УМК СПО по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык» (далее УМКД) является частью основной профессиональной образовательной программы Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» по профессиям СПО

            

  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  • 15.01.30 Слесарь
  • 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства

 разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения. 
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) «Русский язык» адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподаватель

Куракина Ольга Васильевна

Учебная дисциплина

ОДБ.01

(индекс, наименование)

Русский язык

Специальность (профессия)

  • 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
  • 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  • 15.01.30 Слесарь


Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДАЮ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

Заместитель директора по УПР

Заместитель директора по УПР

____________/________________/

____________/________________/

____________/________________/

«___»________________20___г.

«___»________________20___г.

«___»________________20___г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподаватель______Куракина О.В.___________________________________

Дисциплина _____ОДБ 01_Русский язык_______________________________

  • Профессия
  • 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
  • 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  • 15.01.30 Слесарь


составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой _______________________________________________________

группа ____________________________________________________________

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии ___________

____________________________________________________________________

Протокол №____ от «__»___________20___г.

Председатель методической комиссии ____________/_____________

Протокол №____ от «__»___________20___г.

Председатель методической комиссии ____________/_____________

Протокол №____ от «__»___________20___г.

Председатель методической комиссии ____________/_____________

Распределение часов по дисциплине

таблица № 1

Семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 курс,1 семестр

27

10

17

11

6

1 курс,2 семестр

34

10

24

18

6

2 курс,3 семестр

27

10

17

11

6

2 курс,4 семестр

31

10

21

15

6

Всего

119

40

79

55

24


«Содержание обучения по дисциплине»

№ заня-тия

Наименование разделов, тематика занятий

Кол-во часов

Вид занятия

Материальное и информационное обеспечение занятий

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Кол-во часов

Тема и информационное обеспечение

Вид задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 семестр 17 часов 6 ПР 10 ВСР

   1

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1

Комбинированный

Презентация «Праславянские языки».

Таблица «Разделы лингвистики».

1

Рефераты по темам «Язык как культура общения», «Язык и общество», «Сила слова».

Текущий контроль в форме: устного опроса

Конспект лекции

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

11

5

2

3

Тема 1.1. Язык и речь.

1

Усвоение новых знаний

Презентация «Виды речевой ситуации».

Схема «Речевая ситуация».

Параграф 108, 109

№512

4

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентации «Стили речи и их особенности», «Официально-деловой стиль речи», «Художественный стиль речи», «Публицистический стиль речи».

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 112-116

5

6

Тема 1.3. Разновидности художественного стиля.  Эссе. Практическое занятие 1

2

Усвоение новых знаний

Презентация «Как писать эссе»

Параграф 116. Написать эссе о будущей профессии

7

8

Тема 1.4. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Типы речи, типы текстов».

2

Стилистический разбор статьи публицистического стиля (на выбор студента); выполнение упражнений №№ 1,2,3.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 117

№542

9

10

Практическое занятие 2-3. Определение вида речевых ошибок и их исправление.

2

Усвоение новых знаний

Раздаточный материал (тесты для анализа). Презентация «Речевые ошибки, виды».

3

Работа над текстом: поиск и устранение стилистических ошибок. Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 2-3), упражнения №№ 15, 24

11

Практическое занятие № 4

Стилистический анализ текста.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Стилистические ошибки». Раздаточный материал (тесты для анализа).

2

Стилистический разбор отрывка текста из 14 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Контроль знаний - тестирование по теме

Подготовка к итоговой контрольной работе.

12

Контрольная работа №1

1

Проверка  и оценка  знаний

Тест

Контроль знаний - тестирование по теме

Раздел 2. Лексика и фразеология.

3

13

Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

1

Усвоение новых знаний

1

Упражнение № 34 (устно), № 42 (письменно) по учебнику В.Ф.Грекова

14

Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

1

Усвоение новых знаний

2

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 7-8), упражнение №47.

15

Практическое занятие № 5.

Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок.

Языковой анализ литературного текста.

1

Проверка и оценка знаний

2

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 12-14); работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Лексика, фразеология».

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

4

16

Тема 3.1. Фонетические единицы.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Основные понятия фонетики». Таблица «Характеристика звуков».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Фонетика» (задания части А)

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 13,

№49

17

Практическое занятие № 6. Фонетический разбор слова. Тестирование по теме «Фонетика».

1

Проверка и оценка знаний

Схема фонетического разбора слова. Раздаточный материал (слова для разбора).

2 семестр 24 часа 6 ПР 10 ВСР

18

Тема 3.2. Орфоэпические нормы.

1

Усвоение новых знаний

Презентация «Орфоэпические нормы».

Презентация «Основные понятия орфоэпии».

Орфоэпический словарь.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему Фонетика ( задания части В)

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 14,

№51,

Вопросы стр. 40

19

Практическое занятие № 7. Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.

1

Проверка и оценка знаний

Презентация «Типы орфоэпических ошибок». Орфоэпический словарь русского языка. Раздаточный материал. Карточки с заданиями.

Контроль знаний - тестирование по теме

Раздел 4. Морфемика, словообразование.

4

20

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

1

Усвоение новых знаний

Презентация «Основные понятия морфемики русского языка».

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 12-14), упражнения №№200, 202, 203,207.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 15-17.

№55,59,62,,65

Вопросы стр.49

21

Практическое занятие № 8. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор слова.

1

Проверка и оценка знаний

Схема словообразовательного разбора слова. Схема морфемного разбора слова.

Контроль знаний - тестирование по теме

№72, 75, 77, 79,

Вопросы стр. 58

22

23

Контрольная работа № 1.  Изложение с элементами сочинения.

2

Проверка и оценка знаний

Текст изложения.

План изложения.

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 49-55), упражнения №№313, 317, 318, 320.

Раздел 5. Морфология и орфография.

24

24

Тема 5.1. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова».

Информационные схемы-таблицы.

Тесты.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 18,19

№90,93

25

Тема 5.2. Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Чередующиеся гласные в корне слова».

Информационные схемы-таблицы

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 20

№ 97, 100, 106

26

Тема 5.3. Гласные после шипящих и Ц

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Правописание гласных после шипящих и ц».

Информационные схемы-таблицы.

Тесты.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 21-22

№108, 111, 114

27

 Практическое занятие № 9. Тестирование по темам «Правописание гласных в корне слова», «Гласные после шипящих и Ц»

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

28

Тема 5.4. Правописание приставок. Стык приставки и корня.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Правописание приставок (приставки пре-, при)».

Информационные таблицы.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 26-29

№ 138, 143, 148, 156

29

 Практическое занятие № 10. Тестирование по теме «Правописание приставок».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

Контроль знаний - тестирование по теме

30

Тема 5.5. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентация «Правописание прописных букв».

Презентация «Правила переноса слов».

Информационные таблицы.

Параграф 30,31

№ 159, 164

31

Контрольная работа № 2. Контрольный диктант по теме «Фонетика и орфография».

1

Проверка и оценка знаний

Текст диктанта с грамматическим заданием.

32

Тема 5.6.. Имя существительное как часть речи.

1

Усвоение новых знаний

Презентация «Имя существительное, его грамматические признаки».

 Схема морфологического разбора имени существительного.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя существительное».

Параграф 32,

№169

33

Практическое занятие № 11. Правописание имён существительных

1

Проверка и оценка знаний

 Таблицы «Склонение имен существительных», «Падежи имен существительных».

Контроль знаний - тестирование по теме

Параграф 33-35

№174

34

Практическое занятие № 12. Тестирование по теме «Мягкий знак на конце после шипящих». Тестирование по теме «Имя существительное: род, число, склонение».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

№183, 194

35

36

Тема 5.7. Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Усвоение новых знаний

Презентация «Имя прилагательное, грамматические признаки». Схема морфологического разбора имени прилагательного. Таблица «Разряды имен прилагательных».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя прилагательное».

Параграф 36,

№199,

37

38

Тема 5.8. Имя числительное.

Морфологический разбор  числительного.

1

Усвоение новых знаний

Презентации «Имя числительное»,».

Схемы морфологического разбора имени числительного.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя числительное»

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 41-44

№226, 228

39

40

Тема 5.9. Местоимение. Морфологический разбор местоимения.

1

Усвоение новых знаний

Презентация  «Местоимение, разряды местоимений»

Схемы морфологического разбора местоимения.

Параграф 45-46

№237,239

41

Контрольная работа № 4.

 Итоговый тест

1

Проверка и оценка знаний

Контрольный  тест

Контроль знаний - тестирование по теме

3 семестр 17 часов 6 ПР 10 ВСР

42

43

Тема 5.10. Глагол. Морфологический разбор глагола.

1

Усвоение новых знаний

Презентация «Глагол».

 Схема морфологического разбора глагола.

Схема «Спряжения глагола».

Информационные таблицы.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Глагол».

Параграф 47-48

№240

44

Практическое занятие № 13. Тестирование по теме

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями

Контроль знаний - тестирование по теме

45

Тема 5.11.  Причастие как особая форма глагола. Морфологический разбор причастия.

Правописание причастий.

1

Комбинированный урок

Презентации «Причастие», «Суффиксы причастий».

Таблица «Страдательный и действительный причастия».

Информационные таблицы.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 49-50

№ 260

46

Контрольная работа № 3.

  тест

1

Проверка и оценка знаний

Контрольный  тест

Контроль знаний - тестирование по теме

47

48

Тема 5.12. Деепричастие как особая форма глагола.

Морфологический разбор деепричастия.

Правописание деепричастий. Практическое занятие № 14.

2

Комбинированный урок

Презентации «Деепричастие», «Суффиксы деепричастий».

Схемы морфологического разбора  деепричастия.

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 52

№275

49

Практическое занятие № 15. Тестирование по теме «Деепричастие, суффиксы деепричастий».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. Таблица «Деепричастия с суффиксами –а-, -я-».

Контроль знаний - тестирование по теме

50

Тема 5.13.  Наречие. Слова категории состояния.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентации «Наречие», «Категория состояния».

Параграф 53-55

№280,287

51

Контрольная работа № 4.

 тест

1

Проверка и оценка знаний

Контрольный  тест

Контроль знаний - тестирование по теме

Раздел 6. Служебные части речи.

7

52

Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентации «Предлог», Союз, виды союзов (сочинительные, подчинительные».

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 56-59

№299, 301,

53

Практическое занятие № 16. Слитное и раздельное написание предлогов.

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Предлог, союз, частица» (задания части А).

№ 305, 306

54

55

Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.

1

Комбинированный урок.

Презентация «Частица, разряды частиц».

Информационные таблицы.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Междометие, модальные слова».

Параграфы 60-64

№307, 315, 318

56

Практическое занятие № 17. Тестирование по теме «НЕ и НИ с разными частями речи».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями. Презентация «Правописание НЕ и НИ с частями речи».

Контроль знаний - тестирование по теме

57

Практическое занятие № 18. Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Проверка и оценка знаний

Презентация «Правописание частиц».

 Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

58

Контрольная работа № 6.. Тест

1

Проверка и оценка знаний

Темы сочинения.

План изложения.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Предлог, союз, частица» (задания части В).

4 семестр 21 час 6 ПР 10 ВСР

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

19

59

Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Способы связи в словосочетании.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентация «Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании». Презентация «Способы связи в словосочетании»

Параграфы 65,66

Вопросы стр. 224

№330

60

Контрольная работа № 7.    Тест по темам 1-4 семестров

1

Проверка  и оценка  знаний

Тест

Контроль знаний - тестирование по теме

61

Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентация «Простое предложение (распространенное и нераспространенное)». Презентация «Безличные и назывные предложения».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Словосочетание и простое предложение».

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграфы 78-84

№358,368,

372

62

Практическое занятие № 19. Тестирование по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Тире в простом предложении».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

Контроль знаний - тестирование по теме

Параграф 72

№343,346

63

Практическое занятие № 20. Тестирование по теме «Обособленные обстоятельства и дополнения».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

Контроль знаний - тестирование по теме

Параграфы 87-88

№402

64

65

Тема 7.3. Знаки препинания при сравнительных оборотах и обращениях.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентации «Сравнительные обороты. Знаки препинания при сравнительных оборотах», «Обращения. Знаки препинания при обращениях»

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 90,91

№412, 414

66

67

Тема 7.4. Вводные слова и вставные конструкции.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентация «Вводные слова»

Параграф 92,

№421, 426

68

69

Тема 7.5. Сложное предложение.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентация «Сложное предложение, типы сложных предложений».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Сложное  предложение» (задания части А).

Параграф 94

№ 434

70

Практическое занятие № 21. Тестирование по теме «Сложноподчинённое  предложение: СПП с одним придаточным».

1

Проверка и оценка знаний

Презентация «СПП. Виды СПП.»

Контроль знаний - тестирование по теме

Параграф 96

№450

71

Практическое занятие № 22. Тестирование по теме «СПП с несколькими придаточными».

1

Проверка и оценка знаний

Раздаточный материал (тестовые работы). Карточки с заданиями.

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Сложное  предложение» (задания части В).

Контроль знаний - тестирование по теме

Параграф 97

№453

72

Контрольная работа № 7.    Тест по темам 1-4 семестров

1

Проверка  и оценка  знаний

Тест

Контроль знаний - тестирование по теме

Параграф 98, стр.328-330.

№ 460

73

74

Тема 7.6. Способы передачи чужой речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентация «Способы передачи чужой речи»

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 101, 102

№478

75

Практическое занятие № 23. Тестирование по теме

1

Проверка и оценка знаний

76

77

Тема 7.7. Знаки препинания при цитатах и диалоге.

1

Урок усвоения новых знаний

Презентация «Знаки препинания при цитатах и диалоге»

Текущий контроль в форме: устного опроса

Параграф 103,104

№484

78

Практическое занятие № 24. Тестирование по теме

1

Проверка и оценка знаний

79

Контрольная работа № 7.    Тест по темам 1-4 семестров

1

Проверка  и оценка  знаний

Тест


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

  1. Базовый учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
  5. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  7. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
  8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
  10. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
  11. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
  12. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
  13. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
  14. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Для преподавателей

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
  4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
  5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
  6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
  8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
  9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
  10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
  12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
  13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
  14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
  15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
  16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
  17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
  18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж отраслевых технологий "Краснодеревец"

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2000 год.

  1. Жердяева Л.А. «Русский язык в средней школе. Карточки-задания в помощь учителю (6-ой, 8-ой классы)». Сибирское университетское издательство, 6-е изд., 2010 год.
  2. Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2009 год.
  3. Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2008 год.
  4. Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2007 год.
  5. Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2001 год.
  6. Лидман-Орлова Г.К. «Учимся писать изложения. Пособие для учащихся». М.: 2005 год.  
  7.  Мякшева О.В. «Тесты по орфографии и пунктуации русского языка   (7-11 классы)». Нижний Новгород: «Лицей», 2000 год.
  8. Нечаева И.В. «Словарь иностранных слов». М.: АСТ, 2002 год.
  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М.: 2002 год, 4-е издание, дополненное.
  10. Первова В.М. «Задания по русскому языку для учащихся-заочников». (9-11 классы). М.: «Просвещение», 1988 год.
  11. Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.
  12. Титова Р.Ф. «Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы».М.: «Просвещение», 1976 год.
  13. Шайдуллина Н.И., Бубекова Л.Б. «Синтаксис словосочетания и простого предложения». Елабуга, 2005 год.
  14. «Универсальный словарь по русскому языку». (Все словари в одной книге). Санкт-Петербург, «Весь», 2009 год.
  15. Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2010 год.
  16.  Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2006 г.

Дополнительные источники:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2007 год.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». 10-е издание, стереотипное; М.: «Дрофа», 2007 год.
  3. Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум». М.: «Экзамен», 2009 год.
  4. Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания». М.: «Экзамен», 2010 год.
  5. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2008 год.
  6. Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006 год.
  7. Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2007 г.
  8. Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку». М.: «Дрофа», 2006 год.
  9. Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2006 год.
  10. Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2008 год.
  11. Федеральный банк экзаменационных материалов. «Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2009.» М.: «Экзамен», 2006 год
  12.  Федорова М.В. «Грамматика русского языка. 5-11 классы». М.: «ЭКСМО», 2009 год.

Электронные пособия

  1. 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2006 год.
  2. Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2009 год.
  3. Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2009 год.

Интернет – ресурсы:

1.        http://gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

2.        http://slovari.gramota.ru - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру

3.        http://www.gramma.ru/RUS/ - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.

4.        http://www.slovari.ru - ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Утверждаю

                                                                                       Директор СПб ГБПОУ  

«Колледж отраслевых технологий

 «Краснодеревец»

 ___________З.Ш. Джгамадзе

 «____»__________________201_ г.

Внеаудиторные самостоятельные работы

Код дисциплины ОДБ.01

Русский язык

по профессиям СПО:

  • 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
  • 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  • 15.01.30 Слесарь

Санкт-Петербург

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Комплект внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО

 

  • 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  • 15.01.30 Слесарь
  • 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства

        Данный комплект составлен в соответствии с примерной программой по русскому языку, разработанной ФГУ «Федеральный институт развития образования», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16 апреля 2008 г.

       Максимальная учебная нагрузка студентов составляет – 119 часа, из них занятий на уроках – 79 часов, на самостоятельную работу студентов отводится 40 часов

       Основные задачи курса - совершенствовать    речевую    культуру,    воспитывать культурно-ценностное отношение  к русской речи; способствовать  полному  и  осознанному  владению системой норм русского литературного языка; совершенствовать  знания   студентов  о  языковых  единицах  разных  уровней (фонетического, лексико-фразеологического и др.) и их функционировании в речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

     Ориентирован на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи студентов.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности студентов обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

К концу обучения студент должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ

1. Введение.

Студенты должны

Знать: периоды в истории русского языка, функции русского языка как учебного предмета, проблемы экологии языка, основные уровни языка, типы норм, выдающихся ученых-русистов;

                       Самостоятельная работа 1 час рефераты по темам «Язык как культура общения», «Язык и общество», «Сила слова». 

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

  1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Студенты должны

Знать: функциональные стили русского языка, их разновидности; типы речи, основные требования к речи.

Самостоятельная работа 5 часов

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). 

3. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Студенты должны

                     знать: лексические и фразеологические единицы языка.

                     Самостоятельная работа 6 часов

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Разновидности синонимов, антонимов, омонимов. Градация. Антитеза. Оксюморон. 

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

4. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

 

Студенты должны

                        знать: правила фонетического разбора слов, что такое фонема, открытый и закрытый слог, каковы особенности русского ударения, нормы современного произношения, каковы выразительные средства фонетики, правила переноса слов.

                       Самостоятельная работа 4 часа

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

5. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Студенты должны

                         знать: виды морфем, способы словообразования, правила орфографии.  

                       Самостоятельная работа 4 часа

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

 Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

6. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Студенты должны

                                      знать: теоретические основы морфологии, правила использования на письме самостоятельных частей речи.

                                      Самостоятельная работа 8 часов

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 

7. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Студенты должны                                      

                                    знать: теоретические основы морфологии, правила использования на письме служебных частей речи.

                                    Самостоятельная работа  5 часов

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Студенты должны

Знать: виды и строение словосочетаний, синтаксический строй предложения, правила пунктуации, типы сложных предложений, виды осложнения простого предложения.

                      Самостоятельная работа 5 часов

          Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

                                               

                                                     Самостоятельная работа студентов

по дисциплине «Русский язык»

Наименование темы

Кол-во

часов

Наименование самостоятельной работы студентов

Кол-во часов

1

Введение

1

 Рефераты по темам «Язык как культура общения», «Язык и общество», «Сила слова».

1

2

Язык и речь. Функциональные стили речи.

11

Стилистический разбор статьи публицистического стиля (на выбор студента); выполнение упражнений №№ 1,2,3.

Работа над текстом: поиск и устранение стилистических ошибок. Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 2-3), упражнения №№ 15, 24

Стилистический разбор отрывка текста из 14 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2

3

2

3

Лексика и фразеология

3

Упражнение № 34 (устно), № 42 (письменно) по учебнику В.Ф.Грекова

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 7-8), упражнение №47.

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 12-14); работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Лексика, фразеология».

1

2

2

4

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

10

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Фонетика» (задания части А)

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему Фонетика ( задания части В)

2

2

5

Морфемика, словообразование, орфография.

10

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 12-14), упражнения №№200, 202, 203,207.

Работа с учебником: закрепление теоретического материала (параграфы 49-55), упражнения №№313, 317, 318, 320.

2

2

6

Морфология и орфография.

14

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя существительное».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя прилагательное».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Имя числительное»

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Глагол».

2

2

2

2

7

Служебные части речи.

8

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Предлог, союз, частица» (задания части А).

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Предлог, союз, частица» (задания части В).

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Междометие, модальные слова».

1

2

2

8

Синтаксис и пунктуация.

15

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Словосочетание и простое предложение».

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Сложное  предложение» (задания части А).

Работа с тестом по материалам ЕГЭ на тему «Сложное  предложение» (задания части В).

2

2

2

Всего:

79

40

 

Рекомендуемая литература

Для студентов:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл.- М., 2005.
  2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2005.
  3. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. Система занятий по орфографии и пунктуации. М.,2001.

Для преподавателей:

  1. Н.В. Адамчик : Самый полный курс русского языка. – Минск, 2007.
  2. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! - М., 2001.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.,2001
  4. Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. - М.,2001.
  5. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. - М., 2002.
  6. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. Система занятий по орфографии и пунктуации. М.,2001.
  7. Потиха З.А. Словарь строения слов русского языка. - М., 2001
  8. Вербицкая Л.А. и др. Трудности современного русского произношения и ударения. - М., 2003.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Любое издание.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...