Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Тихомирова Зульфира Габдельнуровна

Урок русского языка в 9 классе. Лексическая тема "Моя малая родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_usloviya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения. Конспект урока русского языка в 9 классе

 по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия».

 

Цель урока:

Задачи урока:

  1. показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. закрепить полученные знания о СПП;
  3.  обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

 - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие       выводы;

      - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

      - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

 - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению     других людей;

   - воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока:

  • - компьютер,
  • - проектор,
  • - экран,
  • - раздаточный материал,
  • - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку
  • по теме: «Сложноподчиненные предложения»

План урока:

  • 1.Оргмомент
  • 2. Постановка темы и цели урока
  • 3. Повторение изученного:
  • а) теоретическое,        

         б) практическое

       4.    Анализ текста

  • Ф и з м  и н у т к а
  •  

5.Объяснение нового материала.

Формирование навыков и умений:

  • Цифровой диктант,

                        Составление предложений,

                         Выполнение теста на электронном тренажере                      

                         «Фраза»

  • 7. Домашнее задание (дифференцированное)
  • 9. Рефлексия.
  • 10. Подведение итогов урока.

 

Ход урока

I. Оргмомент.

II  Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Начнем наш урок с орфоэпической разминки:

Спишите, расставьте ударение:

Звонят, углубить, свекла, свекольный, партер, жалюзи, баловать, исподволь, еретик, дремота.

(Проверка по цепочке)

2.Опрос теории по теме СПП.

- Какие предложения называются сложноподчиненными?  

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)

- На какие основные группы  по значению они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

Во время ответов учащихся на доске появляется схема.

- Какие виды СПП здесь зашифрованы?

- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

 III  Сообщение  темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными.  Запишите тему.

  1. Работа с текстом.

> Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

        (13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

        (14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но  и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

  1. Определите стиль и тип речи.

Стиль публицистический

  1. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище – жилище,  чадо - ребенок

4.  Из последнего абзаца выпишите  субстантивированное причастие (причастие, ставшее существительным). Выполните морфемный разбор.

 пострадавшего

        5.Из второго абзаца выпишите страдательное причастие.    

           Выполните       морфологический разбор.

        6. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

             6, 10, 12, 15

         7.Напишите, какое средство выразительности используется в      

            выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).

Найдите в тексте  СПП с союзом если.  Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?    

 Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

        Это  СПП с придаточным условия.

         Запишем следующее предложение и так же его разберем

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Как бы прошел я все муки

В той неуютной дали,

Если б не помнил в разлуке

Запах родной земли.

                                   (А.Жигулин)

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

                                      (М.Джалиль)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

                               (Александрова)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

                                                  (А.С.Пушкин)

  В последнем предложении союз когда имеет условное значение

СПП с придаточными условия называются такие, СПП,  в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,

Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае?  И присоединяется к главной части при помощи союзов если, коли, коль

              Средства связи

Если

Если бы

В том случае если

При условии, если

При условии, что

Когда (= если)

Раз

        Какие из этих условных союзов являются нейтральными, какие носят разговорный или книжный характер?

V  Закрепление,  систематизация, применение

1 группа: По следующим схемам составьте СПП с придаточными условными или небольшие сочинения  на тему «Моя малая родина»

с использованием СПП с придаточными условия.

1 [     ],   (если..   )

2 (Раз..   ) , [   ]

3 [..   ,( если… ),    ]

.

 2 группа: Работа по карточкам

VI. Итог урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные условия?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание. 

1. уровень Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.

2 уровень    Творческое задание: используя информацию прочитанного текста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Презентация к уроку "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Презентация к уроку "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...