Методическая разработка урока « Я к вам пишу…» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Черепанова Марина Владимировна

урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_cherepanovoy_m.v.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока « Я к вам пишу…» в 5 классе

Калашникова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,

Черепанова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 78», город Барнаул, Алтайский край

Тема урока: «Я к вам пишу…»

Тип урока: урок развития речи

Используемое оборудование: раздаточный материал, компьютер, схема - памятка « Правила написания письма»

Цель урока: познакомить учащихся с правилами написания письма

Задачи урока: развивать совершенствование коммуникативных способностей, различать письма по цели и назначению, учить краткому пересказу, конспектированию, развивать умение использовать различные типы речи.

Формы организации работы учащихся:

коллективная, индивидуальная.

Приемы исследовательской работы: работа со словарем.

Формы организации работы учителя:

-объяснение;

-наблюдение за работой учащихся;

-анализ работы обучающихся;

-дифференцированные занятия;

-контроль за выполнением заданий

Ход урока.

1. Организационный момент (настрой на урок, активизация учебной деятельности).

2. Учитель:

- «Я к Вам пишу, чего же боле?».

Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна. Красиво, лирично звучат эти строки. Сейчас странно было бы получить или написать что-то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Телефоны, электронная почта. SMS... И все реже пишем мы письма. А жаль.

Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родители. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все.

А. Стук в дверь. Появляется почтальон:

- Письмо для 5 «а» класса. Получите. (на экране текст письма)

- Ребята! Перед вами послание. Прочитайте его.

        Б. Чтение письма.

Дорогая почта, передайте точно!

Дила отличные, новостей никаких нет.

А вчера мне фингал поставили, а я две шишки Иванову.

Потом колено смазали зеленкой. Щипало.

А типерь не щиплет. Вчера был дождь, а сегодня сонце.

Ну, я письмо заканчиваю. Писать больше нечего. Ты мне тоже

Пиши. Найдите ошибку-примите за улыбку.

Писать кончаю ставлю точку. Я вас цилую прямо в щечку. Лити с приветом-вернись с ответом. *Вот и все*

        В.Учитель:

- С каким чувством читали вы это письмо? А вы умеете писать письма? Часто ли вам приходится это делать?

Г. Следует обмен мнениями.

Ученица:

- Я редко пишу письма, но мне кажется, что это самый лучший способ общения. В письмо человек вкладывает душу, чувства, любовь. Бумаге доверяются секреты. Посредством писем люди разных городов, стран общаются.

Письмо, которое я сейчас прочитала, мне не понравилось, нелепое какое-то. Много ошибок, ненужных фраз.

Человек, который писал это послание, даже не представился...

Ученик:

- Это письмо мне не понравилось, так как в нем нет смысла и логики. А сам я часто пишу письма бабушке и дедушке . Я думаю, что письма надо писать, ведь в них можно больше передать информации, чем по телефону.

Ученик:

- Письмо неизвестного автора мне не понравилось, потому что в нем много ошибок.

Сам я редко пишу письма – некому, но подписываю открытки.

Ученица:

- Письма с ошибками - это некрасиво. Сейчас я подумала о том, что было бы здорово, если бы мне кто-нибудь написал! Получать послания очень приятно. Я хочу попробовать написать письмо своим родственникам в Германию.

Ученица:

- Я считаю, что письма надо писать. Если получаешь весточку, то понимаешь, чувствуешь, что в нее человек вложил вдохновение.

                Письмо, которое читали на уроке, мне не понравилось, т.к. оно сумбурное: то говорят о фингалах, шишках, то о погоде. И выражение: «Лети с приветом, вернись с ответом» - здесь нет никакого смысла!

                3. Физминутка. Учитель:

-Почтальон принес загадки! Отгадайте.

-Без крыльев, а летит.

        Без языка, а говорит (письмо)

-Дом без жести,

        А жильцы в нем – вести. (Почтовый ящик)

                4.Учитель:

- Ребята! Так каким же должно быть письмо? Какие правила написания письма мы должны знать, чтобы наше послание не оказалось подобным тому, что мы только что прочитали? Об этом мы будет говорить сегодня. «Я к вам пишу…». Так звучит тема нашего урока.

У нас в гостях интересные люди - историк, лингвист. Они расскажут нам много познавательного об истории современной переписки.

Выступление заранее подготовившихся учеников.

        Лингвист:

- Письмо знаковая система фиксации речи с помощью графических элементов. Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее в пространстве. Существует 4 основных типа письма: идеографическое письмо; словесно-слоговой тин письма (знак-рисунок, иероглиф обозначает определенное слово или его часть): силлабический тип письма (знак передает какую-либо последовательность звуков, а не слово); алфавитные (буквенные) системы письма. Одним из видов письма считается стенография (способ записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записать устную речь).

        Историк:

- Современные формы переписки сложились около 200 лет назад. Их родина - Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила - этикет составления корреспонденции.

Но эпистолярное искусство (от греческ. сл «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись целые романы , стихи.

При Петре I была издана «Кумплементальная книга» - это книга с образцами писем. В ней были образчики писем на самые разнообразные темы. Один из образцов таких писем перед вами. Прочитайте.

5. Чтение учениками образца письма нач. XVIII века (на экране).

Просительное писание некоторого человека к женскому полу: «Моя госпожа! Я пред долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просите, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и всем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил , что того скрыти не могу.»

 Учитeль:

-Чтение этого письма у многих из вас вызвало улыбку, у кого-то -недоумение. Нас разделяет с автором письма почти 200 лет. А каким должно быть современное письмо?

        Следует обмен мнениями.

Итак, (на экране появляется схема-памятка «Правила написания письма», учитель читает, ребята обсуждают и кратко записывают) письмо начинай с обращения:

«Здравствуй...», «Добрый день...» , «Дорогой...», «Милый...».

  1. Близкому человеку можно писать в тех выражениях ,  в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  2. В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.

        Закончи письмо пожеланием: здоровья, успехов; выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго.», и.т. д.

  1. Обязательно поставь разборчивую подпись.
  2. Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставь две латинские буквы P.S., что означает: «после написанного».
  3. Никогда не употребляй безвкусных выражений : «Лети с приветом - вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета». Если хочешь что-то сказать - скажи свое, простое.
  4. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного
  5. Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.
  6.     Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.
  7. Письма пишутся на хорошей бумаге разборчивым почерком.

        6. Проверка записи в тетрадях.

Примерная запись в тетрадях учащихся:

Правила написания письма:

  1. Начинай письмо с обращения к тому, кому адресовано письмо.
  2. Пиши ясно, просто.
  3. Ставь дату, подпись.
  4. Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов.
  5. Если забыл написать о чём-то, используй P.S.
  6. Не пиши дурного и безвкусного.
  7. Не отправляй в гневе.
  8. Не задерживай ответа.
  9. Пиши на хорошей бумаге разборчивым почерком.

        7. Учитель:

-Сегодня нам предстоит написать письмо другу. Давайте составим традиционный план письма.

        Письмо состоит из четырёх частей, составляющих связную целостность, удобную для чтения и запечатления.

  1. Обращение.
  2. Приступ начинается разнообразно, с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения утруждением письмом.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата.
  4. Заключение состоит из изъявления чувств преданности, почтения, собственной подписи.

Вопросы для обсуждения:

-с чем связано именно такое строение письма?

-можно ли отступать от этого плана, при каких условиях?

8. Творческая работа. Учитель:

-Для правильного обращения важно находить хорошие, добрые слова.

Напишите имя друга и на каждую букву имени напишите прилагательное, которое будет его характеризовать (на экране появляются возможные варианты):

М - милосердная, милая;

А - аккуратная;

Р - раскрепощённая, решительная ;

И - интересная ;

Н - нежная ;

А - артистичная;

М - мужественный ;

А - атлетичный ;

К - крепкий ;

С - сильный ;

И - исполнительный ;

М - мастеровитый.

9. Итог урока (ответы учеников, выводы ,оценки)

10. Домашнее задание: напишите письмо своему другу.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  «Словарь русского языка» М.: Рус. яз.,1987г. 

2.Соркин Е.Б. « Почта спешит к людям» М.: «Знание»,1977г.

3.Терра-Лексикон: Иллюстративный энциклопедический словарь. –М.: ТЕРРА, 1998.-672с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока английского языка в 5 м классе. Тема урока: Travelling and transport: choosing the mean of travelling (Путешествия и транспорт: выбор вида путешествия)

Тема урока: Путешествия и транспорт5-й класс, углублённый уровень. Место урока: повторение лексики по теме «Путешествия и транспорт» Учебник: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английс...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...