Подготовка к сжатому изложению. 9 класс.
материал по русскому языку (9 класс) на тему

Губкина Мира Ивановна

Подготовка к сжатому изложению ОГЭ 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к сжатому изложению353.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

По материалам дистанционного курса повышения квалификации

«Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Авторы курса: Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова

Москва, Педагогический университет «Первое сентября»

Сжатие повествовательного текста

Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные события – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.

Эффективными оказываются упражнения такого типа. Каждый пятиклассник получает листок с текстом и заданием.

Пример 1

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

(В.Катаев)

Понятно, что правильно выполненное упражнение должно выглядеть примерно так:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

Возможны другие варианты заданий к упражнениям этого типа.

Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст (можно сначала подчеркнуть необходимое).

Тогда будем надеяться, что получим примерно такой ответ:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись –старушка. Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.

Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

Дети должны увидеть и ненужную в сжатом пересказе подробность (Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается), и пропущенное звено (не сказано о появлении старушки).

В повествовательных текстах нередко встречается прямая речь. Ее не стоит сохранять даже в подробном изложении, поскольку ученику вряд ли удастся передать высказывание героя дословно, а только в этом случае использование прямой речи оправдано. Тем более неуместна прямая речь при пересказе сжатом. Значит, мы должны научить детей разными способами сообщать о содержании речи.

В рассмотренном выше упражнении слова Жени и старушки не несут особенно важной информации, о них можно не упоминать в сжатом изложении, но можно передать их содержание с помощью глаголов

(Женя рассердилась на собаку; выругала собаку и т.п.) или косвенной речи (Старушка спросила Женю, почему она плачет, что с ней стряслось, что случилось и т.п.).

Отработке этого умения тоже нужно посвятить некоторое время на уроках. Это уместно делать при изучении прямой речи в пятом классе, а также в тех случаях, когда прямая речь встречается в тексте упражнений.

Например, можно предложить дополнительное задание к упр. 241 учебника для 5-го класса Т.А. Л адыженской, М.Т. Баранова и др.: передайте содержание прямой речи с помощью сказуемых и дополнений. 

Тогда получатся такие предложения: Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка». – Мы попросили лесника нас проводить. «Ешьте, ребята, яблоки», – предложил нам лесник. – Лесник угостил нас яблоками. Лесник предложил нам поесть яблок.

Анализ и обработка текста-рассуждения

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу.

С текстами-рассуждениями школьники знакомятся уже в пятом классе, но по программе на такую работу отводится всего несколько часов во втором полугодии. Важно начать тренироваться как можно раньше и включать тексты подобного типа в уроки на протяжении всего учебного года. Для этого можно использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику ее развития, значение слов и выражений. При этом стоит на практике начать обучение сжатию текстов.

Удобными оказываются отрывки из научно-популярных книг.

Упражнения, напечатанные на отдельных листках, ученики вклеивают в тетради. Работа по тексту проходит в классе, результаты коллективно обсуждаются и записываются на доске и в тетрадях.

Могут быть даны такие тексты и такие задания к ним.

Пример 2

В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки.

Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М.Гаспаров)

Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение. Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.

Прочитаем текст вслух, подчеркнем в каждом предложении такие слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли, заключим в скобки.

Обычно пятиклассники быстро справляются с этой работой, и правильный ответ в их тетрадях выглядит так:

[Чтобы спартанцы не копили богатств], в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: [для небольшой покупки их надо везти целый воз]. Железные деньги бесполезны: [их нарочно закаливали в уксусе, чтобы

железо стало хрупким и его нельзя было пи во что перековать].

Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому что или так как (два последних утверждения объясняют причину того, о чем сказано в первом: почему спартанцы выбрали в качестве денег именно железные прутья). Заменим повторяющееся словосочетание железные деньги местоимением они, устраним повтор синтаксической конструкции, употребив однородные сказуемые: 

В Спарте деньгами служили железные прутья, потому что они громоздки и бесполезны.

Чтобы точно передать смысл получившегося предложения своими словами, пятиклассникам нужно понимать, что значат в данном контексте прилагательные громоздкий и бесполезный. Проясним значение этих слов по словарю: громоздкий – тяжелый, массивный, занимающий много места; бесполезный – не приносящий пользы, напрасный (словарь Ожегова). Очевидно, что о железных прутьях можно сказать, что они тяжелые и занимают много места, но то, что они не приносят пользы или напрасные, сказать в данном случае нельзя, поэтому для слова бесполезный в нашем пересказе надо найти более точное выражение, например – ни на что не годный. Хорошо, если при пересказе ученики смогут заменить синонимами и другие слова, тогда, возможно, получится такое предложение: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и ни на что не годятся.

Или: Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и их нельзя перековать.

Предложение в нашем изложении стало длиннее, зато понятнее.

Пример 3

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)

Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

Прежде всего по словарю выясним значение слов пряности и эквивалент, потом продолжим работу. В этом тексте можно выделить два тезиса. Подчеркнем их и отметим, какие предложения разъясняют каждый тезис. Текст разделится на две части – два абзаца. 

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей».

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

  • Перескажем только поясняющие части каждого абзаца. Для первого возможен такой ответ: Царица Савская подарила Соломону пряности  вместе с золотом и драгоценными камнями.

В двух поясняющих предложениях второго абзаца речь идет об одном и том же – в некоторых ситуациях перец служил денежным эквивалентом.

  • Заменим не совсем ясное для пятиклассников выражение денежный эквивалент на более понятное – заменял деньги, служил заменой деньгам, использовался вместо денег
  • и соединим два последних предложения в одно.
  • При этом из одинаковых по смыслу выражений – иногда и известны случаи выберем короткое иногда. Произведем и другие сокращения.
  • Опустим ненужную в пересказе частность и на Востоке и на Западе.
  • Обсудим возможные варианты и запишем в тетрадь один из них: Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов; Иногда вместо денег налоги платили перцем; Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.

Пример 4

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их называют. Перескажите текст одним предложением.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести

часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега). (По В.Левитану)

Выделим в тексте тезисы, которые передают основное содержание.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести

часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

Речь идет о нескольких явлениях, происходящих на Земле из-за  Луны. Найдем те слова, которые описывают эти явления (превратить ясный день в настоящую ночь; оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его; вызывает движение воды в земных океанах и морях; море наступает на берег; море отступает от берега), и те, которые называют их точно (солнечное затмение, приливы, отливы).

Передадим основное содержание текста, используя только термины.

Возможно, получится такое предложение: Из-за Луны на Земле происходят солнечные затмения, приливы и отливы.

Пример 5

Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик... Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. (По М.Гаспарову)

Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзац:

• Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко.

• Это все – сосуды для пищи и питья, а для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы.

• Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

• Жерло вулкана называется «кратер» за сходство с широким раструбом именно этого сосуда.

Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив все примеры.

В каждом абзаце выделим тезисы. В первом абзаце подчеркнем три мысли:

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик... Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Найдем среди них главную. Для этого прочитаем вторую часть текста и обсудим, что в ней говорится. Речь идет только о том, как использовались вазы; ни о музеях, ни о значении греческих слов ничего не рассказывается. Значит, в первой части основная мысль заключена в последнем предложении:

Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Подчеркнем тезисы во втором абзаце.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

Сформулируем и запишем главную мысль:

Лишь немногие греческие вазы были украшением, большинство же служило человеку в хозяйстве.

Проясним, как связаны между собой два тезиса (второй продолжает, дополняет, уточняет, подтверждает, опровергает первый?) и выберем из предложенного списка подходящее по смыслу предложение – оно соединит первый и второй абзац: 

Но это не так: перед нами – бытовая утварь.

Передадим основное содержание текста своими словами. Может быть, это удастся сделать в одном предложении:

Нам кажется, что греческие вазы изготавливались только для украшения помещений, но это не так: большинство из них служило человеку в хозяйстве.

Пример 6

Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких  - доказательства. Восстановите правильный порядок предложений: не забудьте новую мысль написать с красной строки.

1. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

2. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.

3. Небо редко бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

4. Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется.

5. Кирпичные дома всегда красно-коричневые или желто-коричневые.

6. Осенью многое в природе меняет окраску.

7. Пo серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

8. Кленовые листья краснеют.

Во всех предложениях говорится об окраске, но в шести из них – о цветах отдельных предметов; и только два предложения содержат формулировки общих мыслей – четвертое и шестое. Это и есть тезисы. Остальные примеры подтверждают эти мысли. Их надо правильно сгруппировать, и текст получится такой:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. Небо реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно- коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело- зеленые автобусы.

Возможно, кто-нибудь почувствует, что второй тезис противопоставлен первому, поэтому правильнее начать второй абзац с союза а. А какой-нибудь сильный ученик может заметить, что небо с его изменившейся окраской видно и над городом тоже. Тогда придется попытаться выразить и эту, более сложную, мысль. Например, так:

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. А если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы. И только небо – одно и то же и над лесом, и над городом – осенью реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

Вернемся к добавленному в последнем варианте союзу а и назовем еще одно умение, которое понадобится ученикам, пересказывающим рассуждение. Это обозначение логических связей с помощью специальных слов: союзов, частиц и т.п.

Предложим хотя бы несколько упражнений или дополнительных заданий к упражнениям, чтобы ученики поняли, что, анализируя или пересказывая текст, нужно думать и об этом.

Задания могут быть такими:

Пример 7

Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым (будем использовать слова «противопоставление», «подобие», «причина», «следствие»), и добавьте подходящее слово: но, однако, тоже, потому что, поэтому.

  1. Малыш очень любил слушать сказки. Он радовался, когда у старше-

го брата или мамы вечером находилась свободная минутка, подбегал

к ним с книжкой в руках и смотрел умоляюще.

  1. Малыш очень любил слушать сказки. Бабушка слишком редко

усаживалась в кресло рядом с его кроваткой и, улыбнувшись, произ-

носила: «Жили-были...».

  1. Малыш очень любил слушать сказки. Читать он еще не умел.
  2. Малыш очень любил слушать сказки. Истории про путешествен-

ников и пиратов он любил слушать.

Первую пару предложений естественно соединить словом поэтому (в первом предложении причина, во втором – следствие), вторую – союзом но или однако (здесь противопоставление), четвертая пара соединяется союзом тоже (...истории про путешественников и пиратов он тоже любил слушать). Не так очевидна смысловая связь в третьей паре. Точнее, здесь можно представить себе разные виды связи. Если вставить союз потому что, смысл будет такой: неумение читать – причина любви к слушанью сказок; если бы умел, читал бы сам. Но допустим также союз но.

Упражнения на восстановление логических связей в тексте в 7–9-м классах

Продолжая подготовку к сжатому изложению, предложим ученикам упражнения для анализа логических связей внутри текста.

Умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой необходимо, так как при пересказе помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

  • восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами;
  • правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;
  • исправить нарушенную логику;
  • подобрать вступление или заключение.

Лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами, которые распечатаны на отдельных карточках, постепенно заменить работой на слух.

Известно, что характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и эквивалентные им синтаксические конструкции. Предложим  ученикам такой текст, в котором они отсутствуют.

Упражнение 1

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь. (По Н.Гранту)

Содержание высказывания в общих чертах понятно, но смысл его можно сделать более ясным, если подчеркнуть, что:

1) первое и второе предложения, а также два последних связаны между собой причинно-следственными отношениями:

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие.

Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь;

2) третье предложение иллюстрирует предыдущий тезис:

Когда-то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину;

3) первый и второй тезисы противопоставлены друг другу:

Когда-то … Но постепенно.

Прояснить логическую структуру текста помогают специальные слова – сочинительный (но) и подчинительные союзы (потому что, так как) и вводное слово например, – которые в исходном варианте упражнения отсутствовали.

Предложим ученикам такое задание:

1. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

2. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

3. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2.)

4. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

Допустим такой вариант сжатого изложения:

Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

Упражнение 2

Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Вставьте в текст слова, которые:

1) соединят примеры с тезисами;

2) точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например,  а,  именно,  ведь,  особенно,  поэтому,  по свидетельству древних историков.

3) Составьте логическую схему текста.

Это упражнение аналогично предыдущему: в нем пропущены слова, которые делают содержание текста более понятным. Так, слова например и по свидетельству древних историков соединяют примеры-иллюстрации с тезисами, вводят пример-разъяснение; частица ведь и наречие поэтому выражают причинно-следственные отношения;

союз а, частицы именно, особенно подчеркивают в предложениях важные смысловые части.

В тексте два абзаца, так как основных мыслей – две:

1) из-за полезных ископаемых народы переселяются на новые территории;

2) в древних мифах отразились истории походов за полезными ископаемыми.

Каждый тезис иллюстрируется примером:

1) в поисках месторождений металлов греки заселяли побережье Черного моря;

2) миф о золотом руне.

Каждый пример разъясняется:

1) в Крыму есть железо, а на Кавказе – золото;

2) золото в кавказских реках добывали с помощью бараньих шкур.

Правильно выполненное упражнение выглядит так:

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, особенно металлов. Именно богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки, например, испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Поэтому они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, а в реках Кавказа – золотой песок.

История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, например, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. По свидетельству древних историков, «золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по

дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Логическая схема текста может быть записана таким образом:

Тезис 1 – Пример 1 – Разъяснение Примера 1 – Тезис 2 – Пример 2 – Разъяснение Примера 2.

После обсуждения работы ученики с опорой на схему пишут сжатое изложение.

Полезными для тренировки умения видеть логическую структуру текста являются упражнения, в которых нужно восстановить пропущенные элементы рассуждения – тезисы или доказательства, логические переходы между абзацами.

Упражнение 3

Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья. Сначала попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом проверьте себя, выполнив задание после текста.

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку. Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными. (По Н.Гранту)

Найдите в тексте место для следующих утверждений:

1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов.

2. Все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания.

3. Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь к среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва.

Если ученики правильно поняли содержание, то у них получится такой текст:

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку. Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов. Идея о том, что все

растения и животные произошли от более ранних видов, которые  изменялись, приспосабливаясь к среде обитания, принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь к среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи

или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми

можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными.

Перед тем как написать по этому тексту изложение, стоит обсудить с классом, какие фрагменты нужно исключить из краткого пересказа.

Понятно, что ими будут предложения, в которых говорится об официальной цели экспедиции, разъясняется понятие «эволюция», точно указывается, что употребляют в пищу вьюрки разных видов. Это слишком подробная для сжатого изложения информация.

 Возможен  такой вариант пересказа:

Во время плавания на корабле «Бигль» вдоль берегов Южной Америки Дарвин собрал доказательства, которые помогли ему объяснить механизм эволюции. Он заметил, что на Галапагосских островах вьюрки, живущие в разных условиях, различаются формой клюва. Это связано с тем, чем они питаются. Если вьюрки едят пищу с твердой оболочкой, то клювы у них короткие и мощные. Если пищей служат насекомые, то клювы более тонкие. Если птицы питаются мякотью плодов и растений, то клювы у них узкие и длинные.

Эффективными оказываются упражнения, в которых нужно восстановить правильный порядок предложений в тексте. Можно начать с простого.

Упражнение 4

Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.

1. Этот обычай родился много столетий назад.

2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

7. Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________________________________________».

8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

Правильным будет такой текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут. (А.Журавлев)

Упражнение 5

Предложения распределены по двум группам – тезисы (А) и примеры и переходы (Б). Часть (А) напечатана на карточках, предложения из части (Б) учитель читает вслух: ученики во время чтения цифрами указывают место для примера или перехода.

Дополните текст (А) примерами и переходами (Б).

(А)

1. Земля – гигантский магнит.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для

нас приборы.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы, и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором.

(Б)

1. «Этот инструмент напоминает ложку, и, когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг», – читаем в тексте, написанном в Китае в I веке н.э.

2. На магнитную стрелку влияли находившиеся рядом с ней железные предметы, например корабельные пушки, поэтому суда часто сбивались с намеченного курса.

3. Недалеко от географических – Северного и Южного – полюсов расположены два магнитных.

4. Теперь корабли, которые до этого двигались вдоль береговой линии, могли безбоязненно выходить в открытое море, совершать далекие путешествия.

5. На этом основан принцип действия магнитного компаса, изобретенного в Древнем Китае еще в III веке до н.э.

Верно выполненное упражнение выглядит так: рядом с тезисами части (А) указаны порядковые номера примеров и переходов

части (Б).

1. Земля – гигантский магнит. – 3.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг. – 5.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы. – 1.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы, и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы. – 4.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором. – 2.

В сильном классе можно предложить упражнение, в котором исходный текст разбит на отдельные фрагменты – к каждому даны свои вопросы и задания. В ходе работы надо воссоздать первоначальный текст, а затем кратко пересказать его содержание в соответствии с заданной логической схемой.

Упражнение 6

(А) Вставьте пропущенные слова, чтобы прояснить логику развития мысли: именно; другими словами; но правильнее было бы сказать, что. Подчеркните тезисы, нужные для разъяснения более общих утверждений.

Английская пословица гласит: торговля следует за флагом. Вслед за первооткрывателями земли на нее ступают купцы. Флаг следует за торговлей. Поиски торговых путей привели к тому, что в XV–XVI веках европейцы открыли все существующие океаны и материки.

(Б) Прочитайте два утверждения и допишите третье так, чтобы оно обобщило их смысл.

Колумб не ставил целью открыть новый материк – он хотел добраться до Китая и Японии и умер с уверенностью, что это ему удалось. Магеллан не собирался в кругосветное путешествие – его задачей было проложить новый торговый путь к островам Пряностей (Молуккским). Экспедиции великих мореплавателей – Колумба и Магеллана – состоялись только потому, что _________________________________________.

 (В) Соедините тексты (А) и (Б) в один по такой схеме:

1) первый абзац: Считается, что Тезис 1. – Но это не так: Тезис 2;

2) второй абзац: Тезис 3 + два примера.

Запишите краткий пересказ получившегося текста.

Легко заметить, что среди предложений части (А) есть два утверждения, прямо противоположные по смыслу: 1) Английская пословица гласит: торговля следует за флагом; 2) Флаг следует за торговлей.

Логические отношения противопоставления из списка слов выражает только конструкция но правильнее было бы сказать, что. Предложение Вслед за первооткрывателями земли на нее ступают купцы разъясняет английскую пословицу, поэтому его можно начать вводным словосочетанием другими словами. Частица именно употребляется здесь в значении как раз и подчеркивает точный смысл «обратного» афоризма Флаг следует за торговлей. Места для вставок пропущенных слов определить нетрудно: Английская пословица гласит: торговля следует за флагом.

Другими словами, вслед за первооткрывателями земли на нее ступают купцы. Но правильнее было бы сказать, что флаг следует за торговлей. Именно поиски торговых путей привели к тому, что в XV–XVI вв. европейцы открыли все существующие океаны и материки.

Общая мысль двух первых предложений части (Б) – великие открытия Колумба и Магеллана состоялись только потому, что нужно было найти короткий морской путь на Восток, чтобы наладить торговлю пряностями, шелком, драгоценными камнями и металлами, экзотическими птицами и животными с Китаем, Японией, Индией, островами Тихого океана. Ни Колумб, ни Магеллан не ставили перед собой никаких других целей, кроме торговых. Открытие Америки и Тихого океана было географической «случайностью»: Колумб умер, даже не подозревая, что открыл новый материк. Соответственно последнее предложение может быть закончено так: Экспедиции великих

мореплавателей – Колумба и Магеллана – состоялись только потому, что европейцы искали короткий морской путь на рынки Дальнего Востока, изобилующие шелком и пряностями.

Следуя предложенной логической схеме (В), можно по-разному передать содержание исходного текста – сохраняя или не сохраняя словесную игру первого абзаца. Допустимы такие варианты:

Вариант 1

Считается, что торговля следует за флагом. Но это не так. Флаг следует за торговлей.

Поиски торговых путей привели к тому, что в XV–XVI вв. европейцами были открыты существующие океаны и материки. Колумб хотел добраться до Китая и Японии, а открыл новый материк, Магеллан – проложить короткий морской путь к островам Пряностей, а совершил кругосветное путешествие.

Вариант 2

Считается, что географические открытия совершаются специально. Но это не так. Европейцы открыли существующие материки и океаны случайно: они искали удобные торговые пути в другие страны. Экспедиции Колумба и Магеллана состоялись только потому, что нужен был короткий морской путь на Восток: Колумб хотел добраться

до Китая и Японии; Магеллан – до Молуккских островов.

Упражнения на освоение приемов сжатия текста

Основных приемов сжатия информации – два:

обобщение частной информации;

исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца: Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне, красавчик». (К.Ушинский)

 Вот она подошла к дереву и стала петуха хвалить, чтобы он слетел к ней. //

Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал в рассуждении – к основной проблеме.

На экзамене ученики должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регулярными упражнениями: сначала простыми – потом все более сложными.

Упражнения на исключение второстепенной информации

Исключением ученики занимаются уже на начальном этапе работы с изложением: во время первого чтения они, слушая текст, мысленно исключают из него доказательства и примеры, а в тетрадь записывают только тезисы. Однако полностью исключать примеры из рассуждения нельзя – они важный элемент логической структуры. Поэтому

нужно тренироваться сокращать их, опуская частные подробности, или ссылаться на них.

Упражнение 7

Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков)

Ответ

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в

течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов.

А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли.

Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят _____________________________________, то сравнивают человека _______________________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. ____________________________________? Пластунами называли казаков- разведчиков, которые, _____________________________________,

были способны ___________________________, а передвигаясь, __________________________________________________________________________.

Заполняя пропуски, обратим внимание учеников на то, что из нескольких однородных примеров к первому тезису (прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки зайца, волка, турка), в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то – любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны.

Ответ

Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.

Упражнение 8

В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Сжечь корабли – окончательно, решительно порвать с прошлым. Похожий смысл имеют выражения: перейти Рубикон, сжечь мосты.

Когда человек отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания и решительно устремляется вперед, говорят, что он сжег корабли. Корабль в этом выражении – символ бегства.

Чтобы лишить себя возможности убежать, побороть искушение и не отступить перед лицом трудностей, древние воины сжигали корабли. Так поступил в 1066 году после высадки в Англии вождь норманнов Вильгельм Завоеватель. Очевидно, этот поступок придал силы его воинам: они наголову разбили англосаксонского короля Гарольда Второго, и на престол взошел Вильгельм.

 А первыми, согласно античным историкам, сожгли корабли женщины. Это были жены троянцев, бежавших после падения Трои и заброшенных к берегам Италии. Место это понравилось женщинам, и, чтобы мужья прекратили скитания и остались жить здесь, женщины-троянки предали огню все корабли. (С.Волков)

Ответ

Окончательно, решительно; перейти Рубикон, сжечь мосты; отрезает себе все пути к отступлению, отбрасывает последние колебания; чтобы лишить себя возможности убежать, побороть искушение и не отступить перед лицом трудностей; прекратили скитания и остались жить здесь.

Упражнения на обобщение частной информации  5–6-й классы

Упражнение 9

Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нужно, измените форму согласующихся слов):

1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.

2. Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.

3. С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки.

4. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах.

5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.

6. Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.

7. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.

8. Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар... Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю.Олеша)

Видно, что почти во всех предложениях однородные члены могут быть заменены местоимениями или наречиями со значением все, всякий, везде (никто, ничто, никакой, нигде). Но лучше, если пятиклассники потренируются в подборе таких обобщающих слов, которые передают смысл фразы более точно и не противоречат контексту.

Возможные варианты стоит обсудить в классе.        

Ответ

1. Многие // все горожане // все жители города.

2. Все бедняки // весь бедный рабочий люд ;

 3. Отовсюду // Со всех сторон // И справа и слева // Из каждого дома // Из всех окон.

 4. Разноцветные парики // Парики всех цветов радуги // Парики всех возможных цветов и оттенков.

5. Всех цирковых артистов / / всю цирковую труппу.

6. У рабочих нет никакого оружия.

7. Самые разнообразные звуки // очень много маленьких звуков.

 8. Разноцветные воздушные шары.Ни одному ребенку.

Упражнение 10

Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по  смыслу словом или словосочетанием.

1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.

2. С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях.

3. Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.

4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю.Олеша)

5. В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.

У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы,

то пирожное, то монетку. (В.Гауф)

6. Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную площадь. У балаганов толкался народ. Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собравшихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то пищало, шелестело, рычало. (Ю.Олеша)

Ответ

1. Он горько плакал.

 2. Пестром//полосатом//черно-желтом.

 3. Город сверху//дома, реку, людей, деревья.

 4. Вокруг дворца и по дороге в город.

 5. Чинил обувь; кто-нибудь покупал что-нибудь// какой-нибудь подарок.

6. Негр//Тибул; ни одного богача, только бедняки//бедные жители окраин; потрепанную; из-за кулис//из балаганов доносился шум, музыка, голоса людей и животных.

Упражнение 11

На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента.

1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)

________________________________________________________________________

2. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

________________________________________________________________________

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился.

________________________________________________________________________

Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В.Катаев)

3. Кукушка сидела на березе. Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, перышки, траву. __________________________________________________________________________Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Но у кукушки была своя

забота. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо выстроит, той и подкину яйцо». (В.Бианки)

________________________________________________________________________

4. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

– Я вкуснее всех, – сказала рябина.

Калина сказала:

– Ты горькая.

– Слаще меня нет, – говорит малина.

– Сладка, да червива, – говорит калина.

– Я самая душистая, – сказала черемуха.

А калина говорит:

– Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

– Нет лучше меня – сочнее и нарядней, – говорит костяника.

Калина тут сказала:

– Кисла ты, да еще с косточками. (По Т.Ладыженской)

______________________________________________________________________

Ответ

1. В зале было шумно и весело.

2. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись.

3. Вокруг нее суетились птицы. Они строили гнезда. …найти гнездо, в которое можно свое яйцо подкинуть.

4. …спорили, кто из них вкуснее. Калина всех рассудила: рябина, по ее мнению, горькая, малина червивая, у черемухи ягоды вяжут, а костяника кислая и с косточками.

Упражнение 12

Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этих фрагментов.

1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» –сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет –дождь,

снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер –верхом или в почтовой карете –доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды.

(По Е.Кудрявцевой)

2. Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников, у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдают уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так, до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, есть ли на Луне вода. (По Е.Левитану)

Ответ

1. Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела необходимый для наблюдений набор приборов. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определенные часы,

он снимал показания приборов, определял тип облаков, описывал характер осадков и природных явлений и заносил данные в дневник. Собранная информация доставлялась в обсерватории, где на ее основе составляли прогноз погоды.

2.Число спутников у планет Солнечной системы неодинаковое: у планет-гигантов их несколько десятков, а у Плутона и Земли всего лишь по одному.

Хотя Луну, в отличие от спутника Плутона, ученые исследуют многие годы, до сих пор не известно, есть ли на ней вода.

Упражнение 13

Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний.

(А)

1. На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано четное число бревен – иначе быть несчастью.

2. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечетное количество дверей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. (А.Гостева)

(Б)

1. В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и, прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет.

2. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может располагаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева)

Ответ

(А)

В некоторых странах важную роль при строительстве дома играют четные и нечетные числа – с ними связано представление о счастливой или несчастливой жизни. У разных народов связь между числом и судьбой может быть разной.

(Б)

У многих народов существует запрет на постройку дома на «нечистой» земле. Перед началом строительства нужно обязательно узнать, благоприятно ли выбранное место для человека или нет.

Упражнение 14

Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент – с помощью приема обобщения.

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были

посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних  олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М.Гаспаров)

Ответ

В этом тексте четыре тезиса: 1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты;

2) олимпийские игры посвящены Зевсу;

3) программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков;

4) позже программа олимпийских состязаний расширилась.

Из первого абзаца следует исключить следующие детали:

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть  на людскую силу и ловкость.

Содержание выделенного фрагмента, возможно, получится обобщить так:

Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

        

В целом сжатое изложение этого текста может быть таким:

Олимп и Олимпия – не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвященные Зевсу.

Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

Позднее программа олимпийских состязаний расширилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Познавательный урок-презетация, на  котором  учащиеся продолжают подготовку к написанию сжатого изложения. В презентации представлены способы сжатия текста, даётся памятка, тексты дпя сжатия...

учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению

. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....