Статья "Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ) на основе УМК под ред. С.И. Львовой."
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Фролова Ирина Михайловна

Новые формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по русскому языку   способствуют поиску оптимальных моделей учебников и учебных пособий, направленных на качественное изучение языка и системное обучение речи. Каждый творческий учитель, планируя свою деятельность, анализируя предлагаемые учебники, размышляет о новом качестве знаний и способах достижения наивысшего уровня обученности своих подопечных, об образовательных ценностях нашего времени, об эффективных методиках и технологиях. Одним из таких средств обучения является школьный учебник.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_i_itogovoy_attestatsii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся

к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ)

на основе УМК под ред. С.И. Львовой.

Фролова И.М.-учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга

Новые формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по русскому языку   способствуют поиску оптимальных моделей учебников и учебных пособий, направленных на качественное изучение языка и системное обучение речи. Каждый творческий учитель, планируя свою деятельность, анализируя предлагаемые учебники, размышляет о новом качестве знаний и способах достижения наивысшего уровня обученности своих подопечных, об образовательных ценностях нашего времени, об эффективных методиках и технологиях. Одним из таких средств обучения является школьный учебник.  

С.И. Львова ещё в 2003 году   в статье «Русский язык в школе: состояние, проблемы, решения» (журнал «Русский язык в школе» №4» ) замечала: «Осуществлён переход от единых программ и учебников к вариативным, разработаны, подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники… но по-прежнему доминирующей в практике русского языка остаётся правописно-орфографическая направленность, не всегда уделяется внимание развитию речевой культуры учащихся». Именно поэтому методический  аппарат учебника  С.И. Львовой и В.В. Львова ориентирован на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник устроен так, что каждый урок становится уроком развития речи, что в современных условиях ГИА и ЕГЭ становится особенно актуальным.

Основная цель  УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова  - через совершенствование и развитие общеучебных  умений всесторонне развивать личность средствами предмета. Какие же проблемы методики преподавания и подготовки к ГИА и ЕГЭ  позволяет решить этот УМК?

  Первостепенную важность имеет проблема реализации коммуникативно-деятельностного подхода, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что наряду с направленностью на метапредметные результаты (например, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения) является важнейшим условием формирования функциональной грамотности. Основой же функциональной грамотности является не только способность анализировать и оценивать языковые явления и факты, но и владение такими жизненно важными умениями, как информационная переработка текста, способность передавать информацию текста в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Система упражнений учебника русского языка С.И. Львовой нацелена на выработку у обучающихся названных умений.

Какие же приёмы может использовать учитель в своей практике, чтобы сформировать эти систематические знания, умения и навыки, добиться развития навыков правильного, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, осуществить качественную подготовку к государственной аттестации по русскому языку выпускников 9 и 11 классов?  Технологический аспект представлен в самой системе заданий и вопросов качественно новой типологии упражнений учебника под рубриками: «Теоретические сведения», «Устное высказывание», «Орфографический минимум», «Сочинение-миниатюра», «На уроках математики, истории, иностранного языка …», «Язык и литература» и другие.  

Большая часть упражнений в учебнике связана с осмыслением теоретических сведений. Для эффективного изучения теоретических тем авторы учебника подключают большую работу с планами, таблицами, схемами, что развивает лингвистическую компетенцию, формирует интеллектуальные способности учащихся. Система вопросов и заданий к данному типу упражнения носит обучающую функцию.

  • Морфемика и словообразование

Систематический морфемный разбор, поморфемное письмо (к 9 классу умение выполнять разбор слова по составу развивается до высокого  уровня);

Составление словообразовательных пар, цепочек и словообразовательных гнёзд;

Определение слова по морфемной модели, сравнительный анализ слов одинаковых моделей и различных.

  • Орфоэпия

С пятого класса вводятся в систему задания по работе со словариком «Говорите правильно».

  • Орфография

С 5-го по 9 класс в учебник включены задания, направленные на поиск орфограмм, изученных в предыдущих классах .

  • Лексика и фразеология

Очень много упражнений по фразеологии   (знакомство со значением фразеологизмов, с историей происхождения, формируется  умение употреблять фразеологические обороты в речи).

Из урока в урок идет работа с толковым словарем, со словарями синонимов, антонимов, омонимов, со словарем сочетаемости слов.

Через весь курс проходят задания типа: «Из списка слов найдите  слово по его лексическому значению» или «Соотнесите лексические значения и данные слова».

  • Синтаксис

Замена словосочетания синонимичными.  Нахождение синонимичных словосочетаний с разными видами связи.

  • Культура речи

Задания по разным видам языковых  норм: употребление слова в зависимости от его лексического значения, правильное произношение слов, употребление форм местоимений  (их, его), согласование подлежащего и сказуемого, образование  и употребление деепричастного оборота и т.д.

Рассмотрим примеры упражнений и заданий к ним (в соотнесении с ГИА 2012 г.)   из УМК под ред. С.И.Львовой.    9 класс.

Упр. 93. Анализ текста. (Дан текст) …

 3.  Проведите текстоведческий анализ: определите тему, основную мысль, озаглавьте его ( А1) ; установите, к какому типу речи он относится ( или какие типы речи сочетаются в тексте); укажите, какую функциональную разновидность языка представляет данный отрывок и какие языковые средства, характерные для неё, использованы в тексте. (А3)

 5. проведите разные виды языкового разбора :

       …2) морфемный разбор слов озвучивание, неразрывный;

      … 4) лексический разбор слов тапёр, бутафорский ( см. толковый словарик); (А2,В1)

      …. 6) синт разбор выделенного предложения. (В 3-9)

  6. Выполните задания по орфографии и пунктуации:

         1) объясните написание слов со скобками;  (А5-7)

         2) объясните постановку знаков препинания. ( В 4-5, В 7-9)

Упр. 139.

2. Составьте схемы предложений, осложнённых однородными членами.

(В 8)

3. Определите лексическое  значение выделенных слов.(А2)

4. Сформулируйте использованные при записи текста орфографические  правила, регулирующие раздельное, слитное и дефисное написание слов. …(А5-7)

Упр. 308.

1.Прочитайте текст. Как вы думаете, требует ли он редактирования? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Спишите, заменяя, где это уместно, придаточное определительное причастным оборотом.. Сравните синтаксические синонимы.

Упр. 309. ….Выпишите предложение с составным именным сказуемым. … (В3, 6)

Стр. 217- основные языковые средства оформления рассуждения.

Упр. 334. Запишите слова поморфемно, распределяя их по соответствующим графам таблицы:    с   одним суффиксом  / с двумя суффиксами / без суффикса.

7 класс.

Упр. 715. …Какой приём использован в стихотворении, чтобы эмоционально воздействовать на читателя? … (А 3)

Упр. 673.   Брюки в полоску, шуба на меху, суп с мясом ….

 2. Замените, где возможно, данные словосочетания синонимичными, которые соответствуют схеме прил + сущ.  (В 2)

Упр. 607

 1. … Объясните лексическое  значение выделенных слов. … (А 2)

 2. …Назовите выразит средства языка…. (А 3)

     В УМК С.И. Львовой   представлена и целостная система заданий, направленных на целенаправленную и поэтапную  подготовку учащихся к  написанию изложений (С 1) и сочинений (С2.1 и С2.2)

•        Текстоведение

Задание на выделение микротем в тексте, на определение темы и основной мысли.

Определение вида и средств  связи предложений в тексте.

Задание на составление текста из разрозненных предложений.

Текстоведческий анализ ( постепенно усложняется)

Редактирование текста.

Знакомство с видами речевых и грамматических ошибок, нахождение их в тексте.

Знакомство с выразительными средствами языка, нахождение и определение их роли в тексте.

•        Сочинение и изложение

Систематическое предъявление в учебниках с 5 по 9 кл. творческих  упражнений, с помощью которых отрабатываются умения:

- писать изложения разных видов (в том числе  сжатые с использованием разных приемов сжатия информации);

- писать небольшие по объему сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы.  

•        Сочинения по прочитанному тексту

Упражнения и задания на развитие умения слушать (выборочное, ознакомительное, детальное аудирование), читать  (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее).

            Одним из важных видов заданий в учебнике С.И. Львовой становится изложение — один из традиционных видов письменных работ в школе. Оно  стало самой распространённой формой выпускного экзамена, достаточно сказать, что в ГИА 9 изложение является первой частью экзаменационной работы. Как показывает опыт проверки ГИА, самым сложным в выполнении работы является написание сжатого изложения, которое проверяет  общеинтеллектуальные  знания.

Задача сжатого изложения — кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сжатое изложение называют самым сложным, потому что учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, нередко подменяют слова «краткий» и «короткий». Происходит это ещё и потому, что недостаточное внимание уделяется  изложению  как виду заданий на уроках русского языка в типовых программах.

Поэтому уже в 5 классе задания УМК С.И. Львовой направлены на формирование умения использовать в соответствии с речевой задачей различные виды  чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Этапы работы с текстом: предтекстовый анализ; просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение; составление плана, тезисов, конспекта; изменение формы  предъявления информации; анализ структуры текста (определение микротем, деление на части); анализ содержания (определение главной и второстепенной информации, подбор заголовка); подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или его части.

Работа с текстом сопровождается иллюстративным материалом (фотография, рисунок, фотоколлаж). Это помогает  восприятию, запоминанию, развитию образной и ассоциативной памяти. Уже в 6 классе при работе над сжатыми изложениями начинают вводиться виды компрессии: устранение повторов, однокоренных слов, определение основной мысли и изъятие лишней информации, соединение нескольких простых предложений в одно сложное или соединённое однородными сказуемыми, постановка тире вместо повторяющихся глаголов, замена синонимами повторяющихся слов, использование личных и указательных местоимений.

В сопоставлении существующих УМК можно  назвать уникальной работу  с несплошными  текстами в УМК С.И. Львовой (в них  использованы графические приёмы обозначения: жирный шрифт, курсив, цифры, таблицы), которые  помогают найти главную мысль, сжато  пересказать научную  информацию. Именно данная работа направлена на формирование умения пересказывать текст научного стиля, а это помогает  подготовить обучающихся к такому виду заданий в ГИА 9, как задание С1 - написание сочинений на лингвистическую тему.

Рассмотрим примеры упражнений и заданий к ним (в соотнесении с ГИА 2012 г.)   из УМК под ред. С.И.Львовой.    

 9 класс.

1. … Согласны ли вы с позицией известного современного лингвиста Льва Ивановича  Скворцова? Обоснуйте свою точку зрения.  (С2.1)

Упр. 388. Сочинение- миниатюра. … Выберите одно из утверждений в качестве тезиса, подтвердите или опровергните его.

 … 4)Чем тяжелее жизнь, тем большему она научит.

…6) Чем больше времени ты проводишь у телевизора, тем насыщеннее становится твоя жизнь. …(С2.2)

Стр 12-13. Основные виды ошибок в устной и письменной речи. (знакомство системой оценивания работы)

Упр.43. …Докажите , что в тексте обыгрываются лексические значения слова угол. Какие фразеологизмы используются в этой миниатюре?

           Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: « Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадавший с прямым и верным.                                                                                          (Б.Слуцкий)

Упр.48.        Установите, какой из перечисленных в скобках фразеологизмов имеет указанное значение. …

…4) Безобидный, кроткий ( волк в овечьей шкуре; тише воды, ниже травы; вольная птица; заячья душа)…

 6) От скуки (от случая к случаю, от нечего делать, от чистого сердца, от корки до корки).                                                                    

Упр.91. … ( на выбор) …

 2)  Объясните, как вы понимаете слова французского писателя Мишеля де Монтеня (1533-1592) : « Трусость- мать жестокости»  . (С 2.2)

7 кл.

Упр.735. Сжатое изложение. … Начните пересказ с последнего предложения. …( С 1 )

Упр.730.   … С какой целью союзы используются в тексте? (С2.1)

 Как вы понимаете смысл последнего предложения?  (С2.2)

 3. … Сделайте вывод, какую функцию выполняют в тексте наречия. (С2.1)

Правило стр. 63. – стилистическая окраска наречий – синонимов   (В 1)

Упр.619. Распределите наречия по графам таблицы в зависимости от их стилистической принадлежности.  Нейтральные/ разговорные / книжные:  ….Красивый- очень , ужасно, чрезвычайно, зверски, жутко. … (В 1)

Упр.646. …Что вы знаете об артикле как служебной части речи? Употребляется ли он в русском языке? (С2.1)

Ещё одним положительным моментом в плане постепенной подготовки к написанию части С является то, что учащимся предлагается в большей степени написать не просто сочинение, а сочинение-миниатюру, что очень важно, ведь подобный жанр не должен включать в себя много предложений, что, безусловно, сразу вызывает у учеников доверие. Темы сочинений-миниатюр различны:

1)        Сочинения – описания природы: «Весенняя гроза», «Осенний ветер», «Осенний дождь»;

2)        Сочинения на основе фотографий: «Рассмотрите фотографию и на ее основе сочините сказку о беглых гласных»;

3)        Сочинения, связанные с жизнью: «В школьной столовой», «Я работаю на компьютере», «Как построить горку», «Мои друзья»;

4)        Сочинения по пословицам: объяснить смысл пословицы, афоризма;

5)        Сочинения по картинкам: «Что случилось с Васей», «Разрешите представиться», «Как дети помогают птицам зимой».

Конечно, ученик, может, и не напишет все 81 сочинение-миниатюру в 5-ом, 75 в 6-ом, 91 в 7-ом и 64 в  8-ом классе (на это просто не хватит урочного времени), но если  он выполнит хотя бы половину, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

 При подготовке к написанию части С  задания предлагаются учащимся ненавязчиво: именно это,  по нашему мнению, очень важно. Одно дело, если школьнику постоянно на глаза будет попадаться фраза «Напишите сочинение», и другое, если это будут следующие формулировки: «Письменно выскажите своё отношение к утверждению» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 816) или «Расскажите о том, как вы понимаете смысл одного из высказываний» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 826), или « Продолжите описание» (Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 229)

            Методы и приёмы,  предлагаемые к использованию  авторами учебника, подчинены  одной  цели: научить школьника рассуждать, не боясь, отстаивая, доказывая свою точку зрения.

Во многих упражнениях учебника так и сказано: «Обоснуйте свою точку зрения» (Русский язык. 6 класс. М., 2007,  упр. 1, 2, 46, 84, 424, 485, 664), «Согласны вы с основной мыслью автора? Приведите доказательства» (Русский язык. 5 класс. М., 2004,  упр. 400, 406, 617, 722, 453, 463, 500, 548, 552, 872, 1004; Русский язык. 6 класс. М., 2007,: упр. 950, 230, 241; Русский язык. 7 класс. М., 2007,  упр. 436)

За 2 года работы с учебно-методическим комплексом убедилась: учебник как раз и   способствует формированию умения пользоваться огромным богатством языка. В первую очередь в нем уделяется огромное внимание фразеологизмам, придающим речи особую выразительность.  Причём рассматриваются они не только в соответствующем разделе «Лексика», но и на протяжении изучения всех тем и во всех классах:

Упражнения 148, 416,765, 805. 828, 865, 893, 909 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнения 119, 120, 121, 175, 240, 424(Русский язык. 7 класс. М., 2007)

Ещё один положительный аспект - это наличие словарика эпитетов.   Часто при написании сочинений дети испытывают затруднение при подборе нужного слова. А здесь всё под рукой: в словарике дан большой перечень эпитетов к наиболее часто встречающимся словам. Обучающемуся только нужно отобрать самые точные или наиболее понравившиеся, да к тому же к словарику эпитетов авторы учебника  советуют обращаться постоянно:

Упражнение 701 (Русский язык. 5 класс. М., 2004)

Упражнение 96    (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнение 141 (Русский язык. 7 класс. М., 2007)

Упражнение 540 (Русский язык. 8 класс. М., 2008)  

И последнее, что касается 6-ого критерия оценки части С. Без средств выразительности, использованных в сочинении, получить высший балл за сочинение не представляется возможным. И в данном вопросе учебник С. И. Львовой, В. В. Львова можно считать незаменимым помощником: в нем после каждой темы помещен раздел «Культура речи», знакомящий учащихся с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами языка. А в учебнике для 7-ого класса (Русский язык. 7 класс. М., 2007, с.  154-172 помещен большой материал о фонетических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, синтаксических средствах выразительности с последующим рядом упражнений по их нахождению, а также использованию. Кстати, к подобному виду работы авторы учебника готовили учащихся уже при выполнении упражнений 459, 903, 1008, 1011 (Русский язык. 5 класс. М., 2004);  упражнений 12, 145, 126, 359, 363, 370 (Русский язык. 6 класс. М., 2007).

Так, от урока к  уроку, от упражнения к упражнению учащиеся постигают тайны текста. Если такая работа по комплексному анализу текста будет проводиться целенаправленно, не от случая к случаю, а в системе и ежедневно, то для учащихся не составит труда написать сочинение-рассуждение на выпускном экзамене, так как они будут хорошо подготовлены.                                         

Большую помощь оказывают также обобщающие схемы в 8 и 9 классах; памятки в конце учебника за 9 класс (Как слушать текст;  Как читать текст;  Как писать изложение на основе прослушанного текста;  Как писать сочинение;   Как оценивать содержание и речевое оформление сочинения и изложения;   Как редактировать текст изложения и сочинения).      

Как видим, вокруг чтения, работы с текстом, создания вторичного текста сосредотачивается огромная работа, связанная с развитием и совершенствованием всех видов речевой деятельности, а это и есть основа правильной и успешной подготовки к ГИА в 9-ом классе и ЕГЭ в 11 классе.

 Ориентация УМК на планируемые результаты обучения, на целенаправленную подготовку с 5 классов к итоговой аттестации в 9 и 11 классах реализуется не только через систему упражнений учебника, но и через систему текущего контроля в рабочих тетрадях:  «Учимся читать, писать, говорить и слушать » Бажановой И.А., Львовой С.И.,   «Проверь себя»  Прохватилиной  Л.В,  «Русский язык: шаг за шагом» Ларионовой  Л.Г.  В них предлагается  материал, с помощью которого   проверяется уровень усвоения учебного материала,    уровень овладения языковыми и речевыми умениями и навыками,  степень развития речемыслительных способностей учащихся. Школьники  тренируются в выполнении разнообразных заданий, в том числе и тестовых.      Включение в рабочие тетради «Учимся читать, писать, говорить и слушать» заданий, с помощью которых ученик может самостоятельно развивать и совершенствовать умения писать сочинения-миниатюры, сжатые и выборочные изложения и  другие творческие работы, способствуют их подготовке к написанию изложений и сочинений-рассуждений на итоговой аттестации.

      Таким образом, учебник по русскому языку С.И. Львовой и В.В. Львова   целенаправленно и систематически готовит обучающихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к итоговой аттестации

Данный материал подобран с целью подготовки учащихся 7-8 классов к итоговой аттестации....

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....