Неделя русского языка и литературы для 5-9 классов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка включает в себя недельное планирование и разработку аукциона знаний по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury_dlya_5-9_klassov.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка и литературы.

Цели

– развитие интереса к изучаемому предмету;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

План

Понедельник –  

  День рисунка (выставка рисунков и стенгазет).

5 – 7 классы - иллюстрации к любым художественным произведениям

8-9 классы. – выпуск тематических стенгазет.

Вторник –  Конкурс чтецов.

Принимают участие  учащиеся 5-9 классов.

Среда – День Творчества (конкурс “Ода Учению” или “Ода русскому языку” , или “Ода Учителю”). Принимаются работы, написанные в стихах или в прозе. Принимают участие все желающие.

Четверг – Аукцион литературных знаний “ Любви все возрасты покорны…”

(Для учащихся 8-9 классов.)

Ответственные: учащиеся 9 класса.

 Пятница – Аукцион знаний по русскому языку (для учащихся 5-8 классов, проводят учащиеся 9-х классов.)

Суббота – Подведение итогов конкурсов, аукционов.

Награждение победителей дипломами и призами.

План утверждается за 10-12 дней до начала проведения Недели. В это время начинается подготовка ко всем мероприятиям, объявляются темы творческих работ, конкурсов и аукционов. Утверждаются ответственные за проведение того или иного дня, члены жюри конкурса чтецов и рисунков. В качестве членов жюри привлекаем учителей естественно-математических дисциплин, библиотекаря и старшеклассников.

Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…”

(Принять участие приглашаются учащиеся 8–9 классов и все желающие педагоги).

Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.

 

Назовите авторов следующих строк:

1. О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Тютчев)

2. Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
(Фет)

3. О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
(Тютчев)

4. Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей…
(А. Пушкин, “Евгений Онегин”)

5. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,
Желаний и надежд томительный обман..
. (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)

6. Мне дорого любви моей мученье-
Пускай умру, но пусть умру любя.
(А. Пушкин, “К Наталье”)

 

Кому посвящены эти строки?

1. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)

2. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А. Пушкин, Анне Петровне Керн)

3. Я встретил Вас – и всё былое.
В отжившем сердце ожило…(Тютчев,
Елене Александровне Денисьевой)

Назовите авторов следующих афоризмов:

  1. Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)
  2. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)
  3. Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров)
  4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)
  5. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Назовите авторов музыки.

Звучат романсы:

Б.Шереметьева “Я Вас любил”, Н.Римского-Корсакова “На холмах Грузии”,

М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, А. Шусера “Не спрашивай, зачем”, ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского. (Все музыкальные произведения можно прослушать на учебном диске “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий” Познавательная коллекция. Мультимедиа энциклопедия ).

Аукцион знаний по русскому языку.

(Участвуют все желающие 5-7 классов)

За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

1. Задание. “Волшебный круг”.

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Баскетбол (английский)
Жалюзи (французский)
Школа (греческий)
Балет (французский)
Гимназия (греческий)
Спорт (английский)

Бульон (французский)
Футбол (английский)
Галстук (немецкий)
Бухгалтер (немецкий)


3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова?

Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
Кушак (пояс из мягкой ткани).
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень).
Невод (сеть).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие).
 
4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова: 

Менталитет – склад ума.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Дискуссия – спор.

5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)

6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)

  1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

                           (Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

                            (Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

                             (Многоточие)    Стихи С. Пивоварова

8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.

По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке), все участники аукциона могут обменять свои жетоны на подарки в Чудо – лавке, где представлены книги о русском языке, словари, ручки, блокноты и т.д. Каждая вещь имеет свою цену в жетонах (например, книга – 10 жетонов, блокнот – 5 жетонов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  Игра  «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...