Урок русского языка в технологии деятельностного метода с применением интерактивной системы оценивания
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Разработка урока русского языка в 7 классе  в технологии деятельностного метода  с применением интерактивной системы оценки качества знаний Votum

УМК  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, издательство  «БАЛАСС». Тема урока "Междометие как часть речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в технологии деятельностного метода  с применением интерактивной системы оценки качества знаний Votum

УМК  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, издательство  «БАЛАСС»

Предмет: русский язык

Класс:7

Тема урока: Междометие как часть речи.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Образовательные цели:

  1. дать понятие о междометии как особой части речи;
  2. показать грамматические признаки и роль междометий;
  3. познакомить с разрядами междометий;

Новое знание: узнать «междометие» как часть речи, его морфологические признаки и три типа междометий по значению.

Пробное задание: Найти в тексте междометия, определить их значения и аргументировать свой выбор.

Фиксация затруднения:

1. Мы не смогли найти междометия.

2. Мы нашли междометия, но не знаем их значений.

3. Мы нашли междометия и можем объяснить ответ, но не уверены в правильности обоснования.

Причина затруднения: не знаем, какие слова называются междометиями, и какие они имеют значения и морфологические признаки.

Цель деятельности: узнать, какие слова называются междометиями, какие морфологические признаки они имеют, три типа междометий.

Ход урока

Требования к этапу

Содержание

Выполняемые УУД

1) Организовать актуализацию

требований к ученику со стороны

учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся

по установке тематических

рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения

у ученика внутренней потребности

включения в учебную деятельность

(«хочу»).

Ребята, пока мы с вами шли на урок, кто-то написал для нас пословицы и поговорки, давайте их прочитаем: (слайд 1)

  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Ученье — лучшее богатство.
  • Без букв и грамматики не учатся математике.

Как вы думаете, о чем говорится в каждой из них?

О значимости какого предмета говорит последняя?

А зачем хорошо знать русский язык?

А вы уже все знаете о русском языке?

Вы готовы получать новые знания по русскому языку?

Коммуникативные

Познавательные

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные

способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные

способы действий в знаках

(эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных

способов действий.

5) Организовать актуализацию

мыслительных операций, достаточных

для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному

действию («надо»-«могу»-«хочу»),

7) Организовать самостоятельное

выполнение пробного учебного

действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных

затруднений в выполнении

учащимися пробного учебного

действия или в его обосновании.

  1. Ребята, чтобы мы могли двигаться вперед, что должны сделать сейчас? (повторить то, что изучили ранее)
  2. Какие две большие группы частей речи мы изучили подробно? (самостоятельные и служебные)
  3. Какие части речи относятся к самостоятельным? Почему?
  4. Какие части речи относятся к служебным? Почему?

Актуализация

Что вам помогает определить часть речи?

Сейчас вам предстоит выполнить задание: вписать нужные слова в каждую из двух групп: самостоятельные части речи и служебные. (слова помещены на слайде: стол, ах, бегать, увы, цветок, ох,  за, бы, ура, прелестный, об, браво, и, ни).(слайд2 )

 Сравните свои ответы с эталоном.(слайд 3)

  1. Стол, цветок, бегать, прелестный
  2. За, ни, бы, и, об.

-Какие слова вы не выписали ни в одну из групп? (ах, увы, браво! ох, ура! ) эти слова выводятся на слайде. (слайд 4)

- Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они? (Нет.)

- Можно ли к ним задать вопрос? (нет)

-Как вы думаете, являются ли они членами предложения?

 Какой вывод мы можем сделать? (что есть слова, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи и выражают чувства, но не называют их!).

-Ребята, это междометия, особая часть речи!

-Как вы думаете, для чего они нам нужны?

Выполнение пробного действия:

  • Найдите в тексте междометия;
  • определите их значения по разряду;
  • обоснуйте свой выбор (письменно). (слайд 5)

Коль заблудишься в лесу,

 Закричишь: -Ау!

Если друг подвел при всех,

 Ты ему с упреком: -Эх!

Матч на первенство двора-

 Побеждаем мы: -Ура!

(Лариса Ищенко)

-Алло, я Вас слушаю, - ответил Саша.

-Пожалуйста, выслушайте меня.

 (на следующем слайде тот же текст с выделенными междометиями)

(слайд 6)

-Кто смог найти междометия?

-Кто определил их значения?

-Кто допустил ошибки?

-Кто может доказать свой выбор?

Фиксация затруднения в новом действии

-Что вы не смогли сделать, выполняя данное вам задание? (доказать, что выделенные слова-междометия, определить их значения)

-Как вы думаете, почему вы не смогли этого сделать? (не знаем признаков данной части речи, не знаем разрядов междометия)

Регулятивные

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные, регулятивные.

познавательные

  1. Выявление места и причины затруднения

Организовать фиксацию места

(шага, операции), где возникло затруднение.

Организовать соотнесение своих

действий с используемыми эталонами

(алгоритмом, понятием

и т. д.).

На этой основе организовать выявление

и фиксацию во внешней речи

причины затруднения - тех конкретных

знаний, умений или способностей,

которых недостает для

решения исходной задачи и задач

такого класса или типа вообще.

-Какое задание вы должны были выполнить?

(найти междометия, определить их значения и доказать свой выбор)

- Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение)

- Но вы поняли, чего не знаете? Отсутствие какого знания мешает вам двигаться вперед? (на какие разряды делятся междометия)

Регулятивные, познавательные

IV Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта

выхода из затруднения:

  • Учащиеся ставят цель проекта
  • Учащиеся уточняют и согласовывают

тему урока.

  • Учащиеся определяют средства
  • Учащиеся формулируют шаги, которые

необходимо сделать для реализации

поставленной цели.

-Ребята, какую цель вы поставите перед собой сейчас? (Узнать, что такое междометие, какие разряды имеет междометие)

-Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 7)

(Междометие как часть речи)

- Запишите тему урока в тетради.

-Что нам может помочь открыть новое знание?

(учебник)

-Давайте выполним упражнение 434 на стр.259 по заданию.

-Как вы думаете, почему междометие занимает особое положение среди других частей речи?

-Имеет ли оно лексическое значение? Изменяется ли, выполняет синтаксическую функцию как самостоятельные части речи?

- Производны ли междометия?

-Давайте составим план открытия нового знания.

(составляется вместе с учителем):

  1. Прочитать слово, подумать, можно ли его отнести к какой-либо самостоятельной или служебной части речи.
  2. Выражает ли это слово чувства и не называет их.
  3. Если это междометие – определить его разряд.
  4. Сравнить свои выводы с информацией учебника.

Регулятивные

Регулятивные, познавательные

Коммуникативные, познавательные

V Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного

проекта в соответствии

с планом.

2) Организовать преодоление

затруднения.

5) Организовать возможность

применения нового способа

действий для решения заданий

данного типа.

-Давайте выполним то задание, с которым вы не все справились. (слайд 8)

- С чем вы не справились?

-Пользуясь составленным планом, давайте попробуем найти междометия, определить их значения (разряд) и обосновать свой ответ.

-Теперь мы смогли определить разряд междометий? (да)

Регулятивные

VI Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми

нового способа действий

-Теперь давайте потренируемся в применении ваших новых знаний.

- Сейчас вы будете выполнять задания по рядам.  

- Но сначала все вместе попробуем определить, какие междометия зашифрованы на картинках. (слайд 10-16)

Итак, какие междометия зашифрованы: (слайд 17)

- Распределите их по разрядам, составьте предложения. Итак, 1 ряд учеников – междометия, выражающие чувства, 2 ряд учеников – междометия, выражающие побуждение к действию, 3 ряд учеников – междометия, выражающие формы приветствия, прощания.

-Итак, проверим, что у вас получилось.

(слайд 18)

1. ой, ого, ура.

2. стоп, алло.

3.здравствуйте, до свидания)

Коммуникативные, познавательные

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упр.435 с.259

выполните альтернативное задание:

-постройте таблицу из четырех столбцов (3 разряда междометий + производные междометия)

Распределите междометия, встретившиеся в упражнении, по столбцам.

- Встретились ли вам примеры, которые следует включить сразу в два столбца? (да, это производные междометия, которые также могут быть охарактеризованы с точки зрения разряда)

Эталон: (слайд 19)

Междометия, выражающие чувства

Междометия, выражающие побуждение к действию

Междометия, выражающие формы приветствия

Производные междометия

Увы. Ага! Ба!Увы!Боже!

Вперед!

Здравствуйте!

Пожалуйста!

Боже!Вперед!

Регулятивные

VIII Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, где вам могут пригодиться новые знания?

(в том числе и в жизненных ситуациях)

-сейчас продумайте каждый по одной жизненной ситуации с любым из трех разрядов междометий и запишите ее!

Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные

IX Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

-Мы достигли ее?

Экспресс-диагностика

-Междометие относится к самостоятельным частям речи (да/нет)

-междометие –особая часть речи, не относится ни к самостоятельным, ни к служебным. (да/нет)

- междометие является членом предложения (да/нет)

- междометие может указывать на побуждение к действию (да/нет)

-слова ох, ай, бац, солнечно, увы – междометия (да/нет)

Ребята, теперь посмотрим на отчет. Обратите внимание, какие оценки вы получили.

-А как вы оцениваете свою деятельность на уроке, обоснуйте? (учитель спрашивает детей, соглашается или не соглашается с их оценкой.)

-Назовите ключевые слова урока?

-Продолжите фразу: «Я провел этот час не напрасно…» (слайд 20)

Домашнее задание: правило с. 259, упражнение 436 по заданию. (слайд 21)

Коммуникативные,

регулятивные,

познавательные,

личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода. Это урок  открытия нового знания (ОНЗ) на базовом уровне. Урок по теме «Времена года» рассчитан на учащихс...

Урок немецкого языка с использованием деятельностного метода

Урок в 3 классе. Урок открытия нового знания...

Конструктор разработки урока в условиях реализации технологии деятельностного метода в образовательном процессе

Конструктор разработки урока в условиях реализации    технологии деятельностного метода в образовательном процессе...

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Мастер-класс по теме: «Методы постановки проблемы на уроках русского языка по технологии проблемного диалога».

Демонстрация методов постановки проблемы  на уроках «открытия» новых знаний в рамках проблемно – диалогической технологии на уроках русского языка....

Технологическая карта урока английского языка "What time is it?" с применение интерактивной доски УМК "Форвард"

Технологическая карта урока английского языка "What time is it?" с применение интерактивной доски УМК "Форвард"...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....