Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Коняева Светлана Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. Планирование составлено  в соответствии  с Программой по русскому языку  под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе (68 часов).

Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 2-х частях / [авт.-сост.:                      М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Домашнее задание

Примечание

1

I часть учеб

ника

Введение. «Книга – твой друг».

О художественной литературе и чтении.

Вводный урок

1

Проект «Путешествие в Книгоград» на

стр. 6-7 (по вариантам).

Проверка будет осуществляться еженедельно

2

Мифы. Мифы Древнего Египта.  «Путешествие Солнечной ладьи».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 13

Проиллюстрировать понравившийся сюжет

3

Мифы Древней Греции. "Олимп". "Ночь, луна, заря и солнце".

Урок изучения нового материала

1

С. 14-18, подготовиться к пересказу.

3

"Орфей и Эвридика". "Пигмалион".

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовиться к пересказу

Проиллюстрировать понравившийся сюжет

4

"Подвиги Геракла" ("Рождение героя", "Выбор пути", "Геракл освобождает Прометея").

Урок комплексного применения знаний

1

Вопросы и задания на с. 31-32. Пересказ мифа, найденного самостоятельно.

Найти значение крылатых слов и выражений

5

Урок внеклассного чтения. Мифы Древней Греции.

Урок комплексного применения знаний

1

6

Гомер. О бессмертном поэте древности. "Одиссея" (отрывок из IX песни поэмы).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 43

Чтение по лицам отрывка

7

Мифы древних славян. 

Персонажи славянских мифов.

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 48.

Изображение мифологических персонажей древних славян (№4).

8

Устное народное творчество. Понятие об УНТ. Сказки. Сказка и миф.

Урок изучения нового материала

1

№4, №5 на с. 53. Прочитать египетскую сказку «Коршун и кошка» и русскую «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», подгот. к пересказу.

Иллюстрирование по желанию.

9

Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки.

Урок изучения нового материала

1

С. 58-64, выучить теорию

10

Виды сказок. Волшебные сказки. (Показ иллюстраций к волшебным сказкам). Сказка "Белая уточка".

Урок изучения нового материала

1

С. 64-67 – выучить теорию, подготовиться к внекл. чтению сказки "Царевна-лягушка".

Учащиеся учатся рассказывать сказку.

11

Поразмышляем над самостоятельно прочитанной сказкой "Царевна-лягушка". Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения).

Урок комплексного применения знаний

1

Сочини продолжение сказки, с. 72-73.

Р/Р

12

О легенде и предании. Предания "О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Про Никитушку Ломова".

Урок изучения нового материала

1

С. 73-74 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 77.

Р/Р

13

Загадки.

Урок изучения нового материала

1

С. 77-80 – выучить теорию. Попробуйте сочинить загадку (с. 82-83).

Р/Р

14

Пословицы и поговорки.

 Урок изучения нового материала

1

С. 83-85 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 89-90.  Запись пословиц на любую интересную тему (тематический подбор пословиц).

Объяснить  и проиллюстрировать пословицы.

Иллюстрирование (межпредметная связь).

15

Пословицы и поговорки народов мира. Соколов В. "Пословица". Итоги изучения малых жанров фольклора.

Урок комплексного применения знаний

1

Выполнить задания на с. 92-93.

Творческое задание: сочинить рассказ по пословице(выполняется на уроке).

16

На весёлой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. Комедия "Петрушка Уксусов". Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать комедию «Петрушка Уксусов». Вопросы №1-№4. Ученики готовятся к кукольному спектаклю (с. 103), разыгрывается действие по свободному выбору. Кукол делают группами.

Термины: драматическое произведение или пьеса, комедия.

17

!!!

Кукольный спектакль "Петрушка Уксусов". 

(Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовиться к выставке творческих работ (с. 104) по разделу «Устное народное творчество»

(индивидуальные задания).

Выставка проходит по плану

(с. 104) на внеклассном занятии.

18

II часть учеб

ника

Сказочные события и герои в литературе.

Литературные сказки.

Урок изучения нового

1

II часть учеб

ника

Вопросы и задания на с. 7-9.

Выучить термин «литературная сказка».

Подгот. к викторине (с. 7-9).

19

Пушкин А. С. (1799-1837). О поэме "Руслан и Людмила". "Пролог"(«У лукоморья дуб зелёный…).

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть вступление к поэме («У лукоморья дуб зелёный…) (№ 3, с. 25).

Термины: поэма, пролог, эпилог. 

20,

21

 Р/Р

"Руслан и Людмила" (отрывки из поэмы).  Учимся читать выразительно (с. 27-28).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (Песнь пятая).

Урок изучения нового материала

Урок  развития речи

1

1

Вопросы и задания на с. 26-27.

Выучить наизусть Песнь пятую (с. 21-25). Отрывок распределяется на несколько человек или на класс (ученики показывают умение читать выразительно).

Нарисовать иллюстрации к прологу поэмы.

Объяснение значений непонятных слов.

22

О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 32-33.

23

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875).

1

Прочитать текст на с. 33-39; вопросы и задания на с. 39.

Вспомнить сказки Андерсона.

24,

25,

26.

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Приключения в семи сказках. 

Победа самоотверженной любви и дружбы над рассудочностью (преобладание рассудка над чувством) и эгоизмом в сказке «Снежная королева».

Выражение авторского отношения к героям в их портретах (по сказке «Снежная королева»).

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Урок комплексного применения знаний

1

1   = 3

1

Вопросы и задания на с.68-70

Словарные слова:

добро, зло, красота, гармония.

27

Х. К. Андерсен. Сказка "Истинная правда" (урок внеклассного чтения).

Урок комплексного применения знаний

1

Вопросы и задания на С. 72.

Перечитать сказки Андерсона.

Устные высказывания, участие в диалоге.

28

СКАЗКИ О ГОНИМОЙ ПАДЧЕРИЦЕ.

Шварц Е. Л. Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург (О Шварце Е. Л.). Шарль Перро "Золушка". 

Урок изучения нового материала

1

Прочитать сценарий кинокомедии Е.Л. Шварца «Золушка», с. 83-109 (к следующему уроку прочитать до с. 93).

Кино-

сценарий Шварца «Золушка».

29

Шварц Е. Л. Кинокомедия "Золушка".

Урок изучения нового материала

1

Дочитать кинокомедию Е.Л. Шварца «Золушка» до конца (с. 109). Чтение по ролям.

30

Шварц Е. Л. Кинокомедия "Золушка" (продолжение).

Урок закрепления знаний

1

Вопросы и задания на

с. 109.

Показ фрагмента из кинофильма

31

Шварц Е. Л. Музыкальная кинокомедия "Золушка" (продолжение).

О пьесе и театре (с. 110).

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовка к спектаклю «Золушка» (отрывок из киносценария        Е.Л. Шварца «Золушка»). Рекомендации на    с. 111.  Репетиции проводятся во внеклассное время.

Словарные слова: ремарка, действующее лицо, драматург.

Индивидуальные задания

32

!!!

Р/Р

Показ спектакля «Золушка». (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

О читательском дневнике (с. 111-112).

Урок развития речи

1

Прочитать статью «О читательском дневнике»

(с. 111-112).

Написать отзыв о прочитанном произведении (темы на стр. 113).

Развитие речи учащихся.

33

Павел Петрович Бажов (1879-1950). Путь писателя к сказу. Сказ «Каменный цветок».

Урок изучения нового материала

1

Дочитать сказ до конца.

34

П.П. Бажов «Каменный цветок». Воплощение в сказке народных представлений о любви, добре и справедливости. Своеобразие языка сказа.  

Урок закрепления знаний

1

Прочитать два других сказа: «Горный мастер», «Хрупкая веточка» (произведения взять в библиотеке). Вопросы и задания на     стр. 131.

35

Бажов П. П. "Горный мастер", "Хрупкая веточка".

Урок внеклассного чтения

1

Вопросы и задания на     стр. 131.

36

Литературные сказки. Об отличии литературной сказки от сказки народной. Итоговый урок.

Урок комплексного применения знаний

1

Проекты по разделу «Сказочные события и герои в литературе» (с.134-135).

Назначается день проверки.

Индивидуальные задания.

Формы проектов: малая конференция, викторина, спектакль.

Темы в уч. сформулированы.

37

Басни.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844). «Звери мои за меня говорят».

Басня «Волк на псарне».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на стр. 143, 145.

38

Басни Крылова И. А. "Демьянова уха", "Квартет", "Волк и Ягненок".

Готовясь к радиоспектаклю.

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть басню "Квартет" (с. 148-149).

39

Басни Эзопа. Басня "Лисица и виноград" в пересказе Л. Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И.А. Крылова. 

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "БАСНИ"

Чтение басни наизусть.

Урок развития речи

1

ПРОЕКТЫ ПО РАЗДЕЛУ «БАСНИ» (стр. 155-156 учебника). Выберите один из проектов: оформление афиши, сочинение басни.

Сочинение. Придумываем басню.

40

III часть учеб

ника

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

М.Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. "Бородино".

Урок изучения нового материала

1

III часть учеб

ника

Подготовиться к выразительному чтению наизусть.

Объяснение значений непонятных слов.

41

"Бородино". Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения.

Бородино". "Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…". Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года.

Чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Урок изучения нового материала

1

Выучить термины на с. 10-12: эпитет, сравнение, тема, идея.

Словарные слова: Эпитет, сравнение, метафора, звукопись, диалог, монолог, риторическое восклицание, авторская позиция

42

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Поэт из народа. Стихотворение "Косарь". Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся.

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к выразительному чтению.

43

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Верность "Аннибаловой клятве".

"Муму". Главы 1 и 2 (стр. 21-33).

Урок изучения нового материала

1

Прочитать 3 и 4 главы (стр. 33-39), составить 4 вопроса к прочитанным главам.

Вопросы и задания к гл. 1, 2, на с. 49-50 (в классе). Пересказы эпизодов (по выбору)

44

И.С. Тургенев. Рассказ "Муму" (продолжение).

Главы 5, 6, 7 (стр. 39-49).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на стр. 50-51.

45

Соч.

РР Классное сочинение по предложенным темам на стр. 51.

Урок развития речи

1

Прочитать статью на стр. 51-54, ответить на вопросы.

46

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Из воспоминаний внука Толстого Л. Н. "Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил". Из истории рассказа "Кавказский пленник".

Рассказ "Кавказский пленник" (быль). 

Глава 1.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать 2-6 главы.

Объяснение значений непонятных слов.

47

Толстой Л.Н. "Кавказский пленник" (быль). Главы 2-6.

Урок изучения нового материала

1

Творческое задание на стр. 83.

48

О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья (с. 84-86).

Урок изучения нового материала

1

Выучить термины: эпизод, сюжет, экспозиция, конфликт, завязка сюжета, развитие событий, кульминация, развязка, финал.

49

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В. П., однополчанина Гаршина В. М.

Рассказ "Сигнал" (с. 90-98).

Урок изучения нового материала

1

Прочитать рассказ «Сигнал», ответить на вопросы на стр. 99.

Чтение по ролям.

50

В.М. Гаршин "Сигнал". Анализ рассказа. Причина разного отношения героев к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия.

Урок закрепления знаний

1

Подготовить краткий пересказ.

51

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919).

О жизни писателя. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. Рассказ "Кусака".

Урок изучения нового материала

1

Прочитать рассказ «Кусака» (с. 104-111), ответить на вопросы на стр. 111-112.

52

Кусака в мире людей (анализ рассказа "Кусака"). Роль пейзажа в рассказе.

Урок закрепления знаний

1

Сочинить продолжение рассказа,

(задание на стр. 112).

53

Александр Иванович Куприн (1870-1938).

Судьба писателя. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А.И. Куприна Ксении.

Рассказ "Белый пудель"

Урок изучения нового материала

1

Дочитать рассказ "Белый пудель" (с. 117 -151).  Вопросы № 1, № 2.

54

А.И. Куприн. "Белый пудель".

Сюжет и конфликт рассказа.

Урок закрепления знаний

1

Вопросы № 3-№ 6.

55

А.И. Куприн.  "Белый пудель". Характеры персонажей.

Урок закрепления знаний

1

Вопросы № 7-№ 8.

Характеристика персонажа

А.И. Куприн. "Белый пудель". Пейзаж в рассказе.

Рассказы А.И. Куприна о детях.

Урок закрепления знаний

1

Подготовиться к выразительному чтению отрывка.

Повторить все изученные термины.

56

IV часть учеб

ника

ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ

Пушкин А. С. Стихотворение "Обвал".

Урок изучения нового материала

1

IV часть учеб

ника

Вопросы и задания на с. 6.

57

Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Стихотворения

"Как хорошо ты, о море ночное…" и "Есть в осени первоначальной…".

Урок изучения нового материала

1

Одно из стихотворений Тютчева выучить наизусть и научиться выразительно читать.

58

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).

Стихотворения "Пейзаж", "Ласточки".

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 12.

59

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). Стихотворение "Где б я ни странствовал".

Николай Иванович Рыленков (1909-1969). Стихотворение "Все в тающей дымке". 

Урок изучения нового материала

1

Задания по выбору:

1. Выучите наизусть понравившееся  стихотворение о природе.

2. Словесное рисование картин природы (задание на с. 15).

60

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Певец Мещёры. "Мещерская сторона". Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерки "Обыкновенная земля" (с. 18-19), "Мшары",  (с. 20-24), "Леса" (с. 25-27).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания после каждого очерка.

Выучить термин очерк.

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.

61

К.Г. Паустовский. Очерки "Луга" (с. 28-30), "Мой дом" (с. 30-32), "Бескорыстие"        (с. 32-33).

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к выразительному чтению.

62

Евгений Иванович Носов (1925-2002). "Это и называется у нас - Человек". Рассказы

"Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась",

«Как патефон петуха от смерти спас»      (с. 35-45). 

Урок изучения нового материала

1

Написать сочинение о животных (задание на с. 45).

63

«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..»

Стихи о Великой Отечественной войне (Константин Симонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Муса Джалиль, Сергей Орлов, Расул Гамзатов,

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (задание на с. 58).

64

Василий Макарович Шукшин (1929-1974). Рассказ "Жатва".

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к беседе по рассказу.

Вопрос № 5 на с. 65.

Устные высказывания, участие в диалоге.

65

РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ

Юрий Павлович Казаков (1927-1982). Путь в литературу. 

Рассказ "Тихое утро" (с. 68-80).

Урок изучения нового материала

1

Дочитать рассказ «Тихое утро».

Вопросы и задания на с. 80.

66

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). "Правда факта и слово художника". Рассказ "Мститель".

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 88.

67

Рэй Дуглас Брэдбери (род. в 1920 г.). "Многогранный талант". 

Рассказ "Мальчик-невидимка" (с. 89-99).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 99-100.

68

О рассказе. Теоретико-литературная статья.

Итоговый урок.

Проверка техники чтения.

Урок изучения нового материала

1

Взять список книг для чтения летом.

Термины: рассказ, сюжет.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по  литературе (6 класс)

         № п/п

Тема урока

Тип урока

Дата

1

О главном в литературе. Размышляя над прочитанным.

Вводный

2

О книге и чтении.

Урок комплексного применения знаний

3

УНТ. О былине и ее героях.

Урок изучения нового материала

4

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О построении и языке былин.

Урок изучения нового материала

5

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О построении и языке былин.

Урок закрепления

6

Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».

Урок изучения нового материала

7

Письменная литература Древней Руси. «Слово о погибели Русской земли».

Урок изучения нового материала

8

«Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Изображение былинного героя.

Урок изучения нового материала

9

Баллады. В.А.Жуковский. «Лесной царь». Связь баллады с УНТ.

Урок изучения нового материала

10

В.А.Жуковский. «Перчатка». Нравственный смысл баллады.

Урок изучения нового материала

11

О рифме и строфе. Л.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут»

Урок изучения нового материала

12

Внеклассное чтение. Анекдоты о Ходже Насреддине.

Урок изучения нового материала

13

А.С.Пушкин. О поэте. Пушкин на юге.

Урок изучения нового материала

14

«Песнь о вещем Олеге». Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

Урок изучения нового материала

15

Как учить стихи наизусть. Звучащая поэтическая антология.

Урок закрепления

16

«Зимнее утро». Контрастные картины природы.

Урок изучения нового материала

17

«Няне». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.

Урок изучения нового материала

18

А.С.Пушкин. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом.

Урок изучения нового материала

19

Роль Маши в судьбе благородного разбойника.

Урок закрепления

20

Изображение крестьянского бунта в романе.

Урок закрепления

21

Мастерство автора в создании характеров.

Урок закрепления

22

Мастерство Пушкина в создании пейзажа.

Урок комплексного применения знаний

23

Мастерство Пушкина в построении романа.

Урок комплексного применения знаний

24

Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок развития речи

25

М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус». Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

Урок изучения нового материала

26

«Тучи». «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.

Урок изучения нового материала

27

О стихотворных размерах.

Урок изучения нового материала

28

Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».

Урок изучения нового материала

29

Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».

Урок изучения нового материала

30

Внеклассное чтение. О второй части книги. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Урок изучения нового материала

31

Внеклассное чтение. Роберт Стивенсон. «Сатанинская бутылка». Смысл названия произведения.

Урок изучения нового материала

32

С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Об описаниях.

Урок изучения нового материала

33

Р.Р. Попробуй сочинить.

Урок развития речи

34

Родное. Страницы поэзии. Н.Огарев. А.К.Толстой. А.А.Фет.

Урок комплексного применения знаний

35

Родное. Страницы поэзии. И.С.Никитин. А.Н.Плещеев. И.Суриков.

Урок комплексного применения знаний

36

Р.Р. Отзыв о стихотворении.

Урок развития речи

37

К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа.

Урок изучения нового материала

38

Р.Р. Попробуй сочинить.

Урок развития речи

39

А.П.Чехов. О писателе.

Урок изучения нового материала

40

О смешном в художественном произведении.

Урок изучения нового материала

41

«Толстый и тонкий». Юмор и сатира.

Урок изучения нового материала

42

«Смерть чиновника». «Пересолил». Приемы создания комического эффекта.

Урок изучения нового материала

43

В.Г.Короленко. О писателе. Короленко – публицист. Из воспоминаний об отце.

Урок изучения нового материала

44

«Дети подземелья». Автор и рассказчик в повести.

Урок изучения нового материала

45

Особенности повествования ( от первого лица).

Урок закрепления

46

Портрет литературного героя.

Урок закрепления

47

Значение дружбы в жизни героев, их нравственное взросление.

Урок закрепления

48

Р.Р. Портрет литературного героя. Попробуй сочинить.

Урок развития речи

49

Н.Д.Телешов. О писателе. «Домой».

Урок изучения нового материала

50

«Домой». Обстоятельства и поступки.

Урок закрепления

51

«Домой». Герой в ситуации нравственного выбора.

Урок закрепления

52

Р.Р. Попробуй сочинить.

Урок развития речи

53

М.М.Пришвин. писатель о себе.

Урок изучения нового материала

54

«Кладовая солнца». Жанр сказки-были.

Урок изучения нового материала

55

«Кладовая солнца». О пейзаже.

Урок закрепления

56

Тропинки Насти и Митраши. Роль Антипыча и Травки.

Урок закрепления

57

Смысл названия произведения «Кладовая солнца».

Урок комплексного применения знаний

58

Р.Р. Сочинение по произведению «Кладовая солнца».

Урок развития речи

59

Р.Р. Сочинение по произведению «Кладовая солнца».

Урок развития речи

60

В.Распутин. О писателе. «Уроки французского».

Урок изучения нового материала

61

Уроки доброты и милосердия ( по рассказу «Уроки французского».)

Урок закрепления

62

Р.Р. Сочинение по рассказу В.Распутина «Уроки французского».

Урок развития речи

63

Ю.Нагибин. «Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе.

Урок изучения нового материала

64

Страницы поэзии. «Знай, человек, что ты не царь природы, а только сын ее…»

Урок изучения нового материала

65

Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм».

Урок изучения нового материала

66

Фантастический мир А.Беляева. «Мистер Смех».

Урок изучения нового материала

67

Внеклассное чтение. Книги А.Беляева «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».

Урок комплексного применения знаний

68

Р.Р. Книга – друг. Отзыв о книге. Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи

69

Повторение изученного в 6 классе.

Урок систематизации и обобщения

70

Резервный урок.



Предварительный просмотр:

                                                            Календарно-тематическое планирование по литературе (7)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Дата

1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе

Урок изучения нового материала

Составить план статьи учебника

2

Введение. Роды и жанры литературы

Урок комплексного применения знаний

Составить схему (по статье учебника), проиллюстрировать своими примерами

3

Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Песня про купца…»

Урок изучения нового материала

Рассказ об Иване Грозном и его времени

4

Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы

Урок изучения нового материала

Чтение и разбор второй главы поэмы

5

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным. Сила и цельность характера Калашникова

Урок закрепления знаний

Выписать слова, характеризующие героев

6

Поэма Лермонтова и УНТ. Оценка персонажей с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция, язык, ритмика

Урок комплексного применения знаний

Подготовиться к сочинению

7

Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца…»

Развитие речи

8

Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца…»

Развитие речи

9

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады

Урок изучения нового материала

Найти сходство и различие в изображении И.Грозного у Лермонтова и Толстого

10

А.К.Толстой. «Василий Шибанов».Роль заглавного героя

Урок закрепления знаний

Письменно ответить на вопрос: «Значение «Песни…» Лермонтова и баллады Толстого для наших современников»

11

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи

Урок изучения нового материала

Сообщение о Запорожской Сечи

12

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи

Урок изучения нового материала

Пересказ отрывков из гл.2-4

13

Остап и Андрий. Понятие о литературном характере

Урок изучения нового материала

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

14

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем

Урок закрепления знаний

Выучить наизусть речь Тараса о товариществе

15

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»

Урок закрепления знаний

Задания 1,2 из раздела «Вернемся к прочитанному»

16

Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ

Урок комплексного применения знаний

Подбор материалов к сочинению

17

Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Развитие речи

18

Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Развитие речи

Подготовиться к внекл.чтению

19

Урок самостоятельного чтения. Н.В.Гоголь. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальные задания по биографии Пушкина

20

А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта

Урок изучения нового материала

Читать поэму, задание 1

21

Поэма как жанр. «Полтава». Историческая основа, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме

Урок изучения нового материала

Ответить на вопросы после статьи «О поэме»

22

Трагические судьбы героев поэмы (Кочубей, Мария, Искра)

Урок закрепления знаний

Устный рассказ о герое

23

Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра I  и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела. Осуждение коварства и предательства

Урок комплексного применения знаний

Отрывок выучить наизусть (14 задание)

24

Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Метафора

Урок комплексного применения знаний

Подготовиться к внеклассному чтению

25

Урок самостоятельного чтения. А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого»

Урок комплексного применения знаний

Статья «Зачем читателю нужны знания по истории» и вопросы к ней

26

Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот»

Урок изучения нового материала

Дочитать рассказ

27

«Человек на часах». Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования

Урок закрепления знаний

Задания 8-10

28

Урок самостоятельного чтения. И.С.Никитин. «Русь»

Урок комплексного применения знаний

Выучить отрывок наизусть

29

Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения

Урок изучения нового материала

Составить цитатный план стихотворения

30

Гнетущие картины подневольного труда

Урок закрепления знаний

Отрывок выучить наизусть

31

Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор; пейзаж. Значение эпиграфа

Урок комплексного применения знаний

Вопросы 11-14, подготовиться к внекл. Чтению

32

Урок самостоятельного чтения. Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «Дедушка»

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальные задания по биографии Тургенева

33

И.С.Тургенев. Факты биографии, связанные с «Записками охотника». «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей

Урок изучения нового материала

Пересказ эпизодов, вопросы 4-7

34

Сложность и противоречивость натуры Бирюка. Значение художественных деталей. Роль рассказчика в повествовании

Урок закрепления знаний

Письменный ответ на вопрос: «В чем драма Бирюка?»

35

РР И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Подготовка к домашнему сочинению

Комбинированный урок

Выучить наизусть

36

Сведения о жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик…» Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск

Урок изучения нового материала

Цитатный план «Повести…», вопросы 3-8

37

Противопоставление генералов и мужика, осуждение рабской покорности

Урок комплексного применения знаний

Статья учебника «Щедрин как сатирик», вопросы в разделе «Подумай и ответь»

38

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

Письменный ответ : «Чем близки в отношении к народу Некрасов и Щедрин?»

39

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. «На мельнице». Значимость фамилии главного персонажа. Роль художественной детали

Урок изучения нового материала

Задания 1-5

40

«Хамелеон». Значение диалога и художественной детали. Смешное и грустное в рассказе

Урок изучения нового материала

Устные ответы по вопросам хрестоматии

41

Смысл рассказа «Хамелеон». Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции

Урок закрепления знаний

Подготовиться к внеклассному чтению

42

Урок самостоятельного чтения. А.П.Чехов. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник»

Урок комплексного применения знаний

Какие рассказы Чехова относятся к юмористическим, какие – к сатирическим и почему?

43

Классное сочинение по рассказам А.П. Чехова

Развитие речи

44

Классное сочинение по рассказам А.П. Чехова

Развитие речи

45

Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии (Ф.Тютчев, А.Фет, Я.Полонский)

Развитие речи

Выучить наизусть

46

Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии (Ф.Тютчев, А.Фет, Я.Полонский)

Развитие речи

Выучить наизусть

47

Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Взаимоотношения детей и взрослых

Урок изучения нового материала

Пересказ понравившейся главы

48

Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя

Урок комплексного применения знаний

Сочинение-миниатюра «Памятный эпизод моего детства»

49

«Отрочество». Нравственный рост героя – основная тема повествования

Урок изучения нового материала

Пересказ понравившейся главы

50

Особенности построения повестей (рассказ от лица героя; изображение событий и оценка их взрослым рассказчиком)

Урок закрепления знаний

Задания 6, 7, подготовиться к сочинению

51

Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики». Характерные герои Достоевского

Урок изучения нового материала

Задания 1-3 ко всей повести

52

Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке

Урок закрепления знаний

Отбор фрагментов текста для характеристики героев

53

Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. Осуждение самомнения и самолюбования

Урок комплексного применения знаний

Задания 1,2 в разделе «Возвращаясь к прочитанному»

54

Тема становления человека в творчестве М.Горького. «Детство». Автобиографическая основа повести

Урок изучения нового материала

План 2 главы, вопросы 1-3

55

Дед Каширин. Яков  и Михаил. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни»

Урок закрепления знаний

Главы 3, 4, вопросы к ним

56

Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям

Урок закрепления знаний

Главы 4-7, пересказ

57

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров

Урок комплексного применения знаний

Главы 8-12, вопросы

58

Вера М.Горького в творческие силы народа

Урок комплексного применения знаний

Подготовиться к сочинению

59

Классное сочинение по повести М.Горького «Детство»

Развитие речи

60

Классное сочинение по повести М.Горького «Детство»

Развитие речи

Подготовиться к внеклассному чтению

61

Урок самостоятельного чтения. В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»

Урок комплексного применения знаний

Задание 1 раздела «Завершая раздел…»

62

Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан»)

Урок изучения нового материала

Вопросы 1-5 по группам

63

Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (А.Блок «Я никогда на понимал…», К.Бальмонт «Грусть»)

Урок изучения нового материала

Выучить наизусть

64

Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (К.Фофанов «Художник», «Уснули и трава, и волны»)

Урок изучения нового материала

Выучить наизусть

65

Мольер – великий комедиограф

Урок изучения нового материала

Читать комедию Мольера

66

Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве»

Урок комплексного применения знаний

Читать комедию Крылова

67

Крылов – драматург. Обзор содержания комедии «Урок дочкам»

Урок изучения нового материала

Задание под рубрикой «Возвращаясь к прочитанному»

68

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Жанры драмы. Комедия

Урок комплексного применения знаний

Читать рассказы Р.Брэдбери

69

Фантастика в литературе. Тема будущего. Р.Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко»

Урок изучения нового материала

Домашнее сочинение

70

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Список литературы для чтения летом



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе  (8 класс).

Из  расчета 2 часа в неделю(70 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма организации урока

Вид  деятельности учащихся

Содержание урока

Домашнее задание

Дата провед.

Введение

1

1

Литература-искусство слова

1

беседа

коллективная

Знакомство с особенностями литературы как вида искусства; понятие художественного образа

Письменный ответ на вопрос

Фольклор

3

2

Фольклор как отражение народного сознания. Лирические песни как жанр

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с тематикой, особенностями лирических песен

Сообщение по обрядовым песням

3

Обрядовые песни русского народа как разновидность лирической песни

1

Литературная композиция

групповая

Знакомство с особенностями обрядовых песен русского народа

Сообщение по историческим песням

4

Обрядовые песни, исторические песни

1

беседа

коллективная

Дать основные представления о тематике и проблематике исторических песен

Выучить наизусть песню по выбору

Житийная литература

4

5

Житие как жанр древнерусской литературы

1

комбинированный

коллективная

Основные признаки жития как жанра древнерусской литературы, особенности героя житийной литературы

конспект

6

Отрывки из произведения Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

1

Работа с текстом

коллективная

Комментированное чтение, работа со словарем литературоведческих терминов

Стр.54, вопр.1, 2

7

Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..»

1

Беседа, работа с текстом

коллективная

Особенности языка древнерусской литературы

Стр.55-56, пересказ

8

Традиции и новаторство в «Житие протопопа Аввакума, …»

1

Аналитическая беседа

коллективная

Подведение итогов работы над жанром жития, выявление новаторских черт в «Житие…»

Выразительное чтение

9

Роль поэта и назначение поэзии в стихотворении Державина «Памятник»

1

комбинированный

коллективная

Показать,  как изменилась  роль поэта в 18 веке по сравнению с древнерусской литературой, знакомство  со схемой анализа лирического стихотворения

Выучить наизусть стихотворение «Памятник»

А.С.Пушкина

8+2

10

История  России  в творчестве А.С.Пушк ина

1

Аналитическая беседа

коллективная

Вспомнить произведения Пушкина на историческую тематику, выявить общие принципы их написания

Сообщение об А.С.Пушкине

11

Историческая основа повести «Капитанская дочка»

1

комбинированный

групповая

Выявить принцип историзма как основной в «Капитанской дочке», сопоставление текста из «Капитанской дочки» с отрывками из «Истории Пугачева».

Читать повесть «Капитанская дочка»

12

Образ Гринева, его роль в произведении

1

Поисковый

групповая

Знакомство с элементами анализа литературного героя, определение роли  образа Гринева в повести

Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым

13

Четыре встречи Пугачева и Гринева

1

поисковый

групповая

Сопоставление двух главных героев повести

Сопоставить героев повести

14

Сопоставительный анализ героев повести

1

поисковый

групповая

Сопоставление различных героев повести

Выписать отношение Пушкина к бунту

15

Отношение автора к Пугачеву

1

комбинированный

коллективная

Выявление отношения автора к  Пугачеву и народному восстанию. Роль эпиграфа

Проанализировать образ  Маши

16

Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота

1

поисковый

групповая

Отработка навыков анализа литературного героя, раскрыть смысл названия повести

Художественный пересказ описания метели

17

Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

«комбинированный

коллективная

Выявить художественные особенности повести  «Капитанская дочка»

Подготовиться к сочинению

18-19

Р/РОбучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Дописать сочинение

Творчество М.Ю.Лермонтова

5+1+2

20

Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Дать представление о формировании трагического мироощущения М.Ю,Лермонтова

Подготовить рассказ о биографии М.Ю,Лермонтова

21

Одиночество-лейтмотив поэзии М.Ю.Лермонтова

1

комбинированный

коллективная

Закрепление полученных ранее навыков по анализу лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова

22

История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла.

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия, объяснить роль эпиграфа

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

23

Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

поисковый

групповая

Знакомство с анализом романтического героя, закрепление основных навыков анализа литературного героя

Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию

24

Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта поэмы

1

поисковый

групповая

Дать представление об образах-символах, закрепить знания о композиции и конфликте художественного  произв.

Выучить наизусть отрывок  из поэмы

25

в/ч.Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон»

1

Работа с текстом

коллективная

Знакомство с текстом поэмы «Демон»

Подготовиться к сочинению

26-27

р/р. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

2

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Дописать сочинение

Творчество Н.В.Гоголя

6+1+2

28

Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с основными фактами биографии Н.В.Гоголя, историей создания комедии «Ревизор»

Подготовить рассказ о биографии писателя, прочитать 1 действие комедии

29

Знакомство с афишей комедии «Ревизор»

1

комбинированный

коллективная

Дать первоначальное представление о комедии «Ревизор»

Прочитать комедию, выписать отличительные черты чиновников

30

Чиновники города N

1

поисковый

групповая

Сформировать навыки самостоятельного анализа образов чиновников, научить внимательному  отношению к деталям гоголевского текста

Дать письменную характеристику Хлестекова

31

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина»

1

комбинированный

коллективная

Отработать навык анализа литературного героя, выявить средства типизации

Найти в комедии основные этапы сюжета

32

Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета

1

Аналитическая беседа

коллективная

Работа с литературоведческими понятиями, отработка навыков определения основных этапов сюжета

Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии

33

Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы»

1

поисковый

групповая

Дать представление о художественных особенностях комедии, выявить характер смешного

Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Женитьба»

34

в/ч.Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Женитьба»

1

Работа с текстом

коллективная

Знакомство с текстом комедии «Женитьба», расширение представления учащихся о творчестве писателя

Подготовиться к сочинению

35-36

р/р.Обучающее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

2

Объяснительно-иллюстративная

коллективная

 Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Дописать сочинение

Творчество И.С.Тургенева

4+1

37

Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася»

1

Объяснительно-иллюстративная

коллективная

Знакомство учащихся с личностью И.С.Тургенева, с историей создания повести «Ася»

Прочитать повесть «Ася»

38

Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н.

1

поисковый

групповая

Отработка навыка анализа литературного героя

Устный рассказ о главной героине

39

Образ Аси в повести И.С.Тургенева

1

поисковый

групповая

Отработка навыков анализа литературного героя

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении

40

Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство учащихся с художественными особенностями повести, с различной интерпретацией повести в критике

Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь»

41

в/ч. Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь»

1

Работа с текстом

коллективная

Знакомство с текстом повести «Первая любовь».

Творческая работа на тему: «Тема любви в творчестве Тургенева

Л.Н.Толстой

3+1+1

42

Л.Н.Толстой. Семейные традиции. Род Толстых

1

комбинированный

коллективная

Познакомить учащихся с известными предками  Л.Н.Толстого, вспомнить изученные ранее произведения писателя

Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя

43

в/ч.Севастопольские рассказы». Отношение Толстого к войне

1

Работа с текстом

коллективная

Расширить представление учащихся о творчестве писателя, раскрыть отношение автора к войне и насилию

Прочитать рассказ Л.Толстого « После бала»

44

История создания рассказа «После бала». Особенности жанра.

1

Урок усвоения новых знаний

коллективная

Познакомить учащихся с историей создания рассказа, выявить особенности жанра произведения

Проанализировать поведение полковника на балу и после бала

45

Особенности композиции рассказа. Полковник на балу и после бала.

1

комбинированный

коллективная

Выявить основные особенности композиции рассказа, отработать навык анализа литературного героя

Составить сложный план сочинения

46

р/р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование

Дописать сочинение

Творчество М.Горького

2+1

47

Романтическое восприятие жизни М.Горьким. «Песня о Соколе» как романтическое произведение

1

Урок усвоения новых знаний

коллективная

Дать первоначальные представления об особенностях формирования романтического восприятия  М.Горького

Подготовить художественный пересказ  «Песни о Соколе»

48

«Песня о Соколе» как притча о смысле жизни

1

поисковый

групповая

Выявление основных художественных особенностей «Песни о Соколе»

Прочитать рассказ «Старуха Изергиль»

49

в/ч.Знакомство с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»

1

Работа с текстом

коллективная

Расширение представлений о романтическом творчестве М.Горького

Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького

Творчество А.Грина

2+1

50

А.Грин- человек романтической мечты

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Познакомить учащихся с личностью А.Грина, с особенностями его творчества

Прочитать рассказ А.Грина «Зеленая лампа»

51

Анализ проблематики рассказа А.Грина «Зеленая лампа»

1

Работа с текстом

коллективная

Дать основные представления о проблематике и сюжете рассказа А.Грина «Зеленая лампа»

Прочитать  феерию А.Грина «Алые паруса»

52

в/ч. Феерия А.Грина «Алые паруса»

1

комбинированный

коллективная

Расширить представление учащихся о творчестве А.Грина, познакомить с особенностями проблематики произведения

Творческая работа на тему: «Роль мечты в понравившемся произведении А.Грина»

Творчество А.Т.Твардовского

3+1

53

Судьба А Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Дать основные представления о деятельности А.Твардовского в годы войны, познакомить с историей создания  поэмы «Василий Теркин»

Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны, прочитать поэму «Василий Теркин»

54

Особенности композиции поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»

1

Работа с текстом

групповая

Отработать навык анализа композиции поэмы

Письменная характеристика главного героя поэмы

55

Анализ образа главного героя поэмы «Василий Теркин»

1

поисковая

групповая

Отработка навыка анализа литературного героя

Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина

56

р/р. Обучающее сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

1

Объяснительно-иллюстративная

коллективная

Отработка навыков написания сочинения на литературную тему

Дописать сочинение

Творчество К.Г.Паустовского

3+5

57

К.Г.Паустовский-мастер художественного слова

1

Обучающая лекция

коллективная

Знакомство с личностью К.Паустовского, обучение конспектированию лекции

Прочитать рассказ «Телеграмма»

58

Особенности проблематики рассказа «Телеграмма»

1

Проблемное изложение материала

групповая

Выявить особенности проблематики рассказа «Телеграмма»

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

59

Система образов рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

1

поисковый

групповая

Проанализировать систему образов рассказа

Продумать план сочинения на тему : «Тема «отцов и детей» в рассказе Паустовского «Телеграмма»

60-61

р/р.Обучающее сочинение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

2

объяснительный

коллективная

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование

Дописать сочинение

Творчество Н.М.Рубцова

2

62

Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества

1

комбинированный

коллективная

Дать основные представления  о личности Н.Рубцова, определить основные мотивы творчества поэта

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта

63

Художественные особенности поэзии Н.Рубцова

1

поисковый

групповая

Выявить художественные особенности поэзии Н Рубцова

Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова

64-65

р/р.Контрольное сочинение по изученному материалу

2

Закрепление полученных знаний

Индивидуальная

Проверка навыков написания сочинения на литературную тему

Сообщение об У.Шекспире

Зарубежная литература

3

66-67

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

2

комбинированный

Коллективная, групповая

Расширить представление учащихся о мировом литературном процессе, знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта»

Выучить понравившийся отрывок из трагедии

68

Дж.Г.Байрон. Романтические произведения

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с романтической поэзией  Дж.Г.Байрона

69-70

Резервные уроки

2



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (5 класс)

«Что за прелесть эти сказки…»                                                                

                                                                             

                                                Пояснительная записка

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Факультативный курс «Что за прелесть эти сказки…» для  учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

                  Задачи факультативного курса:

-познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу   произведения;

- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Программа факультативного курса «В мире волшебной сказки» состоит из 5 разделов.

Раздел 1.

Сказочные секреты. (8ч)

Введение. Цели и задачи курса. (1ч)

Классификация сказок. (1ч)

Истоки народных и авторских сказок. (1ч)

Герои сказок. (1ч)

Признаки сказки. (1ч)

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». (1ч)

Законы волшебной сказки. (На примере чтения и анализа сказки «Два Ивана – солдатских сына»). (2ч)

Раздел 2.

Волшебство народных сказок. (3ч)

Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира.

Раздел 3.

«Что за прелесть эти сказки…» (3ч)

Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок:

народные сказки «Чудесные сыновья»,  «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» и сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».

Раздел 4.

Авторские сказки. (14ч)

Отличие авторской сказки от народной. (1ч)

Великие сказочники: Г.Х.Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро. (3ч)

Русские сказочники: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2ч), А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (2ч), А.Н. Толстой  «Сорочьи сказки» (1ч), К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (2ч).

Современные сказочники: Л. Сидорова «Загадки времён года», С. Голубева «Серебряная подкова», «Волшебные узоры». (3ч)

Раздел 5.

«Жизнь» волшебной сказки. (6ч)

О чём может рассказать обложка книги со сказками? (1ч)

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах, музыке, в иллюстрациях к сказкам). (3ч)

Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок» (2ч)

Литература

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
  3. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
  7. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.school-litra.ru/ 
  2. Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
  3. http://pushkin.niv.ru/ 
  4. http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)
  5. http://skazka.ucoz.ru/ 



Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГЭ (ГИА) по русскому языку  

9-й класс

(программа элективного курса).

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю

Пояснительная записка

Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ. Спецкурс построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,

- совершенствовать речевую практику учащихся;

- совершенствовать навык работы с тестами.

Содержание занятия

Количество часов

1-ая часть: подготовка к написанию изложения.

 

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа.

1

2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1

4

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа.

1

5

Контрольная работа. № 1. Изложение 

2

2-ая часть: подготовка к выполнению тестовых заданий.

 

6

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа. 

1

7

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа.

1

8

Правописание корней слов. Практическая работа.

1

9

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа. 

2

10

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение Практическая работа. 

1

11

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа. 

1

12

Правописание –Н-, -НН- в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа. 

1

13

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа. 

1

14

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа. 

1

15

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

1

16

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)

1

17

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

1

18

Контрольная работа № 2. Тест

1

3-я часть: подготовка к сочинению-рассуждению.

 

19

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа. 

2

20

Позиция автор. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа.

1

21

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа.

2

22

Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного.

2

23

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

6

24

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...