Урок русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Документ содержит сценарий урока с использованием технологий на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_rus_5kl_ur145.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 145

Тема:         Глаголы переходные и непереходные

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать умения аудирования; извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм, таблицу), анализировать, сравнивать, делать выводы.

6ЛР: распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.

3ЛР: составлять рассказ на лингвистическую тему.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

  1. Языковая разминка в форме орфографического диктанта:


      отобразить, оберегать, преградить, приобрести, расставаться, разбирать, сбросить, сшить.


Самооценивание по алгоритму самооценки.


  1. Актуализация знаний с помощью беседы о грамматических особенностях глаголов
  2. Можно ли к данным глаголам отнести следующие строки:

                      Что без меня предметы?

                         Лишь названья.

                         А я приду-

                        Все в действие придет.

                        Летит ракета,

                        Люди строят здания,

                        Цветут  сады,

                        И хлеб в поля растет



- Какая часть речи в русском языке делает нашу речь  более живой, динамичной? (Глагол)

4. Блиц- опрос «Что мы знаем о глаголе»( со взаимопроверкой)

Ин/,задания:

  1. синтаксический разбор предложения

 Таинственно шумит лесная тишина, и по лесам весна  незримо поет и бродит.

2) морфологический разбор глагола     шумит  

3) рассказ о способах образования глагола, опираясь на схему

                             Глаголы образуются



Класс:   Запишите только те слова, которыми можно закончить следующие предложения

А) глагол обозначает…… действие предмета

Б) глагол отвечает на вопросы…….что делать? Что делать7

В) начальной формой глагола является………. Неопределенная  форма

Г)постоянный морфологический признак глагола – это...спряжение

Д) непостоянными признаками глагола являются….время, лицо, число, род

У) в предложении глагол обычно  бывает….сказуемым


Взаимопроверка

- Используя данные слова( на слайде) как ключевые, расскажите о глаголе ( по  цепочке)


Проверка ин/ зад. с алгоритмом самооценки ( 1,3. 2)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

ТОУУ

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным, детальным).

2. Анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать.


III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.







СЛ

-Итак, глагол

презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur145).


  1. – Назовите среди перечисленных признаков глагола те, которые нам не известны
  2. Сформулируйте ТЕМУ урока (Запись)

– Какие возникают вопросы?

 (1 что такое переходность непереходность?

   2. как определить, переходный глагол или непереходный?

  3. К какой группе признаков глагола относится переходность?

- Эти цели нашего урока( записаны на доске)

2. Актуализация изученного.

- Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к тексту упр.538 и выполним задание(Совм)

- Все ли словосочетания построены одинаково?

   (нет: есть с предлогом, есть без предлога)  

  1. Проблемный вопрос урока.

  ( влияет ли на переходность глагола форма дополнения)

Формулируется учениками после выполнения заданий рубрики «Определяем проблему урока»: подчёркивают сказуемые, выписывают только словосочетания с дополнениями, устанавливают, что не при всех глаголах есть дополнения, среди словосочетаний есть словосочетание  с предлогом и без предлога.

Проблемный вопрос: «Какие это глаголы: переходные или непереходные, как это определить?»

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока.

IV. Открытие новых знаний.


– Как называется такое дополнение? (Прямым.)

2. Работа над определением в рамке.

а) Чтение определения.

– Какую новую информацию вы получили?

– Из скольких частей состоит это определение?

– Сколько признаков обязательно должно быть у дополнения, чтобы глагол был переходным?

– Только ли в винительном падеже может быть дополнение при переходном глаголе?


б) Проверка понимания: ответы на вопросы после текста в рамке.


Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, преобразовывать информацию, представлять информацию в разных формах (таблица).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.     СЛ

1.Аналитическая работа (сам- но, по вариантам: 1в- выписать переходные, 2в- непереходные))– развивается умение отличать переходные и непереходные глаголы, устно и графически объяснять свой выбор.

2) Коллективно составляется алгоритм.( О/К) (См. материал предметного диска – алгоритм определения переходности/непереходности глагола к  п. 67).


а) Найти глагол в предложении.

б) Установить, возможно ли дополнение при нём.



                да                               нет


                                непереходный глагол




в)        Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).



   В.п. (Р.=В.)                любой другой, кроме В.п.


                                непереходный глагол


г) Установить, есть ли предлог.



                нет                               есть



        переходный                        непереходный

                глагол                               глагол


3.По алгоритму разбираются 2–3 примера под руководством учителя из упр.539


СЛ4.  Творческий самодиктант.

а) Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте переходные глаголы буквой п, непереходные –  буквой н.

Исследовать (что?); разглядывать(что?); расспрашивать  (у кого?); обнаруживать(с чем?); помогать (кому?); стоять (на чём?); руководить (чем?); не чувствовать (чего?)

Взаимопроверка задания. ( по слайду)

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм).

4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).


Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.








ТОУу

VI. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока. И ответьте на вопросы рефлексии– (представлены на слайде):

  1. Какую цель ставили на уроке?
  2. Какого результата достигли?
  3. Остались ли невыясненные вопросы?
  4. Чему научились на уроке?
  5. Что показалось самым трудным?  а интересным?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.        

1. п.66, правило- учить


2.о/к – запомнить


3.упр.540



© ООО «Баласс», 2013         Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Разработка урока русского языка по ФГОС, на тему: "Переходные и непереходные глаголы"

Технологическая карта урока русского языка, для 6 класса по теме: "Переходные и непереходные глаголы"....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...