№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Домашнее задание |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
|
|
| Повторение изученного в 5-6 классах |
|
|
|
1
1.09 | Русский язык как развивающееся явление | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами), чайнворд, самостоятельная работа | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка | Вопросы учителя | Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6); упр. 2 (с. 3)- устно |
2
2.09 | Синтаксис. Синтаксический разбор | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения | Самостоятельная работа | Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы» |
3
3.09 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения | Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах | Тест, схематический диктант. Работа с карточками (самостоятельная работа), практикум | Ответить на вопросы (с. 6), упр. 12 (домашний диктант) н со* ■ |
4
6.09 | Лексика и фразеология | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов) | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы | Лексический диктант, самостоятельная работа | Используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера |
5
8.09 | Диктант по материалам повторения | Урок контроля знаний |
|
|
| Повторение |
6
9.09 | Фонетика и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор | Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические е нормы, соблюдать эти нормы в устной речевой практике. Отрабатывать навыки фонетического разбора. Учить составлять план текста. Уметь работать с орфографическими и орфоэпическими словарями | Тестирование, самостоятельная работа | Озаглавить текст (упр. 22), составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов |
7
10.09 | Словообразование и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора | Повторить изученное по теме «Однокоренные слова», повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях; отрабатывать навык морфемного словообразовательного разбора. Уметь различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; составлять слова по заданной схеме; работать со словообразовательными и морфемными словарями | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка | Упражнение 27; составить карточку для соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм) |
8
1309 | Морфемный и словообразовательный разборы
| Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ текста | Отрабатывать навык морфемного и словообразовательного разбора. Уметь различать одинаково звучащие морфемы. Продолжать работу по овладению орфографическими навыками | Буквенный диктант, орфографическая диктовка | Упр. 246 {озаглавить текст, выписать слова, образованные с помощью 1) приставок; 2) суффиксов; произвести словообразовательный разбор, обозначив состав слова) |
9- 10 15.09 - 16.09 | Морфология и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений | Повторить основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём. Знать понятие паронимы | Орфографическая диктовка | Упр. 31; просклонять числительное 628; образовать сложные прилагательные и существительные: |
11
17.09 | Морфология и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков | Тренировочные упражнения, разборы | Знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике (по текстам упр. 28, 29). Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры, читать схемы, строить распространённые предложения, делать выводы о месте ударения в глаголах прошедшего времени | Диктант, тест | Упр. 38, 43 |
12
20.09 | Контрольный диктант. Вводный контроль | Урок контроля | Проверка знаний, полученных в 6 классе | Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке |
| Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника); подобрать текст по рядам: 1) описание, 2) повествование 3) рассуждение |
|
|
| Развитие речи |
|
|
|
13
22.09 | Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта | Урок развития речи. | Беседа по вопросам (с. 20 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Знать основные признаки текста, типы речи. Работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. Уметь анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста | Работа над ошибками, беседа по вопросам | Списать текст упр. 47, озаглавить, разбить на абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе) |
14
23.09 |
Стили литературного языка. Публицистический стиль. |
Урок развития речи |
Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях |
Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности |
Составление таблицы |
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность) |
|
|
| Морфология | Причастие |
|
|
15
24.09 | Понятие о причастии | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи.), работа с учебником, игра- к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия, практикум.
| Знать формальные признаки причастия. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки. Формировать умение конструировать предложения с причастием. | Выборочный диктант, беседа | Выучить правило, упр. 56 |
16
27.09 | Морфологические признаки глагола у причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке, работа с учебником | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола. | Работа по карточкам, беседа | Упр.57 подчеркнуть причастия |
17
29.09 | Морфологические признаки прилагательного у причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста. | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями | Работа по карточкам, беседа | Упр.63, подчеркнуть причастия |
18
30.09 | Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа с учебником, практикум, конструирование предложений | Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, отрабатывать навыки правописания падежных окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия | Выборочный диктант | Упр. 66, 67: определить вид причастия, выделить окончания, указать падеж, число, род
|
19
1.10 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Выделение окончаний причастий в орфографической диктовке, понятие о причастном обороте, беседа | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом | Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам, вопросы | Упр. 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия) |
20
4.10 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | Урок закрепления полученных знаний | Условия выделения причастного оборота на письме | Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций. Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами | Тренировочные упражнения, графический диктант, работа по карточкам, тестирование | Упр. 73, 75; выучить слова в рамках (с. 26-34) |
21
6.10 | Описание внешности человека | Урок развития речи | Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека | Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании | Викторина «Кому принадлежат эти словесные описания», беседа, тренировочные упражнения, сочинение-миниатюра | Упр. 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду |
22
7.10 | Сочинение-описание по картине В. И, Хабарова «Портрет Милы» | Урок развития речи |
Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине. Работа с черновиками - |
Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности. Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета» с включением средств художественной выразительности | Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы» | Подготовиться к словарному диктанту (с. 23-34) |
23
8.10 | Действительные и страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний | Виды причастий. Навыки синтаксического разбора | Знать семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия | Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант | Упр. 84, 85; выучить правило (с. 38) |
24
18.10 | Действительные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий, уметь находить изучаемую орфограмму | Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант, самостоятельная работа | Выучить правило (с. 42), упр. 92 |
25
20.10 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Урок закрепления полученных знаний | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени, подбор предложений из художественной литературы с действительными причастиями настоящего времени | Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки | Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам | Выучить таблицу на с. 43 учебника, упр. 94 |
26
21.10 | Действительные причастия прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Анализ таблицы учебника (с. 45) | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени | Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения | Выучить § 17 (с. 45-46), упр. 98 .г |
27
22.10 | Изложение (по тексту упр.100) от 3-го лица | Урок развития речи | Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Изложение от 3-го лица |
|
28
25.10 | Страдательные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий настоящего времени | Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени находить общее в орфографии глагола и причастия, | Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа, | Выучить правило на с. 48-49 учебника, упр. 102, 107 (диктант), |
29
27.10 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Знать правило написания суффиксов -енн-, -нн-. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени | Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам | Выучить правило на с. 52-53 учебника, упр. 109, |
30
28.10 | Полные и краткие страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие | Тест, выборочный диктант, работа с учебником | Выучить § 15, упр. 88 |
31
29.10 | Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их в речевой практике | Работа с сигнальными карточками, игра, тренировочные упражнения, тест | Выучить § 20 (с. 55); упр. 112,113 |
32
1.11 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило | Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум | Упр. 115, 117, выучить правило, записанное в таблице (в рабочей тетради); §21 (с. 57) |
33
3.11 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения, | Знать правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила | Работа по карточкам, распределительный диктант | Повторить правила нас. 57, 61, упр. 124: написать продолжение текста в публицистическом стиле, использовать обращения, объяснить, как нужно вести себя в общественных местах, соблюдать порядок |
34
5.11 | Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных (урок-игра) | Урок закрепления изученного материала | Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени | Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных. Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях | Игра-соревнование: составление рассказа, выборочный диктант, составление таблицы, работа по карточкам | Упр. 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие». Повторить сведения о типах и стилях речи |
35
8.11 | Морфологический разбор причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора причастия | Уметь анализировать текст: определять тип и стиль текста, способ связи предложений, деление на абзацы. Знать порядок морфологического разбора причастия | Беседа, тренинг | Выучить порядок морфологического разбора причастия (§23); упр. 131; выяснить по «Толковому словарю» лексическое значение слов в рамочке (с. 66) |
36-37
10.11 11.11
| Слитное и раздельное написание не с причастием | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике | Анализ публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку», беседа, работа с учебником, практикум | Упр. 136, выучить правило на с. 67; запомнить написание слов из рамочек (с. 66-68) |
38
12.11 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, уметь применять орфограмму «Буквы о - е после шипящих» | Словарный диктант, выборочный диктант, комментированное письмо, работа по карточкам | Выучить правило (§ 25, с. 70); упр. 143 (домашний диктант), 146 (мини-сочинение: описание внешности друга) |
39
15.11 | Повторитель-но-обобща-ющий урок по теме «Причастие» | Урок повторения и закрепления изученного материала | Систематизация знаний: работа по контрольным вопросам учебника (с. 72), работа по карточкам | Знать орфографию причастия. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила | Объяснительный диктант, буквенный диктант (слитно -раздельно не), грамматико-орфографический разбор | Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 151, 158 (подобрать собственные примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами) |
40
17.11 | Контрольный диктант | Урок контроля | Проверка знаний о причастии | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий, уметь применять полученные правила на практике | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Повторить сведения о типах и стилях речи |
41-42
18.11
| Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (по упр. 130) | Урок развития речи | Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета | Знать приёмы систематизации материала. Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом | Орфографическая диктовка, работа по карточкам | Подготовиться к словарному диктанту |
43
19.11 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов | Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем | Работа с текстом диктанта (работа над ошибками) | Составить карточку для своего соседа по парте (словарные слова с пропущенными буквами -15 слов) |
|
|
| Деепричастие |
|
|
|
44
29.11 | Деепричастие как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении | Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи Уметь находить деепричастие в предложении определять их синтаксическую роль | Беседа по вопросам, работа с учебником, запись под – диктовку, составление таблицы | Выучить правило (таблица в тетради, с. 77 учебника) упр. 161, |
45
1.12 | Морфологические признаки деепричастия, признаки глагола и наречия у деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Виды деепричастия, повторение материала предыдущего урока | Знать глагольные и на речные признаки деепричастия, - Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастия | Анализ текста,, орфографическая диктовка, беседа по вопросам, выборочный диктант | § 26 (с. 76-77), составить тест «Третий - лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков |
46
2.12 | Деепричастный оборот, запятые при деепричастном обороте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выделения деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных обо- ротах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике | Конструирование предложений, работа с учебником, комментированное письмо | § 27 (с. 78, 80); упр.165, 167 |
47
3.12 | Раздельное написание не с деепричастиями | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными | Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях | Пунктуационный анализ предложения, работа с учебником, работа с фразеологизмами, комментированное письмо | §28; упр. 173 |
48
6.12 | Деепричастия несовершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий несовершенного вида | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи | Выборочный диктант (выписать слова с не), работа с учебником, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка | § 29 (с. 84); упр. 177 ■ |
49
8.12
| Деепричастия совершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид
| Выборочный диктант, работа с учебником, беседа | § 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185
|
50-51
9.12 10.12 | Деепричастия совершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид
| Выборочный диктант, работа с учебником, беседа | § 30 (с. 86); выучить словарные слова; упр. 185
|
52
13.12 | Морфологический разбор деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора деепричастия | Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий | Тест, работа с учебником, цифровой диктант | § 31 (выучить план разбора); упр. 188 |
53
15.12 | Повторение по теме «Деепричастие» | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь применять полученные знания | Объяснительный диктант, синтаксическая пятиминутка, работа с учебником | Упр. 193 |
54
16.12 | Контрольный диктант | Урок контроля | Систематизация знаний | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. Уметь выполнять различные виды разбора | Диктант | Подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ) |
55
17.12 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Тестирование | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа над ошибками. Тестирование | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование | Подготовиться к словарному диктанту (с. 26-88) |
|
|
| Наречие |
|
|
|
56
20.12 | Наречие как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Значение наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении | Формировать умение находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении | Словарная диктовка, работа с текстом, орфоэпическая пятиминутка | § 32 (с. 93-94). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 199 (расставить знаки препинания, ответить на вопросы) |
57
22.12 | Смысловые группы наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями | Познакомить со смысловыми разрядами наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями | Беседа, составление таблицы «Смысловые группы наречий», работа с учебником, выборочный диктант | § 33, упр. 208; индивидуальное задание -упр. 201; составить и записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия (по картине И. Попова «Первый снег» -см. цветную репродукцию в учебнике) |
58-59
23.12 24.12 | Степени сравнения наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования форм степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий | Тест «Третье лишнее» (на определение смысловых групп наречий), блиц-опрос (степени сравнения прилагательных), работа по карточкам, объяснительный диктант, орфоэпическая пятиминутка | Выучить правило (§ 33); упр. 215 (диктант); подготовиться к словарному диктанту
|
60
27.12 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Систематизация знаний | Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | Диктант |
|
61
29.12 |
Морфологический разбор наречия |
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Порядок морфологического разбора |
Знать порядок морфологического разбора. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия |
Словарный диктант с последующей взаимопроверкой, творческий диктант, беседа |
Упр. 216: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение 0 том, опасны ли прозвища, нужны ли они; из «Толкового словаря» выписать лексическое значение слова эпидемия; сделать морфологический разбор двух наречий из текста |
58
30.12 | Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» | Урок развития речи | Языковые особенности текста в форме дневниковых записей | Формировать навык построения связного текста, рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | Составление таблицы «Первый снег», плана, написание сочинения | Повторить смысловые группы наречий и степени сравнения прилагательных |
62
10.01 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не | Обучающий диктант, работа по карточкам, орфографическая диктовка, цифровой диктант, работа с учебником | § 36 (выучить правило на с. 104); упр. 222, 226 |
64
12.01 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв е и ив приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста по заданной теме | Знать правило выбора гласных в приставках не-и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и приставках отрицательных наречий | Работа с учебником, выборочный диктант, восстановление текста | Правило на с. 108 выучить; упр. 229; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия |
65
13.01
|
Изложение с элементами сочинения, |
Урок развития речи |
Составление плана по тексту |
Вырабатывать умение рассуждать, выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение |
Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения |
Повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки |
66
14.01 | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора одной и двух н в наречиях на -о и -е | Знать условия выбора н и нн в наречиях на -о и -е, в причастиях и прилагательных. Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями | Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения | Выучить правило (орфограмма 59) § 38; упр. 236 (индивидуальное задание: трое учащихся подготавливают «немой» диктант - описание трудового процесса) |
67
17.01 | Описание действий | Урок развития речи | Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности | Выявлять роль текстов-описаний действий в речи и роль наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий | «Немой» диктант -мини-репортаж, беседа, корректура текста | Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239 |
68
19.01 | Буквы о и е после шипящих на конце наре чий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора о и е после шипящих на конце наречий | Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий! Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища | Рецензирование сочинений, орфографическая диктовка, объяснительный диктант - |
Выучить правило | (орф. 60) § 40; | упр. 243 |
|
69
20.01 |
Буквы о и а на | конце наречий |
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Условия выбора | букв о и а на конце | наречий |
|
Знать условия выбора | букв о и а на конце наре- | чий. | Уметь применять | изученное правило на - | практике |
|
Заполнение | таблицы «О | и Е после | шипящих», | свободный | диктант, | тренинг |
|
Выучить правило на | с. 115 (орфограмма 61) | § 41; составить тест | или карточку с про- | пусками для соседа | по парте по теме | «Наречие» (не менее | 20 слов) |
|
70
21.01 |
Сочинение | по картине | Е. М. Широко- | ва «Друзья» |
| Урок развития речи |
Особенности | описания внешности и | действий человека; | композиция | рассказа по картине |
|
Уметь формулировать | свою мысль, выражая от- | ношение к теме; - | создавать рассказ на основе | изображённого на | картине с описанием | внешности и действий человека | от имени персонажа кар- | тины |
|
Беседа, | сочинение по кар- | тине |
|
Составить тест по | изученному материа- | лу на тему «Наречие» |
|
71-72
24.01 26.01 |
Дефис между | частями слова | в наречиях |
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Условия выбора | дефиса между частями - | слова в наречиях - |
|
|
Знать условия выбора | слитного, раздельного и | дефисного написания | наречий. | Уметь правильно писать | слова с изучаемой | орфограммой; отличать наречия- |
с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам | Орфографическая диктовка цифровой диктант, объяснительный диктант |
Выучить таблицу, | слова в рамке | (с. 119-122); упр. 254 |
|
73
27.01 |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях |
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм. Владеть умением конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы |
Работа с таблицей «Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами», комментированное письмо, работа по карточкам |
Выписать и выучить наречия в рамках (с. 120-121); упр. 261,262 |
74
28.01 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах» | Орфографическая пятиминутка, игра «Поработаем корректорами», работа по карточкам | Упр. 266; ответить на вопросы (с. 123-124); составить диктант для соседа по парте с непроверяемыми орфограммами по теме «Наречия» |
75
31.01 |
Повторение | по теме - | «Наречие» |
|
|
Урок | систематизации - | знаний |
|
Обобщение сведений - | о наречии как | части речи. Повторение - | орфограмм по теме |
|
|
Знать основные сведения - | о наречии как части речи | уметь находить наречия - | в тексте; составлять - | предложения и тексты, - | используя наречия; | уметь производить морфологический - | разбор |
|
Работа по | контрольным | вопросам, | орфоэпические - | упражнения - | объяснительный - | диктант, | орфографическая | - диктовка |
|
Подготовиться к | контрольной работе |
|
76
2.02 |
Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречие» |
Уметь осуществлять | письменный речевой самоконтроль - | ; развивать | способность к самооценке; - | соблюдать в практике | письма орфографические | и пунктуационные нормы | современного русского | языка |
| Диктант с грамматическим заданием |
Подготовить «кар- | точку для соседа» | из словарных слов | (с пропусками | орфограмм) - |
|
|
|
| Категория состояния |
|
|
|
77-78
3.02 4.02 |
Морфологиче- | ский разбор - | категории со- | стояния |
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Морфологический | разбор | категории состояния |
|
Знать порядок разбора | категории состояния. | Уметь производить устный - | и письменный морфологический - | разбор категории состояния; - | анализировать текст со словами - | - категории состояния |
|
| Беседа, тестирование, работа с текстом. |
Упр. 282 (сочинение | на лингвистическую | тему «Правомерно ли | выделять слова | категории состояния | в самостоятельную | часть речи?») |
|
79
7.02 |
Сжатое изло- | жение с описа- | нием состояния | природы | (К. Г. Паустов- | ский «Обыкно- | венная земля») |
| Урок развития речи |
Характеристика | сжатого изложения. | Обобщённая форма | передачи исходного | текста |
|
Уметь анализировать | текст с целью выявления | существенных фактов; | излагать отобранный материал - | обобщёнными языковыми | средствами; выявлять роль | наречий в текстах-описаниях | уметь находить ключевые слова | в тексте и определять тему текста |
|
Анализ тек- | ста, составление - | и заполнение - | таблицы, написание | -изложения |
|
|
|
Подготовить ответы | на контрольные во- | вопросы (с. 132), | упр. 283; из учебника | литературы (художе- | ственных текстов) | выписать предложе- | ния со словами кате- | гории состояния |
|
|
|
| Самостоятельные | и служебные части речи |
|
|
80-81
9.02 10.02 |
Самостоятель- | ные и служеб- | ные части ре- | чи. Предлог |
|
|
Отличие самостоятельных - | частей речи - | от служебных. | Значения, выражаемые | предлога- | ми. Синтаксическая | роль предлога |
|
Знать отличия самостоятельных - | частей речи от служебных; | формировать представление | о предлоге как служебной | части речи; узнавать служебные - | части речи и определять | их значение. | Уметь конструировать | предложения, используя | служебные части речи |
|
Беседа, анализ - | текста, работа | с учебником, | объяснительный | диктант |
|
| (с. 133, 134); упр. 288 |
82
11.02 |
|
Урок сообщения - | новых знаний,- | формирование - | умений и | навыков |
|
Нахождение пред- | логов среди других | частей речи. |
|
|
Знать морфологические | признаки предлогов, разряды - | предлогов по значению; владеть | терминологией (отыменные, наречные, - | отглагольные предлоги). - |
Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным |
Работа с | учебником, | заполнение | таблиц, | объяснительный | диктант |
| Упр.289 |
83
14.02 | Употребление предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Однозначные и многозначные предлоги | Знать и уметь применять нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов | Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, анализ схемы «Употребление предлогов с падежами» | Упр. 294; § 49 |
84-85
16.02 17.02 | Непроизводные и производные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов | Знать производные и непроизводные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы. Уметь находить непроизводные и производные предлоги в тексте | Самостоятельная работа, работа по карточкам, беседа, работа с учебником | §50, упр. 301,302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире |
86
18.02 | Простые и составные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков - | Употребление предлогов в деловой речи | Знать простые и составные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи. Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами | Тренировочные упражнения | Упр. 304 (задания к упражнению) |
87
28.02 | Морфологический разбор предлога | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами | Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Игра «Кто больше?», работа с учебником | Выучить порядок морфологического разбора предлога (§ 52); упр. 305 |
88-89
1.03 2.03 | Сочинение по картине А, В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы | Беседа, заполнение таблицы «Получился ли у меня репортаж?», написание сочинений | Повторить словарные слова, материал о производных предлогах |
90
3.03 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных | Словарный диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка, работа по карточкам | §53 (с. 144-145); упр. 309, 310; |
91
6.03 | Повторение по теме «Предлог» | Урок повторения и закрепления изученного | Систематизация знаний по теме «Предлог» | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их | Беседа, работа с сигнальным и карточками, тренировочные упражнения, составление деловых бумаг | Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Предлог»; повторить морфологический разбор предлога, словарные слова. |
92
9.03 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Предлог» | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант | Повторить материал «Говори правильно» (с. 216) |
93
10.03 |
Союз как часть речи. Анализ контрольного диктанта |
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам |
Работа по орфоэпии, работа по карточкам, самостоятельная работа. |
Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева (упр. 316); упр. 317 (письменно); выучить блок-схему |
94
13.03 | Простые и составные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по строению; сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка» | Знать о классификации союзов по строению на простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами | Беседа, тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф. И. Буслаеве | Подобрать из художественных текстов и записать 10 сложных предложений с составными союзами; подчеркнуть в этих предложениях грамматические основы |
95
15.03 | Союзы сочинительные и подчинительные | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные | Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы | Составление схем, таблиц, устный диктант, объяснительный диктант | § 56; упр. 322: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках |
96
16.03 |
Запятая между | простыми | предложения- | ми в составе | сложного |
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Употребление запятой - | между частями простого | предложения в - | составе сложного. | . Составление схем - |
|
|
Уметь находить границу между | простыми предложениями в составе - | союзных сложных; использовать - | различные синтаксические | - конструкции |
|
| Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант | Упр. 325; § 57 |
97
17.03 | Сочинительные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Группы сочинительных союзов по значению |
Знать о классификации сочинительных | союзов по значению Уметь находить | и различать сочинительные союзы- | по значению; определять, какие части в - | предложении связывают данные - | союзы; конструировать предложения - | по заданным схемам - |
|
| Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант |
§ 59, выучить | правило; упр. 338 |
|
98
20.03 | Подчинительные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Группы подчинительных союзов по значению | Знать группы подчини тельных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов | Орфографическая диктовка, составление таблиц, объяснительный диктант, тестирование, работа по карточкам |
§ 59, выучить - | правило; упр. 338 |
|
99
22.03 | Морфологический разбор союза | Урок формирования знаний, умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор; конструировать предложения, производить синонимичные замены | Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку предложений с последующим анализом этих предложений | § 60; подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге |
100
23.03 | Сочинение «Книга - наш друг и советчик» | Урок развития речи | Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля | Знать особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала | Беседа, составление схемы, плана сочинения-рассуждения, работа над текстом сочинения | Подготовиться к словарному диктанту |
102
24.03
| Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами | Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | Словарный диктант, орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний» | § 61 (правило, с. 162); упр. 344 |
103
27.03 | Повторение по теме «Союз» | Урок повторения, обобщения изученного материала | Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка к диктанту | Знать и применять на письме изученные орфографические правила; уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы | Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант | Подготовиться к диктанту; упр. 356 |
104
29.03 | Контрольный диктант по теме «Союз» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Союз» | Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога и союза. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант с грамматическим заданием |
|
105
30.03 | Частица как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз» | Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи и языке. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, сжатый пересказ новеллы О'Генри «Дары волхвов», объяснительный диктант | Выписать из новеллы ОТенри десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; § 62, упр. 357 |
106
31.03 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деление частиц на разряды по значению | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы | Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения | § 63;таблицу выучить, упр. 362, 363 |
107 108
3.04 5.04
| Смысловые частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Назначение смысловых частиц в предложении | Знать разряды частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами | Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, | § 64, слова в рамках нас. 172-174,372 (письменно), 374 (устно) |
109
5.04
| Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374) | Урок развития речи | Структура сочинения-рассуждения | Знать признаки текста. Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать своё мнение; использовать в речи частицы | Работа с текстом упр. 374, составление таблицы-схемы, написание сочинения | Упр. 374 дописать; выполнить морфологический разбор указанных слов |
110
7.04
| Раздельное и дефисное написание частиц | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм | Работа с учебником, анализ таблицы «Раздельное и дефисное написание частиц», тренировочные упражнения, объяснительный диктант, | §65 (с. 176-177); упр. 381 |
111 112
17.04 19.04 | Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Урок развития речи | Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний в рассказе | Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции | Самостоятельное оформление таблицы, написание сочинения | Подготовиться к словарному диктанту |
113
19.04 | Морфологический разбор частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы | Словарный диктант, творческое списывание, тренировочные упражнения | Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи |
114
20.04 | Отрицательные частицы не и ни | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Положительный | смысл предложения | при наличии в нём | двойного отрицания |
|
Знать понятия о двойном - | отрицании, понимать | значение частицы ни в | устойчивых сочетаниях. | Уметь определять смысл | положительных и | отрицательных значений | в предложениях с частицей не - |
|
| Беседа, работа с учебником, тренинг |
§ 67, правило (с. 179, | 180); упр. 390, 392 | (диктант), 391 (уст- | но); выяснить лекси- | ческое значение слов | карикатура и сатира |
|
115
21.04 |
Различение | приставки | и частицы не |
|
Урок | формирования | знаний, | умений | и навыков |
|
Условия слитного | и раздельного написания - | не с разными частями | речи |
|
Знать разряды частиц | по значению и употреблению,- | , отрицательное | значение частицы не. | Уметь опознавать языковые - | единицы и явления, - | проводить различные - | виды их анализа; | правильно писать слова | разных частей речи с не, | графически объяснять | условия выбора правильных - | написаний |
| Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа с текстом, объяснительный диктант | §68 (с. 182); упр. 399 |
116
24.04 |
Сочинение- | рассказ по дан- | ному сюжету |
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Особенности рас- | сказа по данному | сюжету; роль описаний - | в рассказе; | роль возможного | диалога |
|
Уметь выстраивать схему - | текста-повествования; | определять основную | мысль рассказа; составлять - | текст-рассказ по | данному сюжету от лица | одного из героев |
|
Беседа, работа - | т по тексту | учебника, | написание | основной | части сочи- | нения |
| Закончить работу |
117
26.04 |
Частица ни, | приставка ни, | союз ни - ни |
| Урок развития речи |
Различение на | письме частицы ни, | приставки //ни-, сою- | за ни — ни |
|
Уметь различать при- | ставку ни-, частицу ни, | союз ни - ни; графически | обозначать условия вы- | бора правильных написаний- |
| Работа по учебнику, словарный диктант, тест |
Упр.406 |
118
27.04 |
Повторитель- | но-обобща- | ющий урок | по теме «Час- | тицы» |
|
Урок | повторения | и обобщения | изученного | материала |
|
Систематизация | знаний по теме | «Частицы» |
|
Знать морфологические | признаки частиц, орфографию частиц.- | Уметь правильно писать | частицы и употреблять | их в речи |
| Объяснительный диктант, контрольные вопросы |
Упр. 414 (устно). | Выучить отрывок | из стихотворения | В. Высоцкого, подго- | товиться писать | по памяти |
|
119
28.04 |
Повторение | правописания | служебных | частей речи |
|
Урок | повторения | и обобщения | изученного | материала |
|
Систематизация | знаний по теме | Служебные части | речи» |
|
Владеть основными навыками - | и умениями по | теме; уметь составлять | план сочинения |
| Беседа, работа по учебнику |
Упр. 413 (устное | выступление на тему | «Моя природа») |
|
120
3.05 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Служебные части речи» |
Знать морфологические | признаки частицы, орфографию - | предлога, союза и частицы. | Уметь применять изученные - | орфографические правила |
|
| Диктант с грамматическим заданием |
Повторить сведения | о служебных частях | речи; составить «кар- | точку для соседа» | из 20 слов по теме | «Служебные части | речи» |
|
121
4.05 |
Междометие | как часть речи. | Работа над | ошибками, до- | пущенными | в диктанте |
|
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Назначение междометий - | в языке. | Отличие междометий - | от самостоятельных - | и служебных частей - | речи. | Ликвидация пробе- | лов по теме «Частица»- |
|
|
Знать информацию | о междометии как части | речи. | Уметь осознанно и в соответствии - | с нормами употреблять междометия | в речи; составлять связный рассказ - | с междометиями - |
|
| Анализ текста, заполнение таблицы, работа с учебником | Выучить правило на стр.190. упр.416 |
122
5.05 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия употребления междометий | Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями | Беседа, работа с учебником | Выучить правило на с. 191 (§71); упр. 419 |
123 124
8.05 10.05 | Контрольное изложение по тексту В. А, Гиляровского «Москва и москвичи» | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | Знать памятку «Как писать изложения» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности Уметь пользоваться памяткой | Работа с текстом, составление плана, изложение | Повторить разделы науки о языке, ответить на вопросы нас. 193 |
125
10.05 |
|
| Роль русского языка, его место в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям | Знать разделы науки о языке и единицы языка; разные виды разборов; средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет); особенности текстов различных стилей. Уметь выполнять разные виды разборов; различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей | Работа с учебником: заполнение таблицы (упр. 422), анализ текста. Беседа, работа над текстами разных стилей, сочинение-миниатюра «Для меня Родина -это...», рецензирование работ | Проанализировать текст (упр. 423) по плану, составленному в классе (орфограммы, пункто-граммы, все виды разбора, тема, тип, стиль текста); упр. 427 (устно); написать сочинение в художественном стиле «Удивительное - рядом» |
|
|
|
| Повторение |
|
|
126
11.05 | Рецензия на текст Н. Соколовой «Рябинка у дороги» | Урок развития речи | Составление рецензии |
| Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | Урок повторения и закрепления изученного |
127
12.05 | Фонетика и графика | Урок повторения и закрепления изученного | Фонетический и графический разбор |
|
|
|
128
15.05 | Лексика и фразеология | Урок повторения и закрепления изученного | Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие грамматического значения слова от лексического | Знать основные сведения по разделу. Владеть большим запасом слов в активной лексике. Умело использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. Отличать грамматическое значение слова от лексического | Беседа по вопросам, игра «Кто больше?», тренинг | Отвечать на вопросы (с. 197); упр. 434 |
129
17.05 | Морфемика.Словообразование | Урок повторения и закрепления изученного | Способы словообразования. Разбор слов по составу | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | Беседа, орфографическая диктовка, тестирование | § 76; упр. 439 (устно), 438 (письменно) |
130
18.05 | Морфология | Урок повторения и закрепления изученного | Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов | Знать основные понятия раздела. Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы | Беседа по вопросам, работа по карточкам | § 77; упр. 444 (письменно), 446(устно) |
131
19.05 | Орфография | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе | Знать понятие «орфограмма»; соблюдать правописные нормы. Уметь применять изученные орфограммы | Словарный диктант, тест, карточки, проверочный диктант | § 78; упр. 453 |
132
22.05 | Синтаксис. Пунктуация | Урок повторения и закрепления изученного | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Конструирование предложений по заданным темам | Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила | Беседа, схематические и цифровые диктанты, самостоятельная работа | § 79, 80; упр. 463 |
133
24.05 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Проверка ЗУН по всем разделам курса | Знать основные теоретические знания раздела. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием |
|
134 26.05 | Урок-игра «Знай и люби русский язык» | Урок обобщения изученного | Применение полученных знаний в предложенных игровых условиях. Подведение итогов года. Анализ контрольной работы | Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях | Игра |
|
135 29.05 | Резервный урок |
|
|
|
|
|
136 31.05
| Резервный урок |
|
|
|
|
|