Урок русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Нигматова Лилия Зуфаровна

 Виды предложений по цели высказывания.

Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания ; показать особенности интонации для каждого вида предложения; развивать культуру речи; формировать навыки работы в парах  и в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель высказывания; строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.

Ход урока

 1 Организационный момент

2Чтение и анализ сжатых изложений

3 Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Чтение составленных предложений.

 

Задание (на  интерактивной доске). Выпишите из предложения словосочетание, определите их вид, составьте схемы.

Белая  береза

Под моим окном 

Принакрылась снегом,

  Точно серебром.

 Ответ. Именные словосочетания: береза (какая?) белая , окном  (каким?) моим.. Глагольные словосочетания: принакрылась (где?) под  окном  ; принакрылась (чем?) снегом,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

 Виды предложений по цели высказывания.

Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания ; показать особенности интонации для каждого вида предложения; развивать культуру речи; формировать навыки работы в парах  и в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель высказывания; строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.

Ход урока

 1 Организационный момент

2Чтение и анализ сжатых изложений

3 Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Чтение составленных предложений.

Задание (на  интерактивной доске). Выпишите из предложения словосочетание, определите их вид, составьте схемы.

Белая  береза

Под моим окном  

Принакрылась снегом,

  Точно серебром.

 Ответ. Именные словосочетания: береза (какая?) белая , окном  (каким?) моим.. Глагольные словосочетания: принакрылась (где?) под  окном  ; принакрылась (чем?) снегом,

 

  1. Самоопределение к деятельности

-Тема нашего урока: «Виды предложений по цели высказывания». Важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний. Попробуйте определить эти цели.

  1.  Работа по теме урока
  1. Беседа.

-Проведите самостоятельные наблюдения (§ 29, с. 70., в начале страницы) и сделайте вывод. 

 Укажите, какие предложения: а) сообщают о чём-либо, б) содержат вопрос, в) выражают совет, просьбу.

1. Обязательно прочитайте рассказы Е. И. Носова о жизни ребят. 2. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е. И. Носова «Белый гусь». 3. Вы читали рассказы Е. И. Носова? 4. Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е.И Носове.

Вывод. Цели высказываний: сообщить что-либо, спросить о чем-либо, попросить о чем-либо или дать совет.

Учитель читает теоретические сведения по интерактивной доске: 

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;

предложения, в которых содержится вопрос,- вопросительными;        

предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем,  просим, — побудительными.

  • Сравните предложения, которые показаны на экране, по цели высказывания .

          1) Не переходите улицу на красный сигнал светофора.

           2) Улицу надо переходить осторожно.

3) Вы знаете Правила дорожного движения?

4) Как обозначается на дороге пешеходный переход?

5) Пешеходный переход называют «зеброй».

           6) На дороге не отвлекайтесь на разговоры.

(Повествовательные — 2, 5; вопросительные — 3, 4; побудительные — 1, 6.)

  1. Работа над интонацией повествовательных и побудительных предложений.
  • Проведите самостоятельные наблюдения (с. 70, после теоретических сведений) и сделайте вывод.

Вывод. Мы узнали, что при чтении повествовательных предложений голос сначала повышается, а после небольшой паузы, к концу предложения понижается.

  • Прочитайте предложения с соблюдением правильной интонации.

Комментарий

Паузы внутри предложений (обозначаем их одной вертикальной чертой |) обычно чуть заметны. Они далеко не всегда совпадают со знаками препинания, которые тоже обозначают паузы в речи. Паузы между предложениями (обозначаем их двумя вертикальными чертами ||) более длительные.

  • Прочитайте повествовательные предложения (2 и 5). Где мы должны сделать паузы?

Улицу надо переходить | осторожно.

Пешеходный переход | называют «зеброй».

Воспитательный момент.  Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!

 Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!

 Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!

 На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!

  1. Работа с карточками.

Расставить знаки препинания в конце предложения. Определить, какие это предложения по цели высказывания.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет( ) Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете( ) Воротись, поклонись рыбке( )

Упр. 145, 146 - чтение с соблюдением правильной интонации — устная работа по цепочке.

  1. Конструирование предложений.

Упр. 147 (работа по вариантам, на подготовку 1—2 мин).

  1. Работа над интонацией вопросительных предложений. Упр. 148 - отработка интонации вопросительных предложений.

Упр. 150 — отработка выразительного чтения стихотворения.

7 Подведение итогов

  • Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?

8 Домашнее задание

1-§ 29.

  1. Упр. 149.
  2. Упр. 150 — подготовить выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся....

Урок в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Урок «Виды предложений по цели высказывания» предназначен для учащихся 5 класса. Данный урок традиционный, но с применением игровых технологий,  проводится с использованием  раздаточно...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Конспект урока ФГОС по теме "Виды предложений по цели высказывания"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений по теме высказывания"...