Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. Планирование составлено в соответствии с Программой по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 5 классе (68 часов).
Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 2-х частях / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата |
1 | О главном в литературе. Размышляя над прочитанным. | Вводный | |
2 | О книге и чтении. | Урок комплексного применения знаний | |
3 | УНТ. О былине и ее героях. | Урок изучения нового материала | |
4 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О построении и языке былин. | Урок изучения нового материала | |
5 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О построении и языке былин. | Урок закрепления | |
6 | Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет». | Урок изучения нового материала | |
7 | Письменная литература Древней Руси. «Слово о погибели Русской земли». | Урок изучения нового материала | |
8 | «Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Изображение былинного героя. | Урок изучения нового материала | |
9 | Баллады. В.А.Жуковский. «Лесной царь». Связь баллады с УНТ. | Урок изучения нового материала | |
10 | В.А.Жуковский. «Перчатка». Нравственный смысл баллады. | Урок изучения нового материала | |
11 | О рифме и строфе. Л.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут» | Урок изучения нового материала | |
12 | Внеклассное чтение. Анекдоты о Ходже Насреддине. | Урок изучения нового материала | |
13 | А.С.Пушкин. О поэте. Пушкин на юге. | Урок изучения нового материала | |
14 | «Песнь о вещем Олеге». Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи. | Урок изучения нового материала | |
15 | Как учить стихи наизусть. Звучащая поэтическая антология. | Урок закрепления | |
16 | «Зимнее утро». Контрастные картины природы. | Урок изучения нового материала | |
17 | «Няне». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении. | Урок изучения нового материала | |
18 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом. | Урок изучения нового материала | |
19 | Роль Маши в судьбе благородного разбойника. | Урок закрепления | |
20 | Изображение крестьянского бунта в романе. | Урок закрепления | |
21 | Мастерство автора в создании характеров. | Урок закрепления | |
22 | Мастерство Пушкина в создании пейзажа. | Урок комплексного применения знаний | |
23 | Мастерство Пушкина в построении романа. | Урок комплексного применения знаний | |
24 | Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | Урок развития речи | |
25 | М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус». Парус в стихах и рисунках Лермонтова. | Урок изучения нового материала | |
26 | «Тучи». «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений. | Урок изучения нового материала | |
27 | О стихотворных размерах. | Урок изучения нового материала | |
28 | Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница». | Урок изучения нового материала | |
29 | Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти». | Урок изучения нового материала | |
30 | Внеклассное чтение. О второй части книги. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Урок изучения нового материала | |
31 | Внеклассное чтение. Роберт Стивенсон. «Сатанинская бутылка». Смысл названия произведения. | Урок изучения нового материала | |
32 | С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Об описаниях. | Урок изучения нового материала | |
33 | Р.Р. Попробуй сочинить. | Урок развития речи | |
34 | Родное. Страницы поэзии. Н.Огарев. А.К.Толстой. А.А.Фет. | Урок комплексного применения знаний | |
35 | Родное. Страницы поэзии. И.С.Никитин. А.Н.Плещеев. И.Суриков. | Урок комплексного применения знаний | |
36 | Р.Р. Отзыв о стихотворении. | Урок развития речи | |
37 | К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа. | Урок изучения нового материала | |
38 | Р.Р. Попробуй сочинить. | Урок развития речи | |
39 | А.П.Чехов. О писателе. | Урок изучения нового материала | |
40 | О смешном в художественном произведении. | Урок изучения нового материала | |
41 | «Толстый и тонкий». Юмор и сатира. | Урок изучения нового материала | |
42 | «Смерть чиновника». «Пересолил». Приемы создания комического эффекта. | Урок изучения нового материала | |
43 | В.Г.Короленко. О писателе. Короленко – публицист. Из воспоминаний об отце. | Урок изучения нового материала | |
44 | «Дети подземелья». Автор и рассказчик в повести. | Урок изучения нового материала | |
45 | Особенности повествования ( от первого лица). | Урок закрепления | |
46 | Портрет литературного героя. | Урок закрепления | |
47 | Значение дружбы в жизни героев, их нравственное взросление. | Урок закрепления | |
48 | Р.Р. Портрет литературного героя. Попробуй сочинить. | Урок развития речи | |
49 | Н.Д.Телешов. О писателе. «Домой». | Урок изучения нового материала | |
50 | «Домой». Обстоятельства и поступки. | Урок закрепления | |
51 | «Домой». Герой в ситуации нравственного выбора. | Урок закрепления | |
52 | Р.Р. Попробуй сочинить. | Урок развития речи | |
53 | М.М.Пришвин. писатель о себе. | Урок изучения нового материала | |
54 | «Кладовая солнца». Жанр сказки-были. | Урок изучения нового материала | |
55 | «Кладовая солнца». О пейзаже. | Урок закрепления | |
56 | Тропинки Насти и Митраши. Роль Антипыча и Травки. | Урок закрепления | |
57 | Смысл названия произведения «Кладовая солнца». | Урок комплексного применения знаний | |
58 | Р.Р. Сочинение по произведению «Кладовая солнца». | Урок развития речи | |
59 | Р.Р. Сочинение по произведению «Кладовая солнца». | Урок развития речи | |
60 | В.Распутин. О писателе. «Уроки французского». | Урок изучения нового материала | |
61 | Уроки доброты и милосердия ( по рассказу «Уроки французского».) | Урок закрепления | |
62 | Р.Р. Сочинение по рассказу В.Распутина «Уроки французского». | Урок развития речи | |
63 | Ю.Нагибин. «Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе. | Урок изучения нового материала | |
64 | Страницы поэзии. «Знай, человек, что ты не царь природы, а только сын ее…» | Урок изучения нового материала | |
65 | Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм». | Урок изучения нового материала | |
66 | Фантастический мир А.Беляева. «Мистер Смех». | Урок изучения нового материала | |
67 | Внеклассное чтение. Книги А.Беляева «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля». | Урок комплексного применения знаний | |
68 | Р.Р. Книга – друг. Отзыв о книге. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | |
69 | Повторение изученного в 6 классе. | Урок систематизации и обобщения | |
70 | Резервный урок. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе (7)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе | Урок изучения нового материала | Составить план статьи учебника | |
2 | Введение. Роды и жанры литературы | Урок комплексного применения знаний | Составить схему (по статье учебника), проиллюстрировать своими примерами | |
3 | Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Песня про купца…» | Урок изучения нового материала | Рассказ об Иване Грозном и его времени | |
4 | Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы | Урок изучения нового материала | Чтение и разбор второй главы поэмы | |
5 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным. Сила и цельность характера Калашникова | Урок закрепления знаний | Выписать слова, характеризующие героев | |
6 | Поэма Лермонтова и УНТ. Оценка персонажей с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция, язык, ритмика | Урок комплексного применения знаний | Подготовиться к сочинению | |
7 | Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца…» | Развитие речи | ||
8 | Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца…» | Развитие речи | ||
9 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады | Урок изучения нового материала | Найти сходство и различие в изображении И.Грозного у Лермонтова и Толстого | |
10 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов».Роль заглавного героя | Урок закрепления знаний | Письменно ответить на вопрос: «Значение «Песни…» Лермонтова и баллады Толстого для наших современников» | |
11 | Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи | Урок изучения нового материала | Сообщение о Запорожской Сечи | |
12 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи | Урок изучения нового материала | Пересказ отрывков из гл.2-4 | |
13 | Остап и Андрий. Понятие о литературном характере | Урок изучения нового материала | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия | |
14 | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем | Урок закрепления знаний | Выучить наизусть речь Тараса о товариществе | |
15 | Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» | Урок закрепления знаний | Задания 1,2 из раздела «Вернемся к прочитанному» | |
16 | Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ | Урок комплексного применения знаний | Подбор материалов к сочинению | |
17 | Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Развитие речи | ||
18 | Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Развитие речи | Подготовиться к внекл.чтению | |
19 | Урок самостоятельного чтения. Н.В.Гоголь. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальные задания по биографии Пушкина | |
20 | А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта | Урок изучения нового материала | Читать поэму, задание 1 | |
21 | Поэма как жанр. «Полтава». Историческая основа, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме | Урок изучения нового материала | Ответить на вопросы после статьи «О поэме» | |
22 | Трагические судьбы героев поэмы (Кочубей, Мария, Искра) | Урок закрепления знаний | Устный рассказ о герое | |
23 | Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела. Осуждение коварства и предательства | Урок комплексного применения знаний | Отрывок выучить наизусть (14 задание) | |
24 | Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Метафора | Урок комплексного применения знаний | Подготовиться к внеклассному чтению | |
25 | Урок самостоятельного чтения. А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого» | Урок комплексного применения знаний | Статья «Зачем читателю нужны знания по истории» и вопросы к ней | |
26 | Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» | Урок изучения нового материала | Дочитать рассказ | |
27 | «Человек на часах». Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования | Урок закрепления знаний | Задания 8-10 | |
28 | Урок самостоятельного чтения. И.С.Никитин. «Русь» | Урок комплексного применения знаний | Выучить отрывок наизусть | |
29 | Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения | Урок изучения нового материала | Составить цитатный план стихотворения | |
30 | Гнетущие картины подневольного труда | Урок закрепления знаний | Отрывок выучить наизусть | |
31 | Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор; пейзаж. Значение эпиграфа | Урок комплексного применения знаний | Вопросы 11-14, подготовиться к внекл. Чтению | |
32 | Урок самостоятельного чтения. Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «Дедушка» | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальные задания по биографии Тургенева | |
33 | И.С.Тургенев. Факты биографии, связанные с «Записками охотника». «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей | Урок изучения нового материала | Пересказ эпизодов, вопросы 4-7 | |
34 | Сложность и противоречивость натуры Бирюка. Значение художественных деталей. Роль рассказчика в повествовании | Урок закрепления знаний | Письменный ответ на вопрос: «В чем драма Бирюка?» | |
35 | РР И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Подготовка к домашнему сочинению | Комбинированный урок | Выучить наизусть | |
36 | Сведения о жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик…» Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск | Урок изучения нового материала | Цитатный план «Повести…», вопросы 3-8 | |
37 | Противопоставление генералов и мужика, осуждение рабской покорности | Урок комплексного применения знаний | Статья учебника «Щедрин как сатирик», вопросы в разделе «Подумай и ответь» | |
38 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» | Письменный ответ : «Чем близки в отношении к народу Некрасов и Щедрин?» | ||
39 | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. «На мельнице». Значимость фамилии главного персонажа. Роль художественной детали | Урок изучения нового материала | Задания 1-5 | |
40 | «Хамелеон». Значение диалога и художественной детали. Смешное и грустное в рассказе | Урок изучения нового материала | Устные ответы по вопросам хрестоматии | |
41 | Смысл рассказа «Хамелеон». Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции | Урок закрепления знаний | Подготовиться к внеклассному чтению | |
42 | Урок самостоятельного чтения. А.П.Чехов. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник» | Урок комплексного применения знаний | Какие рассказы Чехова относятся к юмористическим, какие – к сатирическим и почему? | |
43 | Классное сочинение по рассказам А.П. Чехова | Развитие речи | ||
44 | Классное сочинение по рассказам А.П. Чехова | Развитие речи | ||
45 | Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии (Ф.Тютчев, А.Фет, Я.Полонский) | Развитие речи | Выучить наизусть | |
46 | Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии (Ф.Тютчев, А.Фет, Я.Полонский) | Развитие речи | Выучить наизусть | |
47 | Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Взаимоотношения детей и взрослых | Урок изучения нового материала | Пересказ понравившейся главы | |
48 | Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя | Урок комплексного применения знаний | Сочинение-миниатюра «Памятный эпизод моего детства» | |
49 | «Отрочество». Нравственный рост героя – основная тема повествования | Урок изучения нового материала | Пересказ понравившейся главы | |
50 | Особенности построения повестей (рассказ от лица героя; изображение событий и оценка их взрослым рассказчиком) | Урок закрепления знаний | Задания 6, 7, подготовиться к сочинению | |
51 | Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики». Характерные герои Достоевского | Урок изучения нового материала | Задания 1-3 ко всей повести | |
52 | Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке | Урок закрепления знаний | Отбор фрагментов текста для характеристики героев | |
53 | Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. Осуждение самомнения и самолюбования | Урок комплексного применения знаний | Задания 1,2 в разделе «Возвращаясь к прочитанному» | |
54 | Тема становления человека в творчестве М.Горького. «Детство». Автобиографическая основа повести | Урок изучения нового материала | План 2 главы, вопросы 1-3 | |
55 | Дед Каширин. Яков и Михаил. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни» | Урок закрепления знаний | Главы 3, 4, вопросы к ним | |
56 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям | Урок закрепления знаний | Главы 4-7, пересказ | |
57 | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров | Урок комплексного применения знаний | Главы 8-12, вопросы | |
58 | Вера М.Горького в творческие силы народа | Урок комплексного применения знаний | Подготовиться к сочинению | |
59 | Классное сочинение по повести М.Горького «Детство» | Развитие речи | ||
60 | Классное сочинение по повести М.Горького «Детство» | Развитие речи | Подготовиться к внеклассному чтению | |
61 | Урок самостоятельного чтения. В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки» | Урок комплексного применения знаний | Задание 1 раздела «Завершая раздел…» | |
62 | Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан») | Урок изучения нового материала | Вопросы 1-5 по группам | |
63 | Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (А.Блок «Я никогда на понимал…», К.Бальмонт «Грусть») | Урок изучения нового материала | Выучить наизусть | |
64 | Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (К.Фофанов «Художник», «Уснули и трава, и волны») | Урок изучения нового материала | Выучить наизусть | |
65 | Мольер – великий комедиограф | Урок изучения нового материала | Читать комедию Мольера | |
66 | Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве» | Урок комплексного применения знаний | Читать комедию Крылова | |
67 | Крылов – драматург. Обзор содержания комедии «Урок дочкам» | Урок изучения нового материала | Задание под рубрикой «Возвращаясь к прочитанному» | |
68 | Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Жанры драмы. Комедия | Урок комплексного применения знаний | Читать рассказы Р.Брэдбери | |
69 | Фантастика в литературе. Тема будущего. Р.Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко» | Урок изучения нового материала | Домашнее сочинение | |
70 | Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации знаний | Список литературы для чтения летом |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс).
Из расчета 2 часа в неделю(70 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Форма организации урока | Вид деятельности учащихся | Содержание урока | Домашнее задание | Дата провед. |
Введение | 1 | ||||||
1 | Литература-искусство слова | 1 | беседа | коллективная | Знакомство с особенностями литературы как вида искусства; понятие художественного образа | Письменный ответ на вопрос | |
Фольклор | 3 | ||||||
2 | Фольклор как отражение народного сознания. Лирические песни как жанр | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с тематикой, особенностями лирических песен | Сообщение по обрядовым песням | |
3 | Обрядовые песни русского народа как разновидность лирической песни | 1 | Литературная композиция | групповая | Знакомство с особенностями обрядовых песен русского народа | Сообщение по историческим песням | |
4 | Обрядовые песни, исторические песни | 1 | беседа | коллективная | Дать основные представления о тематике и проблематике исторических песен | Выучить наизусть песню по выбору | |
Житийная литература | 4 | ||||||
5 | Житие как жанр древнерусской литературы | 1 | комбинированный | коллективная | Основные признаки жития как жанра древнерусской литературы, особенности героя житийной литературы | конспект | |
6 | Отрывки из произведения Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Комментированное чтение, работа со словарем литературоведческих терминов | Стр.54, вопр.1, 2 | |
7 | Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..» | 1 | Беседа, работа с текстом | коллективная | Особенности языка древнерусской литературы | Стр.55-56, пересказ | |
8 | Традиции и новаторство в «Житие протопопа Аввакума, …» | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Подведение итогов работы над жанром жития, выявление новаторских черт в «Житие…» | Выразительное чтение | |
9 | Роль поэта и назначение поэзии в стихотворении Державина «Памятник» | 1 | комбинированный | коллективная | Показать, как изменилась роль поэта в 18 веке по сравнению с древнерусской литературой, знакомство со схемой анализа лирического стихотворения | Выучить наизусть стихотворение «Памятник» | |
А.С.Пушкина | 8+2 | ||||||
10 | История России в творчестве А.С.Пушк ина | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Вспомнить произведения Пушкина на историческую тематику, выявить общие принципы их написания | Сообщение об А.С.Пушкине | |
11 | Историческая основа повести «Капитанская дочка» | 1 | комбинированный | групповая | Выявить принцип историзма как основной в «Капитанской дочке», сопоставление текста из «Капитанской дочки» с отрывками из «Истории Пугачева». | Читать повесть «Капитанская дочка» | |
12 | Образ Гринева, его роль в произведении | 1 | Поисковый | групповая | Знакомство с элементами анализа литературного героя, определение роли образа Гринева в повести | Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым | |
13 | Четыре встречи Пугачева и Гринева | 1 | поисковый | групповая | Сопоставление двух главных героев повести | Сопоставить героев повести | |
14 | Сопоставительный анализ героев повести | 1 | поисковый | групповая | Сопоставление различных героев повести | Выписать отношение Пушкина к бунту | |
15 | Отношение автора к Пугачеву | 1 | комбинированный | коллективная | Выявление отношения автора к Пугачеву и народному восстанию. Роль эпиграфа | Проанализировать образ Маши | |
16 | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота | 1 | поисковый | групповая | Отработка навыков анализа литературного героя, раскрыть смысл названия повести | Художественный пересказ описания метели | |
17 | Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | «комбинированный | коллективная | Выявить художественные особенности повести «Капитанская дочка» | Подготовиться к сочинению | |
18-19 | Р/РОбучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество М.Ю.Лермонтова | 5+1+2 | ||||||
20 | Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Дать представление о формировании трагического мироощущения М.Ю,Лермонтова | Подготовить рассказ о биографии М.Ю,Лермонтова | |
21 | Одиночество-лейтмотив поэзии М.Ю.Лермонтова | 1 | комбинированный | коллективная | Закрепление полученных ранее навыков по анализу лирического стихотворения | Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова | |
22 | История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла. | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия, объяснить роль эпиграфа | Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя | |
23 | Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | поисковый | групповая | Знакомство с анализом романтического героя, закрепление основных навыков анализа литературного героя | Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию | |
24 | Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта поэмы | 1 | поисковый | групповая | Дать представление об образах-символах, закрепить знания о композиции и конфликте художественного произв. | Выучить наизусть отрывок из поэмы | |
25 | в/ч.Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Знакомство с текстом поэмы «Демон» | Подготовиться к сочинению | |
26-27 | р/р. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 2 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество Н.В.Гоголя | 6+1+2 | ||||||
28 | Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с основными фактами биографии Н.В.Гоголя, историей создания комедии «Ревизор» | Подготовить рассказ о биографии писателя, прочитать 1 действие комедии | |
29 | Знакомство с афишей комедии «Ревизор» | 1 | комбинированный | коллективная | Дать первоначальное представление о комедии «Ревизор» | Прочитать комедию, выписать отличительные черты чиновников | |
30 | Чиновники города N | 1 | поисковый | групповая | Сформировать навыки самостоятельного анализа образов чиновников, научить внимательному отношению к деталям гоголевского текста | Дать письменную характеристику Хлестекова | |
31 | Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина» | 1 | комбинированный | коллективная | Отработать навык анализа литературного героя, выявить средства типизации | Найти в комедии основные этапы сюжета | |
32 | Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Работа с литературоведческими понятиями, отработка навыков определения основных этапов сюжета | Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии | |
33 | Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы» | 1 | поисковый | групповая | Дать представление о художественных особенностях комедии, выявить характер смешного | Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Женитьба» | |
34 | в/ч.Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Женитьба» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Знакомство с текстом комедии «Женитьба», расширение представления учащихся о творчестве писателя | Подготовиться к сочинению | |
35-36 | р/р.Обучающее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 2 | Объяснительно-иллюстративная | коллективная | Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество И.С.Тургенева | 4+1 | ||||||
37 | Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася» | 1 | Объяснительно-иллюстративная | коллективная | Знакомство учащихся с личностью И.С.Тургенева, с историей создания повести «Ася» | Прочитать повесть «Ася» | |
38 | Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н. | 1 | поисковый | групповая | Отработка навыка анализа литературного героя | Устный рассказ о главной героине | |
39 | Образ Аси в повести И.С.Тургенева | 1 | поисковый | групповая | Отработка навыков анализа литературного героя | Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении | |
40 | Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство учащихся с художественными особенностями повести, с различной интерпретацией повести в критике | Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь» | |
41 | в/ч. Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Знакомство с текстом повести «Первая любовь». | Творческая работа на тему: «Тема любви в творчестве Тургенева | |
Л.Н.Толстой | 3+1+1 | ||||||
42 | Л.Н.Толстой. Семейные традиции. Род Толстых | 1 | комбинированный | коллективная | Познакомить учащихся с известными предками Л.Н.Толстого, вспомнить изученные ранее произведения писателя | Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя | |
43 | в/ч.Севастопольские рассказы». Отношение Толстого к войне | 1 | Работа с текстом | коллективная | Расширить представление учащихся о творчестве писателя, раскрыть отношение автора к войне и насилию | Прочитать рассказ Л.Толстого « После бала» | |
44 | История создания рассказа «После бала». Особенности жанра. | 1 | Урок усвоения новых знаний | коллективная | Познакомить учащихся с историей создания рассказа, выявить особенности жанра произведения | Проанализировать поведение полковника на балу и после бала | |
45 | Особенности композиции рассказа. Полковник на балу и после бала. | 1 | комбинированный | коллективная | Выявить основные особенности композиции рассказа, отработать навык анализа литературного героя | Составить сложный план сочинения | |
46 | р/р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество М.Горького | 2+1 | ||||||
47 | Романтическое восприятие жизни М.Горьким. «Песня о Соколе» как романтическое произведение | 1 | Урок усвоения новых знаний | коллективная | Дать первоначальные представления об особенностях формирования романтического восприятия М.Горького | Подготовить художественный пересказ «Песни о Соколе» | |
48 | «Песня о Соколе» как притча о смысле жизни | 1 | поисковый | групповая | Выявление основных художественных особенностей «Песни о Соколе» | Прочитать рассказ «Старуха Изергиль» | |
49 | в/ч.Знакомство с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Расширение представлений о романтическом творчестве М.Горького | Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького | |
Творчество А.Грина | 2+1 | ||||||
50 | А.Грин- человек романтической мечты | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Познакомить учащихся с личностью А.Грина, с особенностями его творчества | Прочитать рассказ А.Грина «Зеленая лампа» | |
51 | Анализ проблематики рассказа А.Грина «Зеленая лампа» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Дать основные представления о проблематике и сюжете рассказа А.Грина «Зеленая лампа» | Прочитать феерию А.Грина «Алые паруса» | |
52 | в/ч. Феерия А.Грина «Алые паруса» | 1 | комбинированный | коллективная | Расширить представление учащихся о творчестве А.Грина, познакомить с особенностями проблематики произведения | Творческая работа на тему: «Роль мечты в понравившемся произведении А.Грина» | |
Творчество А.Т.Твардовского | 3+1 | ||||||
53 | Судьба А Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Теркин» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Дать основные представления о деятельности А.Твардовского в годы войны, познакомить с историей создания поэмы «Василий Теркин» | Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны, прочитать поэму «Василий Теркин» | |
54 | Особенности композиции поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Работа с текстом | групповая | Отработать навык анализа композиции поэмы | Письменная характеристика главного героя поэмы | |
55 | Анализ образа главного героя поэмы «Василий Теркин» | 1 | поисковая | групповая | Отработка навыка анализа литературного героя | Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина | |
56 | р/р. Обучающее сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Объяснительно-иллюстративная | коллективная | Отработка навыков написания сочинения на литературную тему | Дописать сочинение | |
Творчество К.Г.Паустовского | 3+5 | ||||||
57 | К.Г.Паустовский-мастер художественного слова | 1 | Обучающая лекция | коллективная | Знакомство с личностью К.Паустовского, обучение конспектированию лекции | Прочитать рассказ «Телеграмма» | |
58 | Особенности проблематики рассказа «Телеграмма» | 1 | Проблемное изложение материала | групповая | Выявить особенности проблематики рассказа «Телеграмма» | Дать подробную характеристику одному из героев рассказа | |
59 | Система образов рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» | 1 | поисковый | групповая | Проанализировать систему образов рассказа | Продумать план сочинения на тему : «Тема «отцов и детей» в рассказе Паустовского «Телеграмма» | |
60-61 | р/р.Обучающее сочинение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | 2 | объяснительный | коллективная | Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество Н.М.Рубцова | 2 | ||||||
62 | Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества | 1 | комбинированный | коллективная | Дать основные представления о личности Н.Рубцова, определить основные мотивы творчества поэта | Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта | |
63 | Художественные особенности поэзии Н.Рубцова | 1 | поисковый | групповая | Выявить художественные особенности поэзии Н Рубцова | Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова | |
64-65 | р/р.Контрольное сочинение по изученному материалу | 2 | Закрепление полученных знаний | Индивидуальная | Проверка навыков написания сочинения на литературную тему | Сообщение об У.Шекспире | |
Зарубежная литература | 3 | ||||||
66-67 | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» | 2 | комбинированный | Коллективная, групповая | Расширить представление учащихся о мировом литературном процессе, знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта» | Выучить понравившийся отрывок из трагедии | |
68 | Дж.Г.Байрон. Романтические произведения | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с романтической поэзией Дж.Г.Байрона | ||
69-70 | Резервные уроки | 2 |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (5 класс)
«Что за прелесть эти сказки…»
Пояснительная записка
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Факультативный курс «Что за прелесть эти сказки…» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
- улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
- соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи факультативного курса:
-познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Программа факультативного курса «В мире волшебной сказки» состоит из 5 разделов.
Раздел 1.
Сказочные секреты. (8ч)
Введение. Цели и задачи курса. (1ч)
Классификация сказок. (1ч)
Истоки народных и авторских сказок. (1ч)
Герои сказок. (1ч)
Признаки сказки. (1ч)
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». (1ч)
Законы волшебной сказки. (На примере чтения и анализа сказки «Два Ивана – солдатских сына»). (2ч)
Раздел 2.
Волшебство народных сказок. (3ч)
Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира.
Раздел 3.
«Что за прелесть эти сказки…» (3ч)
Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок:
народные сказки «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» и сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».
Раздел 4.
Авторские сказки. (14ч)
Отличие авторской сказки от народной. (1ч)
Великие сказочники: Г.Х.Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро. (3ч)
Русские сказочники: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2ч), А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (2ч), А.Н. Толстой «Сорочьи сказки» (1ч), К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (2ч).
Современные сказочники: Л. Сидорова «Загадки времён года», С. Голубева «Серебряная подкова», «Волшебные узоры». (3ч)
Раздел 5.
«Жизнь» волшебной сказки. (6ч)
О чём может рассказать обложка книги со сказками? (1ч)
Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах, музыке, в иллюстрациях к сказкам). (3ч)
Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок» (2ч)
Литература
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
- Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
- Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
- Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
Интернет-ресурсы
- http://www.school-litra.ru/
- Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
- http://pushkin.niv.ru/
- http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)
- http://skazka.ucoz.ru/
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ (ГИА) по русскому языку
9-й класс
(программа элективного курса).
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю
Пояснительная записка
Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ. Спецкурс построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
№ | Содержание занятия | Количество часов |
1-ая часть: подготовка к написанию изложения. |
| |
1 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа. | 1 |
2 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 |
3 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | 1 |
4 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа. | 1 |
5 | Контрольная работа. № 1. Изложение | 2 |
2-ая часть: подготовка к выполнению тестовых заданий. |
| |
6 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа. | 1 |
7 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа. | 1 |
8 | Правописание корней слов. Практическая работа. | 1 |
9 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа. | 2 |
10 | Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение Практическая работа. | 1 |
11 | Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа. | 1 |
12 | Правописание –Н-, -НН- в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа. | 1 |
13 | Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа. | 1 |
14 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа. | 1 |
15 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа. | 1 |
16 | Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) | 1 |
17 | Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности. | 1 |
18 | Контрольная работа № 2. Тест | 1 |
3-я часть: подготовка к сочинению-рассуждению. |
| |
19 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа. | 2 |
20 | Позиция автор. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа. | 1 |
21 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа. | 2 |
22 | Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного. | 2 |
23 | 6 | |
24 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...