Конспект урока. "Определение спряжения глаголов с ударной приставкой –вы."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 Цели данного урока:

- найти способ определения спряжения глаголов с ударной приставкой вы-;

- развивать орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

учителя МБОУ Кудиновской сош №35

Гориной Светланы Ивановны

Тема урока: "Определение спряжения глаголов с ударной приставкой –вы."

Цели: найти способ определения спряжения глаголов с ударной приставкой вы-;

 развивать орфографические навыки;

 мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глаголов с ударной приставкой вы-, применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов, объяснять языковые явления.

Используемые технологии:

-   технология проблемного диалога (проблемно-диалогическое обучение);

- групповые технологии.                                                                

Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Проверьте наличие необходимых предметов для урока русского языка. Подготовьте тетради к работе.

Дети оформляют тетради       ( дата, классная работа)

Языковая разминка (комплексное повторение, развитие умений) с элементами актуализации изученного материала

… При проверке домашнего задания, классной работы, где вам необходимо, определив спряжение у глаголов с безударным личным окончанием, решить, какую букву вы напишите,  я, к сожалению, у некоторых учащихся нахожу ошибки. Поэтому начнём мы наш урок с отработки навыка определения спряжения глагола. На доске я написала несколько слов с данной орфограммой:

ОН  КОЛ_Т  ДРОВА

ОНИ  ОДЕРЖ_Т  ПОБЕДУ
ТРАВЫ  СТЕЛ_ТСЯ
ВЫ  МАШ_ТЕ  ФЛАЖКАМИ

ОНИ  СЛЫШ_Т ОБЪЯСНЕНИЕ

Кто хочет объяснить, как он будет решать орфографическую задачу.

Ученики объясняют свой выбор, опираясь на алгоритм определения спряжения глагола.

Актуализация изученного материала

 - Итак,  давайте ещё раз вспомним последовательность действий для правильного определения спряжения глагола.

1. Если у  глагола ударное личное окончание, то спряжение определяем по ударной букве гласного звука.

2. Если личное окончание глагола безударное, то спряжение определяется по инфинитиву.

Глаголы на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся  ко II спряжению, а также   7       глаголов          на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 глагола на –ать: гнать, дышать, держать, слышать.

 Все остальные глаголы (на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Постановка учебной проблемы

- Хорошо. Работая  в группах, заполните пропуски в личных окончаниях глаголов и подготовьте объяснение с опорой на алгоритм.

Группам предлагается два варианта заданий:

1.

они бор_ся

он вылет_т

вы выбь_те

2.

они кле_т

ты выгор_шь

вы высид_те

Выслушивая представителей групп, учитель обращается к классу с вопросом:

-Есть замечания? Вы согласны с объяснением?

- Ребята, я тоже выполнила это задание. Давайте сравним.

Что вы видите?

- Почему так получилось?

- Поверьте: у меня написано всё верно. Получается, что не все секреты спряжения глагола нам известны. Запишите в тетрадь в столбик только те слова, в которых оказались ошибки.

- Посмотрите внимательно на выписанные глаголы. Что общего есть в составе этих слов?

Куда падает ударение в этих словах?

- И только в этих словах, ребята, были допущены ошибки.

Ответы детей должны быть следующими:

1.

они борЮся (бороться)

он вылетЕт (вылететь)

вы выбьИте (выбить)

2.

они клеЯт (клеить)

ты выгорЕшь (выгореть)

вы высидЕте (высидеть)

Дети соглашаются с вариантами ответов представителей групп.

- У нас есть ошибки.

- …

 Учащиеся записывают:

Он вылетит

Вы выбьете

Ты выгоришь

Вы высидите

- У всех глаголов есть приставка –вы., и она ударная.

 

Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Какой же возникает вопрос?

– Что предстоит выяснить?

 - Как определить спряжение глагола с ударной приставкой –вы.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

– Какие есть предположения, версии?

Если учащиеся затрудняются, то учитель предлагает следующие вопросы:

- Вспомните, ребята, однокоренные глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные?

- Запишите рядом с данными глаголами те же глаголы, но без приставки вы-.  Есть ли какие-нибудь затруднения при написании гласных в личных окончаниях этих глаголов? Почему?

- Что же нужно сделать, чтобы правильно определить спряжение глагола с ударной приставкой ВЫ-?

- Давайте попробуем применить это правило. Запишите следующие глаголы:

Выстоишь, выговоришь, вышьем, выгоните.

- Опять проблемы: приставку

отбросили, ударение переместилось, но не на гласную в окончании.  Как же бать?

- Подведём окончательные итоги: как определить спряжение глагола с ударной приставкой ВЫ-?

 Учащиеся высказывают предположения.

- Да.

 - Гласные в окончаниях под ударением.

 - Отбросить приставку вы-, которая перетягивает на себя ударение, и у глагола с приставкой ВЫ- написать ту же гласную, что и у бесприставочного глагола.

 

- Определить спряжение по инфинитиву. Выгнать - 2 спряжение, т. к. исключение., пишем с буквой и.

- Для этого отбросим приставку ВЫ- , которая перетягивает ударение на себя. А если глагол с безударным окончанием, то будем определять спряжение по неопределённой форме, как и у других глаголов с безударным окончанием.

Развитие умений – применение нового знания

- Запишите несколько предложений, применяя правило определения спряжения глаголов и не забывая про другие.

 Встанешь с восходом солнца, выпьешь чай и бежишь к реке купаться. Выкупаешься и счастливый идёшь домой завтракать. А впереди тебя ожидает целый день лета!

 Учащиеся записывают предложения у доски и в тетрадях комментируя орфограммы и пунктограммы.

Итог урока

- Какая была проблема на уроке? (

– Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

– Как оцениваете свою работу?

Домашнее задание

 Запишите домашнее задание: упр. 672, 699(1 часть) («Русский язык. 5 класс», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Тростенцова и др., «Просвещение», 2013г.)

 Учащиеся записывают домашнее задание  дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Определение_вектора

Данный конспект сопровождается презентацией и практической работой обучающего характера. Работа выполнена в СПО....

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

План-конспект урока . Определение рода имён существительных.

"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....

Конспект урока " Определение и свойства алгоритма"

Конспект урока в 9 классе по учебнику Семакина. ФГОС...

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...