Разработка урока по русскому языку "Что такое речь?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шаповалова Ирина Михайловна

Урок по русскому языку "Что такое речь?" был посвящен всероссийскому дню русского языка.

Цель урока:

1.      Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

2.      Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое речь?

Цель урока:

  1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
  2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.

Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Беседа «Что такое речь?»

  1. Слово учителя.

Суть человеческого общения сводиться к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми, немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате:

- главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

- общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка. Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы;

- общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме, и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее;

- человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

- с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

- существуют две формы общения: устная и письменная.

     2. Комментированное чтение лингвистических текстов. Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Вопросы для обсуждения:

- При каких условиях речевое общение состоится?

- В каком случае речевое общение становится невозможным?

- Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:

- смыслоразличительную роль звука;

- орфографические средства;

- морфологические средства;

- орфоэпические средства;

- интонационные и пунктуационные средства.

2) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

Задания:

- установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок;

- как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему?

- попробуйте привести приметы, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи;

- придумайте маленький диалог, один из учеников которого неправильно понял мысль другого.

IV. Итог урока

Учитель. Расскажите об условиях, необходимых для речевого общения.

V. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"

Разработка урока  по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...

методическая разработка урока по теме "Что такое текст?"

Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предло...

Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс

Данная разработка  предназначена для проведения урока по обществознанию для  9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке  , при которых учени...

Разработка урока по обществознанию "Что такое человек?"

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание»), направленное на создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в общест...

Методическая разработка урока по теме: "Что такое степень с натуральным показателем"

Технологическая карта урока Автор: Молодцова Татьяна ОлеговнаОбразование: высшее, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет.Предмет: алгебра.Возрастная аудитория: 7 класс....

Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"

Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....

Методическая разработка. Урок развития речи. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к ОГЭ....