Рабочая программа по русскому языку в 10-12 классах вечерней школы.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Леонтьева Наталья Павловна

Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в вечерней школе (10-12 класс) по программе  Н.Г.Гольцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10-12_rus.doc411.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в МКВ (С) ОУ ГО Заречный «ВСОШ».

 Вечерняя школа реализует образовательную программу среднего (полного) общего образования. 

        При составлении данной рабочей  программы были использованы следующие нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
  2. Базисный учебный план для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования в заочной и очно-заочной формах (Приказ № 12-д от 30.03.2007г).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).
  4. Программы общеобразовательных учреждений, Русский язык. Н.Г.Гольцова, 10-11 классы. М Просвещение. 2007г.
  5. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
  7. Образовательная программа МКВ (С) ОУ ГО Заречный «ВСОШ» ПР. № 16-од от 01.09.14.

     Базисный учебный план для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования в заочной и очно-заочной формах, предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 108 часов. В том числе: в Х классе – 36 часов, ХI классе – 36 часов, в  ХII классе – 36 часов.

В учебном плане вечерней школы на курс русского языка в 10 - 12 классах отведён 1 час в неделю (36 часов в год), из уроков регионального компонента для проведения консультаций и контрольных мероприятий в связи с необходимостью восполнения пробелов в знаниях учащихся, имеющих большой перерыв в учёбе, пришедших в середине учебного года, вынужденных пропускать учебные занятия в связи с особенностями рабочего графика, в 10 – 11 классах выделен ещё 1 час, в 12 классе – 2 часа.

          Программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

          Программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой  и орфографической культуры и пунктуационной грамотности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся на уроках развиваются   коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая).

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

         Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Методы обучения

Для  достижения вышеизложенных целей   на уроках  целесообразно сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения.

1.Репродуктивные методы:                                                                            

  • Объяснительно-иллюстративное изложение (пояснительно-иллюстративная лекция);
  • Образно-ассоциативное изложение (лекция-визуализация);
  • Повествовательное изложение (рассказ);
  • Иллюстративный метод  (схемы);
  • Чтение информационных и художественных текстов  (самостоятельная работа с учебниками, справочной литературой).

2.Продуктивные методы:

  • Проблемное изложение (лекция проблемного характера);
  • Эвристический диалог (эвристическая беседа);
  • Исследовательский метод (теоретические задания проблемного характера);
  • Игровой метод (деловая игра, предметная, сюжетная, имитационная);

  Ведущей, доминирующей функцией репродуктивных методов является обучающая функция, в то время как развивающая и воспитывающая функции носят опосредованный характер. При использовании продуктивных методов результатом обучения является наличие у обучающихся структур творческого мышления. Знания выступают в качестве средств развития обучающихся, а это значит, что ведущей здесь является развивающая функция.

Эмоционально – психологические компетенции формируются на различных уроках на этапе эмоционально - мотивационном. Данные компетенции формируются и на уроках, которые являются вводными в большой теме. Именно эти уроки направлены на мотивацию обучающихся к изучению темы, развитие эмоционально – психологической сферы.     Происходит развитие умений проявлять эмоциональную устойчивость; адаптироваться на уроке, доверять педагогу; учиться с интересом, сотрудничать с педагогом.

Регулятивные компетенции  (умение определять и понимать цели учебной деятельности; концентрироваться на учебе; быть ответственным за результаты учебы; уметь выбирать методы решения, обобщать,  делать выводы) формируются  данные компетенции на организационно -  деятельностном этапе. Деятельность направлена на запоминания и знания фактического материала, использование известных знаний и умений (типы задач: выучить правило, термины…) Уроки, содержащие  теоретический материал, предполагают последующую проверку усвоения знаний в форме упражнений, тестов, вопросов, кроссвордов, небольших заданий творческого характера.

Социальные компетенции (умение выслушивать другие мнения и позиции; соблюдать последовательность, логику; умение вести диалог; обосновывать свою точку зрения; оказывать помощь другим; сотрудничать, работать в группах) формируются на этапе   учебной деятельности эмпирического моделирования, когда идет упорядочение опыта знаний, полученных в процессе наблюдения.

Учебные компетенции (умение учиться; самостоятельно выполнять домашнее задание; выявлять допущенные ошибки; умение гибко, глубоко, системно мыслить, демонстрировать широту знаний) формируются на этапе теоретического моделирования. Через постановку проблемы, выдвижения гипотезы отыскиваются научные способы действий.

Творческие и самосовершенствования  (умения принимать решения в различных ситуациях; находить другие источники информации; способность генерировать другие способы решения проблемы, применять знания и умения на практике; извлекать пользу из полученного опыта; навыки самоконтроля и саморазвития; желание учиться и самосовершенствоваться дальше; нестандартно подходить к решению проблемы)  формируется  на творческом этапе.

Основные формы организации учебной деятельности на уроках:

- фронтальная (работа педагога одновременно со всей группой). Данная форма используется и   для контроля знаний.

- групповая (работа в группах). Данная форма используется на уроках-зачетах, позволяет оценить работу всех обучающихся и способствует развитию чувства сотрудничества, коллективизма.

- индивидуальная (работа обучающихся по определенному заданию самостоятельно). Данная форма предполагает дифференцированный подход. Создаются  условия для проявления и развития интересов,  желаний, склонностей, возможностей обучающихся.

При организации контроля используются 2 вида:

текущий – контроль в процессе изучения темы; формы: устный опрос, тестирование;

итоговый – контроль  в конце изучения зачетного раздела; формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                            10 класс

    1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (повтор основных тем, входящих в стартовый контроль).  Подготовка к стартовому контролю. 4 ч. 

    2. ВХОДНОЙ (СТАРТОВЫЙ) КОНТРОЛЬ.  1 ч.

    3. ВВЕДЕНИЕ.   1ч.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

     4. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.   6 ч.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

 5. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ.    4 ч.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

  6. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ.  7 ч.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.. Словообразовательный анализ.

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

 7. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.    12 ч.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное.    1 ч.

 Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное.    1 ч.

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное.    1 ч.

 Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение.    2 ч.

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол.  2 ч.

Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола.  2 ч.

 Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола.    1 ч.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.

Наречие.    1 ч.

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи.. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Контрольная работа. 1 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                11 класс

8. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ   12 ч.

Предлог как часть речи.     3 ч.

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи.     3 ч.

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи.   3 ч.

 Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова.    3 ч.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

9. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ                 22 ч.

Основные единицы синтаксиса.  1 ч. 

 Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание.      2 ч.

 Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Простое предложение.    5 ч.

 Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Осложненное простое предложение.  5 ч.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение.   9 ч.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                 12 класс

10. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.   10 ч.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.    1 ч.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.  1 ч.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.   1 ч.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме  1 ч.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.  2 ч.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.  1 ч.

Текст как произведение речи.   3 ч.

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Повторение. 9 ч.

Итоговая контрольная работа 2 ч.

Тематическое планирование в 10 классе по русскому языку (очно-заочная форма обучения)

Наименование раздела и темы

Подготовка к ЕГЭ

Кол-во часов

Контрольные, зачетные работы

Средства обеспечения образовательного

 процесса

Позиция в КИМах

ТСО

Библиотечно-

информационные

ресурсы*

1

Повторение изученного в основной школе

4

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110                          

Л.А.Тростенцова. Серия

 учебных таблиц по русскому

языку. Москва.

Учебная книга Бис, 2007.

(таблица №1)

Лексика. Фразеология

А2, 12, 30

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

А1

1

Морфемика и словообразование

В1

1

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи

А11

1

2

Стартовый контроль

1

Тест  

Лексика. Фразеология. Лексикография 

6

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110                          

Н.В. Смирнова

Н.В. Подготовка к ЕГЭ,

 2011г .с.

Гольцова Н.Г.

 Русский язык.- М.:

Русское слово, 2008

Использование

презентаций, созданных

на основе MS Power Point

Использование

презентаций, созданных

на основе MS Power Point

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов

А12

1

Омонимы и паронимы,  их употребление

А2

1

Синонимы, антонимы и их употребление

А30, В8

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Лексика  исконно русская, заимствованная, устаревшая

В8

1

Фразеологизмы и их употребление

В8

1

Контрольная работа по теме «Лексика»

1

Тест

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

4

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Система гласных и согласных звуков русского языка.

А1

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110                          

Фонетический разбор слова. Орфоэпия

А1

1

Основные правила  произношения гласных и согласных звуков. Ударение

А1

1

Контрольная  работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

1

Тест

4

Морфемика и словообразование

7

Основные понятия морфемики и словообразования.  Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные

В1

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110                          

Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова

1

Словообразование. Морфологические способы образования слова. Словообразовательные цепочки

В1

1

Неморфологические способы словообразования

В1

1

Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования

В1

1

Контрольный диктант

1

Диктант

Р/р. Анализ публицистического текста

1

5

Морфология, орфография

13

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110                          

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

А14

1

Правописание чередующихся гласных в корне  слова. Употребление гласных после шипящих и ц

А14

1

Правописание звонких и глухих, непроизносимых, двойных согласных, сочетаний СЧ,ЗЧ,ШЧ, ЖЧ, СТЧ,ЗДЧ

1

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-; «и» - «ы» после приставок

А15

1

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв

А15

1

Р/р. Обучение сочинению-рассуждению на публицистическую тему по данному тексту

1

Самостоятельные части речи

Имя существительное как часть речи. Правописание существительных

1

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных

А13, 17

1

Имя числительное как часть речи, правописание и употребление числительных в речи

А3, В2

1

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений

А18

1

Глагол как часть речи. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы

А11

1

Контрольная  работа по теме «Морфология»

1

Тест

6

Итоговая контрольная работа

1

Тест

ИТОГО

36

Тематическое планирование в 11 классе по русскому языку (очно-заочная форма обучения)

Наименование раздела и темы

Подготовка к ЕГЭ

Кол-во часов

Формы контроля

Средства обеспечения

образовательного процесса

Позиция в КИМах

Контрольные, зачетные работы

ТСО

Библиотечно-

Информационные

 ресурсы*

1

Повторение изученного в 10-м классе

2

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110                          

Л.А.Тростенцова.

Серия учебных таблиц

по русскому языку. Москва.

Учебная книга Бис, 2007.

(таблица №1)

Лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

2

Служебные части речи 

12

1

Принтер«Samsung»

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQ PB 6110                          

Предлог как служебная часть речи

А19

1

Производные предлоги

А5

1

Н.В. Смирнова Подготовка

к ЕГЭ, 2011г .с.

Правописание предлогов

1

Гольцова Н.Г. Русский язык.- М.:

Русское слово, 2008

Союз как служебная часть речи. Союзные слова

А19

1

1.Гольцова Н.Г.

 Русский язык.- М.:

Русское слово, 2008

2. В.Н.Александров и

 др. ЕГЭ Русский язык

Пермь 2009г Служебные  части речи (с.51,52)

Таблица

3. Использование презентаций,

созданных на основе MS Power Point

Правописание союзов

А19

1

Частицы

А18

1

Правописание частиц

А18

1

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

А18

1

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

А18

2

Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1

Контрольная работа

1

1

М.В.Козулина  проверка

готовности к ЕГЭ. Морфология  

Задания№1,2,3,4,5,6  (всего 38) (с.7- с.12)

3

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. (ЕГЭ, Позиция в КИМах: А-4,А-8,А-9,А-19,А-20 – А-25; В-3,В-4,В-5)

22

2

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

1

Словосочетание

В3

1

 В.Н.Александров и др.

ЕГЭ Русский язык Пермь

2009г (с.25)

Виды синтаксической связи

В3

1

М.В.Козулина. Проверка готовности

к ЕГЭ. Саратов. Лицей. 2011. Типы подчинитель-

ной связи в словосочетании

Понятие о предложении. Классификация предложений. Простое предложение

А10, А20

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110

1.Гольцова Н.Г.

Русский язык.- М.:

Русское слово, 2008

2. В.Н.Александров и др.

 ЕГЭ Русский язык Пермь 2009г

Служебные части речи

(с.51,52) Таблицы (с.40,41.42)

3. Использование

презентаций,

созданных на

основе MS Power Point

 

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные

1

Виды предложений по структуре

Двусоставные и односоставные предложения

В4

1

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Распространённые и нераспространённые предложения

1

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире

1

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами

А10

1

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

А10

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа BenQ PB 6110

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами

А10

1

Обобщающие слова при однородных членах

А24

1

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения

Обособленные и необособленные определения и приложения

В5

1

Обособленные обстоятельства

В5

1

Обособленные дополнения

1

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1

Знаки препинания при сравнительном обороте

1

Знаки препинания при обращениях

1

Вводные слова и вставные конструкции. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

А22

1

4

Итоговая контрольная работа и её анализ

2

Контрольная работа

М.В.Козулина.

 ЕГЭ. Тренировочные варианты.  

Саратов. Лицей. 2012

5

Итого

36

Варианты 1,2,3 ( А-4,А-8,А-9,А-19,

А-20 – А-25; В-3,В-4,В-5)

 всего 39 заданий

Тематическое планирование в 12 классе по русскому языку (очно-заочная форма обучения)

п/п

Наименование темы

Подготовка к ЕГЭ

Кол-во часов

Формы контроля

Средства обеспечения образовательного процесса

Позиция в КИМах ЕГЭ

Контрольные, зачетные работы

ТСО

Библиотечно-

информационные ресурсы

1

Повторение изученного

4

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQPB 6110      

Использование

презентаций,

созданных

 на основе

MS Power Point

Лексика. Фразеология

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

1

Морфемика и словообразование

1

Мо      Морфология и орфография. Самостоятельные части   части речи

1

2

Стартовый контроль        

1

1 тест

3

Синтаксис и пунктуация

16

Сложное предложение

8

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQPB 6110      

 

Н.В. Смирнова

Подготовка к ЕГЭ,

 2011г .с.

М.В.Козулина.  

Проверка готовности

 к ЕГЭ

Использование презентаций,

созданных на основе  MS Power Point

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

А10,

А20

1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

А25,

1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

А26

1

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

А24

1

Использование

презентаций,

созданных на

 основе MS Power Point

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

А10

1

Период. Знаки препинания в периоде

1

Сложное синтаксическое целое. Абзац.

А10

1

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

1

1 тест

4

Предложения с чужой речью

4

Способы передачи чужой речи

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQPB 6110      

Использование

презентаций,

созданных на

основе MS

Power Point

Знаки препинания при прямой речи

1

Знаки препинания при диалоге

1

Знаки препинания при цитатах

1

Контрольная  работа по теме «Предложения с чужой речью»

1

1 тест

Употребление знаков препинания

4

Сочетание знаков препинания

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQPB 6110      

Использование

презентаций,

созданных на

основе MS Power

 Point

Факультативные знаки препинания

1

Авторская пунктуация

1

Повторение и обобщение изученного

1

5

Культура речи

5

Язык и речь

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQPB 6110      

М.В.Козулина .

Проверка

 готовности к ЕГЭ

Использование презентаций,

созданных на основе MS Power Point

Правильность русской речи

1

Типы норм литературного языка

1

О качествах хорошей речи

1

Контрольная  работа по теме «Культура речи»

1

1 тест

6

Стилистика

7

Функциональные стили речи  

Научный стиль

1

Ноутбук «Samsung»

Проектор мультимедиа

BenQPB 6110      

Использование

презентаций,

созданных на

основе MS  Power Point

Официально-деловой стиль

1

Публицистический стиль

1

Разговорный стиль

1

Художественный стиль

1

Анализ текста

1

Контрольная  работа по теме «Стилистика»

1

1 тест

Повторение и обобщение изученного

1

7

Итоговая контрольная работа и её анализ

2

8

Итого

36

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ  (русский язык, 10-12 кл.)

Основная литература

Дополнительная литература, другие средства

Литература для учителя

1.ГольцоваН.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008г.

Словари

1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

2.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

4.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

5.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

6.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

1.Пучкова Л.И. Русский язык М.: Экзамен, 2011

2.Тростенцова Л.А. Серия учебных таблиц по русскому языку. М.. Учебная книга. Бис, 2007г.

3. Смирнова Н.В. Подготовка к ЕГЭ, 2011.

4.А.Ю.Бисеров. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ-2009. Москва. Астрель. 2009.

5. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Научные и публицистические тексты. Интерпретация (сборник упражнений для учащихся 10-11 кл.). Екатеринбург 2003.

6. Архарова Д.И., Долинина Т.А.Речь и культура общения (практическая риторика).  Екатеринбург. 2002.

7. Гостева Ю.Н.и др. ЕГЭ Тематическая рабочая тетрадь. Москва, ФИПИ  Экзамен 2010.

8. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Типовые тестовые задания. Москва, ФИПИ  Экзамен 2010.

9. Александрова Е.Н.и др. ЕГЭ. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения. Челябинск, Взгляд 2005.

10. Козулина М.В.  ЕГЭ. Тренировочные варианты.  Саратов. Лицей. 2012.

1.Программы общеобразовательных учреждений, Русский язык. Н.Г.Гольцова, 10-11 классы. М Просвещение. 2007г.

2.Готовимся к единому государственному экзамену.  

Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М., 2006г.

3.Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы

 по русскому языку. – М., 2002г.

4. Гостева Ю.Н. «Русский язык». Тематическая рабочая

 тетрадь. М., ФИПИ 2010г.

5.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  «Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11». Просвещение. 2002г.

6.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические

 рекомендации к учебному пособию «Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11». Просвещение .  1998г.

7. Золотарёва И.В.Поурочные разработки по русскому

 языку «Русский язык Грамматика Текст. Стили речи.

10класс». 2003г.

8.Тропкина Л.А.  «Русский язык. 10 класс. Поурочные

 планы (по учебнику А.И. Власенкова)». Волгоград. 2003г.

9.Розенталь Д.Э. «Современный русский язык»

10. Козулина М.В. Проверка готовности к ЕГЭ. Саратов.

 Лицей. 2011

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
  • современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ (журнал «Русский язык в школе», №4, 1993г.)

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный  балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов, для 10-11 – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9,10 и 11  – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)        В переносе слов;

2)        На правила, которые не включены в школьную программу;

3)        На еще не изученные правила;

4)        В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)        В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)        В исключениях из правил;

2)        В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)        В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)        В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)        В написании ы и  и после приставок;

6)        В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)        В собственных именах нерусского происхождения;

8)        В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)        В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ѕ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание:

1.        При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

 2.        Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.        Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.        На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм

литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки:

   в изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

   в сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а)ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ

 Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

 При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

 Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

 Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов          При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

Оценивание контрольных работ, проведенных в форме ЕГЭ

Каждое правильно выполненное задание из первой и второй частей работы оценивается одним баллом.

Исключение составляет задание В8. Максимальный балл за выполнение этого задания – 4 балла: по одному за каждый правильный ответ.

Часть 3 (С) включает одно задание с развернутым ответом. Сочинение оценивается по разработанным критериям.                               

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУСКОМУ ЯЗЫКУ

     Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 12 классе проводится на занятиях, которые   разработаны на основе “Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку “ /подготовлен “ Федеральным институтом педагогических измерений” 2013 г.
Количество часов – 34 ч, в неделю – 1 ч.
   ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.

   ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

   Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.

Цель и задачи занятий:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В); подробное прорешивание заданий А, В, С. Анализ типичных ошибок;
  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
  • решение тестов, обобщение и типизация знаний, представленных в тестах ЕГЭ прошлых лет.

Форма занятий – групповая, индивидуальная, коллективная.

Занятия имеют практическую направленность и служат дополнением к основному курсу русского языка в 12 классе.

Ученики должны

иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • заполнять бланки ЕГЭ,
  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц

и явлений, при создании собственного текста;

  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
  • применять приёмы сжатия текста;
  • понимать и интерпретировать текст;
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

 Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Содержание курса

Подготовка к заданиям уровней А и В

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)

Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)

Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)

Подготовка к сочинению уровня С.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формули-ровка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Список Интернет ресурсов для обучающихся

  1. Образовательные сайты

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

Сайт «Могу писать»

http://www.mogu-pisat.ru/

Сайт «Решу ЕГЭ»

http://rus.reshuege.ru/

Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

Сайт «Капканы ЕГЭ и ГИА»

http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/

Сайт Перовой Инессы Николаевны

http://perova.jimdo.com/

По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2014/11/153-1-9.html

Сайт «Русский на 5»

http://russkiy-na-5.ru/about

Сайт «ЕГЭ и ГИА»

http://egeigia.ru/

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ / ГИА

http://nmansur.blogspot.ru/p/27-28.html

Сочинения по русскому языку

http://rusoved.ru/sochineniya/sochineniye-gia-po-fraze-uspenskogo.html

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А.

http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia67.xml

Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://www.ruscorpora.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

http://www.svetozar.ru

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

http://vedi.aesc.msu.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

        2. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги

Sokr.Ru: словарь сокращений русского языка        

http://www.sokr.ru

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

http://vidahl.agava.ru

Словари русского языка на портале «Грамота.ру»

http://slovari.gramota.ru

Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн

http://www.edic.ru

ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия

http://www.wikiznanie.ru

Википедия: свободная многоязычная энциклопедия

http://ru.wikipedia.org

Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.megabook.ru

Русские словари. Служба русского языка

http://www.slovari.ru

Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники

http://www.rubricon.com

Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»

http://dic.academic.ru

3. Информационная поддержка Единого государственного экзамена

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме

http://www.ege.ru

Единый государственный экзамен в Свердловской области

http://www. ege 66. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...

Рабочая программа по русскому языку для учеников 8 класса школы I вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование порусскому языку для детей с ОВЗ (I вид) 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа  составлена  на  основе  программы  «Русский язык  и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

адаптированнная рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов специальной школы-интерната

Данная программа содержит пояснительную записку, разделы учебной программы, характеристику основных содержательных линий, планируемые результаты....

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов национальных школ

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС ООО, Программы для общеобразовательных учреждений с УУД....