Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ковригина Татьяна Николаевна

Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгоритм  работы  к новой теме, Гимнатика для глаз, в конце презентации - приложение (карточки для индивидуальной работы. Этот урок  для учеников 7  коррекционного класса VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.95 КБ
Office presentation icon razdelnoe_napisanie_ne_s_deeprichastiyami.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Схема конспекта урока

учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ №3  Ковригина Татьяна Николаевна

Предмет: русский язык                 Класс: 7в (коррекционный  класс VII вида)

Тема урока: «Раздельное написание не с деепричастиями"

Цель урока: 

- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о правописании не с деепричастиями

 Задачи урока:

- дать общее понятие  о правописании не с деепричастиями;

- развивать умение правописания не с различными частями речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алгоритм ; раздаточный материал, карточки.

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки  к изучению новой темы)

.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2 Повторение пройденного материала.      Лингвистическая разминка. Постановка проблемной ситуации.

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность, выделить проблемную ситуацию  Цель для учеников: повторить орфограммы « Не с глаголами», « Раздельное и слитное написание не с причастиями»

 Задачи:  уметь определять выбор написания не со словами,  выделить  проблему написания не с деепричастиями

3.  Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока 

Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.  Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

4. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.

4.1 Исследование

Цель для учителя: показать закономерность  слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Цели для учеников: сравнить написание деепричастий, сделать выводы

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы

4.2. Работа  с правилом

4.3  Составление алгоритма

Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы, записать алгоритм

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм.

4.4. Возвращение к проблеме. Тренировочное упражнение:

 Объяснительный диктант

5. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

6. Систематизация и обобщение знаний.

6.1. Работа в паре. (раздаточный материал ) Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. Задачи: формировать  умение работать в группе; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы, обобщать.

6.2. Диктант с взаимопроверкой

 Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение различать суффиксы чик, ек, ики звуки, определять их роль.

 Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель для учителя : выявить  качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи:   проверить  полученные знания, умения, навыки.

7. Подведение итогов, рефлексия. 

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

8. Домашнее задание.  

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив-

ные: выражение мыслей,  сотрудничество с учителем.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность.

Коммуникативные: выражение мыслей Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают в паре, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли. Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Регулятивные: коррекция знаний.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные .-построение логической цепи рассуждений, контролируют результаты деятельности.

Регулятивные - оценка-осознание качества уровня усвоения

Pегулятивные. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные .— умение выражать свои мысли, правильно, грамотно составлять предложения

Организует работу, объясняет цели. Задание:

-Вспомните  правило о правописании не с глаголами, не с причастиями,  объясните правописание слов с не

- Какое возникло затруднение в последнем словосочетании?

 Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?

- Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока ….

-  Определите тему урока.

Что нужно делать, чтобы правильно написать не с деепричастиями?

- Какие цели поставим?

- Проведем исследование,

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

не_ задумываясь       ненавидя
не_думая                 н
егодуя
не_прочитав           н
едоумевая
не_двигаясь          н
евзлюбив

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?

- Составьте алгоритм.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

 

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Контролирует выполнение правильности упражнений.

 Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени, расслабьтесь, все внимание сосредоточьте на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.  

- Ребята, берегите свое зрение

Докажите, что  перед нами текст


– Озаглавьте текст 
– Определите стиль текста


– Определите тип речи

- Выпишите деепричастия, в которых допущены ошибки, исправьте ,  обозначьте изученную  орфограмму.

Попробуйте применить алгоритм и выполнить задание.  Распределите слова в две группы:

1. Раздельное написание

2. Слитное написание

Распределите слова в два столбика.

-Самостоятельно с опорой на алгоритм выполняете задание в карточке

- Проверим.

-  О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

-  Какую цель мы ставили в начале урока?

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке? Посчитайте количество плюсов.

 Параграф 28  выучить, упражнение 170

или (Мы вспомнили, что –

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Нужно выучить –)

 

-

Рассказывают правило.

Работа у доски.  

Не хочу играть; ненавидеть мороженое; непридуманная история; ответ не продуман; нерешенная проблема; не пришёл в школу; стоял, не двигаясь.

Выделяют слово, в котором возникло затруднение.

Вывод делают учащиеся

Тему урока называют  учащиеся

 

-

НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Записывают слова – слитное написание

Читают правило вслух

НЕ с глаголами

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

Да                    Нет

                           

Раздельно        Слитно

Работа у доски.( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Дети записывают в тетрадь.

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.). 

Выполняют действия

Во время всей физминутки следят глазами за движением круга и потом следят за направлениями линий.

Записывают слова в две группы.

Предложения связаны по смыслу и грамматически.

Песня волчицы.

Художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи

Повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций.

1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради. Выполняют взаимопроверку.

Негодуя на людей, не разбирая дороги, не подумав о других, не задев его, не вытирая пол, недоумевая, не веря своим ушам, не заметив людей

.

(Не) уставая, ( не)доумевая,  (не)желая, (не) присев, (не) ответив,

( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.

 Ответы учащихся.

Ученик читает правило.

Ученик отвечает по алгоритму


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 7 классе на тему "Сочинительные союзы"

Урок русского языка с презентацией в 7 классе на тему "Сочинительные союзы". Урок изучения новой темы. Межпредметные связи с уроком музыки....

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....

План-конспект урока и презентацияя по русскому языку с применением ИКТ в 11 классе «Многоаспектный анализ текста »

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. В ходе урока обеспечивается закрепление лингвистических, теоретических понятий, продолжается формирование умений написания сочинения части С в ра...

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...