Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Аверьянова Ирина Вадимовна

Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы создать условия для изучения правила "Не с причастием"; осознать терминологическую выкладку данной орфограммы; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными действиями в ходе анализа языкового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan2.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Не с причастием»

  1. ФИО (полностью) Аверьянова Ирина Вадимовна
  2. Место работы МОУ  «Средняя школа №3»
  3. Должность учитель русского языка и литературы
  4. Предмет русский язык
  5. Класс 6
  6. Тема и номер в теме  Не с причастием. №  урока в теме 6
  7. Базовый учебник Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос М.: Дрофа 2009
  8. Цель  урока:  на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы создать условия для изучения правила «Не с причастием»; осознать терминологическую выкладку данной орфограммы; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями в ходе анализа языкового материала.

9. Задачи:

- обучающие: научить определять условия слитного и раздельного написания не с причастиями через анализ языкового материала; сформировать умение грамотно писать не с причастием, формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую компетенции через анализ языкового материала и системно-деятельностный подход на учебном занятии;

-развивающие: развитие мыслительных операций учащихся через анализ языкового материала; развитие  специальных технических умений работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, формирование креативности через организацию работы с ЭОР; совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.

-воспитательные:  воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи через разнообразие языкового материала на уроке; воспитание интереса к процессу учения через использование информационно-компьютерных технологий.

Тип урока урок усвоения новых знаний  с использованием ЭОР

 Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные

10.Необходимое техническое оборудование: компьютеры,  ЭОР сети Интернет.

11. Структура и ход урока.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационная часть.

Приветствует учащихся. Создает  комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

1 мин.




2.

Повторение предыду-

щего материала

«Н и НН в суффиксах

причастий»

Практический модуль № 1.

Руководит деятельностью учащихся по работе

с ЭОР.

Выполняют зада-ния.

5 мин.


3.

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Авторская  презентация. Слайд №1. Языковой материал

Ничего не забудьте; нечем удивить; не терпит неправды; не преследовал неприятеля; ни в чем не участвовал; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, а рыбная река; невысокий дом; не большая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; говорил не правду, а ложь; не слышится шороха; ненавидеть; неосвещённая комната.

-Можно ли объединить слова в группы? По какому признаку?




-Что стало основанием для   классификации? Есть ли 2 со ос













Прочитывают сло-

восочетания и отвечают на вопро-

сы:














-Да. Не с разными частями речи: глаголом, местои-

мением, прилага-

тельным, сущест-

вительным.

-Части речи.

5 мин.























4.














Формулировка цели и

темы урока учащимися.

основание ? (Подсказка: сопоставьте не с разными частями речи). Какие группы образовались?

- Есть ли лишнее слово? Почему оно лишнее?



-Что является эмпиричес-

кой областью?


-Что является объектом?


- Предметом?


-Учитывая, что предмет равен теме, сформулируйте тему урока и цели.

- 1- существитель-ные, прилагатель-

ные; 2 – глагол; 3 – местоимение.

- Причастие. «Не с причастием» входит в область

«я не знаю».

- Не с частями речи, кроме последнего.

- Не с частями речи в отдельности.

- Не с причастиями.

- Не с причастия-

ми. Необходимо

научиться видеть

орфограмму в тексте, применять

алгоритм.












2 мин.

5.

Знакомство с новой орфограммой. Формулировка выводов.

Авторская презентация. Слайд №2. Языковой

материал

Запись в двух столбиках:

Неосвещенная комната

Не освещенная лампой

комната

-Сравните записи.

-Найдите отличия.

-Выскажите свои гипотезы

по решению орфографичес-

кой задачи «Не с причастием».

- Сделайте вывод.





2.Комната не освещена

Комната неосвещённая.

- Сравните записи. Гипотеза. Вывод №2.

3. Не освещённая, а затемнённая комната.

Учащиеся пытаются понять

«поведение» лингвистических

объектов и собст-

венных действий

по отношению к ним.



Не с полными причастиями пишется при наличии зависимых

слов.



Не с краткими при-

частиями пишется

раздельно.

10 мин.

6.






Неосвещенная комната

-Сравните записи. Ваши

гипотезы. Выводы №3


4. Негодующий человек

Недоумевающий взгляд

- Гипотезы. Вывод №4.

Не с причастием

пишется раздельно

при наличии про-

тивопоставления.

4.Причастие пи-

шется слитно, если

без НЕ не употреб-

ляется.

3 мин.

7.


Работа с правилом

§ 39  стр. 199

Прочитайте правило и

отметьте значком материал,

не вошедший в наше с вами

обсуждение. Запишите свой пример на каждый вывод.

Гипотезы.

Дети записывают собственные примеры.

2мин.

8.





 

Первичное закрепление

нового материала. Коррекция ответов учащихся.

Практический модуль № 2

Руководит деятельностью учащихся по работе

с ЭОР.

Выполняют зада-ния.

7 мин.

9.

Домашнее задание.

Параграф 39, представьте  алгоритм в электронном виде (по желанию).

№455 (1,2).

Вопросы по выполнению домашнего задания.

3 мин.

10

Содержательная и

методологическая

рефлексия.

- За счет чего произошло расширение области

«я знаю»? Каков алгоритм

написания орфограммы?

Какие приемы мыслитель-

ной деятельности стали основными на уроке?

- За счет орфограммы «Не с причастиями».

Проговаривание

алгоритма. Приемы анализа, сравнения, классификации.

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока

Не с причастием

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастий

ЭОР практического типа.

тренажёр

http://fcior.edu.ru/card/23732/pravopisanie-n-i-nn-v-polnyh-i-kratkih-formah-stradatelnyh-prichastiy.html#

2.

Правописание НЕ с причастием

ЭОР практического

типа

тренажёр

http://fcior.edu.ru/card/23728/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Причастие"

Данный урок можно проводить как самостоятельную работу, так и работу в парах с взаимопроверкой. В сильных классах слайды с проверкой можно не показывать....

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...

Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастия" для 7 класса.

Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Также в ней содержится раздаточный материал....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....