Внеклассное мероприятие. Повторение изученного по теме «Фонетика и графика».
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

 Игра – путешествие для учащихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc46 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc137 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc39.5 КБ
Файл prilozhenie2.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика и графика».

          (Игра – путешествие для учащихся 5-х классов)

Цели и задачи урока – обобщить знания учащихся по фонетике, развивать интерес учащихся к данной теме, к русскому языку, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: «Экспресс знаний» (приложение1), презентация (приложение 2), маршрутные листы (приложение 3), фонетический чайнворд (приложение 4), медали для болельщиков (приложение 5), грамоты для участников (приложение 6), музыкальное оформление (приложение 7), жетоны.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-  Здравствуйте, ребята, садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Повторение изученного материала

  1. Слово учителя.

- Мы отправимся в удивительную страну. Её нет на глобусе, она не обозначена на географических картах. Ни ученые, ни политики не могут сказать, где она находится. Страна эта крохотная. Одних жителей за певучесть и голосистость прозвали гласными, а других согласными, потому что во всем соглашались с гласными, но петь не умели.  Вы, наверное, догадались, о какой стране идет речь? Итак, страна Фонетика приглашает вас в увлекательное путешествие. (слайд1)

- Наш «Экспресс знаний» (приложение1)  отправляется через 5 минут. А мы в это время познакомимся с участниками путешествия. Сегодня возможность стать пассажирами «Экспресса» и продемонстрировать свои знания получили 2 команды.

- Команды, займите свои места.  (звучит музыка). Оценивать наше соревнование будет авторитетное жюри в следующем составе
(представление жюри).

2. Объяснение правил игры.

- Хочу познакомить участников с правилами игры. Каждая команда занимает свои места в вагонах (за столами), и мы отправляемся в путь. На маршруте следования нашего «Экспресса» будут остановки. Вот здесь – то вам и нужно будет показать свои знания и ответить на вопросы, на обсуждение дается определенное время. Если ответа нет, то вопрос адресуют команде – сопернице.  За каждый правильный ответ команда получит жетон. У кого больше окажется жетонов, тот и победил. Болельщики также могут участвовать в обсуждении и получать жетоны.

- Предлагаю командам ознакомиться со схемой движения «Экспресса». (слайд 2) . (Называет станции). Ребята, перед вами лежат маршрутные листы. Здесь вы должны отвечать на вопросы, записывая ответ в пустые строки. (приложение 3). Начинаем путешествие. Желаем всем удачи!

(звучит гудок)

  1. Конкурс капитанов.

И наша первая остановка – «Теоретическая». (слайд 3). Конкурс капитанов. Прошу капитанов выбрать вопрос. (Каждый капитан  отвечает на два вопроса. В случае ошибки вопрос переходит другой команде. Если ни одна команда не дала правильный ответ, то право ответить на вопрос получают зрители.)

  • Что изучает фонетика? (слайд4);
  • В каких позициях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука?  (слайд 5).
  • Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости, мягкости. (слайд 6).
  • Какие согласные звуки называются шипящими?(слайд 7)
  1. Станция задач.

Решаются фонетические задачи. (слайды 8-12). Каждой команде по одной задаче.

  1. Шуточные вопросы для зрителей.

- Пока команды готовятся, вы, болельщики, ответите на шуточные вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

  • Где вода стоит столбом? (В стакане)
  • Почему (по чему) часто ходят и никогда не ездят? (по лестнице)
  • Что случается с вороной через 4 года? (Ей идет 5 год)
  • Где бывают реки без воды, города без людей? (На карте).
  • Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)
  • Какой месяц самый короткий? (май)
  • Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мокрым)
  • У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (одна).

(Ответы команд)

  1. Станция «Всё наоборот».

- Задание для двух команд одно. (слайды 13-15) Оценивается быстрота и правильность ответов. Необходимо выполнить транскрипцию слов и прочить их наоборот. Должны получиться новые слова. Время пошло!

  1. Станция «Занимательная».

- А сейчас, ребята, задания на сообразительность! Вам необходимо разгадать ребусы. Порядок ответа тот же. Болельщики готовятся, в случае неверного ответа вопрос переходит вам. (слайды 16-22). 

- Молодцы, ребята!!! (слайд 23). Обе команды достойно прошли весь путь от начала и до конца. Наш «Экспресс знаний» прибыл по маршруту в школьный класс.

IV. Закрепление

  1. Фонетический чайнворд.

- Пока жюри подводит итоги, мы с вами разгадаем фонетический чайнворд. (приложение 4). Слово  чайнворд образовано от английских слов [чейн]- цепь и [ворд]- слово. Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является и первой буквой следующего слова.

  1. Название части слова, включающей в себя одну гласную.
  2. Звук, состоящий из голоса.
  3. Название дезинфицирующего средства, которым часто мажут ранки и синяки, состоит из трех звуков, последний из которых оглушается.
  4. Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков, мамина девочка. В середине слова есть сочетание звуков, в котором никогда не пишется мягкий знак.
  5. Принятый порядок расположения букв.
  6. Односложное слово, в котором из трех согласных один – твердый звонкий непарный, а два – твердые глухие парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу.
  7. Односложное слово с удвоенной согласной в конце. Одно из значений –  название учебной комнаты.

   V. Итог урока

1. Объявление победителей.

2. Награждение.

3. Награждение болельщиков в номинации «Самый активный».

4. Слово учителя.

- На этом наш урок подошел к концу. До новых встреч!

VI. Домашнее задание

Задание на «5»: выполнить морфемный разбор слов «подъём», «юбка», составить фонетическую задачу.

Задание на «3»: стр.116, упр.276.

 



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

        

Слово  чайнворд образовано от английских слов [чейн]- цепь и [ворд]- слово. Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является и первой буквой следующего слова.

1

2

7

6

4

3

5

  1. Название части слова, включающей в себя одну гласную.
  2. Звук, состоящий из голоса.
  3. Название дезинфицирующего средства, которым часто мажут ранки и синяки, состоит из трех звуков, последний из которых оглушается.
  4. Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков, мамина девочка. В середине слова есть сочетание звуков, в котором никогда не пишется мягкий знак.
  5. Принятый порядок расположения букв.
  6. Односложное слово, в котором из трех согласных один – твердый звонкий непарный, а два – твердые глухие парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу.
  7. Односложное слово с удвоенной согласной в конце. Одно из значений –  название учебной комнаты.

Ответы:

1.Слог

2.Гласный

3.Йод

4.Дочка

5.Алфавит

6.Танк

7.Класс.



Подписи к слайдам:

?
?
?
В
А
Б
Г
1
4
3
2
1
2
К количеству сонорных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица.


[ЛОФКАЙ'А] 2[СН'ИЖЫНК'И] 2[М'ИДВ'ЭД'ИЦА] 1(2+2) – 1 = 3

К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначилаприбавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала.
[АБАЗНАЧ'ИЛА]4[Щ'УР'ИЦА]2[ФСКР'ИЧ'АЛА]4(4+2) – 4 = 2
1

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: мужторгнольсудель
муж [шум]торг [крот]ноль[л'он]суд[тус]ель[л'эй']
1
4
3
2
6
5
,
,
,
+
е = а
,
,
,
,
,
,
,
+
,
,
о
+
+
,
,
,
+
,
,
,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Повторение и обобщение темы "Фонетика. Орфография.Графика."

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфография. Графика" в 5 классе по учебнику русского языка под редакцией Ладыженской и Баранова....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Урок-путешествие ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

Цели:        - повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;          - закрепление правопи...

Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика»

Повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися....

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....