности


Базовый


Повышенный


Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем


Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного


Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.


Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структури-рованы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргумен-тированно. Работа/сообщение вызы-вает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня соответствует получению 4  баллов, а достижение повышенного уровня соответствует получению 8 баллов.

Лист оценивания достижений в игре, групповой работе

Критерий

(за каждый критерий

– от 0 до 9 баллов)

Моя оценка

Оценка

группы

Оценка

учителя

Итоговая

оценка

Я умею принимать

другую точку зрения

Я пытался внести

максимальный вклад в

работу группы

Я умею объяснять

свою точку зрения,

приводить доводы и

убеждать

собеседников

Я корректно

отстаиваю свое мнение

во время обсуждения

Я готов(а) принимать

новые и неожиданные

идеи, отличающиеся

от моего

первоначального

мнения.

Чтобы решить

проблему, я пытаюсь

выяснить все взгляды

на проблему.

Я умею

формулировать

проблему и разбивать

ее на отдельные

подзадачи

Я умею работать в

команде

Я умею выслушивать

чужие аргументы

V.  Список литературы

Для учащихся

Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.

Голъдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997.

Крысин Л. П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — М.. 1981.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова С. И. Речевой этикет. — М., 1995.

Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. — М., 1976.

Мирозоян А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск. 2000.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.

p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа  «Подвижные иг...

Программа дополнительного образования "Мастерская слова"

Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...

Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"

Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

программа дополнительного образования "Путь к слову"

программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет...