Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования. Программы по русскому языку к учеб­нику для 7 класса общеобразовательной школы ав­торов ТА. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа№1 п. Теплое»

 Тепло-Огаревского района Тульской области

Рассмотрено                                                             Согласовано                                                                                          Утверждаю                                                                  

педагогическим                                                       Зам. директора по УВР                                                                   Директор МКОУ СОШ №1 п.Теплое  

советом школы                                                        _____________________(КазадаеваТ.Ф .)                                                             Золина.О.В   2013-2014

                                                                                                                                        __________2013                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по русскому языку

для 7 класса

на 2013- 2014 уч. год

                                                                                                                                                                                                Учитель:

Огай Л.В.,

учитель русского языка и литературы

2013 г.


Рабочая программа по русскому языку

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов ТА. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели обучения

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовнойценности, средству общения и получения знаний;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребностив речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

*        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•        применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение — 1 час.

Повторение изученного в 5—6 классах — 15 часов.

Морфология и орфография. Культура речи -138 часов.

Причастие — 31 час.

Деепричастие — 12 часов.

Наречие — 35 часов.

Категория состояния — 7 часов.

Служебные части речи — 1 час. Предлог— 12 часов. Союз— 16 часов. Частица — 20 часов. Междометие — 4 часа.

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах — 16 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5—7 классах;
  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;      . -
  • основные единицы языка, их признаки;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
    изученные в 5—7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  • различать изученные стили речи;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование  и чтение
  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,.просмотровое);

Используемый учебно-методический комплекс

Ладыженская Т.А., Баранов М. Г., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

1

2

4

5

6

7

9

Повторение изученного в 5-6 классах

1

1.09

Русский язык

как развивающееся явление

Урок сообщения новых знаний,

формирование умений и навыков

Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами), чайнворд, самостоятельная работа

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка

Вопросы учителя

Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6); упр. 2 (с. 3)- устно

2

2.09

Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора)

Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения

Самостоятельная работа

Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы»

3

3.09

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения

Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах

Тест, схематический диктант. Работа с карточками (самостоятельная работа), практикум

Ответить на вопросы (с. 6), упр. 12 (домашний диктант)

н со* ■

4

6.09

Лексика и фразеология

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения

лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов)

Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы

Лексический

диктант, самостоятельная работа

Используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера

5

8.09

Диктант по материалам повторения

Урок контроля знаний

Повторение

6

9.09

Фонетика и орфография

Урок формирования

знаний, умений и навыков

Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор

Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические е нормы, соблюдать эти нормы в устной речевой практике. Отрабатывать навыки фонетического разбора. Учить составлять план текста. Уметь работать с орфографическими и орфоэпическими словарями

Тестирование, самостоятельная

работа

Озаглавить текст (упр. 22), составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов

7

10.09

Словообразование и орфография

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора

Повторить изученное по теме «Однокоренные слова», повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях; отрабатывать навык морфемного словообразовательного разбора. Уметь различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; составлять слова по заданной схеме; работать со словообразовательными и морфемными словарями

Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка

Упражнение 27; составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм)

8

1309

Морфемный и словообразовательный разборы

Урок формирования знаний, умений и навыков

Практикум, анализ текста

Отрабатывать навык

морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать одинаково звучащие морфемы. Продолжать работу по овладению орфографическими навыками

Буквенный диктант, орфографическая диктовка

Упр. 246 {озаглавить текст, выписать слова, образованные с помощью 1) приставок; 2) суффиксов; произвести словообразовательный разбор, обозначив состав слова)

9-  10

15.09

-

16.09

Морфология

и орфография

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений

Повторить основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём. Знать понятие паронимы

Орфографическая диктовка

Упр. 31; просклонять

числительное 628; образовать сложные прилагательные и существительные:

11

17.09

Морфология

и орфография

Урок формирования знаний, умений и навыков

Тренировочные упражнения, разборы

Знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике (по текстам упр. 28, 29). Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры, читать схемы, строить распространённые предложения, делать выводы о месте ударения в глаголах

прошедшего времени

Диктант, тест

Упр. 38, 43

12

20.09

Контрольный диктант. Вводный контроль

Урок контроля

Проверка знаний,

полученных в 6 классе

Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке

Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника); подобрать текст по рядам: 1) описание, 2) повествование

3) рассуждение

     Развитие речи                                                                                                                

13

22.09

Текст. Типы речи. Анализ контрольного

диктанта

Урок развития речи.

Беседа по вопросам (с. 20 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Знать основные признаки текста, типы речи. Работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. Уметь анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста

Работа над ошибками, беседа по вопросам

Списать текст упр. 47, озаглавить, разбить на абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе)

14

23.09

Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Урок развития речи

Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях

Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности

Составление таблицы

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность)

Морфология

Причастие

15

24.09

Понятие о причастии

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи.), работа с учебником, игра- к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия, практикум.

Знать формальные признаки причастия.

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки. Формировать умение конструировать предложения с причастием.

Выборочный диктант, беседа

Выучить правило, упр. 56

16

27.09

Морфологические признаки глагола у причастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке, работа с учебником

Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола.

Работа по карточкам, беседа

Упр.57 подчеркнуть причастия

17

29.09

Морфологические признаки прилагательного у причастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста.

Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями

Работа по карточкам, беседа

Упр.63, подчеркнуть причастия

18

30.09

Склонение

причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Работа с учебником, практикум, конструирование предложений

Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, отрабатывать навыки правописания падежных окончаний причастий.

Уметь редактировать текст, в котором используются причастия

Выборочный диктант

Упр. 66, 67: определить вид причастия, выделить окончания,

указать падеж, число, род

19

1.10

Причастный оборот. Выделение причастного оборота

запятыми

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Выделение окончаний причастий в

орфографической диктовке, понятие о причастном обороте, беседа

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам, вопросы

Упр. 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия)

20

4.10

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Урок закрепления полученных знаний

Условия выделения причастного оборота на письме

Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций.

 Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами

Тренировочные упражнения, графический диктант, работа по карточкам, тестирование

Упр. 73, 75; выучить слова в рамках (с. 26-34)

21

6.10

Описание внешности человека

Урок развития речи

Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека

Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании

Викторина «Кому принадлежат эти словесные описания», беседа, тренировочные упражнения, сочинение-миниатюра

Упр. 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы»,

подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду

22

7.10

Сочинение-описание по картине В. И, Хабарова «Портрет Милы»

Урок развития речи

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине. Работа с черновиками -

Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности.

Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета» с включением средств художественной выразительности

Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»

Подготовиться к словарному диктанту (с. 23-34)

23

8.10

Действительные и страдательные причастия

Урок сообщения новых знаний

Виды причастий. Навыки синтаксического разбора

Знать семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия

Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант

Упр. 84, 85; выучить правило (с. 38)

24

18.10

Действительные причастия настоящего времени

Урок сообщения новых знаний

Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий, уметь находить изучаемую орфограмму

Орфографическая диктовка, работа с учебником,

распределительный диктант, самостоятельная работа

Выучить правило (с. 42), упр. 92

25

20.10

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок закрепления полученных знаний

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени, подбор предложений из художественной литературы с действительными причастиями настоящего времени

Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения

из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам

Выучить таблицу на с. 43 учебника, упр. 94

26

21.10

Действительные причастия прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Анализ таблицы учебника (с. 45)

Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени

Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения

Выучить § 17 (с. 45-46), упр. 98

27

22.10

Изложение (по тексту упр.100) от 3-го лица

Урок развития речи

Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица

Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица

Изложение от 3-го лица

28

25.10

Страдательные причастия настоящего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования страдательных причастий настоящего времени

 

Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени находить общее в орфографии глагола и причастия,

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа,

Выучить правило на с. 48-49 учебника, упр. 102, 107 (диктант),

29

27.10

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования страдательных

причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Знать правило написания суффиксов -енн-, -нн-. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени

Тренировочные упражнения, работа с учебником,

работа по карточкам

Выучить правило на с. 52-53 учебника, упр. 109,

30

28.10

Полные и краткие страдательные причастия

Урок

сообщения новых знаний, формирование

умений и навыков

Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении

Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие

Тест, выборочный диктант, работа с учебником

Выучить § 15, упр. 88

31

29.10

Гласные

в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их в речевой практике

Работа с сигнальными карточками, игра, тренировочные упражнения, тест

Выучить § 20 (с. 55); упр. 112,113

32

1.11

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило

Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум

Упр. 115, 117, выучить правило, записанное в таблице (в рабочей тетради); §21 (с. 57)

33

3.11

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения,

Знать правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила

Работа по карточкам,

распределительный диктант

Повторить правила нас. 57, 61, упр. 124: написать продолжение текста в публицистическом стиле, использовать обращения, объяснить, как нужно вести себя в общественных местах, соблюдать порядок

34

5.11

Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных (урок-игра)

Урок закрепления изученного материала

Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени

Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных. Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях

Игра-соревнование: составление рассказа, выборочный диктант, составление таблицы, работа по карточкам

Упр. 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие». Повторить сведения о типах и стилях речи

35

8.11

Морфологический разбор причастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Порядок морфологического разбора причастия

Уметь анализировать текст: определять тип и стиль текста, способ связи предложений, деление на абзацы. Знать порядок морфологического разбора причастия

Беседа, тренинг

Выучить порядок морфологического разбора причастия (§23); упр. 131; выяснить по «Толковому словарю» лексическое значение слов в рамочке (с. 66)

36-37

10.11

11.11

Слитное и раздельное написание не с причастием

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными

Знать условия выбора

слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике

Анализ публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку», беседа, работа с учебником, практикум

Упр. 136, выучить правило на с. 67; запомнить написание слов из рамочек (с. 66-68)

38

12.11

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, уметь применять орфограмму «Буквы о - е после шипящих»

Словарный диктант, выборочный диктант,

комментированное письмо, работа по карточкам

Выучить правило (§ 25, с. 70); упр. 143 (домашний диктант), 146 (мини-сочинение: описание внешности друга)

39

15.11

Повторитель-но-обобща-ющий урок по теме «Причастие»

Урок повторения и закрепления изученного материала

Систематизация знаний: работа по контрольным вопросам учебника (с. 72), работа по карточкам

Знать орфографию причастия. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила

Объяснительный диктант, буквенный диктант (слитно -раздельно не), грамматико-орфографический разбор

Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 151, 158 (подобрать собственные примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами)

40

17.11

Контрольный диктант

Урок контроля

Проверка знаний о причастии

Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий, уметь применять полученные правила на практике

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Повторить сведения о типах и стилях речи

41-42

18.11

Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (по упр. 130)

Урок развития речи

Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета

Знать приёмы систематизации материала. Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом

Орфографическая диктовка, работа по карточкам

Подготовиться к словарному диктанту

43

19.11

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок работы над ошибками

Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем

Работа с текстом диктанта (работа над ошибками)

Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами -15 слов)

                               Деепричастие

44

29.11

Деепричастие как часть речи

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении

Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи Уметь находить деепричастие в предложении определять их синтаксическую роль

Беседа по вопросам, работа с учебником, запись под – диктовку, составление таблицы

Выучить правило (таблица в тетради, с. 77 учебника) упр. 161,

45

1.12

Морфологические признаки деепричастия, признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Виды деепричастия, повторение материала предыдущего урока

Знать глагольные и на речные признаки деепричастия, - 

Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастия

Анализ текста,, орфографическая диктовка, беседа по вопросам, выборочный диктант

§ 26 (с. 76-77), составить тест «Третий - лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков

46

2.12

Деепричастный оборот, запятые при деепричастном обороте

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выделения деепричастных оборотов и одиночных деепричастий

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных обо- ротах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике

Конструирование предложений, работа с учебником, комментированное письмо

§ 27 (с. 78, 80); упр.165, 167

47

3.12

Раздельное написание не с деепричастиями

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными

Знать правило написания не с деепричастиями.

 Уметь распознавать приставку не- и частицу не

при деепричастиях

Пунктуационный анализ предложения, работа с учебником, работа с фразеологизмами, комментированное письмо

§28; упр. 173

48

6.12

Деепричастия несовершенного вида

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования деепричастий несовершенного вида

Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.

 Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи

Выборочный диктант (выписать слова с не), работа с учебником, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка

§ 29 (с. 84); упр. 177

49

8.12

Деепричастия

совершенного вида

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом

Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи.

 Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид

Выборочный

диктант, работа с учебником, беседа

§ 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185

50-51

9.12

10.12

Деепричастия

совершенного вида

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом

Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи.

 Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид

Выборочный

диктант, работа с учебником, беседа

§ 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185

52

13.12

Морфологический разбор

деепричастия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Порядок морфологического разбора деепричастия

Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи.

 Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий

Тест, работа с учебником, цифровой диктант

§ 31 (выучить план разбора); упр. 188

53

15.12

Повторение по теме

«Деепричастие»

Урок обобщения

и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи.

Уметь применять полученные знания

Объяснительный диктант, синтаксическая пятиминутка, работа с учебником

Упр. 193

54

16.12

Контрольный диктант

Урок контроля

Систематизация знаний

Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. 

Уметь выполнять различные виды разбора

Диктант

Подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ)

55

17.12

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками,

допущенными в диктанте. Тестирование

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа над ошибками. Тестирование

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование

Подготовиться к словарному диктанту

(с. 26-88)

Наречие

56

20.12

Наречие как часть речи

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Значение наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении

Формировать умение находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении

Словарная диктовка, работа с текстом, орфоэпическая пятиминутка

§ 32 (с. 93-94). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 199 (расставить знаки препинания, ответить на вопросы)

57

22.12

Смысловые группы наречий

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями

Познакомить со смысловыми разрядами наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями

Беседа, составление таблицы «Смысловые группы наречий», работа с учебником, выборочный диктант

§ 33, упр. 208; индивидуальное задание -упр. 201; составить и записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия (по картине И. Попова «Первый снег» -см. цветную репродукцию в учебнике)

58-59

23.12

24.12

Степени сравнения наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования форм степеней сравнения наречий

Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий

Тест «Третье лишнее» (на определение

смысловых групп наречий), блиц-опрос (степени сравнения прилагательных), работа по карточкам, объяснительный диктант,

орфоэпическая пятиминутка

Выучить правило (§ 33); упр. 215 (диктант); подготовиться к словарному диктанту

60

27.12

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок контроля

Систематизация знаний

Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические

и пунктуационные нормы современного русского языка

Диктант

61

29.12

Морфологический разбор наречия

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Порядок морфологического разбора

Знать порядок морфологического разбора. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия

Словарный

диктант с последующей взаимопроверкой, творческий диктант, беседа

Упр. 216: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение 0 том, опасны ли прозвища, нужны ли они; из «Толкового словаря» выписать лексическое значение слова эпидемия; сделать морфологический разбор двух наречий из текста

58

30.12

Сочинение по картине И. Попова «Первый

снег»

Урок развития речи

Языковые особенности текста в форме дневниковых записей

Формировать навык построения связного текста,

рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись)

Составление таблицы «Первый снег», плана, написание сочинения

Повторить смысловые группы наречий и степени сравнения прилагательных

62

10.01

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными

Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е;

разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не

Обучающий диктант, работа по карточкам, орфографическая диктовка, цифровой диктант, работа с учебником

§ 36 (выучить правило на с. 104);

упр. 222, 226

64

12.01

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора букв е и ив приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста по заданной теме

Знать правило выбора гласных в приставках не-и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и приставках отрицательных наречий

Работа

с учебником, выборочный диктант, восстановление текста

Правило на с. 108 выучить; упр. 229; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия

65

13.01

Изложение с элементами сочинения,

Урок развития речи

Составление плана по тексту

Вырабатывать умение рассуждать, выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение

Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения

Повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки

66

14.01

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора одной и двух н в наречиях на -о и -е

Знать условия выбора н и нн в наречиях на -о и -е, в причастиях и прилагательных. Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями

Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения

Выучить правило (орфограмма 59) § 38; упр. 236 (индивидуальное задание: трое учащихся подготавливают «немой» диктант - описание трудового процесса)

67

17.01

Описание действий

Урок развития речи

Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности

Выявлять роль текстов-описаний действий в речи и роль наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий

«Немой» диктант -мини-репортаж, беседа, корректура текста

Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239

68

19.01

Буквы о и е после шипящих на конце наре чий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора о и е после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий! 

Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища

Рецензирование сочинений, орфографическая  диктовка,  объяснительный диктант  -

Выучить правило

(орф. 60) § 40;

упр. 243

69

20.01

Буквы о и а на

конце наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора

букв о и а на конце

наречий

Знать условия выбора

букв о и а на конце наре-

чий.

Уметь применять

изученное правило на -

практике

Заполнение

таблицы «О

и Е после

шипящих»,

свободный

диктант,

тренинг

Выучить правило на

с. 115 (орфограмма 61)

§ 41; составить тест

или карточку с про-

пусками для соседа

по парте по теме

«Наречие» (не менее

20 слов)

70

21.01

Сочинение

по картине

Е. М. Широко-

ва «Друзья»

Урок развития речи

Особенности

описания внешности и

действий человека;

композиция

рассказа по картине

Уметь формулировать

свою мысль, выражая от-

ношение к теме; -

создавать рассказ на основе

изображённого на

картине с описанием

внешности и действий человека

от имени персонажа кар-

тины

Беседа,

сочинение по кар-

тине

Составить тест по

изученному материа-

лу на тему «Наречие»

71-72

24.01

26.01

Дефис между

частями слова

в наречиях

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора

дефиса между частями -

слова в наречиях -

Знать условия выбора

слитного, раздельного и

дефисного написания

наречий.

Уметь правильно писать

слова с изучаемой

орфограммой; отличать наречия-

с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам

Орфографическая диктовка цифровой диктант, объяснительный диктант

Выучить таблицу,

слова в рамке

(с. 119-122); упр. 254

73

27.01

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм. Владеть умением конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы

Работа с таблицей «Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами», комментированное письмо, работа по карточкам

Выписать и выучить наречия в рамках (с. 120-121); упр. 261,262

74

28.01

Мягкий знак после шипящих на конце

наречий

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах»

Орфографическая пятиминутка, игра «Поработаем корректорами», работа по карточкам

Упр. 266; ответить на вопросы (с. 123-124); составить диктант для соседа по парте с непроверяемыми орфограммами по теме «Наречия»

75

31.01

Повторение

по теме -

«Наречие»

Урок

систематизации -

знаний

Обобщение сведений  -

о наречии как

части речи. Повторение -

орфограмм по теме

Знать основные сведения -

о наречии как части речи

уметь находить наречия -

в тексте; составлять -

предложения и тексты, -

используя наречия;

уметь производить морфологический -

разбор

Работа по

контрольным

вопросам,

орфоэпические -

упражнения -

объяснительный -

диктант,

орфографическая

- диктовка

Подготовиться к

контрольной работе

76

2.02

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Наречие»

Уметь осуществлять

письменный речевой самоконтроль -

; развивать

способность к самооценке; -

соблюдать в практике

письма орфографические

и пунктуационные нормы

современного русского

языка

Диктант с грамматическим заданием

Подготовить «кар-

точку для соседа»

из словарных слов

(с пропусками

орфограмм) -

Категория состояния

77-78

3.02

4.02

Морфологиче-

ский разбор -

категории со-

стояния

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Морфологический

разбор

категории состояния

Знать порядок разбора

категории состояния.

Уметь производить устный -

и письменный морфологический -

разбор категории  состояния; -

анализировать текст со словами   -

- категории состояния

Беседа, тестирование, работа с текстом.

Упр. 282 (сочинение

на лингвистическую

тему «Правомерно ли

выделять слова

категории состояния

в самостоятельную

часть речи?»)

79

7.02

Сжатое изло-

жение с описа-

нием состояния

природы

(К. Г. Паустов-

ский «Обыкно-

венная земля»)

Урок развития речи

Характеристика

сжатого изложения.

Обобщённая форма

передачи исходного

текста

Уметь анализировать

текст с целью выявления

существенных фактов;

излагать отобранный материал -

обобщёнными языковыми

средствами; выявлять роль

наречий в текстах-описаниях

уметь находить ключевые слова

в тексте и определять тему текста

Анализ тек-

ста, составление -

и заполнение -

таблицы, написание

-изложения

Подготовить ответы

на контрольные во-

вопросы (с. 132),

упр. 283; из учебника

литературы (художе-

ственных текстов)

выписать предложе-

ния со словами кате-

гории состояния

                 Самостоятельные

и служебные части речи

80-81

9.02

10.02

Самостоятель-

ные и служеб-

ные части ре-

чи. Предлог

Отличие самостоятельных -

частей речи -

от служебных.

Значения, выражаемые

предлога-

ми. Синтаксическая

роль предлога

Знать отличия самостоятельных -

частей речи от служебных;

формировать представление

о предлоге как служебной

части речи; узнавать служебные -

части речи и определять

их значение.

Уметь конструировать

предложения, используя

служебные части речи

Беседа, анализ -

текста, работа

с учебником,

объяснительный

диктант

(с. 133, 134); упр. 288

82

11.02

Предлог как

часть речи

Урок сообщения -

новых знаний,-

формирование -

умений и

навыков

Нахождение пред-

логов среди других

частей речи.

Знать морфологические

признаки предлогов, разряды -

предлогов по значению; владеть

терминологией (отыменные, наречные,   -

отглагольные предлоги).

-

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным

Работа с

учебником,

заполнение

таблиц,

объяснительный

диктант

Упр.289

83

14.02

Употребление предлогов

Урок сообщения новых знаний,

формирование умений и навыков

Однозначные и многозначные

предлоги

Знать и уметь применять нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов

Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, анализ схемы «Употребление предлогов с падежами»

Упр. 294; § 49

84-85

16.02

17.02

Непроизводные и производные предлоги

Урок сообщения новых знаний,

формирование умений и навыков

Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов

Знать производные и непроизводные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы. Уметь находить непроизводные и производные предлоги в тексте

Самостоятельная работа, работа по карточкам, беседа, работа с учебником

§50, упр. 301,302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире

86

18.02

Простые и составные предлоги

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков -

Употребление предлогов в деловой речи

Знать простые и составные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи. Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами

Тренировочные упражнения

Упр. 304 (задания к упражнению)

87

28.02

Морфологический разбор предлога

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами

Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов

Игра «Кто больше?», работа с учебником

Выучить порядок морфологического разбора предлога (§ 52); упр. 305

88-89

1.03

2.03

Сочинение по картине А, В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Урок развития речи

Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы

Беседа, заполнение таблицы «Получился ли у меня репортаж?», написание сочинений

Повторить словарные слова, материал о производных предлогах

90

3.03

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных

Словарный

диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка, работа по карточкам

§53 (с. 144-145); упр. 309, 310;

91

6.03

Повторение по теме «Предлог»

Урок повторения и закрепления изученного

Систематизация знаний по теме «Предлог»

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их

Беседа, работа с сигнальным и карточками, тренировочные упражнения, составление деловых бумаг

Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Предлог»; повторить морфологический разбор предлога, словарные слова.

92

9.03

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Предлог»

Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. 

Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант

Повторить материал «Говори правильно» (с. 216)

93

10.03

Союз как часть речи. Анализ контрольного диктанта

Урок сообщения новых знаний,

формирование умений и навыков

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях

Знать орфограммы

и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам

Работа по орфоэпии, работа по карточкам, самостоятельная работа.

Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева (упр. 316); упр. 317 (письменно); выучить блок-схему

94

13.03

Простые и составные союзы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Классификация союзов по строению; сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка»

Знать о классификации союзов по строению на простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами

Беседа, тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф. И. Буслаеве

Подобрать из художественных текстов и записать 10 сложных предложений с составными союзами; подчеркнуть в этих предложениях грамматические основы

95

15.03

Союзы сочинительные и подчинительные

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные

Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы

Составление схем, таблиц, устный диктант, объяснительный диктант

§ 56; упр. 322: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках

96

16.03

Запятая между

простыми

предложения-

ми в составе

сложного

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Употребление запятой -

между частями простого

предложения в -

составе сложного.

. Составление схем -

Уметь находить границу между

простыми предложениями  в составе -

союзных сложных; использовать  -

различные синтаксические

- конструкции

Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Упр. 325; § 57

97

17.03

Сочинительные союзы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Группы сочинительных союзов по значению

Знать о классификации сочинительных

союзов по значению Уметь находить

и различать сочинительные союзы-

по значению; определять, какие части в  -

предложении связывают данные -

союзы; конструировать предложения -

по заданным схемам -

Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 59, выучить

правило; упр. 338

98

20.03

Подчинительные союзы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Группы подчинительных союзов по значению

Знать группы подчини тельных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов

Орфографическая диктовка, составление таблиц, объяснительный диктант, тестирование, работа по карточкам

§ 59, выучить -

правило; упр. 338

99

22.03

Морфологический разбор союза

Урок формирования знаний, умений и навыков

Порядок морфологического разбора

Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор; конструировать предложения, производить синонимичные замены

Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку предложений с последующим анализом этих предложений

§ 60; подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге

100

23.03

Сочинение

«Книга - наш друг и советчик»

Урок развития речи

Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности

публицистического стиля

Знать особенности текста-рассуждения.

Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала

Беседа, составление схемы, плана сочинения-рассуждения, работа над текстом сочинения

Подготовиться к словарному диктанту

102

24.03

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

Урок формирования знаний, умений и навыков

Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами

Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы.

 Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей

Словарный

диктант, орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний»

§ 61 (правило, с. 162); упр. 344

103

27.03

Повторение по теме «Союз»

Урок повторения, обобщения

изученного материала

Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка к диктанту

Знать и применять на письме изученные орфографические правила; уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы

Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант

Подготовиться к диктанту; упр. 356

104

29.03

Контрольный

диктант по теме «Союз»

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Союз»

Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога и союза. Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант с грамматическим заданием

105

30.03

Частица как часть речи. Работа над

ошибками, допущенными в диктанте

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз»

Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи и языке. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, служащие для образования наклонений

глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками, сжатый пересказ новеллы О'Генри «Дары волхвов», объяснительный диктант

Выписать из новеллы ОТенри десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; § 62, упр. 357

106

31.03

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Деление частиц на разряды по значению

Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы

Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения

§ 63;таблицу выучить, упр. 362, 363

107

108

3.04

5.04

Смысловые частицы

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Назначение смысловых частиц в предложении

Знать разряды частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами

Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка,

§ 64, слова в рамках нас. 172-174,372 (письменно), 374 (устно)

109

5.04

Сочинение на

тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374)

Урок развития речи

Структура сочинения-рассуждения

Знать признаки текста. Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать своё мнение; использовать в речи частицы

Работа с текстом упр. 374, составление таблицы-схемы, написание сочинения

Упр. 374 дописать; выполнить морфологический разбор указанных слов

110

7.04

Раздельное и дефисное написание

частиц

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц

Уметь правильно писать

частицы с изученным видом орфограмм

Работа с учебником, анализ таблицы «Раздельное и дефисное написание частиц», тренировочные упражнения, объяснительный диктант,

§65 (с. 176-177);

упр. 381

111

112

17.04

19.04

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы.

Полдень»

Урок развития речи

Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний в рассказе

Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции

Самостоятельное оформление таблицы, написание сочинения

Подготовиться к словарному диктанту

113

19.04

Морфологический разбор частицы

Урок сообщения новых знаний,

формирование умений и навыков

Порядок морфологического разбора

Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы

Словарный

диктант, творческое списывание, тренировочные упражнения

Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи

114

20.04

Отрицательные частицы не и ни

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Положительный

смысл предложения

при наличии в нём

двойного отрицания

Знать понятия о двойном -

отрицании, понимать

значение частицы ни в

устойчивых сочетаниях.

Уметь определять смысл

положительных и

отрицательных значений

в предложениях с частицей не -

Беседа, работа с учебником, тренинг

§ 67, правило (с. 179,

180); упр. 390, 392

(диктант), 391 (уст-

но); выяснить лекси-

ческое значение слов

карикатура и сатира

115

21.04

Различение

приставки

и частицы не

Урок

формирования

знаний,

умений

и навыков

Условия слитного

и раздельного написания -

не с разными частями

речи

Знать разряды частиц

по значению и употреблению,-

, отрицательное

значение частицы не.

Уметь опознавать языковые -

единицы и явления, -

проводить различные -

виды их анализа;

правильно писать слова

разных частей речи с не,

графически объяснять

условия выбора правильных -

написаний

Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант

§68 (с. 182); упр. 399

116

24.04

Сочинение-

рассказ по дан-

ному сюжету

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Особенности рас-

сказа по данному

сюжету; роль описаний -

в рассказе;

роль возможного

диалога

Уметь выстраивать схему -

текста-повествования;

определять основную

мысль рассказа; составлять -

текст-рассказ по

данному сюжету от лица

одного из героев

Беседа, работа -

т по тексту

учебника,

написание

основной

части сочи-

нения

Закончить работу

117

26.04

Частица ни,

приставка ни,

союз ни - ни

Урок развития речи

Различение на

письме частицы ни,

приставки //ни-, сою-

за ни ни

Уметь различать при-

ставку ни-, частицу ни,

союз ни - ни; графически

обозначать условия вы-

бора правильных написаний-

Работа по учебнику, словарный диктант, тест

§ 69выучить правило

.

 

Упр.406

118

27.04

Повторитель-

но-обобща-

ющий урок

по теме «Час-

тицы»

Урок

повторения

и обобщения

изученного

материала

Систематизация

знаний по теме

«Частицы»

Знать морфологические

признаки частиц, орфографию частиц.-

Уметь правильно писать

частицы и употреблять

их в речи

Объяснительный диктант, контрольные вопросы

Упр. 414 (устно).

Выучить отрывок

из стихотворения

В. Высоцкого, подго-

товиться писать

по памяти

119

28.04

Повторение

правописания

служебных

частей речи

Урок

повторения

и обобщения

изученного

материала

Систематизация

знаний по теме

Служебные части

речи»

Владеть основными навыками -

и умениями по

теме; уметь составлять

план сочинения

Беседа, работа по учебнику

Упр. 413 (устное

выступление на тему

«Моя природа»)

120

3.05

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Служебные части речи»

Знать морфологические

признаки частицы, орфографию -

предлога, союза и частицы.

Уметь применять изученные -

орфографические правила

Диктант с грамматическим заданием

Повторить сведения

о служебных частях

речи; составить «кар-

точку для соседа»

из 20 слов по теме

«Служебные части

речи»

121

4.05

Междометие

как часть речи.

Работа над

ошибками, до-

пущенными

в диктанте

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Назначение междометий -

в языке.

Отличие междометий -

от самостоятельных -

и служебных частей -

речи.

Ликвидация пробе-

лов по теме «Частица»-

Знать информацию

о междометии как части

речи.

Уметь осознанно и в соответствии -

с нормами  употреблять междометия

в речи; составлять связный рассказ -

с междометиями -

Анализ текста, заполнение таблицы, работа с учебником

Выучить правило на стр.190. упр.416

122

5.05

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Урок формирования знаний, умений и навыков

Условия употребления междометий

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями

Беседа, работа с учебником

Выучить правило на с. 191 (§71); упр. 419

123

124

8.05

10.05

Контрольное изложение по тексту В. А, Гиляровского «Москва и москвичи»

Урок развития речи

Изложение с элементами сочинения

Знать памятку «Как писать изложения» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности

 Уметь пользоваться памяткой

Работа с текстом, составление плана, изложение

Повторить разделы науки о языке, ответить на вопросы нас. 193

125

10.05

Роль русского языка, его место в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям

Знать разделы науки о языке и единицы языка; разные виды разборов; средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет); особенности текстов различных стилей.

Уметь выполнять разные виды разборов; различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей

Работа с учебником: заполнение таблицы (упр. 422), анализ текста. Беседа, работа над текстами разных стилей, сочинение-миниатюра «Для меня Родина -это...», рецензирование работ

Проанализировать текст (упр. 423) по плану, составленному в классе (орфограммы, пункто-граммы, все виды разбора, тема, тип, стиль текста); упр. 427 (устно); написать сочинение в художественном стиле «Удивительное - рядом»

Повторение

126

11.05

Рецензия на текст Н. Соколовой «Рябинка у дороги»

Урок развития речи

Составление рецензии

Разделы науки о языке.

Текст. Стили речи

Урок повторения и закрепления изученного

127

12.05

Фонетика и графика

Урок повторения и закрепления изученного

Фонетический и графический разбор

128

15.05

Лексика и фразеология

Урок повторения и закрепления изученного

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие

грамматического значения слова от лексического

Знать основные сведения по разделу. Владеть большим запасом слов в активной лексике.

Умело использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. Отличать грамматическое значение слова от лексического

Беседа по вопросам, игра «Кто больше?», тренинг

Отвечать на вопросы (с. 197); упр. 434

129

17.05

Морфемика.Словообразование

Урок повторения и закрепления изученного

Способы словообразования. Разбор слов по составу

Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов

Беседа, орфографическая диктовка, тестирование

§ 76; упр. 439 (устно), 438 (письменно)

130

18.05

Морфология

Урок повторения и закрепления изученного

Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов

Знать основные понятия

раздела.

 Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы

Беседа по вопросам, работа по карточкам

§ 77; упр. 444 (письменно), 446(устно)

131

19.05

Орфография

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе

Знать понятие «орфограмма»; соблюдать правописные нормы.

 Уметь применять изученные орфограммы

Словарный

диктант, тест, карточки, проверочный диктант

§ 78; упр. 453

132

22.05

Синтаксис. Пунктуация

Урок повторения и закрепления изученного

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Конструирование предложений по заданным темам

Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила

Беседа, схематические и цифровые

диктанты, самостоятельная работа

§ 79, 80; упр. 463

133

24.05

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Проверка ЗУН по всем разделам курса

Знать основные теоретические знания раздела. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

134

26.05

Урок-игра «Знай и люби русский язык»

Урок обобщения изученного

Применение полученных знаний в предложенных игровых условиях. Подведение итогов года. Анализ контрольной работы

Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях

Игра

135

29.05

Резервный урок

136

31.05

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....