Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Рогачева Дарья Сергеевна

Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta_podgotovka_k_gia.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Сценарий урока

Автор: Рогачева Д.С.

Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №28

Предмет: русский язык

Тема: комплексный анализ текста (подготовка к ГИА)

Класс:9

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса, авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков  и др.

Время реализации занятия:40 минут

Цель урока:

- формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную  компетенции при подготовке к ГИА:

  • развивать осведомленность школьников в системе родного языка;
  • расширять осведомленность девятиклассников в особенностях создания собственного текста.

Задачи урока:

   Образовательные:

- формировать навыки комплексного анализа текста;

      - обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи                    учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи;

Развивающие:

-развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности;

         -способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных         особенностей учащихся;

  -развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи, ориентированной на написание сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему;

- формирование речевой культуры через овладение языковыми нормами;

- формирование умения применять полученные знания на практике.

Воспитательные: воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные ценности человечества.

Тип урока: повторение и обобщение знаний

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, распечатанные тексты, таблицы-памятки, словари В.И.Даля, С.Ожегова.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

 Определение темы занятия. Постановка целей.

1. Введение в тему.

1

2. Актуализация знаний

3

                                Знакомство с текстом

 1.Чтение учителем текста

7

2.Слово учителя с элементами беседы

4

                                 Работа в группах

1. Задания для первой группы

1

2. Задания для второй группы

1

3. Задания для третьей группы

1

4. Задания для четвёртой группы

1

5. Проверка работы в группах.

4

                                Практическая работа: сжатое изложение

1. Повторение способов сжатия текста

4

2.Коллективная работа: подготовка к сжатому изложению

10

3.Парная работа (сильный-слабый)

3

4.Проверка ученических работ

3

                                Подведение итогов. Рефлексия                              

1

                                Домашнее задание  

1

                                Итого по времени

45 минут

                                                   Ход урока:

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Каждый урок дарит вам что-то новое, необыкновенное. Вы делаете открытия, обогащаетесь интеллектуально и духовно. Надеюсь, что и сегодняшний урок не будет исключением.

2.Определение темы занятия и постановка целей урока.

-ребята, давайте  вместе определим цели  урока. Главная задача на данном уроке, конечно же,- хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это вам сделать? Умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории языка. Сформировать все эти умения поможет комплексный анализ текста, что я вам и предлагаю сделать на уроке.

3.Знакомство с текстом.

Прослушайте внимательно текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять всё, что в нём говорится.

                             Текст читает учитель

         

(1)Лес всегда шумит. (2) Только шумит он по-разному.

(3) Зимней порой, когда вьется в падях, в щелях утесов злой ветер хиуз, оголенный,

 безлистый березник жмется вершинами к высоким иззябшим соснам(4). На опушках пляшет снежная пурга.(5) Пустынно, безрадостно.(6) И ветви деревьев, сплетаясь жесткими, застывшими концами, звенят печально и зло.

(7) А как ласково шепчутся молодые листочки весной!(8) Влажные, клейкие, они сбрасывают прочь чешую почек, что сохранила их за зиму. (9) Тянутся к свету, к солнцу, трепещут.(10) Не бывает в эту пору суровых ветров.(11) Все смягчает весна.(12) Земля тянет к себе, привлекает к набухшей груди, манит в сочные травы самые неспокойные, ералашные ветры.(13) И шумит лес не одними вершинами, как это бывает в зимнюю стужу, — шумит  стволами своими, шумит отставшей корой, шумит у корней шорохом новых побегов.(14) Ласково, нежно.(15) А в темной зелени снуют тысячи радостных обитателей леса.(16) Рассыпают по сухостоинам звонкие трели пятнистые дятлы, гудят мохнатые шмели…(17) Весна!(18) Весенний шум!

(19) Плеском широкой волны катятся летние ветры в вершинах деревьев, подпорожным

 прибоем спускаются к нижним ветвям.(20) Лес шумит.(21) Шумит густым, строгим гудом.    (22)      Слышен в нем ропот, обида на душные летние ночи, на знойные дни.     (23) Слышна в этом шуме гордость своей красотой, величием, мудростью, силой.(24) В летние ночи думает лес.

(25) Неподвижно стоят деревья, подняв к небу свои зеленые кроны(26). Тихий свет редких

 звезд струится между ветвей, серебряными бликами ложится на листьях.(27) От холодных болот ползут к лесу густые туманы.(28) Мелкие капли росы сверкают в кругах паутины.(29) А лес шумит.(30) Тихо, проникновенно.(31) Трудно уловить лесные шорохи: треснет ствол, обломится и упадет на землю ветка, отряхнется во сне пухлогрудая рябка, заденет филин крылом колючую ель, взлетит на вершину и тревожно гукнет в серую мглу…

(32) Хрустят осенние листья под легкой побежкой барсука.(33) К полудню, обсушив растаявший иней, солнце лодочкой скоробит опавшие листья, сделает хрупкими, ломкими.(34) Не только барсук — мышь не пробежит незаметно.(35) Ветер гуляет в березняках, тальниках, гнет кусты, обрывает последние листья, устилает ими застывшую землю.(36) Лес мятежно шумит.(37) По небу ползут низкие тучи.(38) Они уходят вдаль, сливаются с горизонтом.(39) Серые, однообразные.(40) Брызжет холодный дождь.

(41) Устало сбегают на землю с обтрепанных сучьев светлые капли воды…

                                                                                           

                                                                          (По С.Сартакову)  

Беседа с учащимися:    

-это отрывок из романа Сергея Сартакова «Хребты Саянские». Книги его отмечены любовью к Сибири и людям, которые здесь живут. Писатель родился в Омске (1908-2005), потом семья переехала в Минусинск. Много рассказов написал для детей («Плот идёт на Север», «По чугунным порогам»). Очень любил сибирскую природу и делал всё, чтобы  уберечь её  от гибели.

Работа в группах:

-Перед вами текст, который вы только что прослушали. Название опущено намеренно, вы можете посоветоваться и предложить свой вариант. Хотелось бы, чтобы в ваших названиях была отражена основная мысль текста. Сейчас вы получите задание и начнёте работать. Задания разнообразны по своему характеру, поэтому вы можете выбрать то, которое вам более интересно.

Задания для  1-ой группы:

1.Докажите, что это текст.

2.Определите стиль и тип речи текста.

3.Объясните орфограммы  и пунктограммы в 3-ем предложении.

4.Среди предложений 1-6 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.

5.Укажите предложение (-я), в котором средством выразительности является олицетворение.

6.Предложите свой вариант сжатого пересказа 1-ой части текста (с 1-го по 10-ое предложения).

Задания для 2-ой группы:

1.Определите способ связи между 12-м, 13-м, 14-м предложениями в тексте.

2.Среди предложений 12-18 найдите простое назывное. Укажите его номер.

3.Предложите свой вариант сжатого пересказа текста( предложения с 11-го по 21-ое).

4.Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены?

5.Объяните пунктуационные знаки в 13-ом предложении.

6.Выпишите словосочетания из 19-го предложения и разберите их, указывая вид связи.

Задания для 3-ей группы:

1.Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор ( основная цель данного стиля, жанр, основные черты, разнообразие синтаксических конструкций).

2.Предложите свой вариант сжатого пересказа текста (предложения с 22-го по 32-ое).

3.Среди предложений 22-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

3.Из предложений 25,31 выписать словосочетания со связью примыкание.

4.Из предложения 23 выпишите слово, в котором буква в обозначает звук / ф/.

5.Объясните орфограммы и пунктограммы в 31-ом предложении.

6.Объясните значение встречающихся в тексте диалектных слов. С какой целью употребляет их автор?

Задания для 4-ой группы:

1.Определите тип текста. Обоснуйте свой выбор.

2.Предложите свой вариант сжатого пересказа последней части текста(с 33-го предложения).

3.Среди предложений 33-35 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

4.Затранкрибируйте слово обсушив. Назовите фонетические явления, связанные с произношением этого слова.

5.Назовите средства художественной выразительности в предложениях 35- 37.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

Проверка работы в группах

-заслушиваются результаты работы каждой группы.

Практическая работа: сжатое изложение:

- а теперь поработаем над изложением, вспомним приёмы сжатия (компрессии) текста.

 Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение»                                                      Сегодня мы проанализируем текст С.Сартакова и сделаем его компрессию. Вначале давайте вспомним памятку  «Как писать сжатое изложение».                                                   1) Определите тему текста.                                                                                                                          2) Сформулируйте основную мысль.                                                                                                          3) Определите стиль.                                                                                                                                      4) Выделите микротемы .                                                                                                                             5) Определите способ сокращения текста.                                                                                                  6) Передайте содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Содержательные приемы компрессии текста:                                                                                            1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации.                                                                                                                        2) Свертывание исходной информации за счет обобщения.

    Языковые приёмы компрессии текста:                                                                                                      1) Замены:                                                                                                                                                            А) замена однородных членов обобщающим наименованием;                                                           Б) замена фрагмента текста синонимичным выражением;                                                                    В) замена предложения или его части указательным местоимением;                                                Г) замена сложноподчиненного предложения простым;                                                                      Д) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением;                                                                                                                                                 2) Исключения:                                                                                                                                           А) исключение повтора;                                                                                                                                        Б) исключение фрагмента предложения;                                                                                                     В) исключение одного или нескольких синонимов ;                                                                                 3) Слияния:                                                                                                                                                                А) слияние нескольких предложений в одно.  

     -  Сегодня  на уроке мы попытаемся отработать несколько методов, а именно, замену сложноподчинённого предложения простым, замену однородных членов обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.

      -  Вместе с вами мы сделаем компрессию 1 абзаца, а далее вы будете работать самостоятельно и в малых группах (сильный - слабый).

Проверка ученических работ.

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание: напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

"Обучение комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ"

Данный урок может быть проведен при обучении школьников комплексному анализу текста....

Конспект урока "Анализ текста на основе клоуз-теста 5 класс

Конспект урока "Анализ текста на основе клоуз-теста 5 класс...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»

Актуальность опыта  обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...

Дифференцированное обучение. Подготовка к ОГЭ по математике. Текст к презентация

Анализ ошибок ОГЭ по математике 2023 по материалам  МО МО ВО МО АСОУ и рекомендации учителю....