Программа дополнительного образования "Мастерская слова"
методическая разработка (9 класс) по теме

 Кучина Елена Сергеевна

Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (история, руский язык, литература, искусство ...)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok._masterskaya_slova.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа г. Сосновка

Вятскополянского района Кировской области

 

Принято

на Педагогическом совете,

протокол № 1 от 26.08.2011г.

Утверждаю:

Директор

МОУ ООШ г. Сосновка

Вятскополянского района

Кировской области

_______________

Н.В. Черепанова

Приказ № 40/2  от «30» августа 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ

Кружок «Мастерская слова»

Возраст обучающихся (класс):

9  класс

Срок реализации:

 01.09.2011-31.05.2012

 

Автор-составитель:

Кучина Е.С., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г. Сосновка, 2011

  1. Пояснительная записка

Современный школьник не испытывает недостатка в информации. Он пребывает в информационном потоке. Но, рано повзрослевшие физиологически, подростки в духовном, нравственном отношении остаются на положении слепого, неслышащего, немощного.

Программа дополнительного образования направлена на развитие учебно-познавательных мотивов школьников - приобщение к Слову – процесс познания авторского замысла через целостную систему языковых компонентов (фонетического, орфографического, орфоэпического, лексического, морфологического, … текстологического и т.п. уровней), а через него – на процесс самопознания, самоопределения.

Задача педагога - вызвать у школьников потребность к мыследеятельности, словотворчеству на примере работы с классическими текстами русской литературы в рамках интеграции дисциплин - лингвистики, литературы, истории (возможно расширение дисциплин). В рамках учебных занятий учитель сопрягает блоки информации смежных дисциплин и поддерживает ученика в его попытках выразить свою мысль, создавая необходимую мотивацию к решению лингвистических задач.

Сопряжение различных точек зрения, возникающих в ходе проведения учебных занятий, позволяет учителю создавать проблемные ситуации, направленные на решение поставленных учебных задач личностного развития.

Высокая речевая активность учеников предоставляет богатый материал для проведения диагностического исследования, направленного на совершенствования учебного процесса по духовному, нравственному развитию.

Программа  разработана с  учётом  принципов современного образования:

  1. преемственность (возрастная; содержательных линий)
  2. уважение мнения и личности ребенка;
  3. мотивированность обучения;
  4. проблемность обучения;
  5. индивидуальный подход в сочетании с групповым и коллективным взаимодействием;
  6. самоопределение и самореализация учеников на различных уровнях учебного диалога;
  7. интегративный отбор содержания образования в соответствии с поставленной учебной задачей;
  8. учет результатов диагностического исследования и всего комплекса особенностей, сложившегося в ходе образовательного процесса.

В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию учащихся и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.

Предложенная система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.

  1. Цели и задачи работы кружка; методическая основа

 Цель курса (общедактическая) — духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников посредством лингвистического анализа текстов классической литературы

Цели (конкретизация для разработки занятий): 

  1. Образовательные: формировать умения опознавать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, классифицировать языковые факты и явления, оценивать их с точки зрения нормативности, сферы и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в комплексе – системе способов деятельности (проявленных компетенций), работать с текстами различных стилей, типов, жанров;
  2. Развивающие: развивать речевую и мыслительную деятельность: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; проективные умения и навыки, творческие способности в области анализа и продуцирования текста;
  3. Воспитательные: применять полученные ЗУН в способах деятельности в условиях комплексной работы с текстами различных стилей и жанров, при работе с художественными текстами и при  самостоятельном продуцировании текстов (творческих работ); в перспективе подготовить учащихся к олимпиадам, к успешной сдаче письменного экзамена по русскому языку в период государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса.

Задачи:

  1. (основная) обеспечить занятие содержанием и деятельностью, направленными на формирование предметных, метапредметных и надпредметных компетенций в рамках требований ФГОС по предметам «Русский язык», «Литература» в режиме интеграции дисциплин, ведущие из которых: психология, русский язык, литература, история.
  2. развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся
  3. привлечь учащихся к творческой и исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий, участие в творческих мероприятиях, конкурсах
  4. приобретение участниками навыков публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

Возрастной подход при разработке образовательной программы спроектирован в соответствии с идеями периодизации психического развития в детском возрасте Эльконина Д.Б. Так именно эта психологическая школа наиболее четко выделяет движущие силы развития ребенка на каждом этапе, рассматривая чередование мотивов и ведущих деятельностей, что помогает педагогу акцентировать внимание на возрастных особенностях учащихся. Программа носит сквозной характер, рассчитана на пять лет обучения (с 5 по  9 класс). В данном документе представлен курс для 9 класса.

Вид программы по предметному подходу: модифицированная (составлена на основе интегрированного курса автора С.И. Львова. «Уроки словесности в 7-9 классах», М., «Просвещение», 1995 и примерной программы основного общего образования по русскому языку, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс 5-9 кл. в деятельностном режиме и на основе формирования эмоционально-ценностного отношения к слову и мыследействию) - познавательная программа, развивающая художественные способности детей средствами интеграции предметов.

Методологической основой для разработки содержания, форм и методов рабочей программы дополнительного образования являются идеи отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области педагогики:

-идея рассмотрения дополнительного образования как постоянно расширяющегося образовательного пространства (формы его бытия) и последовательной смены состояний развития личности и ее самореализации (Горский В.А. и др.);

-идея рассмотрения дополнительного образования как сферы социального и профессионального самоопределения обучающихся (Журкина А.Я., Чистякова С.Н., Сальцева С.В.)

Программа основана на следующих подходах (концепциях), в которых дополнительное образование детей рассматривается, как:

  1. средство индивидуально-личностного развития (духовного, эстетического, интеллектуального);
  2. средство компенсации знаний, умений, видов деятельности, не входящих в программный материал основного образования;
  3. средство коррекции различных личностных качеств (восприятие, воображение, мышление, память и т.п.);
  4. средство социального и профессионального самоопределения обучающихся;
  5. совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности детей на основе их любознательности и увлеченности в области науки и искусства.

Работа кружка рассматривается как своеобразная образовательная педагогическая среда, в которой осуществляется "штучная выделка" (производство) романтически увлеченных конкретным делом людей, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.

Учебный план: 1 час в неделю, 34 часа в год

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ УЗ

Тема

Кол-во часов

1

2

3

1

Вводное занятие.  Структура и содержание ГИА по русскому языку. Понятие о лингвистической задаче.

2

2-3

Система орфограмм в русском языке  и фонетика (№№1-20).

2

4-6

Система орфограмм в русском языке и орфоэпия (№№21-41).

2

7-9

Система орфограмм в русском языке и морфемика (№№41-58).

3

10-18

Система орфограмм в русском языке и морфология (№№59-71); морфологические средства выразительности

Пунктуационный и морфологический анализ текста.

6

3

19-24

Семантика текста и его интерпретация. Орфографический анализ текста.  

5

25-30

Лексический анализ текста. Синонимическое / антонимическое перестроение текста.

6

31-32

Пунктуационные задачи. Пунктуационный анализ текста.  

2

33

Викторина по разделам языкознания

2

34

Заключительное занятие. Итоги работы за год. Диагностика результативности работы

1

ВСЕГО

34

  1. УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ УЗ

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1

2

3

4

1

Вводное занятие. Структура и содержание ГИА по русскому языку. Понятие о лингвистической задаче.

Текст. Что значит выполнить лингвистический анализ текста. Интерпретация текста через «представление» и отзыв

2

1

1

2-3

Система орфограмм в русском языке  и фонетика (№№1-20). 

Фонетический анализ текста. Звукопись.

Составление мини-текстов. Интерпретация текста через «представление» и отзыв

2

1

1

4-6

Система орфограмм в русском языке и орфоэпия (№№21-41).

Орфоэпический анализ текста. Выразительное чтение художественных текстов.

Конкурс чтецов. Отзыв о прочитанном классическом произведении (презентация)

2

1

1

7-9

Система орфограмм в русском языке и морфемика (№№41-58). Изобразительные возможности словообразования. Анализ художественных текстов.

Составление мини-текстов.

3

1

2

10-18

Система орфограмм в русском языке и морфология (№№59-71).

Морфологические средства выразительности:

  1. имени существительного,
  2. имени прилагательного,
  3. имени числительного,
  4. местоимений,
  5. глагола и его форм,
  6. служебных частей речи.

Пунктуационный и морфологический анализ текста.

Составление мини-текстов.  Интерпретация текста через «представление» и отзыв.

Драматизация. Конкурс актёрского мастерства.

6

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

19-24

Семантика текста и его интерпретация. Орфографический анализ текста.  

Интерпретация текста через «представление»-защиту.

Семантическая (синонимическая) замена языковых единиц. Составление мини-текстов.

5

2

1

1

1

25-30

Лексический анализ текста. Синонимическое / антонимическое перестроение текста.

Работа со словарями

Сочинение о слове.

6

1

1

2

2

31-32

Пунктуационные задачи. Пунктуационный анализ текста. 

Семантическая (синонимическая) замена языковых единиц.

2

1

1

33

Викторина по разделам языкознания

2

34

Заключительное занятие. Итоги работы за год. Диагностика результативности работы

1

17

17

  1. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Критерии результативности

деятельности педагога

Критерии и показатели деятельности учащихся

  1. Изменение стиля преподавания с предметоцентрированного на личностно-ориентированное
  2.  Работа в рамках заданной технологии обучения
  3. Создание продуктов собственной творческой деятельности, развивающих и дополняющих предложенную модель
  1. Положительная динамика изменений интереса учащихся к обучению по литературе и предметам интеграции
  2. Положительная динамика формирования учебно-коммуникативных, учебно-информационных, учебно-организационных умений и навыков как составляющих компонентов познавательной компетентности обучающихся
  3. Положительная динамика обученности учащихся по литературе предметам интеграции
  4. Положительная динамика умения использовать знания и умения в новой ситуации, в решении учебных проблем, вопросов мировоззренческого плана
  5. Создание учащимися продуктов собственной творческой деятельности, развивающих и дополняющих предложенную модель

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов).

Знать и понимать:

  1. роль языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. понятия: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. основные признаки стилей речи: разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного;
  4. особенности основных жанров научного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей речи;
  5. признаки текста, его типы, жанры;
  6. основные единицы языка, их признаки;
  7. основные нормы русского литературного языка и нормы речевого этикета.

Уметь:

  1. различать стили речи;
  2. проводить информационно-смысловой анализ текста (определять тему, основную мысль, тип и стиль речи, анализировать его структуру и языковые особенности);
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: комплексный анализ текста; лингвистический анализ текста (роль языковых единиц в тексте); художественный анализ текста
  4. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Владеть компетентностями:

Достижение целей дополнительной образовательной программы осуществляется в процессе формирования и развития 4 важнейших компетенций:

  1. Лингвистической – знать и понимать, что язык – знаковая система и общественное явление; знать о его устройстве, развитии и функционировании, общие сведения о лингвистике как науке и учёных-русистах.
  2. Языковой – владеть основными нормами русского литературного языка; проявлять способность к обогащению словарного запаса и грамматического строя речи; анализировать и оценивать языковые явления и факты; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями.
  3. Коммуникативной – владеть всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи; использовать язык в различных сферах и ситуациях общения.
  4. Культуроведческой – осознавать язык как форму выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; владеть культурой межнационального общения, нормами русского речевого этикета.

Данные компетентности можно более конкретно представить ведущими  видами деятельности:

аудирование и чтение (информационно-рефлексивная компетентность):

  1. адекватно понимать информацию (цель, тему, основные и дополнительные факты, авторский замысел – прямую и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительное, просмотровое, познавательное);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, Интернет-ресурсы.

говорение и письмо (технологическая, коммуникативно-рефлексивная, проективно-рефлексивная, социально-рефлексивная компетентности):

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект, тезисы, опорная схема);
  2. создавать тексты различных стилей, типов и жанров: отзыв, реферат, выступление, письмо, сочинение;
  3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой, ситуацией общения;
  4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение), диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  5. свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, выразительность и др.); адекватно выражать своё отношение с фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  6. соблюдать в практике речевого общения нормы современного русского литературного языка и русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические средства общения;
  7. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать речь с точки зрения её правильности, осуществлять коррекцию: совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в жизни человека и общества, в развитии интеллектуальных,  творческих способностей личности;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения родного языка как явления духовной культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  5. использование родного языка как средства получения знаний по другим предметам и для продолжения образования;
  6. формирования мировоззрения личности «планетарного мышления», свободно осуществляющего выбор в рамках духовных, нравственных императивов (ценностных ориентаций)

Приобретаемые навыки детей (адаптированы  для обучающихся):

  1. интерес детей к русскому языку, литературе и предметам интеграции;
  2. знания произведений литературы и искусства (например, опера М.И. Глинки «Евгений Онегин» - роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»);
  3. умение детей вести диалог, как между собой, так и с учителем;
  4. умение сопрягать различные культурные блоки: литературу; язык; историю; духовную культуру;
  1. умение высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки;
  2. умение анализировать средства этического, художественного  выражения;
  3. умение использовать дополнительные источники информации; умение оценивать свое духовное, эстетическое развитие («насколько я изменился в духовном, эстетическом плане»)

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА

ЛИТЕРАТУРА

  1. Подготовка к ГИА-2010: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
  2. Львова С. И. ГИА 2008. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.
  3. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011.
  4. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.

Программы, формирующие опыт эмоционально-ценностного отношения

к слову,  мыледействию

  1. К.Д. Вишневский. Мир глазами поэта: Начальные сведения по тории стиха… / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979
  2. Н.Н. Костанян. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением гуманитарных предметов 5-11 классы.
  3. С.И. Львова. «Уроки словесности в 7-9 классах», М., «Просвещение», 1995
  4. В.С. Путинцев. «Попробуйте. Задания повышенной трудности для изучающих русский язык», Киров, 1992.
  5. Н.В. Самоукина. «Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения, коррекционные программы», гл. 7; Ярославль, академия развития/ академия холдинг, 2002 и др.
  6. В.А. Сидоренков. «Углублённое изучение русского языка», М., «Просвещение», 1996.
  7. Материалы районных, областных, всероссийских олимпиад по русскому языку, литературе.

При подготовке к экзамену используются учебники, имеющие гриф

Министерства образования РФ:

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  2.  Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  3.  Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  4. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, используется:

1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2009.

3) Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

4) Гулидов И.Н. Методика конструирования тестов / И.Н. Гулидов, А.Н. Шатун А.Н.  – М.: Форум – Инфра-М, 2009.

5) Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб.пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд.,испр. – Челябинск: Взгляд, 2009.

6) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2010. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

Тренировочные и контролирующие информационные программы: «Фраза», «Диктант», «Уроки от Кирилла и Мефодия».

Материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы,  регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2009 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант  экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9-х классов 2010 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.www:fipi.ru

Дополнительная литература

  1. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
  2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
  4. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176с.
  5. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160с.
  6. Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288с.
  7. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.
  8. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
  9. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
  10. Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.
  11. Кохтев Н.И. Риторика. -М.: Просвещение, 1996. – 207с.
  12. Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
  13. Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
  14. Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
  15. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.
  16. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
  17. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
  18. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.
  19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
  20. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.
  21. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2001. – 704с.
  22. Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград: Просвещение, 1964. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей «Умейте владеть словом» Для обучающихся 15 – 17 лет

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.    За послед...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

программа дополнительного образования "Путь к слову"

программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет...

Рабочая программа дополнительного образования «Ораторское искусство – сила уверенного английского слова» 5- 6 класс

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, интересующихся английским языком и демонстрирующих высокую успеваемость в рамках школьной программы. Программа направлена на обеспечение дополнительной по...

Рабочая программа дополнительного образования "Родное слово"

Программа кружка "Родное слово" направлена на подготовку учащихся 7-8 классов к итоговому собеседованию по русскому языку...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Тайна русского слова».

Информационная карта Дополнительная образовательная программа Отдел: Центр дополнительного образования детей. Учебное объединение: детское творческое объединение «Тайна русского слова» Информац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире слов»

  Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность...