"Склонение сложных и составных числительных"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Полякова Марина Александровна

Разработан по программе Е.В.Бунеева  Руский язык  6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_slozhnykh_i_sostavnykh_chislitelnykh.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из таблиц, перерабатывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.

Знание о языке как основа речевой деятельности: склонять сложные и составные имена числительные, а также числительное полтораста, выделять окончания в формах этих числительных.

Умения различныхвидов устной и письменной деятельности: правильно употреблять разные формы имен числительных.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

- Прочитайте текст к.№1. Что интересного из него вы узнали?  

- Выпишите из него словосочетания с именами числительными (числительные пишите буквами).

Вольфганг Амадей Моцарт, когда ему было 4 года, ещё не умея писать, уже сочинял мотивы. В 12 лет он создал свою первую оперу.

Феликс Мендельсон написал 3 квартета для фортепиано, скрипки и виолончели, когда ему ещё не было 12 лет.

Франц Шуберт в возрасте 18 лет написал одну из самых популярных своих пьес «Лесной царь», которую набросал быстро, только 2 раза прочитав стихотворение.

Никколо Паганини играл на скрипке с 8 лет и в этом же возрасте написал сонату. Михаил Лермонтов начал писать поэму «Демон», когда ему было около 15 лет. В 21 год он создал драму «Маскарад».

- Назовите имена числительные, в которых есть орфограмма на изученное правило.

- Как вы дома представили это правило в виде схемы? (вспоминаем схему-опору с предыдущего урока). Воспроизведите это правило.

 

III. Постановка основного вопроса урока.

-Посмотрите, пожалуйста, на числительные 6 и 600

- Что общего между числительными 6 и 600? (корень)  

- Чем они отличаются? (простые и сложные)

- Какие из этих числительных мы уже умеем склонять? (простые, целые)

- Просклоняйте числительное 6 устно.

- А теперь употребите числительное 600 в форме Р. и Т. падежей (два ученика у доски)

Возникают разночтения

-Какой проблемный вопрос возникает?

Как склоняются сложные числительные?   (Записываю проблемный вопрос на доске.)

-Какое по составу получится числительное, если сложить числа 600 и 6?  (составное)

-Из каких числительных оно состоит? (сложное и простое)

-Как вы думаете, оно будет совмещать в себе особенности склонения простого и сложного числительных  или  будет склоняться как-то по-особенному?

-Нам нужно это проверить.

-Тогда что необходимо добавить в проблемный вопрос?

Как склонять составные числительные?

-Сформулируйте цель урока

НАУЧИТЬСЯ СКЛОНЯТЬ СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ количественные числительные.

-Сформулируйте тему урока

СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

-Вернемся к нашему числительному 600.

Откройте карточку №2

- Какие по составу представлены числительные? (все сложные)

- Почему у приведенных в таблице числительных выделено окончание? (это части изменяются, значит это окончания)

- Встречалось вам такое раньше? (нет)

-Попробуйте проверить, изменится ли что-то в других сложных словах, например, сложное существительное ЛУНОХОД, СОРОКОНОЖКА, СИНЕГЛАЗКА…

ВЫВОД: Числительное – единственная часть речи в русском языке, которая имеет в одном слове два окончания. В этом ее необычность и уникальность.

-Сравните свои выводы с текстом правила на стр.117 (верхнее).

Попробуйте составить схему этого правила

50-80

200, 300, 400                                  склоняются обе части

500-900

-Какие окончания у этих числительных?  (как у простых, входящих в их состав)

– Обратите внимание на изменение числительного сто в составе сложного слова. Оно изменяется не как простое числительное сто, а как существительное ср.р. село во мн.ч. (сёл – -сот, сёлам – -стам, сёлами – -стами, о сёлах – -стах).

V.Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.

Выполняется устно.

Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них.

Письменно записываются только формы числительных.

-Запишите словами числительное 250

-Какое это числительное по составу? (составное)

-Попробуйте его просклонять (устно)

-Какой вывод можно сделать?

У СОСТАВНОГО ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СКЛОНЯЮТСЯ ВСЕ СЛОВА

-Проверьте свои предположения в учебнике (стр.117)

        

Упр. 206 – развивается умение склонять составные имена числительные. Ученики работают в группах (каждая группа склоняет одно числительное).

– Сделайте вывод о склонении составных числительных.

Чтение текста в рамке после упр. 206.

Упр. 207 – развивается умение правильно образовывать формы составных числительных, выделять окончания, употреблять их в составе словосочетаний. Выполняется письменно.

 

Упр. 209–210 – знакомство с количественным числительным полтораста, его склонением; умение склонять числительное полтораста с существительными.

Выполняется устно.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова темы. (Имена числительные, сложные

50–80, 200, 300, 400, 500–900, два окончания, составные, полтораста.)

– Укажите особенности их склонения.

– Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

VII. Домашнее задание.

1. Выучить по таблицам склонение сложных числительных; представить в виде схемы склонение изученных на уроке числительных (сложных и составных).

2. Упр. 211.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Простые, сложные и составные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Простые, сложные и составные числительные" по программе В.В.Бабайцевой...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Разработка урока по русскому языку по теме "Склонение сложных и составных числительных"

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цель:повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи....