Переходные глаголы
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

В данной разработке и презентации уеники получат дополнительную информаию по теме переходные глаголы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon perekhodnye_glagoly.zip985.76 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по русскому языку и литературе  в 7 классе

для школ с узбекским и другими языками обучения

на тему: «Как сказать о действии, которое переходит на другой предмет?»

Изучение переходных глаголов

«Как отмечают Новый год в разных странах»

                                                                newy46

Разработала учитель русского языка и литературы школы№62 Янгиюльского района Ташкентской области

Байматова Дилбар Солиевна

Класс:   7

Тема:   «Как сказать о действии, которое переходит на другой предмет?»

Название урока:   «Как отмечают Новый год в разных странах»

Цели:

Обучающие: познакомить учащихся переходными глаголами; сочетаниями переходный глагол + существительное в винительном падеже без предлога;

Развивающие: отработать навыки устной и письменной речи учащихся, обогатить словарный запас; научить правильно,  излагать свою мысль, отстаивать свою точку зрения; развивать мышление и память учащихся;

 Воспитательные: воспитать культуру поведения учащихся, прививать любовь к природе;  умение анализировать и сравнивать;

Тип урока: Объяснение нового материала

Метод: Беседа, анализ текста,  работа в группах, метод З-Х-У; письменные и устные задания; применение технологии «Веер»;

Ресурсы:   компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, цветные картинки по теме, раздаточные материалы;

Ход урока

Структура урока:

1

Организационный момент

3 минуты

2

Опрос пройденного материала

7 минут

3

Объяснение нового материала

13 минут

4

Закрепление

15 минут

5

Подведение итогов

5 минут

6

Задание на дом

2 минуты

  1. Объявление темы и целей урока, проверка готовности класса к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы давно уже не мыслим Новый год без новогодней елки и подарки, который нам приносит Дед Мороз. Это является необходимым и обязательным атрибутом праздника, а украшение елки стало приятной традицией во многих семьях. Однако далеко не все знают, откуда пошел такой обычай. Давайте, вспомним, что вы знаете о праздновании Нового года?  Сейчас мы с вами заполним 2 столбика таблицы, а в конце урока заполним последний столбик.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ёлка

Игрушки

Праздник

Дед Мороз

Снегурочка

Подарки

Как встречают Новый год в разных странах?

С какого года начали украшать ёлку?

Учитель: Мне очень приятно, что наш урок совпал с Новогодними праздниками. Сегодня, мои милые друзья, вы узнаете об истории Нового года. Выполните несколько заданий, узнаете о переходных  глаголах.

  1. Опрос пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как указать на лицо, предмет и признак?(использование указательных местоимений)

Давайте, вспомним правила прошлого урока. На экране  проецируется слайд№6

Кто?

Что?

Какой?(-ая,-ое,-ие); Каков?(-а,-о,-ы)

Это тигр

 Это лес

Этот, эта, это, эти;

Это кошкА

Это горА

Тот, та, то, те;

Это животнОЕ

Это озерО

Такой, такая, такое, такие;

Это хишникИ

Это скалЫ

Таков, такова, таково, таковы;

Блиц – опрос «Проверь себя» (слайд№7)

  1. Лев и тигр – это …?  (дикие кошки)
  2. Шкура льва, какого цвета? (песочного)
  3. Тигр какой?  (полосатый)
  4. Укажи отрицательные местоимения (никто, ничто)

А) некто, нечто; Б) никто, ничто;

     6.    В каком варианте местоимение переведено правильно?

А) этот – bu, shu, ushbu; Б) столько – shunaqa;

  1. Какой тигр полосатый? Этот тигр полосатый.
  2. Какая кошка похожа на тигра? Та кошка похожа на тигра.

Давайте, сделаем вывод: Местоимение это указывает  на предмет. Оно не изменяется по родам, числам и падежам. Местоимения этот, эта, это, эти, такой, таков указывают на признак предмета. На экране проецируется  слайд№8

  1. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя. Сегодня ребята мы с вами заочно отправимся в путешествие, в сказочную страну, которая называется «Новый год». Вы сегодня узнаете о том, как встречают Новый год  в других странах. А также познакомитесь с  грамматическим  материалом. Всё что будет говориться и выполнятся на уроке взаимосвязано. Я попрошу вас внимательно проследить за информацией.

Учитель:

Формулировка правила и темы урока.

На экране проецируется  понятия «переходные» и «непереходные» глаголы.

O’timli va o’timsiz fe’llar

Оформим графически это правило.

Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, числительным, местоимением в винительном падеже без предлога:

оставить (что?)  яблоки;

приглашать (кого?) гостей;

несет (что?) мешок;

носить (что?) шапку;

ждут (кого?) Деда Мороза;

Непереходные глаголы – остальные:

Строить (где?) в лесу,

Вылить (куда?) в кастрюлю.

Слайд№9

Переходные глаголы -  действие, направленное на  другой объект: (действие, которое переходит на другой предмет) boshqa predmetga o’tgan ish-harakati

  А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас

Устное выполнение упражнения№106. Несколько учеников читают текст. Слайд№10

Как встречают Новый год в разных странах

        В Италии, как только часы пробьют 12 ударов, из окон выбрасывают старые вещи. Итальянцы уверены, если в полночь они выбросят старые вещи, то в Новом году обязательно купят новые вещи. Дети перед сном оставляют у камина свои носки. Утром они в носках находят подарки, которые приносит фея Бефане.

     В России перед Новым годом украшают ёлку, приглашают гостей, дарят подарки друзьям и близким. А дети ждут Деда Мороза. Они верят, что Дед Мороз оставит подарки под ёлкой.

    Во Франции тоже есть свой Дед Мороз – Пер Ноэль. Он приходит к детям в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках.

    В Испании, пока часы бьют 12 раз, принято съедать 12 виноградин. Если человек успеет съесть все виноградины, он будет счастлив и богат весь год.

Задание№1 выпишите из текста выделенные словосочетания. Слайд№11

Выбрасывают вещи

купят вещи

оставляют носки

находят подарки

украшают ёлку

приглашают гостей

дарят подарки,

ждут Деда Мороза

оставит подарки

съесть виноградины...

  1. Закрепление

 Учитель:

А теперь ребята я попрошу ваше внимание на экран. На экране проецируется дополнительная информация о праздновании Нового года. Показ слайдов. Ученики знакомятся с текстом, читают по цепочке текст и находят переходных  глаголов, задают  вопросы и определяют падеж существительных.

  •  Самым первым Дедом Морозом был Святой Николай. Уходя, он оставил приютившей его     бедной семье золотые яблоки в башмачке перед камином.

  • Немецкие дети, сломав какую-нибудь игрушку, складывали обломки в камин, а вину сваливали на господина Ниманда   ("НИКТО") - прообраза Деда Мороза.

Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и  ленивых детей.

  • В Италии, кроме Деда Мороза - Баббо Натале, к послушным детям приходит добрая Фея Бефана.  Она прилетает через  дымоход и дарит детям подарки. Шалунам достается уголёк от злой волшебницы Бефаны.
  • Словарная работа Слайд№22

Обломки - siniqlar

Камин – o’choqsimon uy pechkasi

Посох – hassa

Башмак – boshmoqlar (oyoq-kiyim)

Святой -

Фея - pari

Шалун – to’polonchi

уголь - komir

Задание№2. Спишите, вставив вместо вопросов подходящие существительные из текста

Складывать (что?) обломки

Носить (что?) шапку, плащ

Дарить (что?) подарки

носят (что?) колпачки, одежду

оставляют (что?) молоко и печенье.

Ждать (кого?) Деда Мороза

 любят (что?) вкусненькое Слайд№23

Задание№3 Игра «А верите ли вы …?» Работа в парах. На экран проецируются утверждения. Если пары согласны с тем или иным утверждением, отвечают «ДА», если не согласны отвечают «НЕТ» и сравнивают правильные ответы. Данное задание развивает мышление, эрудицию, расширяет кругозор. Показ слайдов№24-27           

Задание №4 «Чем же украшают ёлку?» Что лишнее? Почему? Работа в группах. Слайд№28      

Применение технологии «Веер». Каждой группе раздается материал с заданием и объясняется правила заполнения таблицы. Группы записывают «положительные» и «отрицательные стороны» празднования Нового года и украшения ёлки, записывают правила безопасности,  делают выводы и презентуют. Слайд№29

Заполнение 3 столбца «Что я узнал?»

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Узнали о переходных глаголах
  • Как встречают Новый год в Италии
  • Почему Итальянцы выбрасывают из окон старые вещи
  • Кого ждут итальянские дети? Где они находят подарки
  • Как встречают Новый год в России
  •  Кого ждут российские дети
  • Кого ждут французские дети
  • Как встречают Новый год в Испании
  • Узнали о правилах безопасности.
  • О положительных и отрицательных сторонах празднования Нового года
  1. Подведение итогов. Объявление баллов, оценивание работы групп, выставление оценок в дневниках.
  2. Объяснение домашнего задания. Упражнение №113,  стр. 41

P.S. Каждое задание выполняется чётко по регламенту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"

Документ содержит сценарий урока с использованием технологий на основе ФГОС...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"

Презентация содержит материалы к уроку по теме "Глаголы переходные и непереходные"...

Презентация к уроку по теме "Переходные и непереходные глаголы"

Презентация содержит как теоретический, так и практический материал по теме "Переходные и непереходные глаголы". Дидактический материал подобобран из сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Переходные и непереходные глаголы"

Конспект урока русского языка в 6 классе о правилах использования переходных и непереходных глаголов в устной и письменной речи....

Тест по русскому языку в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы"(2 варианта).

Данный материал содержит два варианта теста по теме "Переходные и непереходные глаголы".Каждый вариант имеет 6 заданий разного уровня сложности - от выбора варианта ответа до заполнения небольшой табл...