Проектная деятельность как способ формирования социально активной личности
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Использование проектной деятельности как способа формирования социально активной личности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность
как способ формирования социально активной личности

(учитель русского языка и литературы Тучак Л.Я. )

 

Для внедрения в образовательный процесс технологий проектной деятельности учитель русского языка и литературы Тучак Л.Я. использовала следующие методы работы:

  1. Создание презентаций, информационных ресурсов к урокам в качестве примеров использования проектов на практике.
  2. Применение индивидуальных и коллективных технологий при работе над созданием ресурсов.
  3. Использование на уроках метода защиты проектов.
  4. Распространение педагогического опыта через интернет.

Обучающиеся Ларисы Яковлевны показали высокие результаты и были награждены дипломами.

Введение в учебно-воспитательный процесс современных информационных технологий развития проектной и исследовательской деятельности

Учитель русского языка и литературы Тучак Л.Я. использует в образователь-ном процессе метод защиты проектов. Среди них можно перечислить такие, как презентации:

1. «Жанры русского фольклора»

2. «Тайна повести И.С.Тургенева «Ася»

3. «Снег летит по всей России»

4. «Новогодний калейдоскоп»

5. «Наречия»

6. «Этот великий русский язык»

7. «С чего начинается Родина»

8.  «Как слово наше отзовётся»

9. «Многим в жизни я обязан книгам»

10. «Мой школьный фразеологический словарик»

 В основу проекта «Мой школьный фразеологический словарик» легла работа всего  класса. При изучении темы «Фразеология» каждый учащийся выполнял мини-проект по изучению одного фразеологического оборота, к проекту прилагался рисунок, в котором юмористически отражался фразеологизм. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Методика организации проекта, применяемая Тучак Л.Я.

  • а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы;
  • б) выдвижение гипотез решения проблемы;
  • в) выявление возможных источников информации;
  • г) обсуждение оформления результатов;
  • д) работа в группах над поиском фактов и аргументов;
  • е) обсуждение методов;
  • ж) корректировка выводов;
  • з) рефлексия, выдвижение новых проблем.

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, Тучак Л.Я.  отмечает достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;
  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
  • предоставление каждому возможностей самореализации;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Так, проект «Устное народное творчество» органично вплетается  в систему уроков, посвященных изучению русского фольклора как в 7, так и в 8 классе, позволяя систематизировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме. Проект позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе и на уроках литературы. В основе проекта «Устное народное творчество» лежит вопрос актуальности фольклора во все времена. Приоритет учитель отдаёт активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Тучак Л.Я.создаёт проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Применяя в 5 классе метод проектов, Тучак Л.Я. обучает детей ставить цели к заданиям, упражнениям: « С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?» Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

   Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам», составить словарик фразеологизмов, учитель даёт учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось. В 6 классе Тучак Л.Я. проводила урок-игру с элементами исследования. Урок назывался « Проникновение в тайны слова». В итоге учащиеся создавали свои проекты и выступали с ними.  Осуществляя свои проекты, ученики могут создавать произведения искусства (творческие проекты), проводить различные исследования для доказательства своей гипотезы (исследовательские проекты), организовывать и проводить мероприятия с участием детей и взрослых (игровые проекты)и др. Ученица 7 класса Костяева Н.за проект «Как мне открылась тайна слова» получила Грамоту на районном фестивале-конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Свой путь к открытиям».

 На уроке по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ученики Тучак Л.Я. ставили «немую сцену». Каждый ученик получил свою роль, объяснил, что выражает поза персонажа, «вошёл в образ» и попытался изобразить персонажа. Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, пантомимы по былинам, или инсценировки сказок в 5 классе. Также на занятиях литературно-театрального кружка

Тучак Л.Я. учит ребят  создавать мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации. Их можно также использовать на уроках. Для лучшего запоминания правил ребята сочиняют лингвистические сказки, которые потом обрабатывают и создают или презентации, или клипы для использования на уроках. В учебной деятельности Тучак Л.Я.старается  дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д. Учитель соблюдает обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполне-ние того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, Тучак Л.Я. организует такое взаимодействие, которое включает в себя связки «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – ученик», «ученик – класс» при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

В структуре информационной культуры заложены элементы самоорганиза-ции деятельности школьников, что является хорошей базой для создания проектов. Для внедрения в учебный процесс проектной деятельности Тучак Л.Я. использует следующие виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты. При работе с электронными уроками и другими электронными пособиями, такими как: электронные учебники, электронные энциклопедии и словари, электронные системы тестирования, сопровождающие презентации, - учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выполняет управляющие воздействия  по отношению к учащимся, отбирает учебные задачи,  контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи при создании проектов.

   Проектная деятельность сейчас играет важную роль в учебном процессе и помогает заинтересовать  и привлечь к нему учащихся, помогает раскрыться автору проекта, учит выступать и защищать  идеи. И такой вид деятельности могут освоить  не только одаренные дети.

     Проектно-исследовательская деятельность в школе – это трудная, но интересная  совместная работа  ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности учеников,  увлекает их, учит поиску, помогает  находить и принимать  решения,  отвечать  на волнующие темы,  творить и стремиться создать еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.

Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...

Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"

Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...

Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.

Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...

Школа формирования социально-активной личности

Школа формирования социально-активной личности...

Формирование социально активной личности

Общество сегодня нуждается « в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принима...