Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Васильева Галина Николаевна

Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon polnye_1.zip89.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                     

        Тема урока:       Полные и краткие причастия.

Цели урока:

 1.Научить распознавать полные и краткие причастия.

2. Продолжить формирование навыка правописания

суффиксов причастий.

3. Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность

при использовании  в письменной речи причастий и

предложений с причастными оборотами.

4. Совершенствовать навык устного высказывания, расширять

кругозор учеников  путем введения малознакомой   лексики.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Синтаксическая разминка ( одновременно работа по карточкам 4 чел.)

Остров, озарённый солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.

Карточка № 1.

Задание: Найдите полные и краткие причастия, над полными причастиями напишите букву  П,  над краткими – букву К.

Брюки его измяты, вытянуты на коленях, длинные волосы растрёпаны.  На вороте рубахи одна пуговица оторвана. Распахнутый ворот рубашки позволял видеть шею и ключицы. Этого было достаточно, чтобы представить, как ладно скроен и крепко сшит был весь Иван. У крыльца стояли осёдланные кони.

Карточка № 2.

Задание: Найдите полные и краткие причастия, над полными причастиями напишите букву  П,  над краткими – букву К.

Волосы у Веры гладко причёсаны. Гладко причёсанные волосы придают её лицу строгость.  Вспоминаю лицо дяди с вечно нахмуренными бровями. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная. У дяди брови чаще всего нахмурены. Интересно беседовать с ребятами, увлечёнными своим делом. Моя сестра всегда увлечена новыми идеями.

 

Часть речи, причастная к глаголу,

в образе  прилагательного.

В. Даль.

3.Опрос. Работа с эпиграфом.

- Что такое причастие?

- Что такое причастный оборот?

- На какие разряды делятся причастия?

- Назовите суффиксы действительных причастий.

- Назовите суффиксы страдательных причастий

- Какие причастия могут иметь краткую форму?

- Чем отличаются полные причастия от кратких?

- Сколько букв н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий?

4. Работа с текстом. Выписать причастия, определить разряд, время.

Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке со стоящими на ней хижинами. Их крыши были сделаны из  пальмовых листьев, окна закрыты. Свет проникал в жилище только через единственную дверь, сделанную в центре. Миклухо-Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в темноте каменный очаг, помост, выложенный из бамбука, перья были связаны, ракушки разбросаны. В листве деревьев, окружавших поляну, мирно пели песни пташки.

- найдите в тексте полные причастия, определите их разряд, время. На какой вопрос отвечают?  Каким членом предложения они являются?

- найдите краткие причастия, какова их синтаксическая роль. На какой вопрос отвечают краткие причастия?

5. Образуйте от глаголов полные и краткие страдательные причастия:

Задвинуть-  задвинутый, задвинут

Зависеть-  зависимый, зависим

Осветить- освещенный, освещен

Просеять-  просеянный, просеян

6.Выборочный диктант. Выпишите в два столбика полные и краткие причастия.( 2 человека у доски)

Берег озера был изрыт. У нас в Москве много величавых, обращающих на себя внимание построек. Столетние сосны перекликались между собой свистящим шепотом. Зверек был напряжен и осторожен. Девочки были увлечены спектаклем.

7. Работа с учебником. Упражнение 431.

 Освещенная поляна-поляна освещена

Исправленная неточность-неточность исправлена

Законное требование- требование законно

Выстроенные здания-здания выстроены

Потерянное время-время потеряно

Сорванная ветка-ветка сорвана

Засеянное поле-поле засеяно

Нагруженная машина-машина нагружена

Разбросанные вещи-вещи разбросаны

Сожженное письмо-письмо сожжено

Длинное платье-платье длинно

Сплетенные корзины- корзины сплетены

8. Самостоятельная работа( задание №3- дополнительное).

  1. Найдите  и выпишите  предложения с причастием.

  1. На полях зеленеет озимь. За холмом открылись зеленеющие луга. Зелёные ели резко выделялись среди берёз и осин.
  2. На доске висит объявление. Рабочие читают висящую на стене газету. В хозяйственном магазине продают врезные и висячие замки.

  1. Образуйте краткие страдательные причастия:

Восстановленный завод, заключённый договор, обмолоченная рожь, нагруженные вагоны, сэкономленные средства, открытая библиотека.

 

  1. ***Подберите к данным существительным подходящие по смыслу краткие страдательные причастия:

Окна…, дома…, вагоны…, дорога…, цены…, улицы…, книга…, договоры.

9. Подведение итогов урока. Знания по какой теме закрепили? Краткие причастия???

10. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

     П.37, упр.432


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...

Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"

Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы соз...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....