Рабочая программа по русскому языку.5класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Бочарова Татьяна Васильевна
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку// Официальные документы в образовании, 2004, №5), примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.Т. Баранов, .А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений – М., 200_ г.). Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю). Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._r.ya_._5kl.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Тальменского района Алтайского края

   «Рассмотрено»:

 «Согласовано»:

«Утверждаю»:

     рук. МО гуман. предметов

Зам. директора по УВР

 директор школы

 _____________Сыровежкина М. Ю.

___________Фурсова Г.Д.

 ___________Кривошапкин В.Н.

     Протокол №1 от 22.08.2014

25 августа 2014 г.

 Приказ №67 от 29.08.2014

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык» 5 класс

(базовый уровень) вторая ступень

на 2014-2015 учебный год

                                                                         Составитель:

                                                                           Бочарова Т.В.

                                                                                          учитель русского языка

                                                                                                  и литературы

Тальменка 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку// Официальные документы в образовании, 2004, №5), примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (М.Т. Баранов, .А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений – М., 200_ г.). Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).

Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Таким образом, программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Речевая деятельность:

  • Аудирование: понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
  • Чтение: владеть техникой чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, разбивать текст на смысловые части и составлять простой план, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов, правильно расставлять логические ударения и паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
  • Говорение: доказательно отвечать на вопросы учителя, подробно и сжато излагать прочитанный текст, создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль, выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств;
  • Письмо: подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи, создавать письменные высказывания разных типов речи, составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, писать небольшие по объему  тексты, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста, выражать свое отношение к предмету речи, находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования и рассуждения, подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста.

Фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать буквы и звуки;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания;
  • работать с орфоэпическим словарём;

Графика:

  • правильно произносить названия букв;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

Морфемика:        

  • выделять морфемы;
  • подбирать однокоренные слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

Лексикология:

  • объяснять лексическое значение слов;
  • пользоваться толковым словарём;
  • распределять слова на тематические группы;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте;

Морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки существительного, прилагательных, глаголов;
  • уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени;

Орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

Синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • характеризовать предложения  по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • составлять простые и сложные предложения;
  • опознавать предложения осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить предложения с прямой речью;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Содержание тем учебного курса

Язык – важнейшее средство общения  (2ч  + 1ч)

Повторение  пройденного в Ι – IV классах   (17ч+3ч)

  1. Части слова. Орфограмма. Место орфограммы в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых  гласных и согласных в корне слова.  Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные  ъ и ь

Самостоятельные и служебные  части речи.

Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Правописание гласных и падежных окончаний имён существительных Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в  личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и ΙΙ спряжения, буква ь во втором лице ед. ч.. Правописание -тся и  -ться в глаголах.  Раздельное написание НЕ с глаголами.  

Наречие  (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами..

  1. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи   ( 29ч +7ч )

 I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово  в  словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения; второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Распространённые и нераспространённые предложения (с двумя главными членами).

Предложения с однородными членами, не  связанными союзами, а также связанными союзами  а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Предложения, осложнённые обращением. Обращение, знаки препинания при обращении.  

Вводные слова и  словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).      

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед  и, а, но, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

ΙΙ. Умение интонационно  правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

ΙΙΙ. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи  (17ч + 3ч )

I. Фонетика  как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи;  гласные и согласные звуки  Ударение в слове.  Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.         

ΙΙ. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласной е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях ( в том числе орфоэпических)

ΙΙΙ.  Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика.   Культура речи ( 8ч + 2ч )

I. Лексика как раздел  науки о языке.  Слово  как  единица языка.  других языковых Слово и его лексическое значение.  Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов.  Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

ΙΙ. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

ΙΙΙ.   Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи  (24ч + 4ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая  часть слов.. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем.  Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о  после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

ΙΙ.  Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими   и морфемными словарями.

ΙΙΙ. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

                    Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи   ( 1 ч.)

  Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

  Имя существительное     (21ч +4 ч)

   I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях,  в названиях улиц и площадях, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет и журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного числа или множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы О-Ё после шипящих  и  ц  в окончаниях существительных.

Склонение  существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

ΙΙ.  Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно ( например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного ( инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т.д.)

 Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

ΙΙΙ. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное    (13ч + 4ч)

I. Имя прилагательное как часть речи.  Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.  Полные и краткие прилагательные.        Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам, а кратких – по родам и числам.

ΙΙ.Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

ΙΙΙ. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (36ч + 6ч)

  1.  Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределённая форма глагола.  (инфинитив на -ТЬ (-ТЬСЯ), -ТИ (-ТИСЬ), -ЧЬ (-ЧЬСЯ).  Правописание    -ТЬСЯ и -ЧЬ  в неопределённой форме (повторение)

 Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в  безударных личных окончаниях глаголов.

 Буквы Е-И в корнях глаголов с чередованием: -бер-/-бир-, -мер-/-мир-, -дер-/ -дир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-.

 Раздельное написание НЕ с глаголами.

 ΙΙ. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.)

Умение согласовывать глагол – сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.. Умение употреблять при глаголах  имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы ( например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

 ΙΙΙ. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

 Повторение и систематизация пройденного в  V  классе.        ( 6 ч + 2 ч)

Планируемые результаты

К концу Vкласса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения(с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты(в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста(в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста(в соответствии с языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Учебно-тематический план

        №

Содержание

Коли-чество часов

Контрольные работы

Развитие

      речи

1

Общие сведения о языке

3

-

1

2

Повторение изученного в начальных классах

20

1

3

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

36

1

7

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

20

1

3

5

Лексика. Культура речи.

10

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2

6

Морфемика.  Орфография. Культура речи.

28

1

4

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

85

3

14

8

Повторение и систематизация изученного.

8

1

2

                                                                 Итого:

  210 часов

9

36

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

п\п

Наименование документа

Автор

Годы издания

1.

Государственный стандарт основного общего образования

2006

2.

Программа по русскому языку для 5 - 9 классов.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

3.

Учебник. Русский язык. 5 класс. «Просвещение»

Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

2008

4.

Методические пособия

О. В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. – М., «ВАКО»

Л.В.Шибалова. Русский язык.5класс. контрольные и проверочные работы. «Экзамен»

Л.Г.Ларионова. Русский язык. Карточки-задания.5класс

Т.А.Ладыженская. Такие разные диктанты.5-9класс, «Ювента»

Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. «Просвещение»

2007

2013

2011

2007

2012

Урочно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (210 часов)

Тема урока

Количество

 часов

Вид учебной

деятельности

Контроль

знаний

Язык - важнейшее средство общения(2ч+1р.р.)

1

Язык и человек.

1

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.

Устный опрос

2

Язык и речь. Язык и его единицы

1

3

Р/Р.  Стили речи

1

Составление наглядной таблицы, характеризующей различные стили речи на основе теоретического материала.

Устный опрос, составление конспекта

Повторение пройденного в I-IV классах(17ч+3р.р.)

4

Части  слова

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

5

Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

9

Буквы и, у, а после шипящих.

1

Беседа, практикум

Словарный диктант

Фронт. опрос.

10

Разделительные Ъ и Ь

1

Беседа,  практикум

Фронт. опрос.

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

12

Р/Р Текст

1

Беседа, практикум.

Инд. опрос.

13

Р/Р Обучающее изложение по упр.66

1

Обсуждение и составление плана для написания изложения

Письм. опрос

14

Части речи.  

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

15

Глагол. -Тся и –ться в глаголах.  

1

Беседа, практикум

Инд. опрос

16

Р/Р Тема текста.

1

Комбинированный урок: беседа, практикум, отработка навыка выделения основной темы текста.

Фронт. опрос.

17

Личные окончания глаголов

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос 

18

Имя существительное

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

19

Падежные окончания имен существительных.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

20

Имя прилагательное

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

21

Местоимение

1

Беседа, практикум, словарный диктант

Фронт. опрос.

22

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос. 

23

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах»

1

Написание диктанта.

Письменный опрос.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(29ч+7р.р.)

24

Синтаксис. Пунктуация

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

25

Словосочетание

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

26

Разбор словосочетания.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

27

Предложение

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

28

Грамматическая основа предложения

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

29

Р/Р Сжатое изложение

1

Комбинированный урок: беседа, практикум, отработка навыков находить главную мысль в тексте, умение кратко пересказать суть текста

Письм. опрос.

30

Виды предложений по цели высказывания.  

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

31

Виды предложений по интонации.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

32

Р/Р Сочинение  на свободную тему

1

Сочинение

Письм. опрос.

33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

34

Сказуемое

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

35

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

36

 Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

37

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

38

Определение

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

39

Обстоятельство

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

40

Р/Р Связный текст

1

Обсуждение, практикум

Письм. опрос.

41

Предложения с однородными членами

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос

42

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

43

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

44

Предложения с обращениями

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

45

Самостоятельная работа по теме «Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1

Практикум

Письм. опрос.

46

Р/Р Письмо

1

Сочинение

Инд. опрос, письм. опрос.

47

Синтаксический разбор простого предложения

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

48

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

49

Простые и сложные предложения

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

50

Р/Р Подготовка к написанию сочинения  по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

1

Обсуждение элементов картины, выбор основной темы сочинения

Фронт. опрос..

51

Р/Р Сочинение повествовательного характера с элементами описания по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

1

Сочинение

Письм. опрос.

52

Сложные предложения.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

53

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

54

Прямая речь

Косвенная речь

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

55

Диалог

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

56

Р/Р Выборочное изложение по упр.248

1

Обсуждение, отработка навыков пересказа

Письм. опрос.

57

Повторение пройденного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

Беседа, практикум, словарный диктант

Уплотн. опрос.

58

Закрепление материала по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

59

Контрольная работа по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

Диктант

Письм. опрос

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи(15ч+3р.р.)+2ч из резерва

60

Фонетика.  Гласные  звуки

1

Беседа, практикум

Инд. опрос и фронт. опрос

61

Согласные звуки.  

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

62

Позиционные чередование гласных и согласных

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

63

Согласные твердые и мягкие. 

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

64

Р/Р Подготовка к написанию изложения текста с элементами описания и повествования по упр.273

1

Повторение видов текста

Фронт. опрос.

65

Р/Р Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования по упр.273

1

Изложение

Письм. опрос.

66

Согласные звонкие и глухие.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

67

Графика.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

68

Алфавит

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

69

70

Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.

1+1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

71

Введение в тему: « Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я»

1

Беседа, практикум

Фронт.опрос

72

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.  

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

73

Орфоэпия.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

74

75

Фонетический разбор слова.

1+1

Беседа, практикум

Фронт.опрос

76

Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

1

Практикум, тестирование

Письм. опрос.

77

Р/Р Сочинение-описание предмета по картине Ф,П, Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

Сочинение

Письм. опрос.

78

Повторение и систематизация изученного  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

79

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

Диктант

Письм. опрос.

Лексика. Культура речи(8ч+2р.р.)

80

Слово и его лексическое значение.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

81

Слова однозначные и многозначные

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

82

Прямое и переносное значение слов.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

83

Омонимы

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

84

Синонимы. 

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

85

Р/Р Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Обсуждение элементов картины, выбор основной темы сочинения

Фронт. опрос.

86

Р/Р Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Сочинение

Письм. опрос.

87

Антонимы

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

88

Повторение по теме «Лексика. Культура речи»

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

89

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

1

Диктант

Письм. опрос.

Морфемика. Орфография. Культура речи(22ч+4р.р.)+2ч из резерва

90

Морфема – наименьшая значимая часть слова

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

91

Изменение и образование слов.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

92

Р/Р Сочинение повествовательного характера по личным впечатления по упр.378

1

Сочинение

Письм. опрос.

93

Окончание

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

94

Основа слова

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

95

Корень слова

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

96

Р/Р  Сочинение – рассуждение на материале п.74

1

Сочинение

Письм. опрос.

97

Суффикс. Суффиксы имен существительных.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

98

Суффиксы имен прилагательных.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

99

Приставка и её назначение в слове.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

100

Р/Р Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания по упр.400

1

Изложение

Письм. опрос

101

Чередование звуков.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

102

Беглые гласные.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

103

Варианты морфем.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

104

Морфемный разбор слова.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

105

106

Правописание гласных и согласных в приставках.

1+1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

107

Буквы З и С на конце приставок.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

108

Закрепление темы «Правописание З – С на конце приставок».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

109

Буквы О-А в корнях  -ЛАГ-  ЛОЖ-.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос

110

Буквы О-А в корнях  -РАСТ- РАЩ -РОС-

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

111

112

Правописание корней с чередованием гласных.

1+1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

113

Буквы О-Ё  после шипящих в корне

1

 Беседа, практикум

Фронт. опрос.

114

Буквы Ы-И после Ц

1

Беседа, практикум

Инд.опрос

115

Р/Р Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

1

Сочинение

Письм. опрос.

116

Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

117

Контрольная работа   по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

1

Диктант

Письм. опрос.

Морфология. Орфография. Культура речи(1ч)

118

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

Имя существительное(20ч+4р.р.)+1ч из резерва

119

Имя существительное как часть речи.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос и фронт. опрос.

120

Р/Р  Доказательство в рассуждении. Сочинение – рассуждение по материалу п.89.

1

Сочинение

Письм. опрос.

121

Существительные одушевленные и неодушевленные

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

122

Существительные собственные и нарицательные

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

123

Р/Р Сжатое изложение повествовательного характера.

1

Изложение

Письм. опрос.

124

Морфологический разбор имён существительных.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

125

Род имён существительных.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

126

Имена существительные только множественного числа

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

127

Имена существительные, которые имеют  только форму единственного числа.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

128

Три склонения имен существительных.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

129

Падеж имен существительных

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

130

131

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1+1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

132

Существительные на – ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

133

Закрепление темы «Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

134

Самостоятельная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

Практикум

Письм. опрос.

135

Р/Р  Изложение повествовательного характера с элементами описания по упр.546

1

Изложение

Письм. опрос.

136

Множественное число имён существительных.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

137

Закрепление темы «Множественное число имен существительных».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

138

Правописание О,Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

139

Самостоятельная работа по теме «Правописание О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

1

Практикум

Письм. опрос.

140

Р/Р  Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

Сочинение

Письм. опрос.

141

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

142

Закрепление по теме «Имя существительное».

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос..

143

Контрольный диктант   по теме « Имя существительное»

1

Диктант

Письм. опрос.

Имя прилагательное(12ч+4р.р.)+1ч из резерва

144

Введение в тему «Имя прилагательное как часть речи»

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос

145

Имя прилагательное как часть речи.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

146

Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

147

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

148

Буквы О-Е в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

149

Самостоятельная работа по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

1

Практикум

Письм. опрос.

150

Р\Р  Описание животного. Изложение по материалу п.103.

1

Изложение

Письм. опрос.

151

Прилагательные полные и краткие.  

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

152

153

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1+1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

154

Р/Р Подготовка к сочинению по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

1

Обсуждение элементов картины, выбор основной темы сочинения

Фронт. опрос.

155

Р/Р Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (по упр. 599)

1

Сочинение

Письм. опрос.

156

Морфологический разбор имени прилагательного

1

 Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

157

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

158

Р/Р Сочинение – повествование по данному плану(упр.606).

1

Сочинение

Письм. опрос.

159

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

160

Контрольный диктант   по теме « Имя прилагательное»

1

Диктант

Письм. опрос.

ГЛАГОЛ (36ч+6р.р.)

161

Введение  в тему «Глагол как часть речи» .

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

162

Закрепление темы  «Глагол как часть речи»..

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

163

Введение в тему «НЕ с глаголами»

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

164

Закрепление темы «НЕ с глаголами».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

165

Самостоятельная работа по теме «Не с глаголами»

1

Практикум

Письм. опрос

166

Р/ Р Рассказ

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

167

Р/Р  Композиция рассказа. Сочинение по материалу п.108

1

Сочинение

Письм. опрос.

168

Неопределенная форма глагола

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

169

Закрепление темы «Неопределенная форма глагола».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

170

Введение в тему «Правописание –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах»

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

171

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

172

Закрепление темы «Правописание –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

173

Виды глагола

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

174

Видовые пары

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

175

Закрепление темы «Виды глагола».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

176

Знакомство с темой «Буквы Е и И в корнях с чередованием».

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

177

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

178

Правописание Е-И в корнях с чередованием

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

179

Закрепление темы «Е и И в корнях с чередованием».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

180

Р\Р  Невыдуманный рассказ о себе(по материалу п.113).

1

Сочинение

Письм. опрос.

181

Время глагола.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

182

Прошедшее время.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

183

Настоящее время.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

184

Будущее время

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

185

Введение в тему «Спряжение глаголов»

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

186

Спряжение глаголов

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

187

Закрепление темы «Спряжение глаголов».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

188

Спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

189

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Беседа, практикум

Письм. опрос.

190

Закрепление темы «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

191

Самостоятельная работа по теме «Спряжение глагола».

1

Практикум

Письм. опрос.

192

Морфологический разбор глагола

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

193

Р/Р  Сжатое изложение повествовательного характера(по упр.701).

1

Изложение

Письм. опрос.

194

Мягкий знак после шипящих в глаголах во  2-м лице ед. числа

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

195

Правописание Ь после шипящих в глаголах во  2-м лице ед. числа

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

196

Употребление времён

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

197

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

198

Р/Р  Подготовка с сочинению-рассказу по картине О. В. Попович «Не взяли на рыбалку».

1

Беседа, практикум.

Фронт. опрос.

199

Р/Р Сочинение-рассказ по картине О. В. Попович «Не взяли на рыбалку».

1

Сочинение

Письм опрос.

200

Закрепление изученного по теме «Глагол»

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

201

Подготовка к контрольной работе по теме «Глагол».

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

202

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

Диктант

Письм. опрос.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе(6ч+2р.р.)

203

Разделы науки о языке.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

204

Р/Р Подготовка к сочинению на одну из предложенных тем.

1

Беседа, практикум

Фронт. опрос.

205

Р/Р Сочинение на одну из предложенных тем по типам: описание, повествование, рассуждение.

1

Сочинение

Письм. опрос.

206

Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

207

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

208

Употребление букв Ъ и Ь знаков. Ь на конце слов после шипящих.

1

Беседа, практикум

Уплотн. опрос.

209

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Беседа, практикум

Инд. опрос.

210

Годовой контрольный диктант

1

Диктант

Письм. опрос.

Список справочной литературы:

  1. Для учащихся:
  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 1995.
  2. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы. М., 2007
  3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М.,2006
  4. Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.-11-е изд.-М., 2007
  5. Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
  6. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.
  7. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.
  8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2005
  9. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
  10. компьютерный   диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
  11. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998. -300с.
  12. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.
  13. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред. Ф.П.Филина.-2-е изд.,дораб.-М.,1998
  14. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2006
  15. Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы  упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
  16. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.,2006
  17. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. М.,2006
  18. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  19. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
  20. Панов Б.Т.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка/Б.Т.Панов, А.В.Текучев.-3-е изд., испр.и доп.-М.,1991
  21. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М.,1998
  22. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка(по произведениям русских писателей XVIII-XXвв.) М., 1996
  23. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.,2006
  24. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
  25. Соловьёва Н.Н.  Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)
  26. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.
  27. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.,1991
  28. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь/Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-41-е изд.-М.,1990
  29. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.,1997
  30. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998, 701с.
  1. Для учителя:
  1. 700 изложений для школьников и абитуриентов.- М.: Славянский дом книги, 2004. -574с.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И.   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008. -222с.
  3. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.
  4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.
  5. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.:  Лицей, 1999. -110с.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000. -278с.
  7. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программы. Филология. –Ярославль, 2006. – 32с.
  8. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе, 2003. - №4. – с.107-113
  9. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе», 2003. - №5. – с.111-116
  10. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе, 2003. -№6. –с. 107-111
  11. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе», 2003.  -№7. – с. 117 – 121
  12. Л.В.Шибалова. Русский язык.5класс. контрольные и проверочные работы. «Экзамен», 2013
  13. Л.Г.Ларионова. Русский язык. Карточки-задания.5класс. 2011
  14. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  творческий центр « Сфера», 1997. -78с.
  15. Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. «Просвещение», 2012
  16. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5 класс.- М.: -Дрофа, 2002. – 189с.
  17. О. В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. – М., «ВАКО». 2007
  18. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.
  19. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.:  Просвещение, 1986. -206с.
  20. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 5 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.
  21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М.:  Международные отношения, 1994. –с.559.
  22. Т.А.Ладыженская. Такие разные диктанты.5-9класс, «Ювента», 2007
  23.  Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. –М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002. -206с.
  1. Интернет-ресурсы:
  1. http://nsportal.ru/
  2. http://www.zavuch.ru/
  3. http://www.gramota.ru 
  4. http://www.gramma.ru
  5. http://ruslit.ioso.ru
  6. http://www.vedu.ru/ExpDic/ 
  7. http://yamal.org/ook/ 
  8. http://www.ruscenter.ru/
  9. http://math.msu.su/~apentus/znaete/
  10. http://language.edu.ru/
  11. http://www.mapryal.org/
  12. http://literus.net/ 
  13. http://philolog.pspu.ru/
  14. http://www.slovorusskoe.ru/Main.html 
  15. http://www.rm.kirov.ru/ 
  16. http://www.farosta.ru/
  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/
  18. http://es1301.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5класс

Рабочая  программа  по русскому языку  5класс (ФГОС)...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Рабочая программа по русскому языку.5класс

Рабочая программа по русскому языку.5класс...

Рабочая программа по русскому языку 5класс

Данная программа составлена на основе  Программы по русскому языку  для5-9 классов общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. Количество часов для изучения предмета-5ч. в ...

Рабочая программа по русскому языку 5класс (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об­разования, Примерной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5класс

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА по русскому языку Уровень общего образованияосновное общее образование, 5  класс Количество часовпо плану 167 часов...