Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Андронова Галина Георгиевна

Здесь Вы найдете интересный материал по теме, современный деятельностный подход к уроку русского языка, в уроке представлены элементы исследовательской работы учащихся. Обратите внимание на разноуровневые домашние задания. Урок интересный, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

7 класс

Тема Разноспрягаемые глаголы

Цель урока:1) дать понятие о разноспрягаемых глаголах, научить правильно спрягать                                         глаголы хотеть, бежать, есть, дать, провести исследовательскую работу по изучению свойств разноспрягаемых глаголов; вырабатывать умение правильно употреблять в речи формы разноспрягаемых глаголов; продолжить формирование языковой компетенции по теме «Глагол»;2) формировать навыки исследовательской, самостоятельной работы; развивать орфографическую зоркость; 3)воспитывать интерес к предмету «Русский язык».

Оборудование: кластер, тесты, карточки

                                                              Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

1). Проверка домашнего задания ( заранее проверяют консультанты).

2)Практическая работа. Теоретическая разминка. «Пинг-понг»

-Учащиеся готовят вопросы по теме «Глагол» (самый активный ряд по вопросам, самый активный по ответам). Поставить оценки за лучшие ответы.

3)Записываем предложение

Мы помним, что спряжение определяется по неопределенной форме глагола.( Объяснить постановку знаков препинания, доказать, что предложение сложное, найти глаголы, определить перех., спряжение, вид, возвратн.; наклонение, время, число, лицо.) Разбираем предложение, а 2 ученика работают у доски с глаголами.

4)А теперь можно поиграть «Исключи лишнее слово»-(подчеркни его)

1. Пишем,вяжем. стираем, дружим (2 спряж.-дружим)

2.Строим, устроил бы, начинал, прочитают (усл. накл.-устроил бы)

3.Трудиться, волноваться, подчиняться,настраивать. (невозвр. гл.-настраивать)

5) Внимание! Выписать глаголы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус», (взаимопроверка )определить спряжение глаголов.

Белеет,ищет,кинул,играют,свищет,скрипит,не ищет,бежит, просит, есть

3. Мотивация учебной деятельности школьников.

Обращаем внимание на глагол бежим,есть. Учащиеся сами формулируют тему и цель .урока.

Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, учащиеся формулируют цели урока.

Цель:

!. познакомиться с

2.уметь правильно

3.обратить внимание

Цель сформулирована, обратимся к учебнику, стр.87,к табл. на доске,

4. Работа по теме урока. Гласные во всех окончаниях глагола бежать в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь.  А почему он разноспрягаемый?). Полезно отметить его особенности. Ищем задание №2, читаем его и выполняем в тетради

Вставить глагол бежать в нужной форме в предложение , опред. число, лицо.

-Годы….( проходят)

-Из крана ..вода.( течет)

-Куда вы так…?(спешите)

-Тропинка… по склону горы. (спускается)

-Из-под корней могучего дуба… ключ.(бьет)

Заменяем синонимами (устно)

5.Сказка «А я так хочу!»

Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.

- Я хочу и тех окончаний и этих, - заявил Хотеть.

- Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.

- А я хочу!

- Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!

- Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.

Махнули другие глаголы на упрямого  Хотеть  рукой.

- Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.

Это, конечно, шутка. А как же все-таки спрягается глагол хотеть.

Обрати внимание!

Нельзя говорить он хотит или они хочут.А мы не можем отказываться от знакомства с глаголом хотеть : ведь нам так часто чего-нибудь хочется. А чтобы нам не попасть впросак, выполним задание №3.

6. С этими глаголами разобрались. Но еще есть глагол есть.

Особые формы спряжения имеют глаголы есть и дать и производные съесть, поесть, отдать, передать и др.
В современном языке мы легко различаем два омонима:
есть (инфинитив — «принимать пищу») и есть (З-е л. ед. ч. от глагола быть). Эти омонимы обыгрываются в шутливом "Заздравном тосте" английского поэта Роберта Бернса (в переводе С. Маршака):
У которых
есть, что есть,— те подчас не могут есть,
А другие могут
есть, да сидят без хлеба.
А у нас тут
есть, что есть, да при этом есть, чем есть,—
Значит, нам благодарить остаётся небо!
В данном случае есть-быть, есть-кушать-омонимы)

Лексическая работа:

Задание по словарю Ожегова дается заранее- есть, кушать.Лингвистическая справка. Исправить ошибки в 4 уровне тем. контр. раб.В воскресенье я встаю поздно, умываюсь,потом кушаю.

7.Особоспрягаемый глагол дать. Работа с учебником и кластером. Ошибка в видовых парах. Сравн. Дать- давать, спрягаем правильно дать, на кластере зачеркнуть, а сверху наклеить правильно.

8. Подведение итога урока

Продолжить предложения

 Теперь я знаю…

Теперь я умею……..

9.Задание на дом

В справочниках составить кластер «Разноспрягаемые глаголы» упр.119 (обратить внимание на задания), проспрягать слова 5 задания.

10. Рефлексия

Разноуровневые задания.

1 уровень

Тест

Спряжение глагола ХОТЕТЬ

1. Я ___ спать.

 хочю
 хочу
 хотю

2. Он ___ кушать.

 хочит
 хочет
 хотит

3. Что ты ___?

 хочешь
 хотишь
 хотешь
 хочишь

4. Вы ___ пить?

 хочете
 хотите
 хочите

5. Они не ___ идти с нами в кино.

 хочат
 хотят
 хочут

6. Мы ___ смотреть телевизор.

 хотим
 хочим
 хочем

7. Она сама не знает, что ___.

 хочит
 хочет
 хотит

2 уровень

Упражнение№ 115-116, стр.88

3 уровень( задание на карточке №4)

Составить диалог « За завтраком»- 5-6 реплик, употребив разноспрягаемые глаголы бежать, есть, кушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"

Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....