Урок русского языка в 7 классе по теме: «Запятая перед союзами в сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Харитонова Вера Викторовна

Цель урока: уточнить, расширить и систематизировать знания о постановке запятой перед союзами в сложном предложении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapyataya_pered_soyuzami_v_slozhnom_predlozhenii.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа                        

\

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Запятая перед союзами в сложном предложении»

Учитель русского языка и литературы:

Харитонова Вера Викторовна

2013- 2014 учебный год

   Ход урока

1. Повторение изученного (блиц*опрос)

Вопросы:

 Какой раздел науки о языке мы изучаем?

 Что такое морфология?

 На какие группы можно разделить все части речи?

 Каковы отличительные признаки служебных частей

речи?

 Какие служебные части речи вам известны?

 Что такое союз?

 Какие бывают союзы по составу?

 Какие существуют группы союзов по функциональному назначению? (Учитель последовательно задает во просы. Отвечают учащиеся, первыми поднявшие руку.

2. Мобилизующий этап

На доске запись: (слайд №2)

  Вечерняя роса, обильно покрывающая траву, предсказы вает безветрие и теплоту.

  Издавна считалось ? что в приметах заключено много точного знания и поэзии.

  Чем обильнее роса ? тем жарче будет завтрашний день.

Учитель. Прочитайте данную запись. Скажите, какое в ней имеется несоответствие, и устраните его.

(Между данными предложениями нарушена логическая последовательность. Правильный вариант: (слайд№3)

Издавна считалось, что в приметах заключено много

точного знания и поэзии. Вечерняя роса, обильно покры вающая траву, предсказывает безветрие и теплоту. Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Какие предложения из этих трех можно объеди_

нить и почему?

(Можно объединить первое и последнее предложения. Это сложные предложения. Состоят из двух простых).

Учитель. С помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного?

(Простые предложения в составе сложного соединяются с помощью союзов).

Учащиеся во всех предложениях выделяют союзы.

Учитель. Скажите, какой знак препинания вы бы поста вили перед союзами в сложном предложении, и сформули руйте тему сегодняшнего урока.

(Перед союзами в сложных предложениях надо поставить

запятую. Значит, тема сегодняшнего урока: Запятая пе_

ред союзами в сложном предложении). (Слайд№4)

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что в той или

иной степени этот материал вам уже знаком, сформулируй_

те цель урока.

Цель урока: уточнить, расширить и систематизиро_

вать знания о постановке запятой перед союзами в слож_

ном предложении. (Слайд №5)

4. Освоение теоретического материала

Учитель. Приступим к реализации поставленной цели. Напишите выделенные вами сложные предложения. Подчеркните в них основы. Выделите союзы. Определите тип предложений. Сделайте вывод о постановке знаков препинания.

Учащиеся выполняют задание с комментированием. Де лают вывод о постановке запятой перед союзами, которые соединяют простые предложения в составе сложноподчиненного.

Учитель. Напишите еще одно предложение:

 Приметы бы вают простые, и бывают приметы сложные

Учащиеся записывают предложение под диктовку.

Учитель. Выполните работу, аналогичную той, которую вы выполняли с предыдущими предложениями. Сделайте вывод о постановке знаков препинания.

Учащиеся подчеркивают основу, выделяют союз, ставят запятую. Делают вывод о постановке запятой перед  союзами, которые соединяют простые предложения в составе сложносочиненного.

Учитель. На основании выполненной работы и наблюде ний сделайте общий вывод.

(Перед союзами, соединяющими простые предложения в составе сложного, ставится запятая)..(Слайд №7)

5. Выполнение упражнений

Упражнение 1(Слайд №8).

   Самая простая примета — это дым костра. Если дым поднимается столбом к небу спокойно устремляясь вверх[ТО...].

  Если дым стелется туманом по траве покрывая всю поверхность (молочно) белой пеленой [ТО...].

   Если дым мечется вокруг огня создавая причудливые белесые фигуры [ТО...].

                                                                                        (По К. Паустовскому)

Справка: будет дождь; будет ветрено; солнце подымется в глубокой (не) объятной тишине.

Учитель. Продолжим разговор по теме урока и о приме тах. Познакомьтесь с записью. Обратите внимание на справ ку. Сформулируйте задание к упражнению. (Слайд №9).

(Надо закончить сложноподчиненные предложения, дописав в них придаточные. Для этой работы можно использовать справку. Вставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание сначала в устной, затем в письменной форме и проверяют его. (Слайд №10).

Учитель. Какая синтаксическая конструкция имеется в каждом сложноподчиненном предложении? Что можете о ней рассказать?

Учащиеся называют деепричастные обороты, делают о них сообщение, указывают знаки препинания при них.

6. Словарно-орфографическая работа. (Слайд №11).

Учитель. А теперь познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Это слово начинается со слога, который является приставкой в слове наугад и частью корня в слове народ. К нему надо добавить корень слова блюдца. К тому, что получилось, надо присоединить последовательно все суффиксы слова изобретательность. Какое это слово?

Это слово наблюдательность.

Учитель. Какое лексическое значение слова наблюдательность?

(Слайд №12).

Наблюдательность — это умение видеть, обнаруживать что-либо, отмечать какие-либо тонкости.

Учитель. Образуйте от слова наблюдательность одноко ренные слова.

Наблюдение, наблюдательный, наблюдать, наблюдайте и т. д.

7. Выполнение упражнений (продолжение). (Слайд №13).

Упражнение 2 (карточка 1)

Время зацветания некоторых дикорастущих растений могут подсказывать сроки посева сельскохозяйственных культур. Морковь сеют во время цветения осины. зацветает клен, сеют свеклу. Картофель сажают бе лым цветом покроется черемуха. А зацвела рябина пришла пора сажать огурцы.

Наблюдайте за жизнью и развитием природы в продол жение дня и в течение года. Учитесь слушать говорит ваш друг — природа. Нет ничего легче для вас проводящих время среди природы усваивать ее уроки сказал из вестный писатель Фенимор Купер.

                                                                                                (По Верзилину)

Справка: что, как, если, когда, лишь только.

Учитель. Познакомьтесь с содержанием карточки и сло вами в справке. Сформулируйте задание к упражнению. (Слайд № 14).

( В предложениях данного текста надо дописать подходящие по смыслу союзы, вставить пропущенные знаки пре пинания).

Задание выполняют сначала в устной, затем в письменной форме и проверяют его. Выделяют союзы в сложных предложениях и запятые в них. (Слайд №15).

Упражнение 3. (Слайд №16).

1. Если лягушки прыга_                                 зима будет снежная и суровая.

ют на берегу и ква_

кают

2. Чем зеленее радуга                                    к морозу.

3. Как только появились                                то жди дождя.

опята

4. Если гусь стоит на                                  лето кончилось

одной ноге

5. Если много орехов, а                                тем продолжительнее дождь

грибов нет

6. ( ),                                                                 [ ].

Учитель. Познакомьтесь с этой записью. Сформулируйте задание к упражнению. (Слайд №17).

(Надо соединить между собой подходящие по смыслу час ти пяти предложений так, чтобы получилось пять при мет. Шестую примету написать самостоятельно в виде сложноподчиненного предложения).

Учащиеся выполняют задание в парах. Проверяют работу. (Слайд № 18).

Правильный вариант:

 Если лягушки прыгают на берегу и квакают, то жди дождя.

Чем зеленее радуга, тем продолжительнее дождь.

Как только появились опята, лето кончилось.

Если гусь стоит на одной ноге, к морозу.

Если много орехов, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

8. Итог урока. (Слайд №19).

Учитель. Над каким правилом мы работали сегодня на уроке?

(Мы работали над правилом постановки запятой перед союзами в сложных предложениях).

Запятая всегда ставится перед союзами, которые соединяют простые предложения в составе сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Обсуждается домашнее задание. Оценивается работа школьников на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация по русскому языку 7 класс "Запятая перед союзами в сложном предложении"

Презентация "Запятая перед союзами в сложном предложении" может использоваться на уроке русского языка в 7 классе...

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....