Методическая разработка. Урок развития речи. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.
9 КЛАСС.
Цель: продолжить с учащимися9-гокласса изучение такого типа речи, как рассуждение; расширить представление обучающихся об особенностях написания сочинения-
рассуждения.
Задачи:
- образовательные: продолжить формирование умения обучающихся вдумываться в тему, осмыслять её границы, раскрывать тему сочинения, подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; собирать и систематизировать материал для сочинения, строить сочинение в определённой композиционной форме;
- развивающие: развивать речевую культуру, память и умение пересказывать;
- воспитательные: прививать любовь к художественному слову, литературе в целом; воспитывать потребность к душевной красоте.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра; оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения правил нравственности
Метапредметные
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, умение формулировать определение понятия
Личностные
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту
Форма проведения урока: открытый урок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы, листы самооценки, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя.
1.Орг. момент. Здравствуйте! Рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, на наших гостей и улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу доброго дня и плодотворной работы!
2.Давайте прочитаем текст и определимся, чем будем заниматься на уроке.
Чтение текста.
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
(15)— Вон твоя комнатушка.
(16)— Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. (17)— Каким златом-серебром?
(18)— И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. (19)— Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
(23)— Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
(25)— Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову )
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься ?
Мы готовимся к хорошей сдаче государственного экзамена по русскому языку. Одно из важнейших умений образованного человека — умение извлекать информацию и создавать текст своего рассуждения.
Начнём работу над формированием этих умений прямо сейчас.
Проблемное задание «Определим наш дальнейший маршрут»
Возникает вопрос: что нам нужно для дальнейшей работы, что необходимо для того, чтобы написать хорошее сочинение-рассуждение?
1) правильно оформить тезис; 2) подобрать примеры; 3) оформить вывод.
-Что такое тезис, аргументы, вывод?
( слушаем ответы учащихся)
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
- Вернёмся к тексту. Как будет называться наше сочинение?
Почему вы так решили ?
( Предположения учащихся : тезис + доказательство).
Как Вы понимаете значение слова "ДОБРОТА" ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
- Сегодня трудиться мы будем на рабочих листах, оценивать своё участие на листах самооценки (выбрать вариант ответа, поставить галочку) Подпишите их, пожалуйста.
Запишем тему сочинения.
1. Тезис. Составление кластера.
Запишите в центре кластера слово Доброта
Подберите синонимы, ассоциации к данному понятию
.(Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость).
Проверка.
Прописывание тезиса , обсуждение в группе, чтение вариантов.
2. Аргумент № 1.
- Как связать 1 абзац и аргумент?
3. Аргумент № 2. Приведём примеры из художественных произведений, из жизни .
4. Вывод.
После каждого этапа не забываем себя оценивать.
Звучит песня "Дорогою добра " с роликом. Заполнение листов самооценки.
Рефлексия.
Конец урока.
Учитель :
-Домашнее задание вы найдёте на обратной стороне листа ( решение теста).
Я желаю вам, чтобы вы на ОГЭ порадовали себя и всех, кто вас любит, кто за вас волнуется, добрыми сочинениями и хорошими результатами! Всего вам доброго !
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ.
Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление помогать другим. От доброты, действительно, наша жизнь становится светлее и радостнее. Она может изменить человека, его отношение к окружающему миру. Это понятие вне времени: доброта будет необходима людям всегда.
Чтобы подтвердить правильность собственного суждения, обращусь к тексту А. Лиханова. Героиня рассказа, тётя Груня, по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предложение 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предложение 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
В художественной литературе можно найти немало примеров проявления доброты. Так А.И.Солженицын в своём рассказе "Матрёнин двор"повествует о крестьянке Матрёне, которая всю жизнь бескорыстно помогала родственникам, соседям, колхозу. Она старалась выручить каждого, несмотря на то, что сама уже была немолодой и нездоровой.
Я считаю, что люди, способные к состраданию, сердечности, душевности , не могут не вызывать восхищения. Благодаря им в мире не угасает вера в торжество добра.
Материалы.
Доброта - духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра.
Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие – основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.
Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. Например: "Доброта ребёнка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, доброте нужно учить с самого детства."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Методическая разработка урока развития речи в 7 классе
Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.
В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...