Урок по русскому языку в 7 классе на тему "Не с наречиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пронина Марина Юрьевна

Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. На уроке используется технология дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_v_7_klasse_na_temu_ne_s_narechiyami.zip2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями».

Вид урока: урок решения проблемно-познавательных задач.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

Формирование у учащихся:

 - умения определять слитное и раздельное написание не с наречиями;

-  умения правильно употреблять наречия в речи.

Задачи урока:

Учебная – повторить с учащимися  некоторые закономерностями слитного и раздельного правописания  не с наречиями.

Развивающая – способствовать развитию логического мышления, внимания, орфографической зоркости, памяти.

Воспитательные:

а) развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культуры, трудолюбия, интереса к русскому языку;

б) формирование таких качеств, как толерантность, способность к диалогу.

Оборудование: тетрадь, учебник русского языка под ред. С.И. Львовой,

В.В. Львова; компьютер, карточки, (таблицы, слайды).

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу  и будем работать дружно и с хорошим настроением.

II.Эмоциональная интеллектуальная «разминка»

Cлайды № 1-6

Учитель. Чтение стихотворения

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия.

Учитель.  Какие слова привлекли ваше внимание?

Ученики.  Высоко, светло, темно, ароматно, красиво.

Cлайд № 7

Учитель. Определите часть  речи  данных слов?

Ученики. Часть речи - наречие.

Учитель. Кто мне напомнит, что такое наречие?

Ученики.  Наречие – самостоятельная часть речи.

Учитель. Что обозначает наречие?

Ученики.  Обозначает признак действия, если определяемое слово выражено глаголом, признак предмета, если определяемое слово выражено существительным, признак другого признака, если определяемое слово выражено прилагательным.

Учитель. На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются? Ученики. Наречия отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?...). В предложении являются обстоятельством.

Учитель. Наречия имеют окончания?

Ученики. Нет.

Учитель. Почему?

Ученики. Потому что это неизменяемая часть речи.

Учитель. От какой части речи образованы наречия?

Ученики. Наречия образованы от прилагательных.

Cлайд № 7 (остается для выполнения практической работы)

Работа у доски. 

Образуйте от данных слов наречия с не.

Учитель. Как ты написал(а) не с наречиями?

Ученик отвечает на вопрос. (Слитно)

Учитель. Почему не пишется слитно? (Можно заменить синонимом без не)

Учитель.  Я с вами согласна. Как вы думаете, над какой темой нам предстоит сегодня поработать?

 (Обобщение по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями»).  

Давайте оформим рабочие тетради (запись даты, темы урока)

Слайд № 8

III. Постановка учебной цели.

Учитель. Подумайте и попытайтесь самостоятельно сформулировать цель урока, опираясь на тему «Слитное и раздельное написание не с наречиями». Какую проблему мы будем решать? (Проблему слитного или раздельного написания не с наречиями).

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Слайд № 9

Учитель. Итак, мы сегодня будем закреплять навыки правильного написания не с наречиями, наречными выражениями с не, решать проблему: слитно или раздельно? Учитель обращает внимание учащихся на веселые картинки.

Слайд № 10

 Актуализация опорных знаний.

Вспомните, когда не с наречиями пишется слитно? (примеры запишем в тетрадь)

Когда не с наречиями пишется раздельно? (примеры запишем в тетрадь)

Слайд № 11

На доске таблица для проверки знания правила.

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1. не употребляется без не

неряшливо

1. есть противопоставление с союзом а

не _быстро, а медленно

2.можно заменить синонимом

неглубоко (мелко)

2. есть слова вовсе не, совсем не и др.

вовсе не красиво

IV. Диктант «Правильно ли ты написал?» Работа у доски.

Учитель. Запишите словосочетания, обозначьте графически изученную орфограмму в наречиях, объясняя ее постановку.

Написал небрежно, остановился неожиданно, спросил невежливо, прибил некрепко, говорил не быстро, а медленно, выглядел совсем не красиво.

V. Тренировочные задания,  лингвистические задачи.

Учитель. Выполните задание  «Подбери синонимы». У вас на партах лежат карточки с заданиями. Подберите к наречиям синонимы с не, обозначьте орфограмму. Запишите слова парами. Используйте в случае затруднения справочный материал.                                                                                              

Ученики работают по карточкам в тетрадях.

Карточка 1

Мелко, тихо, срочно, грубо, скучно, враждебно, различно, тяжело, близко, кратко.

                                                                                                                                                                                 Слайд № 13

Для справки:

(Не)вежливо, (не)весело, (не)медленно, (не)дружелюбно, (не)одинаково, (не)легко, (не)далеко, (не)глубоко, (не)слышно, (не)многословно.

(Мелко-неглубоко, тихо-неслышно, срочно-немедленно, грубо-невежливо, скучно-невесело, враждебно-недружелюбно, различно-неодинаково, тяжело-нелегко, близко-недалеко, кратко-немногословно.)

Проверка по цепочке.

VI. Физминутка. Слайд № 14

Ребята, вы, конечно, немножечко подустали. Давайте отдохнем и поиграем в игру

«Верно или неверно». Я буду читать вам задание. А вы вместо ответов должны будете хлопнуть два раза в ладоши, если ответ верный, и топнуть осторожно два раза тихонечко ногами, если ответ неверный.

МОЛОДЦЫ, ОТДОХНУЛИ,

Продолжим работу.

Учитель. Сгруппируйте данные на слайде примеры и запишите их. В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких – антонимы? Ученики отвечают на вопросы.

Слайд № 15

1. Он относится к делу несерьёзно, беспечно. – Он относится к делу не серьёзно, а беспечно.

2. Надо учиться писать не многословно, а кратко. – Надо учиться писать кратко, немногословно.

Учитель.

VI. Следующее задание «Графический диктант»

1.         И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые… (А. Пушкин) +

2.         Кусака убежала на край сада и оттуда (не)отступно глядела на видимый ей уголок террасы. (Л. Андреев) +

3.         Новые знакомства в лесу происходят (не)редко, а довольно часто. -

4.         Вглядываясь в растительный мир, окружающий нас, мы делаем (не)обыкновенно интересные открытия. +

5.         Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело. (Н. Некрасов) +

6.         Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек. -

7.         Идти, хоть и в темноте, по знакомой дороге было ничуть (не)страшно. -

8.         На улице хоть и (не)настно, но на душе светло. +

Задание. Я буду читать предложения. А вам необходимо на слух определить, слитно или раздельно пишутся наречия с не-, нужно записать номер предложения по порядку, затем поставить знак «+», если наречие с не- пишется слитно, и знак «-», если наречие с не- пишется раздельно.

Слайд № 16 (ответы)

VII. Работа с учебником.

Учитель.  А сейчас давайте поработаем с учебником.

  1. Из упражнения 566 выпишите первое предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
  2. Сделайте синтаксический разбор предложения.

VIII.   *Задание на развитие быстроты реакции и мышления.

     Найдите «Четвертое лишнее» (два слайда)

Слайды № 17, 18

*Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки       (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров                (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита                                 (тихо)

*Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок   (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль                                    (плохо) 

в) смелость, парта, ульи, потолок                                                   (мало)

IX. Рефлексия

Слайд № 19

Учитель.  Легко ли писать наречия с не? Удалось ли нам  выполнить предложенные задания?

На уроке я научился ….

На уроке мне понравилось …

С урока я ухожу …

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель оценивает учащихся.

X. Домашнее задание  

Слайд № 20

Учитель. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Теория: повторить правило на стр.37-38;
Практика: выполнить упр. № 567


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Н и НН в суффиксах наречий"

Цель урока: Познакомить с условиями выбора н и нн в наречиях на –о и –е  в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях; формировать умение обозначать орфограмму....

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....