Рабочая программа по русскому языку для 7 класса ( на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Рогова Анна Константиновна

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы М.Т.Баранова к учебнику для общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2011 год. Рассчитана на 136 часов в год, по 4 часа в неделю. 

Программа содержит следующие разделы:

Пояснительная записка

  • Цели обучения
  • Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
  • Результаты освоения курса литературы
  • Основное содержание программы
  • Учебно-методический комплект

Календарно-тематическое планирование

  • Тема урока
  • Элементы содержания
  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Основные вида деятельности ученика ( на уровне учебных действий)
  • Вид контроля, измерители
  • КЭС Ким ГИА
  • КПУ Ким ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rya_7-4-1.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1025

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1025

Протокол №___

от «__» ___________ 2012г.

_____________

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

ГБОУ СОШ № 1025

____________А.К.Рогова

«__» ____________ 2012г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ № 1025

____________М.М.Муравьева

Протокол №__

педагогического совета

от «__»_____________2012г.

Рабочая программа по русскому языку

для 7А класса

составлена учителем Роговой А.К. на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др (М.:Просвещение)

Москва 2012 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного  общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03 2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Изучение русского языка в основной  школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
  • Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение этих целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – знаний, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знание основ науки о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др (М.:Просвещение)

Учебная программа 7 класса рассчитана на 136 часов в год, по 4 часа в неделю.

Основное содержание программы ( по разделам)

Введение

Повторение изученного в 5-6 классах

Морфология и орфография. Культура речи.

  • Причастие. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми ПО, Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

            Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Н и нн в суффиксах полных                               причастий и отглагольных прилагательных. Одна буква н в кратких причастиях.

            Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографиям.

  • Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
  • Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
  • Служебные части речи.

      Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.  Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефисное написание предлогов. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

       Союз.  Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочини тельных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом  и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

       Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Рассказ по данному сюжету.

       Междометие. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

  • Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса

Знать:

Определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры

Уметь:

  • Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 5-7 классе, синтаксичекий разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
  • Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • Различать изученные стили речи;
  •  Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и  языковые особенности текста;
  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;

Аудирование и чтение

  • Адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  • Владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • Извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

     Говорение и письмо

  • Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
  • Создавать тексты изученных стилей и жанров;
  • Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • Соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
  • Получения знаний по другим учебным предметам.

Результаты освоения курса русского языка

Личностные результаты:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно-методический комплекс

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение 2009

2. и т.д.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по русскому языку основного образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Календарно-тематическое планирование

7 класс ( 136 часов - 4 часа в неделю)

№ разела/ урока

неделя

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика*** ( на уровне учебных действий)

Вид контроля, измерители

КЭС* Ким ГИА ( ЕГЭ)

КПУ** Ким ГИА (ЕГЭ)

Домашнее задание

Раздел 1. Введение ( 1ч)

1.1

1

Русский язык как развивающееся явление (ИНМ)

Содержание УМК. РЯ – один из славянских языков. РЯ как развивающееся явление. Развитие и совершенствование РЯ как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа. Учебное исследование.

З: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем, историю существования и развития РЯ, основные изменения, происходящие в языке с течением времени

Отвечают на вопросы по содерж тектов упр. Работают над орфографией. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики.

Развернутый ответ на вопрос о путях развития РЯ

1.1

2.1

2.4

9.1

2.1

3.6

3.7

Раздел 2. Повторение изученного в 5-6 классах ( 15 ч)

2.1

1

Синтаксис и пунктуация. (Кмб)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Состав сл\соч. Главное и зависимое слово в сл\соч. Предложение. Виды пр-ий по цели высказывания. Состав пр-ий. ГО пр-ия. Второстепенные члены пр-ия. ЗП в простых и сложных пр-ях. Синтаксический разбор пр-ий и со\соч. Составление пр-ий по схемам. Учебное исследование.

З: теоретический материал по теме урока, изуч в 5-6 кл

У: определять состав сл\соч и пр-ий; находить главное и зависимое слово в сл\соч, ГО пр-ия; распознавать ОЧП в пр-ях, подбирать синонимические синтаксические конструкции к данным; расставлять ЗП в простых и сложных пр-ях; выполнять синтаксический разбор со\соч и пр-ий.

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения по теме. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют СРП.  (полный и частичный).

Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложение с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Выполняют проверочную работу, тест.

Словарно-орфографическая работа

7.1

7.2

7.18

7.19

8.1

8.5

6.1

6.5

1.1

1.2

2.3

3.8

2.2

1

Синтаксис и пунктуация ( пр)

Практическая работа.

Тест.

2.3

1

2.4

2

Лексика и фразеология. (кмб)

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование

З: теоретический материал по теме урока, изуч в 5-6 кл

У: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочеты

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы по теме. Работают над лексическим значением слов с толковыми словарем. Читают интонационно правильно и списывают тексты, работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Пишут диктант. 

Словарный диктант

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

6.5

6.16

7.12

7.11

1.1

2.5

3.7

3.8

3.10

2.5

2

Фонетика и орфография (кмб)

Ф и О. Фонетический анализ слова. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. Р

З: теоретический материал по теме урока, изуч в 5-6 кл

У: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изуч орфогр и обозначать их графически; выполнять ФРС

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы по теме, иллюстрируют своими примерами. Читают выразительно поэтич тексты. Выполняют ФРС. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план.

Объяснительный диктант

1.1

1.2

6.1

6.5

6.3

6.2

6.17

1.1

2.4

2.5

3.7

3.8

1.2

2.1

2.6

2

Фонетика и орфография (пр)

Практическая работа

2.7

2

Словообразование и орфография (кмб)

С и О. Состав слова. Морфемный и словообразовательный разбор. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов.

З: теоретический материал по теме урока, изуч в 5-6 кл

У: выполнять МРЧР и СОР; подбирать однокор слова; различать однокор слова  и слова с омонимич корнями; правильно писать слова с изуч орфограммами и графич обознач их

Отвечают на контрольные вопросы по теме. Выполняют словообразовательный и морфемный разбор. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.

Словарно-орфографическая работа.

3.1

3.2

3.3

3.4

6.5

6.17

6.15

6.8

6.16

1.1

2.3

2.5

3.8

    2.8

3

Словообразование и орфография ( пр)

Практическая работа

2.9

3

Морфология и орфография (кмб)

М и О. Морфологические признаки частей речи и разбор слова. ИС, ИП, ИЧ, глагол, местоимение, наречие.

З: теоретический материал по теме урока, изуч в 5-6 кл

У: распознавать изуч. части речи и определять их морфол признаки; выполнять МРЧР, правильно писать слова с изуч орфогр и обозначать их графически

Отвечают на контрольные вопросы по теме. Читают текст и рассуждают на его основе. Формулируют основную мысль текста, создают аргументированную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют МРЧР. Соотносят и обосновывают выбор орф разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, опред тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесенность морфологии и орфографии.

Комплексный анализ текста

4.1

4.3

6.6

6.10

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

2.5

3.8

2.10

3

Морфология и орфография (пр)

Практическая работа

2.11

3

Предупредительный диктант

2.12

4

Контрольный диктант по теме «повторение изученного в 5-6 классах» (УКЗ)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

У: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Диктант с грамматическим заданием

6.17

7.19

3.8

1.1

2.13

4

Анализ контрольного диктанта (укз)

Анализ и исправление ошибок, допущ в КД. Грамматические разборы.

У: выполнять РНО

Развивают орфографической и пунктуационной зоркостью, освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования

Работа над ошибками

6.17

7.19

1.2

3.4

4.3

5.14

3.8

1.1

2.14

4

Текст (УРР)

Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки

З: понятия текст, абзац; типы речи и их признаки

У: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи в тексте

Отвечают на контрольные вопросы по теме. Читают текст интонационно правильно, озаглавливают, находят языковые средства связи. Списывают текст, деля на абзацы, работая над орфографией. Составляют связный текст и озаглавливают его. Формулируют, что такое текст и каковы его типы.

Комплексный анализ текста

8.1

8.2

8.5

1.2

2.1

2.3

3.1

3.8

3.10

2.15

4

Стили литературного языка (УРР)

Стиль речи ( художественный, разговорный, научный, деловой)

З: стили речи и их признаки

У: определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи по его характерным признакам

Знакомятся с учебным текстом. Дополняют информацией начатыепредложения. Определяют стиль текстов и обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры.

Текущий контроль

8.1

8.3

8.6

1.2

2.2

3.2

3.8

3.9

3.10

Раздел 3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1 Причастие ( 31ч)

3.1.1

5

Причастие как часть речи (ИНМ)

Морфология. Причастие. Общее грамм.зн, морфол и синт признаки П. Признаки глагола и прилагательного у П. Морфол р-р глаголов и прилагательных

З: понятие причастие; общее грамм зн, морфол и синт признаки П; признаки глагола и прилагательного у П

У: распознавать П, отличая их от глаголов и прилаг, опрел морфол и синт роль П, выполнять морфол разбор глаголов и прилаг

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфол признаки и синтак роль П. Рассуждают с обоснованием собственного мнения об особенностях П как части речи. Находяи и дифференцирую П по указанным признакам в предложениях и тексте., работают над орф, пункт, синт, стилями.

Рассказ на лингвистическую тему

4.1

4.3

6.17

7.19

1.1

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

3.8

3.10

3.1.2

5

Публицистический стиль (УРР)

Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику – основная задача ПСР.

З: признаки ПСР, его языковые особенности

У: распознавать тексты ПС по характерным признакам и составлять их самостоятельно

Определяют ПС как функциональную разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов изучаемого стиля. Находят признаки ПС в текстах. Создают устное выступление в ПС., записывают развернутый план и рабочие материалы. Выступают перед аудиторией с подготовленным текстом-убеждением.

Комплексный анализ текста

8.1

8.2

8.5

1.2

2.1

2.3

3.1

3.8

3.10

3.1.3

5

Склонение П и правописание гласных в падежных окончаниях П (ИНМ)

Склонение П. Орф.19 Употребление П в речи. Грамматические разборы

З: условия выбора гл в безуд падежных окончаниях П

У: склонять П, правильно писать безуд падеж оконч П, грамотно употреблять П в речи

Выявляют путем наблюдения особенности склонения П. Склоняют словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях П. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом.

Текущий контроль, словарный диктант

4.1

4.3

6.9

6.17

7.19

1.1

2.3

2.5

3.8

3.1.4

5

Причастный оборот (ИНМ)

Причастный оборот. Место ПО по отношению к определяемому слову

З: понятия ПО, определяемое слово

У: распознавать ПО в пр-ях, опред место ПО по отношению к опред слову, устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом, находить границы ПО и обозначать их графически

Определяют ПО, Анализируют словосочетания с П. Опознают одиночные П и ПО в пр-ях. Анализируют условия обособления ПО. Выполняют творческое задание -  описание окрестностей с элементами рассуждения.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

4.1

4.3

5.12

7.3

7.19

6.9

6.17

1.1

2.5

3.8

3.1.5

6

Выделение ПО запятыми (ИНМ)

Причастный оборот. Место ПО по отношению к определяемому слову. Пунктуация в пр-ях с ПО. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор пр-ия. Конструирование пр-ий с ПО

З: правила пунктуации в пр-ях с ПО

У: выделять ПО запятыми; выразительно читать и реконструировать пр-ия с ПО; выполнять СРП

Объяснительный диктант

5.12

6.9

7.2

7.3

7.17

7.19

1.1

2.3

2.5

3.8

3.1.6

6

Описание внешности человека (УРР)

Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека ( лицо, фигура, одежда, жесты)

З: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном пр-ии

У: устно и письменно составлять развернутое описание знакомого человека

Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль ПО и П в портретных характеристиках.

Сочинение-миниатюра

8.1

8.4

8.6

6.17

7.2

7.3

7.19

3.2

3.3

3.5

3.7

3.8

3.10

3.1.7

6

Действительные и страдательные причастия (ИНМ)

Действительные и страдательные П: значение и употребление.

З: понятия действительные\

страдательные П

У: различать ДП и СП и правильно употреблять их в речи

Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определениями ДП и СП. Опознают разные П, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при ПО.

Работа с дидактическим материалом

4.3

6.17

7.19

5.12

5.7

1.1

2.3

2.5

3.8

3.1.8

6

Краткие и полные страдательные П ( ИНМ)

СП. Полная и краткая форма СП. Изменение и синтаксическая роль кратких СП. Орфоэпические нормы.

З: понятия полные \ краткие СП; особенности изменения кратких СП, нормы произношения форм СП

У: различать полные и краткие формы СП, определять синтаксическую роль кратких СП

Распознают полные и краткие страдательные причастия. Работают по образцу над формой П. Определяют синтаксическую роль П в пр-иях. Пишут диктант.

Объяснительный диктант

4.3

5.2

5.7

5.12

6.9

7.2

1.1

2.3

2.5

3.8

3.1.9

7

Действ П наст времени. Гласные в суффиксах ДПНВ. (ИНМ)

ДП наст вр. Образование, орф. 49

З: способы образования ДПНВ, орф.49

У: распознавать и образовывать ДПНВ; использовать способ выбора гласных в суф ДПНВ

Распознают ДПНВ. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют ДП от глаголов . Изучают правило орф.49. Выполняют упр, руководствуясь данным правилом. Работают с текстом, насыщенным П.

Словарный диктант

3.4

4.1

4.3

6.10

6.7

6.17

7.3

5.7

5.12

7.19

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.10

7

Действ П наст времени. Гласные в суффиксах ДПНВ. (УЗЗ)

Индивидуальные задания

3.1.11

7

Изложение (УРР)

Тема, основная мысль, план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль Т. Изложение с изменением лица рассказчика

У: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова, передающие его основную мысль ( причастия)

Излагать  в письменной форме содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения

Изложение

( упр.100)

8.1

8.6

3.1

3.5

3.8

3.1.12

7

3.1.13

8

Действ П прош вр (ИНМ)

ДППВ: образование, правописание гласных перед суф ДППВ

З: способы образ ДППВ; правило правописания гласных перед суф ДППВ

У: распознавать и образовывать ДППВ; правильно писать гласные перед суф ДППВ

Узнают ДППВ.  Работают с таблицей и материалом для ознакомления. . Образуют ДП от глаголов . Работают с литературными примерами, насыщенными П изучаемой формы. Применять правило правописания гласных перед суффиксами ДППВ

Объяснительный диктант

3.4

4.1

4.3

6.7

6.17

7.3

5.7

5.12

7.19

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.14

8

Страд. ПНВ. Гласные в суффиксах СПНВ (ИНМ)

СПНВ: образование, Орф.50

З: основные способы образования СПНВ; орф.50

У: распознавать и образовывать СПНВ; использовать способ выбора гласных в суф СПНВ; заменять ДП страдательными  и наоборот

Распознают СПНВ. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страд П. Образуют П от разных глаголов. Преобразуют сложное пр-ие в простое с ПО. Заменяют ДП на СП.

Словарно-орфографическая работа

3.4

4.1

4.3

6.10

6.7

6.17

7.3

5.7

5.12

7.19

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.15

8

Страд. ПНВ. Гласные в суффиксах СПНВ (практикум)

Тест

3.1.16

8

Страдательные ППВ (ИНМ)

СППВ: образование, употребление в речи; закрепление правописания н-нн в прилагательных.

З: способы образования СППВ

У: распознавать и образовывать СППВ; предупреждать ошибки в употреблении причастий

Распознают СППВ. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют СП от разных глаголов. Списывают пр-ия с П, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.

Объяснительный диктант

3.4

4.1

4.3

6.8

6.7

6.17

7.3

5.7

5.12

7.19

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.17

9

Гласные перед Н в полных и кратких СП (ИНМ)

Орф.51

З: орф.51 

У: образовывать полные с краткие СППВ; использовать способ выбора гл перед н в суф полных и крат  СППВ

Усваивают правило орф.51. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания и пр-ия с указанными П для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила.

Словарно-орфографическая работа

3.4

4.1

4.3

6.7

6.17

7.3

5.7

5.12

7.19

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.18

9

Н-нн в суф СППВ и отглагольных прилаг (ИНМ)

Способы различения СППВ и отглагольных прил. Орф.52.

З: условия написания н-нн

У: различать СППВ и отглаг. прил

Усваивают правило орф. 52. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над орф и пункт. Читаю выразительно текст.

Объяснительный диктант

3.4

4.3

6.7

6.8

6.17

7.3

5.7

5.12

7.19

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.19

9

Н-нн в суф СППВ и отглагольных прилаг (пр)

Практическая работа

3.1.20

9

Н-нн в суф кратких СППВ и кратких отглаг.прил (ИНМ)

Крат прил, образованные путем перехода причастий в прилагательные. Орф.53

З: условия написания н-нн

У: различать СППВ и отглаг прил

Усваивают правило орф. 53. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом.Производят различные замены глаголов на краткие П или прилагательных на одноеоренные П. Читают и списыват текст, расставляя ЗП и выделяя суффиксы, работают над типом и стилем текста.

Тест

3.4

4.3

6.8

5.7

5.12

1.1

2.1

2.3

3.8

3.1.21

10

Выборочное изложение (УРР)

Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту.

У: писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики

Излагают  в письменной форме содержание прослушанного текста, отбирая материал на определенную тему

Выборочное изложение ( художественное описание портера литературного героя) упр. 130

8.1

8.6

3.1

3.5

3.8

3.1.22

10

3.1.23

10

Морфологический разбор причастия (ИНМ)

Морфологические и синтаксические признаки П. Порядок МРП.

У: выполнять МРП

Характеризуют П по его морфологич признакам. Выпоняют устный и письменный МРЧР.Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.

Комплексный анализ текста

4.3

8.5

9.3

1.1

2.5

3.1.24

10

Контрольный диктант (КУ)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

У: писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

Диктант с грамматическим заданием

6.17

7.2

3.8

1.1

3.1.25

11

Слитное и раздельное написание не с П (ИНМ)

Виды орф, связанных со слитным и разд написанием не. Орф.54. ПО.

З: орф.54

У: различасть приставку и частицу не; правильно писать слова с изуч орф и графически обозначать условия сл\разд написания

Усваивают правило орф. 54. . Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его сосбенностями. Тренируются в разных видах орф, связанных с написанием не со словом.

Объяснительный диктант

3.2

5.7

6.11

7.2

1.1

2.3

3.8

3.1.26

11

Слитное и раздельное написание не с П(пр)

Тест

3.1.27

11

Буквы е и ё после шип в суф СППВ (ИНМ)

Орф.55

З: правило орф.55

У: Правильно писать слова с изученной орф и обозначать её графически

Усваивают правило орф. 55. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут диктант и составляют свои предложения.

Объяснительный диктант

3.2

5.7

6.3

7.2

1.1

2.3

2.5

3.8

3.1.28

11

Повторение и обобщение изученного о П. (пр)

П. Морфологические и синтаксические признаки П. Д и СП. ПО. ЗП в пр-ях с ПО. Правописание П. П в устной речи. Морфол.разбор П.

З: теоретический материал

У: применять правила правописания и произношения П, расставлять ЗП в пр с ПО, выделять ПО, выполнятьМРП

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. .

Проверочная работа

4.3

5.7

6.3

6.7

6.8

6.10

6.11

7.2

3.8

1.1

2.3

3.1.29

12

Контрольный тест по теме «Причастие» (КУ)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

З: теоретический материал

Тест

3.1.30

12

Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы»(УРР)

Описание внешности человека. Тема сочинения. План. Материалы к сочинению.

У: подбирать и систематизировать материал к соч; писать С, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

Создают и редактируют собственные тексты с учетом требований к построению связного текста в соответствии с коммуникативной задачей.

Сочинение

8.1

8.6

3.2

3.5

3.8

3.10

3.1.31

12

3.2 Деепричастие ( 12ч)

3.2.1

12

Деепричастие как часть речи.  (ИНМ)

Д. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфол. И синт признаки Д. Признаки глагола и наречия у Д. употребление Д.

З: понятие Д, общее грамм.знач, морф и синт признаки, признаки глагола и наречия у Д

У: разграничивать основное и добавочное д-ия, распознавать Д и определять, к какому слову в пр-ии они относятся, опред морфол признаки и синт роль Д, исправлять ошибки, связанные с употр Д

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль Д. Опознают Д как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют пр-ия с нарушением нормы в употреблении Д.

Словарный диктант

4.1

4.2

3.5

3.2.2

13

3.12

Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте.

(ИНМ): ДО. Выделение ДО и одиночных Д на письме запятыми. ДО как член пр-ия. (ПР): Конструирование пр-ий с ДО.

З: понятие ДО

У: распознавать ДО и одиночные Д и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола Д, подчеркивать Д и ДО как члены пр-ия

Определяют ДО. Опознают ДО т отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, опред. Его стиль, тип, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на Д при выполнении упр. Формируют навык обособления Д и ДО. Составляют свои пр-ия по рисункам и схемам. Уточняют функцию Д в худ.тексте.

Комплексный анализ текста.

4.1

4.3

7.4

8.1

8.6

3.8

3.2.3

13

4.12

Тест

3.2.4

13

6.12

Раздельное написание не с Д (ИНМ)

Правило правописания не с Д. Не с разными частями речи.

З: правило правописания не с Д

У: распознавать и графически обозначать  условия слитного и раздельного написание не с разными частями речи

Усваивают правило написание не с Д. Выполняют упр., руководствуясь усвоенным правилом.

Объяснительный диктант.

4.1

4.2.

6.11

6.17

7.4

1.1

2.3

3.8

3.2.5

13

7.12

Д совершенного и несовершенного вида. (ИНМ)

Способы образования Д сов и несов вида. Гласные перед суф –в и –вш.

З: способы образования Д сов и несов вида; условия выбора гласных перед суф Д.

У: распознавать и образовывать Д сов и несов вида.

Опознают Д несов вида. Анализируют материал таблицы. Образуют Д несов вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении Д и ДО.

Словарно-орфографическая работа

4.3

6.7

6.11

6.17

7.4

1.3

2.3

3.8

3.2.6

14

10.12

Морфологический разбор Д (ИНМ)

Морф и синт признаки Д. Порядок МРД.

У: выполнять устный и письм МРД

Характеризуют Д по его морф признакам и синт роли. Выполняют устный  и письм МРД. Пишут свободный диктант по отрывку из худ произв

Комплексный анализ текста

4.3

6.17

7.4

1.3

3.8

3.2.7

14

11.12

Повторение и обобщение изученного о Д (УЗЗ)

Д. Морф и синт признаки Д. ДО. ЗП при ДО. Правописание Д. Д в устной речи. МРД.

З: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках

У: применять правила произношения и правописания Д, расставлять ЗП в пр-ях с Д и ДО, подчеркивать Д и ДО как члены пр-ия, выполнять МРД.

Отвечают на контр. Вопросы Готовят сообщение по изуч теме на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различ. формы Д и глаголов. Списывают текст, работая над отдельными видами орф  и пунк правил. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера.

Тест

4.3

6.7

6.11

6.17

7.4

1.3

2.3

3.8

3.2.8

14

13.13

Объяснительный диктант.

3.2.9

14

14.12

Предупредительный диктант

3.2.10

15

17.12

Рассказ на основе картины С.А.Григорьева «Вратарь» от лица одного из действующих лиц (УРР)

Рассказ Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения.

З: Жанровые особенности и композицию рассказа, творческую историю картины «Вратарь»

У: писать соч-рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц, соблюдая определенный стиль речи и композицию.

Создают и редактируют собственные тексты с учетом требований к построению связного текста в соответствии с коммуникативной задачей.

Сочинение

8.1

8.6

3.2

3.5

3.8

3.10

3.2.11

15

17.12

3.2.12

15

20.12

Контрольный диктант (КУ)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

У: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

Диктант с грамматическим заданием

6.17

7.2

3.8

1.1

3.3 Категория состояния ( 7ч)

3.3.1

15

21.12

Категория состояния как часть речи «ИНМ, практикум)

КСю Общее грамм знач., морфол признак и синт роль КС. Упот ребление КС в худож текстах. Сходство и различия наречия и КС.

З: понятия КС; общее грамм знач, морф приз и синт роль КС

У: распознавать слова КС, отличать их от наречий; подчеркивать слова КС как члены пр-ия

Определяют КС как часть речи. Различают КС и наречия. Опознают слова КС с разными значениями. Списывают пр-ия, выделяя слова КС как члены пр-ия, Читают выразительно поэтич отрывок, анализируют функция КС. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и КС. Пересказывают кратко худ текст.

Комплексный анализ текста

4.1

4.3

6.17

7.19

1.3

3.8

3.3.2

16

27.12

Самостоятельная работа

3.3.3

16

24.12

Сжатое изложение с описанием природы ( К.Паустовский «Обыкновенная земля») (УРР)

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста.

У: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле в рамках заданной темы

Определяют стиль текста, составляют его план. Сжимают текст, используя изученные приемы. Пишут изложение

Изложение

8.1

8.2

8.6

3.1

3.5

3.8

3.3.4

16

24.12

3.3.5

16

28.12

Морфологический разбор категории состояния (ИНМ)

Морф признак и синт роль КС. Порядок МРКС. МРНаречий. Различение слов КС и кратких прилагательных. Конструирование сложных пр-ий со словами КС.

У: различать наречия. Краткие прилаг и слова КС; выполнять МР слов Кс и наречий, составлять сложные предлжоения со словами КС.

Характеризуют КС по морфол признакам и синт роли. Выполняют устные и письменные разборы КС. Читают текст, находят слова КС и определяют их значение и синт роль. Пишут сжатое изложение по данному тексту.

Комплексный анализ текста

4.3

6.17

7.4

1.3

3.8

3.3.6

17

14.01

Повторение и обобщение изученного о КС

КС. Морфол признак и синт роль слов КС. Правописание слов КС. Морфол. разбор

З: теоретический материал 

У: правильно писать слова с изуч орфогр, выполнять морфол разбор КС

Отвечают на контрольные вопросы. Читают научно-популярный текст.

Тест

3.3.7

17

15.01

Сочинение на лингвистическую тему.

КС. Материал к сочинению на лингвистическую тему

У: писать сочинение на лигвистич тему, доказывать свою точку зрения.

Пишут сочинение на лингвистическую тему.

Сочинение

8.1

8.6

3.2

3.5

3.8

3.10

4.Служебные части речи

4.

17

17.01

Служебные части речи (ИНМ)

Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самост и служеб ЧР. Роль служ ЧР

У: различать самост и служеб ЧР

Различают самост и служеб ЧР. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служ части речи. Читают текст выразительно

Текущий контроль

4.1

4.2

1.1

2.2

3.8

4.1  Предлог (12 ч)

4.1.1

17

18.01

Предлог как часть речи (ИНМ)

Служебные ЧР. Предлог. Морфол пр П. Роль П в сл-соч и пр-ях. П. и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с пом П,

З: понятие П, морфол признаки П, роль П в сл-соч и предложениях.

У: распознавать П, различать П и омонимич приставки, писать П раздельно с другими словами, определять, какие смысловые отношения выражают П.

Различают предлоги. Проводят морфологич анализ предлога. Выписывают словосочетания с П. Группируют сл-соч по значению П. Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляю вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля.

Комплексный анализ текста

4.2

6.14

6.6

8.3

1.1

3.8

4.1.2

18

21.01

Употребление предлогов (ИНМ)

Многозначные П. Употребление П в речи. Морфологич и лексич нормы русского языка. Раздельное нпаисание предлогов со словами. Конструирование пр-ий и сл-соч

У: определять, какие смысловые отношения выражают П, употреблять П  в устной и письменной речи в соответствии с номами рус языка, писать П с другими словами раздельно, соствлять пр-ия и сл-соч с использованием различных П.

Знакомятся с теоретич сведениями.  Составляют сл-соч, тренируясь в употреблении П. Корректируют неверное употребл П и падежей сущ, записывают сл-соч в исправленном виде.

Словарный диктант

6.6

6.14

2.3

3.7

3.8

4.1.3

18

22.01

Непроизводные и производные предлоги (ИНМ)

ПР и НПР П. Образование ПР П. Употребление ПР и НПР П. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи.

З: Понятия ПР и НПР П.

У: распознавать ПР и НПР П; отличать ПР П от омонимичных ЧР; правильно употреблять предлоги в речи.

Распознают производные и непроизв П. Дифференц сл-соч с разными П. Анализируют ПР П по их происхождению. Исправляют неправильное употребление П. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление П. Работаю над разными видами орфограмм и оформлением диалога.

Комплексный анализ текста.

4.2

6.6

6.14

1.1

2.2

3.8

4.1.4

18

24.01

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога (ИНМ)

Простые и составные предлоги. Порядок морфол разбора П.

З: понятия простые-составные П; порядок МРП.

У: различать простые и составные П, выполнять МРП.

Распознают простые и составные предлоги. Дифференц сл-соч с простыми и составными П. Читают текст и работают над предложными сл-соч и различными видами орфограмм.

Самостоятельная работа

4.2

6.6

1.1

2.2

3.8

4.1.5

18

25.01

Слитное и раздельное написание производных предлогов (ИНМ)

Правила слитного и раздельного написания ПР П.  ПР.П и омонимичные ЧР. Речевые и грамматические ошибки в употреблении П.

З: правила слитного и раздельного написания ПР п.

У: разграничивать ПР П и омонимичные ЧР, првильно писать ПР П, предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении П.

Усваивают правило слитного и раздельного написания ПР п. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом.

Объяснительный диктант

4.2

6.14

6.16

3.8

4.1.6

19

28.01

Репортаж на основе увиденного на картине по данному началу (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа») (УРР)

Создают и редактируют собственные тексты с учетом требований к построению связного текста в соответствии с коммуникативной задачей

Сочинение

8.1

8.4

8.6

3.5

3.8

4.1.7

19

28.01

4.1.8

19

31.01

Слитное и раздельное написание производных предлогов. (ПР)

Правила слитного и раздельного написания ПР П.  ПР.П и омонимичные ЧР. Речевые и грамматические ошибки в употреблении П.

З: правила слитного и раздельного написания ПР п.

У: разграничивать ПР П и омонимичные ЧР, првильно писать ПР П, предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении П.

Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Читают худож описание, работают над орфографией текста, выписывают сл-соч по теме. Пишут свободный диктант.

Тест

6.16

6.17

7.19

1.1

2.2

3.8

4.1.9

19

1.02

Комплексный анализ текста

4.1.10

20

4.02

Повторение и обобщение изученного о предлоге. (УЗЗ)

П. Морфол признаки П, Роль П в сл-соч и пр-ях. Правописание и употребление П. Морфол разбор П.

З: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

У: применять правила правописание и употребления П; выполнять морфологич разбор П.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают научно-популярный текст Читают текст и работают над предложными сл-соч и различными видами орфограмм.

Объяснительный диктант

4.2

6.6

6.16

6.17

7.17

1.1

3.8

4.1.11

20

5.02

Творческий диктант

4.1.12

20

7.02

Контрольный диктант по теме «Предлог» (КУ)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

У: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

Диктант с грамматическим заданием

6.17

7.2

3.8

1.1

4.2 Союз (16ч)

4.2.1

20

8.02

Союз как часть речи (ИНМ)

С. Морфол признаки С. Функции союзов. С и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных пр-ий.

З: Понятие С, морфол признаки С, функции С.

У: распознавать С, отличать их от предлогов. Пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике, расставлять ЗП в сложных пр-ях

Определяют союз как часть речи. Производят морфол анализ. С. Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют С. Классифицируют С как простые и составные, соч и подч . Определяют смысловые отношения внутри сложных пр-ий, выраженные с помощью С.

Словарный диктант

4.2

6.14

7.11

7.12

1.1

3.8

4.2.2

21

11.02

Простые и составные союзы (ИНМ)

Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных пр-ий.

З: понятие простые\составные С

У: различать простые и составные союзы, расставлять ЗП в сложных пр-ях

Распознают простые и составные С. Составляют свои сложные пр-ия с составными союзами. Читаю текст об ученом, составляют план и пересказывают текст.

Комплексный анализ текста

4.2

7.11

7.12

1.1

3.8

4.2.3

21

12.02

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в составе сложного. (ИНМ, ПР)

Соч и подч С в синтаксич конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые между частями сложных пр-ий.

З: понятия сочинит и подчинит С, функции соч и подч С в синт конструкциях разного вида.

У: различать соч и подч С, расставлять ЗП с ложных пр-ях

Распознаюи сочинит и подчинит С. Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные пр-ия, дифференцируя их по союзам. Составляют пр-ия, используя разные союзы. Усваивают правило постановки ЗП в союзных пр-ях. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных пр-ий. Составляют пр-ия по схемам.

Текущий контроль

4.2

7.11.

7.12

5.13

1.1

3.8

2.3

2.4

4.2.4

21

14.02

Комплексный анализ текста

4.2.5

21

15.02

Сочинительные союзы (ИНМ)

Соч С, их функции. Группы сочинит С по значению. Соч С, употребленные для связи частей целого текста

З: группы соч С по значению, их функции

У: определять роль соч С в пр-ях, употреблять сочинит С для связи частей целого текста.

Знакомятся с классификацией С по значению. Опознают разные по значению союзы.

Выборочный диктант

4.2

6.17

1.1

2.3

2.4

2.5

3.8

4.2.6

22

18.02

Роль союза И в простом предложении с ОЧП и в сложном пр-ии (ИНМ)

Соч С и в простом пр-ии с ОЧП и в сложном пр-ии, ЗП в них. Синт р-р пр-ий. Конструирование пр-ий по схемам.

У: расставлять ЗП в простом пр-ии с ОЧП и в сложном пр-ии, определять роль соч С в них, выполнять синт р-р пр-тй, констуировать пр-ия по схемам.

Работают с таблицей постановки ЗП между ОЧП. Составляют пр-ия по схемам.

Комплексный анализ текста

4.2

5.7

5.8

7.2

7.11

1.1.

3.8

4.2.7

22

19.02

Сочинительные союзы (ПР)

Соч С, их роль в пр-ии. . Группы сочинит С по значению. Соч С и в простом пр-ии с ОЧП и в сложном пр-ии, ЗП в них.

З: группы соч С по значению, их функции

У: определять роль соч С в пр-ях,

расставлять ЗП в простом пр-ии с ОЧП и в сложном пр-ии

Опознают разные по значению союзы. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.

Тест

4.2

4.3

5.7

5.8

7.19

1.1

3.8

4.2.8

22

21.02

Сочинение-рассуждение (УРР)

Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал для сочинения.

У: писать сочинение-рассуждение на заданную тему, доказывать свою точку зрения.

Сочинение

8.1

8.2

8.4

8.6

3.5

3.6

3.7

3.8

4.2.9

22

21.02

4.2.10

23

25.02

Подчинительные союзы. Морфол р-р С. (ИНМ)

Подч.С, их роль в пр-ии и тексте. Группы подч С по значению. Запятые в СПП. Порядок морфол р-ра С. Конструирование сложных предложений по схемам.

З: группы подчин С по значениею, их функции, порядок морфол. разбора С.

У: расставлять ЗП в СПП, определять роль подчин С в них, выполнять морфол р-р С, констреировать пр-ия по схемам.

Знакомятся с классификацией С по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упр. Составляют СПП из данных простых. Составляют сложные пр-ия по схемам. Повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.

Словарно-орфографическая работа

4.2

7.12

3.8

4.2.11

23

26.02

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. (ИНМ, ПР)

Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Различение союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами.

З6 правило слитного написания союзов тоже, также, зато, чтобы.

У: отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно писать их.

Усваивают правила написания союзов. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.

Объяснительный диктант

4.2

6.16

7.12

7.18

1.1

2.5

3.8

4.2.12

23

28.02

Тест

4.2.13

23

1.03

Повторение и обобщение изученного о С.

Морфол признаки и функции С. Союзы сочин и подчин. Правописание и употребление С. Морфол р-р С. ЗП в пр-ях с ОЧП и сложных пр-ях.

З: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

У: правильно писать С, отличать союзы от омонимичных частей речи, расставлять ЗП в  простом пр-ии с ОЧП и в сложном пр-ии

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правпописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.

Предупредительный диктант

4.2

6.16

7.19

3.3

3.7

3.8

4.2.14

24

4.03

Комплексный анализ текста

4.2.15

24

5.03

Зачет по теме «Союз»

С. Морфол признаки С. Правописание С.

З: теоретический материал по теме «Союз»

Выполняют тест.

Зачет

4.2

1.1

4.2.16

24

7.03

Контрольный диктант

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

У: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

Диктант с грамматическим заданием

6.17

7.2

3.8

1.1

4.3 Частица (20ч)

4.3.1

25

11.03

Частица как часть речи (ИНМ)

Частица. Функции Ч. Разряды Ч. Грамматические разборы.

З: понятие Ч, функции Ч, разрады Ч.

У: распознавать Ч и определять их роль, различать Ч и омонимичные части речи.

Производят морфол анализ Ч, изучают определение частицы как ЧР.

Списывают пр-ия, выделяя Ч и обосновывая выбор. Работаю над значением Ч в пр-ях.

Текущий контроль

4.2

3.8

4.3.2

25

12.03

Формообразующие частицы (ИНМ)

Формообразующие Ч, из функции. Различение Ч и омонимичных ЧР. Грамматические разборы.

З: понятие формообразующие Ч, функции формообр Ч

У: распознавать формообр Ч, определять их роль, различать Ч и омонимичные ЧР.

Распознают Ч разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают прия и тексты, содержащие формообразующие Ч. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные Ч.

Словарный диктант

4.2

6.17

1.1

2.3

2.4

3.8

4.3.3

25

14.03

Смысловые частицы (ИНМ, УЗЗ)

Смысловые Ч, их функция. Богатство оттенков значения их смысловых Ч. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых Ч в различных стилях речи.

З: понятие смысловые Ч

У: распознавать смысловые Ч, определять, какой оттенок значения они выражают; употреблять частицы в устной и письменной речи.

Определяют, какому слову или какой части текста Ч придают смысловые оттенки. Списывают пр-ия, выделяя смысловые Ч, работают над интонацией в соответствии со смысловыми Ч. Производят замены Ч и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.

Объяснительный диктант

4.2

3.8

2.4

4.3.4

25

15.03

Выборочный диктант, тест

6.17

4.3.5

26

18.03

Раздельное и дефисное написание частиц (ИНМ)

Правила раздельного и дефисного написания Ч. Различение Ч и омонимичных ЧР,

З: правила раздельного и дефисного написания Ч.

У: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, определять состав слов.

Усваивают правила слитного и дефисного написания Ч. Выполняют упр, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои пр-ия со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Рассматривают картину и готовят письменный текст выступления по картине.

Комплексный анализ текста

4.2

6.16

6.17

3.3

3.6

3.8

4.3.6

26

19.03

Морфологический разбор частиц (ИНМ)

Общее значение и разряды Ч. Порядок морфологического разбора Ч.

У: выполнять устный и письменный морфол р-р Ч.

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные МРЧ. Группируют Ч по их написанию.

Комплексный анализ текста

4.2

6.17

3.8

4.3.7

26

21.03

Отрицательные частицы НЕ и НИ. (ИНМ, ПР)

Отрицательные Ч, их функции. Употребление НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными Ч.

З: функции отрицательных частиц, правила употребления НЕ и НИ, определять роль отриц Ч.

У: различать и правильно употреблять отриц Ч, определеять роль отриц Ч.

Дифференцируют НЕ и НИ как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением.

Комплексный анализ текста

4.2

6.16

6.17

1.1

2.2

3.8

4.3.8

26

22.03

Тест

4.3.9

27

1.04

Различение НЕ и НИ ( ИНМ, ПР)

Работа с дидактическим материалом

4.3.10

2.04

Объяснительный диктант

4.3.11

27

4.04

Различение частицы НЕ и приставки НЕ (ИНМ, ПР

Частица НЕ и приставка НЕ. Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи

З: условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи

У: различать частицу не и приставку не

Изучают теоретические сведения. Выполняют упр, обозначая частицу НЕ и приставку не, Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Составляют таблицу и заполняют её своими примерами на тему параграфа. Пишут сжатое изложение.

Комплексный анализ текста

6.13

6.11

6.12

6.14

7.2

8.1

1.1

2.4

3.8

4.3.12

27

5.04

Тест

4.3.13

28

8.04

Сжатое изложение

4.3.14

28

9.04

Частица НИ, приставка НИ, союз ни-ни. Различение (ИНМ, ПР)

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. Условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи. Учебное исследование. Конструирование предложений

З: условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи

У: различать приставку ни, союз ни-ни, частицу ни

Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.

Комплексный анализ текста

4.3.15

28

11.04

Тест

4.3.16

28

12.04

Повторение и обобщение изученного о частице (УЗЗ)

Частица. Общее значение и разряды. Стилистические возможности частиц. Правописание Ч. Морфологический разбор Ч. Учебное исследование

З: изученный теоретический материал

У: применять правила правописания Ч, употреблять частицы в речи, выполнять морфологический разбор Ч.

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и ЗП. Пишут свободный диктант по данному тексту. Заполняют таблицы. Готовят устный рассказ на заданную тему.

Объяснительный диктант

6.16

6.11

6.12

6.13

6.14

6.15

3.8

4.3.17

29

15.04

Контрольное изложение (УКЗ)

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

У: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Определяют стиль текста, составляют его план. Сжимают текст, используя изученные приемы. Пишут изложение

Изложение

8.1

8.2

8.6

9.3

9.4

3.1

3.8

5. Междометие (4ч)

5.1

29

16.04

Междометие как часть речи (ИНМ)

Междометие. Производные и непроизводные М. Употребление М в значении других частей речи. Использование М в устной речи и в художественных произведениях.

З: понятие междометие

У: отличать М от других частей речи, различать производные и непроизводные М

Определяют грамматические особенности М. Дифференцируют М в упражнениях. Опознают М, которые употребляются в значении других частей речи.

Комплексный анализ текста

6.14

4.2

1.1

3.8

5.2

29

18.04

Дефис в междометиях (ИНМ)

Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи.

У: распознавать условия употребления дефиса в разных частях речи

Изучают орфографические и пунктуационные правила. Записывают предложения с междометиями, ставя ЗП. Составляют диалог, включив в него междометия. Составляют устный рассказ и вводят в текст М.

Словарно-орфографическая работа

5.3

29

19.04

Знаки препинания при междометиях (ИНМ, ПР)

ЗП в предложениях с М. Конструирование предложений с М. учебное исследование

У: конструировать предложения с М и расставлять в них ЗП

Объяснительный диктант

5.4

30

22.04

тест

6. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (16ч)

6.1

30

23.04

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. (УЗЗ)

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Виды текстов. Стили речи.

З: разделы науки о языке, предмет их изучения, понятие текст, виды текстов, их признаки, стили речи, их признаки

У: определять принадлежность текста к определенному стилю, типу речи, самостоятельно создавать тексты на заданную тему.

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русским языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют её терминами.

Вспоминают разные виды текстов и из различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу.

Сочинение-миниатюра

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

3.8

3.2

6.2

30

25.04

Рассказ на основе жизненного опыта.  (УРР)

Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения.

З: жанровые особенности рассказа

У: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта

Пишут сочинение на основе жизненного опыта

Сочинение-рассказ

8.6

3.2

3.8

6.3

30

25.04

6.4

31

29.04

Фонетика. Графика. (УЗЗ)

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

З: изученный теоретический материал

У: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять фонетический разбор слова

Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют грамматические разборы. Работают со словарями. Повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют ЗП.

 Текущий контроль

1.1

1.2

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

6.9

6.10

1.1

3.8

6.5

31

30.04

Лексика и фразеология (УЗЗ)

Лексика. Словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари. Фразеология. Стили речи.

З: изученный теоретический материал

У: определять лексическое значение слов, подбирать к словам синонимы и антонимы, определять стили речи, работать со словарями.

Тест

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

6.11

6.12

6.13

6.14

1.1

3.8

6.6

32

6.05

Морфемика. Словообразование.

(УЗЗ)

Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов.

З: изученный теоретический материал

У: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов.

Тест

3.1

3.2

3.3

3.4

6.1-6.14

1.1

3.8

6.7

32

7.05

Морфология (УЗЗ)

Морфология. Части  речи, их морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи.

З: изученный теоретический материал

У: распознавать части речи, правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфологический разбор слов

Тест

4.1

4.2

4.3

6.1-6.14

1.1

3.8

6.8

33

13.05

Синтаксис и пунктуация (УЗЗ)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простые и сложные предложения, ЗП в них. Синтаксический разбор предложений.

З: изученный теоретический материал

У: расставлять ЗП в простых и сложных предложениях, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений

Объяснительный диктант

5.1

5.2

5.3

5.7

7.1

7.2

7.3

7.4

1.1

3.8

6.9

33

14.05

Тест

6.10

33

16.05

Орфография и пунктуация (УЗЗ)

Орфография. Пунктуация. Части речи. Учебное исследование

У: применять на практике правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-7 классах

Предупредительный диктант

6.1-6.16

7.1-7.4

1.1

3.8

6.11

33

17.05

тест

6.12

34

20.05

Защита исследовательских проектов (конференция)

Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад

У: представлять учебный исследовательский прект, сопровождая выступление презентационными материалами, отвечать на вопросы по теме учебного исследования

Доклад по теме учебного исследования

8.6

3.2

3.3

6.13

34

21.05

Итоговый контрольный диктант (УКЗ)

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

У: самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

1,2,3,4,5

,6,7.8,9

1.1

3.8

6.14

34

23.05

Итоговый тест за курс 7 класса (УКЗ)

З: изученный теоретический материал
У: применять на практике полученные знания, умения, навыки

Тест

6.15

34

24.05

Защита исследовательских проектов (конференция)

Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад

У: представлять учебный исследовательский прект, сопровождая выступление презентационными материалами, отвечать на вопросы по теме учебного исследования

Доклад по теме учебного исследования

8.6

3.2

3.3

Типы уроков:

  • КМБ – комбинированный
  • КУ – урок контроля знаний
  • Пр – практикум
  • ИНМ – изучение нового материала
  • УКЗ – урок коррекции знаний
  • УЗЗ - Урок закрепления знаний
  • УРР- урок развития речи

Виды разборов:

  • ФРС – фонетический разбор слова
  • МРЧР – морфологический разбор части речи
  • СОР – словообразовательный разбор
  • СРП – синтаксический разбор предложения
  • ПАП – пунктуационный анализ предложения

Использованный материал:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

Рабочая       Пояснительная записка Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общег...

Рабочая программа по русскому языку для 7 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

   Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей ...

Рабочая программа по русскому языку для 8 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

   Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...