Методическая разработка. Урок развития речи. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Пиворова Юлия Зеноновна

Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

9  КЛАСС.

Цель: продолжить с  учащимися9-гокласса  изучение такого типа речи, как рассуждение; расширить представление обучающихся об особенностях написания сочинения-

рассуждения.

Задачи:

      - образовательные: продолжить формирование умения обучающихся вдумываться в тему, осмыслять её границы, раскрывать тему сочинения, подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; собирать и систематизировать материал для сочинения, строить сочинение в определённой композиционной форме;

     - развивающие: развивать речевую культуру, память и умение пересказывать;

     - воспитательные: прививать любовь к художественному слову, литературе в целом; воспитывать потребность к душевной красоте.

Планируемые образовательные результаты:

                                   Предметные

Развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра; оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения  правил нравственности

                              Метапредметные

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, умение формулировать определение понятия

                              Личностные

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту

Форма проведения урока: открытый урок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы, листы самооценки, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя.

1.Орг. момент. Здравствуйте! Рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, на наших гостей и улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу доброго дня и плодотворной  работы!

2.Давайте прочитаем текст и определимся, чем будем заниматься на уроке.

Чтение текста.

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот    так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда    заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И    гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (Ю)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После    выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В    углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
(15)—    Вон твоя комнатушка.
(16)—    Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. (17)— Каким златом-серебром?
(18)— И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. (19)— Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
(23)— Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
(25)— Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
                                                                                                                    (По А. Лиханову ) 

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

           - Как вы думаете, чем мы будем заниматься ?

Мы готовимся к хорошей сдаче государственного экзамена по русскому языку. Одно из важнейших умений образованного человека — умение извлекать информацию и создавать текст своего рассуждения.

Начнём работу над формированием этих умений прямо сейчас.

Проблемное задание «Определим наш дальнейший маршрут»

Возникает вопрос:  что нам нужно для дальнейшей работы, что необходимо для того, чтобы написать хорошее сочинение-рассуждение?

1) правильно оформить тезис; 2) подобрать примеры; 3) оформить вывод.

 

           -Что такое тезис, аргументы, вывод?

(  слушаем ответы учащихся)

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

 - Вернёмся к тексту. Как будет называться наше сочинение?

Почему вы так решили ?

 ( Предположения  учащихся : тезис + доказательство).

        Как Вы понимаете значение слова "ДОБРОТА" ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

- Сегодня трудиться  мы будем  на рабочих листах, оценивать своё участие на листах самооценки (выбрать вариант ответа, поставить галочку) Подпишите их, пожалуйста.

Запишем тему сочинения.

1. Тезис.                                 Составление кластера.

Запишите в центре кластера слово                 Доброта 

Подберите синонимы, ассоциации к данному понятию

.(Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость).

Проверка.

   Прописывание тезиса , обсуждение в группе, чтение вариантов.

2. Аргумент  № 1.

- Как связать 1 абзац  и аргумент?

3. Аргумент  № 2. Приведём примеры из художественных произведений, из жизни .

4. Вывод.

                                                                После каждого этапа не забываем себя оценивать.

Звучит песня "Дорогою добра " с роликом. Заполнение листов самооценки.

Рефлексия.

Конец урока.

Учитель :

-Домашнее задание вы найдёте на обратной стороне листа ( решение теста).

Я желаю вам, чтобы вы на ОГЭ  порадовали себя и всех, кто вас любит, кто за вас волнуется,   добрыми сочинениями  и хорошими результатами! Всего вам доброго !

                                                       

                                                           

     

 ПРИМЕР  СОЧИНЕНИЯ.

      Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление помогать другим. От доброты, действительно, наша жизнь становится светлее и радостнее. Она может изменить человека, его отношение к окружающему миру. Это понятие вне времени: доброта будет необходима людям всегда.

   Чтобы подтвердить правильность собственного суждения, обращусь к тексту А. Лиханова.  Героиня  рассказа, тётя Груня, по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предложение 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предложение 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
        В художественной литературе можно найти немало примеров проявления доброты. Так А.И.Солженицын в своём рассказе "Матрёнин двор"повествует о крестьянке Матрёне, которая всю жизнь бескорыстно помогала родственникам, соседям, колхозу. Она старалась выручить каждого, несмотря на то, что сама уже была  немолодой и нездоровой.

Я считаю, что люди, способные к состраданию, сердечности, душевности , не могут не вызывать восхищения. Благодаря им в мире не угасает вера в торжество добра.

Материалы.

Доброта - духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра.

Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие – основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.

Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. Например: "Доброта ребёнка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, доброте нужно учить с самого детства."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Методическая разработка урока развития речи в 7 классе

Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...