Рабочая программа по развитию речи в 7 классе для коррекционной школы
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Терешина Татьяна Валентиновна

Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что препятствует их обучению в общеобразовательной школе. 

Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. 

      Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:

  • Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
  • Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.

      Образовательный процесс  осуществляется в соответствии с основным общим образованием с нормативным сроком усвоения – 6 лет.

      Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы.  В связи с этим выделены специальные учебные предметы:

  • русский язык;
  • развитие речи;
  •  литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида № 28

Рассмотрено                                                     Утверждено

на заседании МО учителей                              решением МС учреждения

естественно-математического цикла                Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                         Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                 И.О. директора __________

Рабочая программа

по развитию речи

8 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Разработала: Терешина Т.В.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СКОШИ V вида № 28,

 вторая квалификационная категория

                     Москва, 2012

                      Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного заведения.

      Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что препятствует их обучению в общеобразовательной школе.  

Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.  

      Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

  • Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
  • Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.

      Образовательный процесс  осуществляется в соответствии с основным общим образованием с нормативным сроком усвоения – 6 лет.

      Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы.  В связи с этим выделены специальные учебные предметы:

  • русский язык;
  • развитие речи;
  •  литература.

                            Развитие речи

Общая характеристика учебного предмета

      Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

  • Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Развитие речи» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в коррекционной школе 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  •       Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей таких учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности для детей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Родной язык является средством приобщения таких детей к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками, так как от других детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения детей с тяжелыми нарушениями речи практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Родной язык является основой формирования этических норм поведения таких детей в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Результаты изучения учебного предмета в 8 классе

      Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.  Пересказ исходного текста с описанием действий.

      Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

      Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

      Рассказ по данному сюжету.

             Адекватное восприятие и создание текстов публицистического стиля на доступные темы. Подробное и сжатое изложение повествовательных текстов с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описание человека, процессов труда. Написание рассказов на предложенные сюжеты, сочинения-рассуждения. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Основные содержательные линии

Направленность курса развития речи на формирование   языковой  компетенции нашла отражении е в структуре данной программы. В ней выделяется сквозная содержательная линия, обеспечивающая формирование:

  • Коммуникативной компетенции;
  • Языковой и лингвистической компетенции.

      Содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации  V вида предусматривает  изучение предмета «Развитие речи»  на этапе основного общего образования  с растяжкой в один год в объеме 350 часов. В том  числе: 8 класс – 70 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

  1.       Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

  1.       Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными  источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

       Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор  и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.    

Текст

  1.       Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

      Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

      Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

  1.       Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Функциональные разновидности языка.

  1.       Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад, публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

  1.       Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа,  государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

      Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

      Лингвистика как наука о языке.

      Основные разделы лингвистики.

      Выдающиеся отечественные лингвисты.

  1.       Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимании е роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

      Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.  Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Орфоэпия

  1.       Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

      Орфоэпический словарь.

  1.       Нормативное произношение слов.  Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

      Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной  культурой.

Лексикология и фразеология

  1.       Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

       Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

      Тематические группы слов. Толковые словари синонимов и антонимов русского языка.

      Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и   заимствованные слова. Словари иностранных слов.

      Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.  

      Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

      Стилистические пласты лексики.

      Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

      Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1.       Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

      Употребление лексических средств в  соответствии со значением и ситуацией общения.  Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

      Проведение лексического разбора слов.

      Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.

Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и  культуры народа. Русский речевой этикет.
  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества. В художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

8 класс

Русский язык

Развитие речи

Учебник

Параграф

Разделы

Параграф

Разделы

7 класс

Повторение

Текст. Стили речи

26-31

Деепричастие

32-44

Наречие

39

Описание действий

45-46

Категория состояния

47

Служебные части речи

48-53

Предлог

54-61

Союз

62-69

Частица

70-71

Междометие

72-80

Повторение и систематизация

Литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дороб. – М.: Просвещение, 2011
  2. Русский язык:  7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  3. Русская речь: Развитие речи 8 класс.: Учеб.для общеробразоват. Учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001.
  4. Школьная риторика : 8 класс : Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А.Ладыженской.- Изд.2-е, перераб.- М.: Баласс, Ювента, 2005.
  5. Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для педагогов, студентов педвузов, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации/ Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, З.И.Курцева и др.; под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Балласс, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 6 класс( для коррекционных общеобразовательных школ V вида.)

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образов...