Урок по теме "Причастие" 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Алексашина Алла Михайловна

Данный материал можно использовать на уроке обобщения по теме "Причастие" в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО

Алексашина Алла Михайловна

Место работы

ГБОУ СОШ с.Кабановка

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Обобщающий урок по теме «Причастие», 44

Базовый учебник

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., и др. Русский язык. 7 класс.

Открытый урок в 7 классе по теме: Обобщение и повторение темы                   « Причастие»

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Причастие».

Задачи:

  1. Повторить и закрепить орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».
  2. Формировать умение правильного употребления причастий в речи.
  3. Развивать речь учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: компьютеры (с установленными ЭОР для индивидуальной работы учащихся), проектор, экран, карточки с заданием.

Ход урока

I.Орг. момент

  • Здравствуйте, дети! Садитесь! Сегодняшняя тема нашего урока: повторение и обобщение темы «Причастие». В конце урока я назову тех, кто заслужил приз учительских симпатий. Итак, мы начинаем работать. Я предлагаю вам определить ваш уровень,  на котором вы находитесь на данный момент по теме «Причастие».

-  знаю и объясню другому

-  знаю

-  сомневаюсь, что знаю

-  не знаю

(слайд 1). Ваша задача -  подняться на ступеньку выше к концу урока.

II.Повторение

  • Как вы думаете, какие важные подтемы встречаются в теме «Причастие»

(после ответов детей выходят подтемы причастия).

  1. Понятие
  2. Действительные и страдательные причастия
  3. Причастный оборот
  4. н, нн в причастиях

5.   не с причастиями (Слайд 2)

  • Мы переходим к первому вопросу:
  • Что такое причастие? (Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?) (Слайд 3)

У причастия есть признаки прилагательного и глагола. (Слайд 4, 5)

  • Молодцы! Вспомнили, что такое причастие, и какие признаки прилагательного и глагола есть у причастия.

Задание 1: морфологический разбор причастия

Летящий (самолет). (Слайд 6)

Проверка (Слайд 7)

1. летящий — причастие., н.ф. летящий, действительное, настоящее, несовершенный вид., им.п., ед.ч., м.р., определение.

  • Замечательно! Еще раз проговорим понятие причастия.
  • Причастия в свою очередь делятся на 2 вида. На какие? (Действительные и страдательные). (Слайд 8)

Задание 2. Работа в группах:

1 -  работает с учителем: кодированный диктант. (Если причастие действительное, то пишем — д, если страдательное, то — с). (Слайд 9)

Кошка, укравшая сосиску; сосиска, украденная кошкой; дерево, сломанное грозой; жар-птица, вылетевшая из клетки; забитый гвоздь; оторвавшаяся пуговица; убаюканный малыш; уснувший малыш; сказочник, сочинивший сказку; расколовшаяся чашка.

Код ответов: д, с, с, д, с, с, с, д, д, д.(Слайд 10).

2 – работают  за компьютерами (ЭОР, установленный на компьютер по теме «Действительные и страдательные причастия»)

3- самостоятельно, выполняют упражнение: вставить пропущенные буквы, определить вид причастия.

  • Гирлянда колебл..мая ветром
  • Стро..щая школу бригада
  • Успоко..вшееся после бури море
  • Едва слыш..мый голос
  • Об отта..вшей земле
  • Маяч..щие огни
  • Шепч..щийся камыш
  • Подслуш..нный разговор
  • Еле вид..мый силуэт
  • Засе..нный пшеницей участок

Проверка (Слайд 11)

3.  Причастный оборот - причастие с зависимыми словами. (Слайд 12)

Место: после определяемого слова, перед определяемым словом.

Знаки:  после определяемого слова, запятая ставится, перед определяемым словом — не ставится.

Задание: Спишите, вставьте пропущенные запятые (Слайд 13)

Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.

Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.

Кипит, играет и спешит, 
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

Проверка (Слайд 14)

  1. Н, НН в причастиях

(выходит ученик к доске и чертит схему н и нн) (Слайд15)

Н

НН

1. отглагольные прилагательные

1. есть приставка, кроме НЕ (замороженные)

Соленый, жареный, вареный

2. причастие + зависим.слово (замороженные мамой)

2. краткие причастия

3. прич. бесприставочн. гл. сов.в (решенный пример)

Сварен, приготовлен, заморожен

4. –ова-, -ева-, -ирова- суффиксы (маринованный)

Словарный, распределительный  диктант (2 столбика) (Слайд 16)

Проверка (Слайд 17)

Жареная рыба (1), пережаренная рыба (2), жаренная на сковородке рыба (2), гости обрадованы (1); раненый воин (1), раненный в ногу воин (2), израненный воин (2), булавка украдена (1),  купленная кофта (2), маринованные (2), крашеные стены (1), письмо подброшено (1).

В это время два ученика работают за компьютером.( ЭОР по теме «Н,НН в причастиях»

Физминутка.

5. Не с причастиями

_ Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда – раздельно? Заполните таблицу (на доске) (Слайды 18,19)

Раздельно

слитно

1. есть зависимое слово (не замеченная учителем ошибка)

1. Одиночное причастие (незамеченная ошибка)

2. противопоставление (не увядшие, а свежие цветы)

2. не употребляется без не (недоумевающий взгляд)

3. Краткие причастия (решение не придумано)

Ученик выходит к доске и выполняет работу.

Задание: Спишите словосочетания, раскрывая скобки (Слайд 20)

Неразгаданная тайна, не подписанный директором договор, дом не построен, ненавидящий взгляд, не законченное, а начатое собрание, не увядший еще цветок, негреющее солнце, недоумевающий человек, письмо не отправлено.

(взаимопроверка тетрадей) (Слайд 21)

Рефлексия: незаконченное предложение: (Слайд 22)

-       Сегодня на уроке я ...

-       Самым полезным интересным для меня было ...

-       Я встретился с трудностью при ...

-       У меня хорошо получилось ...

-      Скажи комплимент самому себе …

(Учитель делает комплимент детям). Мне кажется, что мы неплохо подготовились к итоговой работе по причастию.

Возвращаемся к началу урока и подводим итог, на какой ступеньке вы находитесь сейчас: (Слайд 23)

-  знаю и объясню другому

-  знаю

-  сомневаюсь, что знаю

-  не знаю

У меня есть достойная смена, которые могут заменить учителя. Хорошо, что у нас есть учащиеся, которые оценили себя: знаю. Тем, кто сомневается в своих знаниях стоит повторить теорию.

Домашнее задание (Слайд 24)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и повторение темы « Причастие» Цветущие розы

Слайд 2

Знаю и объясню другому Знаю Сомневаюсь, что знаю Не знаю

Слайд 3

1.Понятие 2.Действительные и страдательные причастия 3.Причастный оборот 4.н, нн в причастиях 5.НЕ с причастиями

Слайд 4

Причастие- особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета по действию. Например, бегущий мальчик -мальчик, который бежит.

Слайд 5

Признаки глагола Вид совершенный - решенный Вид несовершенный - любящий Время- настоящее и прошедшее Будущего времени у причастия нет Переходность - написанное письмо Непереходность - написанное автором Возвратность - улыбающийся Невозвратность- уснувший

Слайд 6

Признаки прилагательного Согласуется с существительным в роде, числе , падеже. Имеет полную и краткую форму. Краткую форму имеют только страдательные причастия . В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого , реже - другими членами предложения.

Слайд 7

Выполните морфологический разбор слова Летящий (самолет)

Слайд 8

Морфологический разбор Летящий самолет. 1. летящий — причастие 2. Н.ф . - летящий П.п.: действительное, настоящее, несоверш . вид. Н.п.: Им.п., ед.ч., м.р. 4. самолет (какой?) летящий Проверь себя

Слайд 9

Действительные причастия Страдательные причастия Обозначают признак предмета, который сам выполняет действие. -Бегущий мальчик- мальчик, который бежит. -Летящий шар- шар, который летит. -Улыбающийся ребенок- ребенок , который улыбается. Обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого. -Решенная задача-задача, которую решили. -Выполненная работа- работа, которую выполнили. -Выкрашенная стена- стена, которую выкрасили.

Слайд 10

Кодированный диктант Кошка, укравшая сосиску; сосиска, украденная кошкой; дерево, сломанное грозой; жар-птица, вылетевшая из клетки; забитый гвоздь; оторвавшаяся пуговица; убаюканный малыш; уснувший малыш; сказочник, сочинивший сказку; расколовшаяся чашка.

Слайд 11

Проверь себя д , с, с, д , с, с, с, д , д , д

Слайд 12

Гирлянда колебл е мая ветром Стро я щая школу бригада Успоко и вшееся после бури море Едва слыш и мый голос Об отта я вшей земле Маяч а щие огни Шепч у щийся камыш Подслуш а нный разговор Еле вид и мый силуэт Засе я нный пшеницей участок Проверь себя

Слайд 13

Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами. ’ Если причастный оборот стоит после определяемого слова Горы,/освещенные солнцем,/виднелись издалека. ’ Если причастный оборот стоит перед определяемым словом. /Освещенные солнцем/ горы виднелись издалека.

Слайд 14

Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури. Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. Спишите, вставьте пропущенные запятые

Слайд 15

Старая дорога , заросшая кудрявой муравой , уходила в бесконечную русскую даль. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах , сквозивших по лазури. Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом , расплавленным , бежит. Проверь себя

Слайд 16

Н НН Отглагольные прилагательные (вязаная кофта) Есть приставка кроме не (связанная кофта) Краткие причастия (булавка украдена) Причастие + зависимое слово (вязанная из шерсти кофта) причастие← бесприставочный глагол совершенного вида (купленная кофта - купить) - ова -, - ева -, - ирова - (асфальтированная дорога)

Слайд 17

Распределительный диктант Запишите слова в два столбика Н НН

Слайд 18

Жареная рыба гости обрадованы раненый воин булавка украдена крашеные стены письмо подброшено пережаренная рыба жаренная на сковородке рыба раненный в ногу воин израненный воин купленная кофта маринованные

Слайд 19

Раздельно Слитно Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда – раздельно? Заполните таблицу

Слайд 20

Раздельно Слитно 1. Есть зависимое слово (не замеченная учителем ошибка) 1. Одиночное причастие (незамеченная ошибка) 2. противопоставление (не увядшие, а свежие цветы) 2. не употребляется без не (недоумевающий взгляд) 3. Краткие причастия (решение не придумано)

Слайд 21

Спишите словосочетания, раскрывая скобки (Не)разгаданная тайна, (не)подписанный директором договор, дом (не)построен, (не) навидящий взгляд, (не)законченное, а начатое собрание, (не)увядший еще цветок, (не)греющее солнце, (не) доумевающий человек, письмо (не)отправлено.

Слайд 22

Неразгаданная тайна, не подписанный директором договор, дом не построен, ненавидящий взгляд, не законченное, а начатое собрание, не увядший еще цветок, негреющее солнце, недоумевающий человек, письмо не отправлено. Проверка

Слайд 23

Незаконченное предложение: Сегодня на уроке я ... Самым полезным интересным для меня было ... Я встретился с трудностью при ... У меня хорошо получилось ... Скажи комплимент самому себе …

Слайд 24

Знаю и объясню другому Знаю Сомневаюсь, что знаю Не знаю

Слайд 25

А теперь вам предлагается домашнее задание . Вы сами выберете задание: 1 ур . Вам предлагается описать цветок , употребляя причастия и прилагательные, которые расположились на лепестках цветка. 2 ур . Составить кроссворд (10 вопросов) на тему: «Причастие». 3 ур . Написать мини-сочинение о нашем крае, употребляя причастия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....